Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Средневековье

Читайте также:
  1. Раннее средневековье. Апологетика и патристика

Средние века - ≈ 5 век н.э. ≈ 14 век н.э. в Италии, а в других странах почти до 15 в. То есть ≈1000 лет. В связи с этим важны следующие даты, обозначающие условные границы начала эпохи:

323 г. – установление христианства в Риме;

476 г. – падение Римской Империи, разграбление варварами.

При характеристике этой эпохи часто пользуются категорией «антиномия». Это значит не просто «противоречие» или «расхождение». Это философский термин, обозначающий противоречия между двумя взаимоисключающими положениями, каждое из которых логически доказуемо и «законно». Например, у Канта: «Всё сложное состоит из простых элементов» и «нет ничего простого». Такой подход плодотворен, т.к. заставляет искать выход и находить его в иной плоскости. Средневековье – как раз такой период.8г

У эпохи своя ментальность, т.е. манера чувствовать и думать. Долгое время по отношению к эпохе Средневековья употребляли стереотипные эпитеты: «Ночь Средневековья», «мрачное», «тёмное» – была привычная точка зрения. Но, с другой стороны, культура этой эпохи родила в своих недрах то, что называют Возрождением (причём трудно провести временную границу[1]). «Невежественное» – но, – Средневековье разработало тончайшие интеллектуальные построения (сфера богословия – риторика, схоластика, религиозная философия). «Грубое», «варварское» – да, но здесь же основы западноевропейской этики: рыцарственность, предприимчивость, куртуазность (т.е. галантная вежливость по отношению к женщине) и др.

«Религиозное мракобесие» – не без этого, но: объединяющая весь Запад и несущая цивилизацию миссия христианства, монастыри как центры культуры.

Средневековье – проблема современной культурологии. Исторически в нашем культурном «коде» – античность, но вышли мы все из средневековья, ибо мы – потомки варваров и созданных ими народов. Медиевистика – довольно молодая, но уже очень развитая область истории культуры.

Мировоззренческая основа эпохи – ТЕОЦЕНТРИЗМ, т.е. центральная тема культуры – БОГ. Эпоха выработала свои собственные представления о вселенной, боге, добре и зле, человеке и смысле жизни:

Вселенная – сотворённость, центрированность (Земля) и концентричность (сферы ада и рая).

Пространство – замкнутое (как замкнут христианский мир, так замкнут и город), но многослойное (поэтому возможность чуда, переход от мирского к сакральному). Важно: небесное пространство не аналогично земному, небесное сакрально, а земное подлежит отвоёвыванию у врагов или врага (Дьявола).

Небесный (Божий) Град и Райский Сад – земной город и лес.

Время – в Средневековье – момент вечности. От античности – непрерывность и линейность смены веков. Средневековье ощутило цикличность с/х жизни и цикличность религиозного года. Кроме того, средневековый человек ощущал себя во времени не так как мы. Он мог пешком добираться из одного города в другой целый месяц, новости распространялись не так стремительно как в наш информационный век, жизнь протекала неторопливо. В начале 21 века мы ощущаем, как время сконцентрировалось, мы как будто стали жить стремительнее, «событийнее».

Бог – борьба с «идолами», но попытка примирить библейскую объективную реальность с детски варварской потребностью в наглядности через символику: Отец – Рука, Сын – Агнец (Agnus), Дух – Голубь;

Отец (Pater)=Царь, Господин, Феодал (Rex, Dominus);

Сын=Добрый Пастырь, Младенец;

Культ Богородицы=Культ Прекрасной Дамы.

Небесный двор – чины Ангелов, Святые (новое многобожие).

Дьявол и его слуги (черти) – эволюция образов сатиров и силенов.

Человек – божье создание. Важнейший момент цивилизации – признание за человеком свободы воли (а значит стимул всякой предприимчивости) и признание наличия бессмертия души у женщины (одна из основ европейской этики – преклонение перед женщиной, создание красоты вокруг неё и для неё).

Периодизация по стилям:

Дороманский – до 10 века,

Романский – 10-12 в., соборы, монастыри, замки, располагались обычно на возвышенности, монументальные крепости, капители с изображениями животных. Скульптура – изломанная, плоскостная с причудливыми животными, изображениями растительности, суровыми лицами людей. Базилика – тип западного храма с толстыми стенами и прорезанными в них маленькими окнами.

Готика – конец 12 в-14 в., начало во Франции (концентрация научных, интеллектуальных сил). Готика началась с архитектуры, с новых технических решений: облегчение стен, почти их исчезновение, бесконечные витражи, через которые много света даёт много цвета, арки, вытянутые своды, общая лёгкость, обилие деталей в архитектуре, «каменное кружево». Заканчиваются постройки обычно шпилем, устремлённостью к небу. Городские ратуши, соборы. Каждая деталь готики: символ, часть микрокосмоса христианского учения. Больше всего готики на севере.

Искусство: 1) для Бога (храм и его интерьер, церковная музыка), но может включать в себя всё, вплоть до жонглёрства – т.е. нет пропасти между церковным и мирским; 2) для людей (куртуазное, придворное искусство, устный профессионализм; 3) собственно фольклор.

Музыка: Средневековье – самая первая из музыкальных эпох. Традиция сакрального понимания музыки вообще и традиция науки о музыке сохранилась с позднеантичных времён благодаря светочам позднеантичной мысли: Августин (354-430), Боэций (480-524), Кассиодор (480-573) и др. Особо Боэций – чтился наряду с отцами церкви.

Изобразительное искусство: икона, витраж.

Литература: Священное Писание (Библия), Жития Святых, апόкрифы (греч. «отречённые книги», трактующие о предметах, содержащихся в Библии, но не признанные Церковью и впоследствии запрещённые), географическая литература.

Григорианское пение (лат. cantus gregorianus; англ. gregorian chant, франц. сhant gregorien, нем. gregorianischer Gesang, итал. canto gregoriano), григорианский хорал, – традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Термин "григорианское пение" происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590-604гг.), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. Реально роль Григория заключалась, по-видимому, лишь в составлении литургических книг, в частности Антифонария (сборника песнопений мессы). В основных чертах григорианское пение сложилось на территории современной Франции, Южной Германия, Швейцарии и Северной Италии в 8-9 вв. (в результате отбора, переработки и унификации различных богослужебных напевов). В григорианском пении синтезированы древнейшие интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур, элементы византийского, галликанского, фольклор германских и кельтских племен. К 12-13 вв. оно утвердилось от Британских островов до западно-славянских стран (Польша, Чехия). Существует несколько диалектов мелодики григорианского пения. Языковая основа григорианского пения – латынь; отдельные песнопения пелись на греческом языке, а в Хорватии и Чехии допускался также старославянский язык. Тексты брались в основном из Библии.

Григорианское пение монодийно, т.е. одноголосно, хотя в дальнейшем григорианский хорал явился основой ранних форм европейского многоголосия {органума, дисканта}. В исполнении постоянно сочетаются пение солиста или группы солистов (лат. schola) и хоровое пение. Ладово-интонационной основой являются восемь модусов, называемых также церковными ладами (сделать конспект словарной статьи «Средневековые лады» из Музыкальной энциклопедии или статьи «Церковные лады» из Музыкально-энциклопедического словаря). Самые ранние рукописи григорианского пения (конец 8 в.) содержат только тексты. В 9 веке появились первые записи музыки. В некоторых рукописях 10-11 вв. зафиксированы интервалы менее полутона. Ритмика древнейшего григорианского пения основана на нерегулярном чередовании длинных и кратких длительностей; особая роль принадлежит тончайшим ритмическим нюансам (небольшое удлинение или уменьшение длительностей, легкие акценты внутри групп из кратких звуков и т.д.). Музыкальная ритмика вытекает из ритмики слова и личной манеры певца. Григорианское пение записывалось при помощи безлинейной невменной нотации, оформившейся до 11 века и имевшей византийское происхождение. В русской православной традиции невмы получили название знамён. А стиль стал называться – знаменное пение. Невма или (пневма) – значит дыхание. Наумах (евр.) – восклицание. Это изображение знаками целых фраз, попевок (3-5 нот). Невма не указывает точную звуковысотность, а лишь напоминает певчему мелодическую линию, т.е. носит характер напоминающий по принципу иероглифа. (См. приложение). Изучить по невмам невозможно, а можно лишь вспомнить уже известную мелодическую фигуру (устный характер). Аналог 8-ми модусов католической традиции – 8 гласов в православной традиции. То есть МОДУС или ГЛАС = ЛАД; он опирается на выразительность всех компонентов песнопения: общего наклонения (радость, скорбь, ожидание, таинственный момент и др.), характера текста. Но если модус определяется начальным (иниций), конечным (финалис) тонами и диапазоном (амбитус) звукоряда, то глас – это сумма мелодических попевок, тоники нет, а есть звукоряд. Итак, тезисно перечислим основные стилевые черты григорианского хорала:

-абсолютное господство унисонного хорового вокала (монодии);

-безвибратность тона;

-избирательная тембровысотность. Только мужские и мальчишеские голоса. От баритонального тенора (диапазон от ля большой октавы до ре первой) и выше. Светлые и высокие тембры. Преимущественно тенора и дисканты. Тенор (от лат. тенорэ – тянуть);

-нетемперированный строй;

натурально-ладовая, а также, полиладовая система. Сколько напевов – столько ладов;

-невматический стиль, а значит не жёстко фиксированная звуковысотность;

-не регламентированный метроритм и отсутствие паузирования; невма- или пневматический тип мелоса – мелодия той длины, какое дыхание, а дыхание берём там, где нужно спеть другое слово;

-строение напева дугообразное, кульминация – самый высокий звук в мелодии;

-тенденция к бесполутоновости. Тон преобладает над полутоном;

-вариантность как основа развития. В основе каждого напева лежит зерно, которое развивается вариантно;

-прозаический словесный текст (не рифмованный). Стилистическое равноправие силлабической и мелизматической его трактовки (невматический стиль – 3-5 нот, силлабический – на 1 слог 1 нота, мелизматический – на 1 слог сколько угодно нот);

-нерегламентированность динамики, артикуляции и темпа.

Церковная монодия (григорианский хорал, знаменный распев у восточных славян) – в первую очередь молитва, а уже потом искусство. Музыка не существует отдельно от текста, цитаты церковных мелодий без текста – абсурд.

Монодия – не примитив, а наоборот, чрезвычайная сложность. Великие монодические музыкальные культуры: античность, западное средневековье, византийская и русская (более архаичная).

Средневековье решало проблему – как записывать музыку? От того решит оно её или нет, зависело, останется европейская музыкальная культура устно-профессиональной или станет письменно-профессиональной. В начале 11 века итальянский монах, церковный певчий и учитель музыки Гвидо из Ареццо или Гвидо Аретинский осуществил реформу нотации – изобрёл 4-линейный нотный стан и названия семи нот. Кто придумал впоследствии 5 линейку – неизвестно. Но католики до сих пор сохранили традицию использования 4-х линейной нотации.

Гвидо Аретинский (ок.992-ок.1050)

Получил воспитание и образование в бенедиктинском монастыре в Помпозе. Видимо, там же начал карьеру певца и педагога весьма стремительную и удачную. Постепенно снискал «репутацию педагога, тренирующего певцов к выучиванию новых песнопений в кратчайшие сроки». Полагают также, что благодаря своей реформе, Гвидо сокращал обычное время, необходимое для выучивания певческого репертуара, – 10 лет – до 2-х лет, а незнакомые мелодии могли петься с листа. В результате происков недоброжелателей Гвидо был изгнан из монастыря. Около 1025 г. перебирается в Ареццо (Тоскана) – город, который даст ему историческую фамилию и в котором он будет жить и работать до конца своих дней (хотя его будут приглашать обратно в Помпозу, куда он, однако, так и не вернётся). В Ареццо близко общается с местным епископом Теодальдом, видимо оценившем его реформы по достоинству, ибо он поручил Гвидо подготовку певцов для городского собора. Самое яркое событие в жизни – визит к папе Иоанну XIX в Рим (годы 1026 или 1028). Гвидо показал папе антифонарий, нотированный по новой системе, и за один сеанс выучил папу петь по этой системе с листа. После победоносного визита к папе настроение церковного начальства в Помпозе резко переменилось и Гвидо усиленно звали обратно, но он не вернулся.

Считается автором 4-х трактатов:

1.Prologus in Antiphonarium (Пролог к Антифонарию или Другие правила о незнакомом песнопении)

2.Regulae rhythmicae in antiphonarii prologum prolatae (Правила «Пролога к Антифонарию», положенные на стихи)

3.Micrologus de disciplina artis musicae (Краткое учение о музыкальном искусстве)

4.Epistola Guidonis Michaeli monacho de ignoto cantu directa (Письмо Гвидо о незнакомом песнопении, направленное брату Михаилу).

С 12 века – переход на квадратную нотацию, что привело отчасти к искажению и затем к концу устной традиции.

Средневековое искусство – канонично. Канон – правило, свод формообразующих принципов, основанных на неоспоримой в данной культуре системе мировоззрения, этических и эстетических ценностей. Канон един, неизменен, неизменна также символика церковной службы. Символ – (греч.) знак, связывающее начало; не сочиняется, а выявляется обобщенным сознанием человечества. Символ постоянен. Церковные символы – это каналы и мосты, соединяющие земной мир с духовным. Может меняться храмовое искусство (в соответствии с эстетическими нормами эпохи)

Месса[2] – (позднелат. missa – отпускаю, отпущение грехов), первоначально называлась по-гречески «Евхаристия», т.е. «благодарение» (Бога за спасение рода человеческого). Об этом Таинстве, установленном Христом на Тайной Вечери, говорится в Евангелие. Прихожане, вкушая Хлеб и Вино, таинственно преобразующиеся в Тело и Кровь Христа, тем самым показывают свою причастность Богу и Жертве Христа на Кресте. Центральный обряд христианской церкви. Месса (в православной традиции ЛИТУРГИЯ) состоит из неизменяемых, ежедневных частей службы (ординарий) и изменяемых в зависимости от дня церковного календаря (проприй).

Неизменяемые части Мессы:

1.Kyrie eleison – «Господи, помилуй», единственный уцелевший из греческих текстов, (с 6 века).

2.Gloria – «Слава в вышних Богу, и на земли мир…», Славословие великое (известно с 6 века, в мессу эта часть включена в 11 в.)

3.Credo – «Верую во единого Бога…», Никейский Символ Веры о единосущности Св.Троицы (в романской литургии только с 11 века)

4.Sanctus – «Свят, свят, свят…» (зафиксирован уже во 2 веке )

5.Benedictus – «Благословен Грядый во Имя Господне» (с 5 века, но в 11 уже кульминация мессы)

6.Agnus Dei – «Агнец Божий, взявший на себя грехи наши…» (к концу 7 века)

Реквием[3] – заупокойная месса (Missa pro defunctis), в законченном виде с 14 века. В традиционном Реквиеме не бывает частей Kyrie и Gloria. Однако, в новейшей музыке возможны варианты (на нелитургический текст – Бриттен, Денисов; реквием с Credo – Шнитке) Одна из важных частей Реквиема – секвенция Dies irae («День гнева»). Нужно обратить особое внимание на эту мелодию, т.к. она будет широко использоваться как образ трагического в творчестве композиторов: Моцарта, Берлиоза, Листа, Россини, Верди, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Шнитке и др.

Missa brevis – краткая месса, включает в себя только Kyrie и Gloria, принята в немецкой протестантской церкви.

Мотет (средневековый) – (от франц. mot – слово). С конца 12 века – подтекстовка верхнего голоса другим, чем в теноре, текстом, сначала латинским, потом французским на произвольный текст. Кажется, что по сравнению с григорианским хоралом это жанр почти светский, забавный. Мотет – модель отношения Бога и Мира. Хорал излагается крупными длительностями в cantus firmus’e (лат. «прочный напев», держащий голос) – идея «вечного» времени, внеличного, движущегося страшно медленно. В монодии это нельзя, т.к. утратится ощущение связи звуков. Поэтому только в полифонии. Верхний голос (голоса) – это образ Мира, который меняется быстро, он прекрасен, но скоротечен. Хорал управляет всей конструкцией, постоянно «сотворяет» мир верхних голосов, а не наоборот. Постепенная эмансипация верхних голосов приведёт к тому, что отпадёт необходимость в самом хорале и будут возникать мотеты без хорала.

Григорианский хорал – стержень всей церковной и отчасти светской музыки Средневековья. В культуре Средневековья духовное и светское неразрывно. Например, Литургическая драма (с 10 века), а расцвет в 12-13 вв. Использовались сюжеты из текста Евангелия и других христианских источников. Рождественские драмы более светлые и весёлые. Страсти Христовы – трагическое действо. Участники действа – исключительно духовенство. Из церкви действо постепенно переносится на площади и даёт толчок новому этапу развития европейского театра, умершего когда-то вместе с античной цивилизацией, а также возникновению жанров: мистерия, страсти, оратория, отчасти опера. Особое явление (чисто средневековое как и литургическая драма) – месса дураков или «ослиная» месса. По времени близко Рождеству и Новому Году. Опирается на глубокие фольклорные корни: ритуальное осмеяние, карнавальность (всё «вверх дном», всё можно). Участвует младший клир, студенты-ваганты, монахи. Храм превращается в танцевальный зал, литургия навыворот с пародированием священных текстов и песнопений. Высмеивание человеческих грехов, шествия, князь (король) дураков верхом на осле, играющий на флейте и барабане и поющий чушь. Была и особая «ослиная секвенция», восхваляющая осла. Возможно, поклонение ослу – остаток языческого культа (осёл – символ плодородия). В Библии – история бегства в Египет, Вход Господень в Иерусалим. Ослиная месса заканчивается вместо «аминь» диким рёвом. Пытались запрещать, но было популярно. Это элементы будущей карнавальной культуры, оформившейся к 15 веку. «Чёрная» месса тайно распространена до сих пор (читается всё задом наперёд).

В основе светской музыки Средневековья – устный профессионализм (проблема нотации), рыцарская и придворная, дворцовая культура, церемонии, сопровождавшиеся музыкой, выходы правящих особ, турниры, пиры, вечерние забавы. Обилие артистических профессий: жонглёр, менестрель, трубадур, трувер, миннезингер. Их можно классифицировать:

1) Трубадуры или труверы – авторы поющихся стихов; 2) Инструменталисты; 3) Танцоры и циркачи – акробаты, канатоходцы, фокусники, дрессировщики. Красочная, жизнерадостная культура, самоценное явление и в то же время питательная почва для «высокого» искусства. Изничтожить этот пласт не могли, а предпочли ассимилировать. Та область, где творчество было наиболее свободным, хотя не всегда личностным. Только знатные труверы, короли и рыцари запечатлевались в истории как авторы.

Антиномия: Музыка – священное искусство и Музыка – игра, забава, услада; Музыкант – служитель Богу, искатель мудрости и Музыкант – игрец, певец, забавник; Искусство – знание и делание по закону (канону) и Искусство – ловкость, выдумка, собственно творчество.

Инструменты – пёстрое, восточное звучание. Струнные: вьеллы, лютня, колёсная лира, псалтерий. Духовые: флейты, свирель, рог, волынка. Песня и танец мало чем отличались, по сути.

Упомянутая антиномия плодотворна для европейской истории музыки. Сама коллизия «святого» и «грешного» искусства – материал для европейской романтической литературы и музыки («Тангейзер» Вагнера). 19-20вв (недаром у Бердяева «Новое Средневековье») – антагонизм «высокой» и «развлекательной» культуры. Причём современная низовая культура (бардовская песня, рок и т.д.) типологически подобна народной средневековой культуре и к этим явлениям неприложимы те же методы анализа, что к академической музыке.

 

Приложение

1.Невменная нотация

Контрольные вопросы и термины по теме «Средневековье»:


-Латинская месса, её части и разновидности

-Артистические профессии Средневековья

-Изобретения Гвидо Аретинского

-Невма и невменная нотация

-Литургическая драма, «ослиная» месса

-Модус, глас

-Cantus firmus

-Мотет -Органум

-Григорианский хорал, стилевые черты

-Знаменный распев

-Теоцентризм

-Dies irae

-Церковный канон

-Символ -Апокриф

-Ментальность

-Стили в архитектуре


Литература:

Тексты:

Жизнеописания трубадуров (Литературные памятники)

Зарубежная литература средних веков. М., 1975

Средневековая латинская литература 10-12 веков.

Исследования:

1. Андреев А. К истории европейской музыкальной интонационности: Часть вторая: Грегорианский хорал. – М.: Музыка, 2004.

2. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. – М., 1990.

3. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч.1. – М., 1965.

4. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.

5. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М., 1981.

6. Даркевич В. П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. – М., 1988.

7. Евдокимова Ю.К. История полифонии. Вып.1: Многоголосие средневековья. X-XIV вв. – М., 1983.

8. Ж.Дюби. Европа в Средние Века. – Смоленск, 1994.

9. Иванов К. Трубадуры, труверы и миннезингеры. – Спб., 1901.

10. Иванов-Борецкий И. Очерк истории мессы. – М., 1910.

11. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992; Екатеринбург, 2005.

12. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г. В 2-х томах. Т.1 – М.,1982.

13. Мозер Г. Музыка средневекового города. – Л., 1927.

14. Обри П. Трубадуры и труверы. – М., 1932.

15. Поспелова Р.Л. Западная нотация XI-XIV вв. Основные реформы (на материале трактатов). Исследование. – М., 2003.

16. Сапонов М.А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. – М.:Классика-XXI, 2004.

17. Хёйзинга И. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Пер. Д.В.Сильвестрова. – М., 1988.

 

Хрестоматия:

Пэрриш К., Оул Дж. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. – М., 1975

 

 



[1] Возрождение – расцветшее Средневековье, Хёйзинга «Осень Средневековья» – 14-15вв. во Франции и Нидерландах.

[2] Название «месса» от заключительных слов священника на латыни Ite, missa est – «идите, отпущено».

[3] Название «реквием» от начальных слов: Requiem aeternam dоna eis, Domine – Вечный покой дай им, Господи.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Англо-американская система права (система общего права) | 

Дата добавления: 2014-10-10; просмотров: 1183; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.