Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Музыкальные звуки
Глава 1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ. МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА И НОТАЦИЯ ЗВУКОВ Музыкальные звуки Музыкальное искусство не может существовать без музыкальных звуков, обладающих определенными физическими свойствами. Знание этих свойств составляет часть культуры и профессиональной компетентности музыканта. Понятие музыкального звука. Музыкальный звук («наименьший структурный элемент музыкального произведения»1) есть следствие природного физического явления, вызываемого механическими колебаниями любого упругого тела (струны, голосовых связок, металлической или деревянной пластины, воздушного столба в духовом инструменте) в какой-либо среде (воздухе, жидкостях, твердых телах), кроме вакуума. Колебания любого источника музыкального звука образуют звуковые волны (сгущения и разряжения), воспринимаемые ухом и передаваемые в головной мозг при помощи рецепторов нервной системы. Музыкальные звуки, в отличие от бесконечного множества остальных звуков-шумов2 и звонов, имеют ряд свойств (высоту, длительность, громкость, тембр), связанных с физическими характеристиками, расстоянием источника звука от слушателя и положением слушателя. Эти свойствавозникли и откристаллизовались в определенную систему в ходе длительного развития музыкальной культуры. Высота музыкального звука. Высота музыкального звука зависит от частоты колебаний звучащего тела: чем больше колебаний в секунду, тем выше звук, причем число колебаний, производимых в секунду источником звука, находится в прямой зависимости от величины (длины ______________________________ 1 См.: Музыкальный энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Келдыша. М., 1990. С. 200. 2 Шумовые звуки также применяются в отдельных музыкальных произведениях с целью создания тех или иных эффектов, для чего служат входящие в состав большого симфонического оркестра инструменты семейства ударных: тарелки, бубен, тамтам, большой и малый барабаны и др. и толщины) и упругости звучащего тела: чем длиннее (толще) струна, тем реже ее колебания и ниже звук, чем струна короче (тоньше), тем выше звук. В музыке используется диапазон от 16 до 4200 Гц1, в вокальном искусстве объем человеческих голосов составляет от 60 до 1500 Гц. Воспринимать же звуки человек может в диапазоне 16 – 20 000 Гц. Таким образом, наиболее точно воспринимаемые звуки располагаются в среднем регистре. Это связано с практикой человеческой речи и пения. Между частотой колебаний и высотой звука существует определенная зависимость. Всякий раз при увеличении частоты на 110 Гц (укорочении длины струны в два раза), начиная от звука ля большой октавы (110 Гц в секунду), последовательно образуются следующие интервалы: чистая октава, чистая квинта, чистая кварта, большая терция, две малых терции, а затем – несколько больших и малых секунд. Далее, с увеличением частоты колебаний по сравнению с первоначальной частотой на одну и ту же величину, образуются еще более узкие интервалы. Получившаяся последовательность звуков будет соответствовать натуральному ряду чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и далее до бесконечности (во столько раз увеличивается частота колебаний по сравнению с первоначальной частотой). Именно поэтому данная последовательность звуков получила название натурального звукоряда. Целиком Половинами Третями Четвертями Пятыми Шестыми (и т.д.) Одновременное колебание Рис. 1. Графическое изображение колебаний струны _________________________ 1 Герц – единица измерения частоты (колебаний в секунду), названная по имени немецкого ученого-физика Г. Герца. Итак, натуральный звукоряд образуетсяпри делении струны на две, три, четыре, пять, шесть и более частей, колеблющихся самостоятельно и одновременно (рис. 1). Длительность, громкость и сила звука. Длительность звука – время, или продолжительность колебания звучащего тела. Громкость звука – этосила колебательного движения, зависящая прежде всего от амплитуды (размаха) колебаний источника звука: чем размах больше, тем громче звук. На восприятие громкости влияют еще и расстояние от источника звука, и частота колебаний: чем меньше расстояние и больше частота колебаний, тем громче звук. Кроме того, при одинаковых амплитуде колебаний звучащего источника и его удаленности от человеческого уха более громкими кажутся звуки среднего регистра. Колебания источников музыкального звука могут быть затухающие, с постепенно уменьшающейся амплитудой колебаний, например у рояля, арфы, балалайки, домры, и незатухающие, с постоянной или произвольно меняющейся амплитудой, например у скрипки при исполнении смычком или органа. Следует различать близкие, но не равнозначные понятия громкости и силы звука. При увеличении силы звука в 100 раз его громкость увеличивается в два раза, а при увеличении силы звука в 1000 раз – лишь в три раза. Кроме того, сила звука измеряется в децибелах, а громкость – в фонах. Громкость звука в музыкальной практике обозначается различными терминами, которые при расположении в порядке убывания громкости образуют последовательность, представленную в табл. 1. Кроме того, для обозначения внезапного громкого или внезапного тихого звучания используют производные обозначения sf и sp (соответственно, subito forte и subito piano); для постепенного нарастания или ослабления звучания – термины crescendo и diminuendo, часто заменяемые «вилками»: и . К словам crescendo и diminuendo иногда добавляется обозначение росо а росо (постепенно, понемногу), к терминам crescendo и diminuendo,действующим в течение нескольких тактов, – sempre. Например, sempre crescendo – все время усиливая, вплоть до следующего обозначения. Таблица 1 Обозначения громкости звука
Тембр. Тембром, или окраской, называетсяхарактер, или состав звука, зависящий от многих причин: конструкции инструмента, материала и его качества, способа звукоизвлечения и мастерства исполнителя, расстояния от источника звука и среды, в которой распространяется звук. Но наибольшее значение для формирования тембра музыкальных звуков имеет натуральный звукоряд, каждый звук которого является сложным, так как состоит из нескольких одновременно звучащих тонов. Дело в том, что человек способен воспринимать только основную частоту (единственный, наиболее слышимый звук определенной высоты), которая соответствует частоте колебаний целой струны. Частичные же гармонические тоны (гармоники, или обертоны), лежащие выше основного тона и образованные от колебаний каждой отдельно взятой части струны, человеческим слухом не воспринимаются и сливаются сосновным тоном. К примеру, натуральный звукоряд,построенный от звука до, состоит из ряда обертонов (прим. 1).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Следует обратить внимание на то, что выделенные 7, 11, 13, 14-й звуки этого ряда не соответствуют обозначенной высоте: 7-й и 11-й звучат несколько ниже, 13-й и 14-й – несколько выше. Тембр зависит от распределения громкости между обертонами. Подбирая интенсивность звучания различных обертонов на некоторых музыкальных электрических инструментах, можно имитировать тембры различных акустических музыкальных инструментов. Например, при выделении нечетных гармонических тонов (1, 3 и 5-го) синтезируется тембр кларнета. Если же усилить громкость второго обертона по сравнению с основным тоном, третьего – по сравнению со вторым, а далее громкость гармонических тонов снижать, то можно получить тембр, близкий тембру гобоя. Необходимо подчеркнуть, что все рассмотренные выше свойства присутствуют в каждом музыкальном звуке, но роль их может быть различной: если высота и длительность имеют большее значение, влияя на узнаваемость мелодии, то громкость и тембр могут лишь изменить ее характер.
Дата добавления: 2014-10-10; просмотров: 651; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |