Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Б. Лятошинский. Ой, гора с тремя криницами, соч. 36, № 1

Moderato

А. Хачатурян. Ноктюрн «Венеция»

Из музыки к пьесе В. Шекспира «Отелло»

Adagio

dolcissimo

 

Особые случаи несоблюдения вышеизложенных правил группировки могут быть связаны с использованием синкопированного ритма, особой фразировки и акцентов для достижения какого-либо музыкального образа.

Правила группировки в вокальной музыке. В вокальной музыке также имеются свои особыеправила группировки длительностей:

§ нота группируется и записывается с другими нотами отдельно, если на слог текста приходится один звук;

§ все ноты, приходящиеся на один слог текста при его распевании на двух и более звуках, объединяются в одну группу общим ребром и лигой;

§ вокализы (распевания на один гласный звук) составляют исключение: их длительности группируются по правилам, действующим в инструментальной музыке.

 

Темп

Понятие темпа и его обозначения. Темп – скорость исполнения музыкального произведения, или частота пульсирования метрических долей. Для обозначения темпа используют чаще итальянские термины в начале произведения и в местах смены темпа. Ниже приведены термины, относящиеся к трем основным группам темпов (медленным, умеренным и быстрым), а также их значения (табл. 5).

Таблица 5

Основные темповые обозначения

 

  Группа темпов Итальянское обозначение   Произношение   Значение
Медленные Grave Largo Largetto Lento Adagio граве   лярго   ляргетто   ленто адажио тяжело, торжественно широко, протяжно немного скорее, чем Largo протяжно медленно, протяжно
Умеренные Sostenuto Andante состенуто   анданте сдержанно   спокойно, не спеша
Окончание табл. 5
  Andantino Moderato Сon moto Allegretto андантино   модерато кон мото   аллегретто немного скорее, чем Andante умеренно с движением, подвижно подвижно
Быстрые Allegro Vivo Vivace Presto Prestissimo аллегро виво виваче престо престиссимо скоро живо очень живо быстро очень быстро

 

Производные от основных темпов термины с окончанием на -etto (Allеgretto, Larghetto, Allegretto и т.д.) означают то же, что и основные, но с несколько меньшей мерой, например: allegretto – не очень скоро, оживленно. Производные от основных темпов термины с окончанием на -issimo, означают превосходную степень.

Постепенное изменение темпа имеет особые обозначения (табл. 6).

 

Таблица 6

Основные обозначения постепенного изменения темпа

 

Группа изменения темпа Итальянское обозначение   Произношение   Значение
Темпы замедления ritenuto   ritardando   allargando   rallentando ритенуто   ритардандо   алляргандо   раллентандо затягивая   запаздывая   расширяя   замедляя
Темпы ускорения accelerando stringendo stretto incalzando аччелерандо   стринжендо   стретто инкальцандо ускоряя   сжимая   стесняя напирая

Резкое ускорение темпа (вдвое быстрее) отмечается термином Doppio movimento. Возвращение прежнего темпа обозначается a tempo – в темпе, L’istesso tempo – прежний темп; возвращение к начальному темпу – Tempo primo, Tempo I (первоначальный темп). При необходимости исполнения точного темпа применяется метроном, изобретенный И.Н. Мельцелем в 1816 г.

В исполнительской практике достаточно широко применяются агогические отклонения от указанного темпа. Агогика (от греч. ago – веду; в античной музыкальной теории – скорость движения, темп) – не имеющие фиксации отклонения реальной длительности звуков и пауз от указанных в нотном тексте соотношений, применяемые для выразительности музыкального исполнения. Агогические отклонения часто сочетаются с изменениями динамики: crescendo сопровождается небольшим ускорением, diminuendo – замедлением темпа.

Ряд темповых терминов непосредственно относится к подобным отклонениям, например: meno mosso – менее подвижно, piи mosso – более подвижно, rubato (буквально – «похищенное время») – более свободное в метроритмическом отношении исполнение, a piacere – по желанию.

Темп определяется характером музыки, а отступление от указанного темпа может существенным образом изменить музыкальный образ. Кроме того, большинство темповых терминов, указывает и на характер исполнения, например, в музыке XVII–XVIII вв. Allegro одновременно означало веселый характер, а значение Largo как «широко» одинаково относится к темпу и характеру исполнения (см. «Краткий словарь иностранных музыкальных терминов» на с. 242).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое мензуральная нотация, чем она отличалась от невменной?

2. Назовите в порядке возрастания длительности мензуральной нотации.

3. Какие длительности мензуральной нотации соответствовали целой, половинной, четвертной и восьмой нотам?

4. Как называлась длительность мензуральной нотации, равная двум целым нотам?

5. Что такое ритм и метр? Каковы разновидности метра?

6. В чем состоит соразмеренность длительностей?

7. Какие три основные разновидности имеет ритмические рисунок?

8. Что такое размер? Назовите основные разновидности размера.

9. Каковы наиболее часто применяемые виды особого деления долей?

10. Что такое полиритмия и полиметрия?

11. Как обозначаются паузы, соответствующие основным длительностям?

12. Что такое группировка, каково ее значение в нотном тексте?

13. Что такое темп? Назовите все основные темпы в порядке их ускорения.

14. Приведите примеры обозначения постепенного изменения темпа.

15. Что такое агогика?

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Andante sentimentale | СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

Дата добавления: 2014-10-10; просмотров: 499; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.