Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Музыкальная система и нотация звуков

Читайте также:
  1. II. ОСНОВЫ СИСТЕМАТИКИ И ДИАГНОСТИКИ МИНЕРАЛОВ
  2. PR как система
  3. А) Система источников таможенного права.
  4. Автоматизированная система управления гибкой производственной системой (АСУ ГПС)
  5. Автоматическая система сигнализации
  6. Автономная нервная система.
  7. Англо-американская система права (система общего права).
  8. Анимация и звуковые эффекты в презентации
  9. АННОТАЦИЯ
  10. АННОТАЦИЯ

Музыкальная система и звукоряд. Музыкальная система представляет собой комплекс звуков, находящихся между собой в определенном соотношении по высоте и образующих материальную основу музыки.

Хроматическая музыкальная система (двенадцатиступенная система, расширенная тональность) – система тональной гармонии, допускающая в пределах данной тональности аккорд на каждой из 12 ступеней хроматической гаммы1.

__________________

1 См.: Музыкальный энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Келдыша. М., 1990.С. 607.

Совокупность всех звуков какой-либо системы, расположенных в определенном порядке (обычно в поступенном восходящем или нисходящем), называется звукорядом 1.

Современная хроматическая музыкальная система2 и ее звукорядстали результатом развития певческой практики и инструментального искусства. Среди музыкальных инструментов полным диапазоном, т. е. общим звуковым объемом, содержащим в себе практически все музыкальные звуки (в пределах от 16 до 4000 колебаний в секунду), обладают фортепиано и орган.

Наглядно музыкальную систему и ее звукоряд можно увидеть на восьмидесятизвучной фортепианной клавиатуре, где на 52 белых клавишах периодически повторяются семь основных звуков – семь основных ступеней диатонического звукоряда этой системы.

Буквенная и слоговая системы нотации музыкальных звуков. Через каждые семь звуков (клавиш) вместе с основными звуками (ступенями) периодически повторяются и соответствующие им названия. Эти названия, возникшие еще в Средневековье, сегодня в музыкальной практике представлены двумя системамислоговой и буквенной.

На рис. 2 выделены и обозначены слогами (вверху) и буквами (внизу) семь основных диатонических звуков (ступеней), составляющих основу современной хроматической музыкальной системы.

до ре ми фа соль ля си

do re mi fa sol la si

c d e f g a h

Рис. 2.Основные диатонические звуки современной

хроматической музыкальной системы

________________________

1 Там же. С. 201.

2 Хроматическая система сложилась в Европе к началу XVII в. как следствие исторического развития музыкального искусства. В глубокой древности музыкальная система была иной: в основе многих античных ладов лежал диатонический тетрахорд – последовательность четырех звуков в диапазоне кварты. Слияние двух тетрахордов привело к образованию диатонических ладов.

За основу буквенной системы в раннем Средневековье был взят латинский алфавит1, первые буквы которого дали название ступеням средневекового семиступенного диатонического звукоряда. Таким образом, тоны данного звукоряда получили следующее буквенное обозначение: A (a), B (b), C (c), D (d), E (e), F (f), G (g), соответствующие по современной слоговой системе обозначений звукам Ля (ля), Си-бемоль (си-бемоль) или Си (си)2, До (до), Ре (ре), Ми (ми), Фа (фа), Соль (соль).

Слоговая система названий музыкальных звуков была введена итальянским музыкантом-теоретиком, регентом и педагогом Гвидо д’Ареццо, или Гвидо Аретинским (из Ареццо), в XI в. Основным звукорядом в то время был гексахорд (шестиступенный звукоряд с полутоном посредине), свободно перемещающийся по высоте вместе со слоговыми названиями его ступеней благодаря существованию относительной сольмизации. Для обозначения шести ступеней гексахорда Гвидо Аретинский использовал начальные слоги (ut, re, mi, fa, sol, la) первых шести строчек средневекового римского католического гимна «Sancte Johannes», сочиненного в честь легендарного покровителя певцов св. Иоанна.

После возникновения равномерно-темперированного строя как системы звуковысотных отношений3 с его двенадцатизвуковой хроматической темперацией (деление октавы на двенадцать равных полутонов), заменившей пифагоров и чистый строй, основным тоном звукоряда стал звук Do.

Абсолютная сольмизация. В XVII в. относительную сольмизацию4 вытеснила абсолютная, при которой каждый из музыкальных слогов был

_______________________

1 С III в. до н. э. до VI в. н. э. в нотации использовались преимущественно греческие буквы, которые к X в. были вытеснены латинской буквенной нотацией, возникшей в Западной Европе в период раннего Средневековья. В XII–XIII вв. буквенная нотация вытеснилась невменной и квадратной, затем с XIV по XVIII в. вновь стала применяться для записи инструментальной музыки, сохранившись по сей день.

2 Вторая ступень основного звукоряда применялась в двух видах: высокая (си) – В durum (лат. «твердое») имела квадратное начертание; низкая (си-бемоль) – В mollis (лат. «мягкое») – округлое начертение. Со временем звук си стал обозначаться латинской буквой Н.

3 См. подробно о музыкальном строе: Музыкальный энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Келдыша. М., 1990. С. 525.

4 Термин «сольмизация» сегодня означает произнесение слоговых названий звуков без интонирования их звуковысотных соотношений, но с соблюдением метроритмического рисунка и дирижированием.

закреплен только за каким-либо одним определенным звуком (в рамках каждой октавы). Международной эталонной высотой для настройки всех инструментов стал звук ля первой октавы с частотой колебаний в 440 Гц (при t воздуха 20 0С)1. Для обозначения нового звука на VII ступени основного звукоряда стали использовать слог Si (илибукву Н), который получился путем сложения начальных букв слов Sancte и Johannes, с которых начинается седьмая строка гимна. Для удобства пения слог Ut был заменен слогом Do итальянским теоретиком, скрипачом, композитором Дж. М. Бонончини (1642–1678) во второй половине XVII столетия2. Именно в таком виде слоговая система названий основных ступеней диатонического звукоряда (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) получила широкое распространение и существует и поныне.

В нашей стране используются обе системы: в музыкально-учебной практике и в речевом обиходе – преимущественно слоговые названия звуков, в музыковедческой литературе – чаще буквенные названия, так как они короче и удобнее, особенно при обозначении тональностей.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Музыкальные звуки | Система нотного письма

Дата добавления: 2014-10-10; просмотров: 712; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.