Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Читайте также:
  1. I ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ 1 Предмет геологии и ее значение
  2. II. Основы определения страхового тарифа.
  3. II. ОСНОВЫ СИСТЕМАТИКИ И ДИАГНОСТИКИ МИНЕРАЛОВ
  4. IV. В теории правового государства выделяются следующие элементы: принцип верховенства права, разделения власти на 3 ветви, независимости суда, конституционного статуса граждан.
  5. Алгоритм оценки научной публикации по разделам статьи Название
  6. Анатомия нервной системы как раздел общей анатомии.
  7. Билет № 9 (Основы)
  8. БИОХИМТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ
  9. В случаях, предусмотренных законом, имущество мо­жет принадлежать на праве собственности нескольким лицам, то есть возникает право общей собственности.
  10. В структуре общей выручки

Глава 1. КООПЕРАНТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ

ОБЩЕЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

§1. Сущность кооперантного подхода

Восприятие целостной картины мира способствовало формированию народной мудрости, народного мировоззрения. На этой основе возникла традиционная педагогическая культура каждого народа. Непреходящие идеи, положения, ценности не должны противоречить развитию этнопедагогики, а должны составить её основу, способствующие реализации идей, положения, содержания народной педагогики в современных условиях, с учетом специфики нового человека. Философия педагогической науки часть философии, поэтому присущие человечеству общие закономерности и принципы бытия и сознания преломляются сквозь призму конкретной науки, в нашем случае общей этнопедагогики. Народная философия, в том числе взгляд на воспитание детей, возникла путем обобщения наблюдений и выводов из практической жизни человечества в течение тысячелетий. Эмпирическое знание стало основой общей этнопедагогики. В её задачу входит вооружение педагогов основополагающими принципами, идеями, положениями, выверенными временем и дающими эффективный результат в воспитании детей.

Мы считаем, что методологией, обеспечивающей отправные положения теории вопроса, реализацию принципов рассмотрения этнопедагогических явлений в контексте исследуемой проблемы, выбор оптимальных методов исследования и поиск внедрения его результатов в практику современного образования является кооперантный подход.

Научные основы кооперации были созданы, а затем развивались не одним поколением ученых и практиков разных стран. К числу пионеров и пропагандистов кооперативной теории относятся Ф. Оуэн, Ш. Фурье, Н.Г. Чернышевский, Ф. Райфайзен, В.Ф. Тотомианц, А.Н. Анциферов и др.

На основе роста кооперативного движения развивалась и постоянно обогащалась теория кооперации. Проблемами кооперации в начале прошлого века занимались такие известные российские экономисты, как А.В. Чаянов, М.И. Туган-Барановский, С.Л. Маслов, П. Маслов, Н.Д. Кондратьев, А.А. Николаев, С.Н. Прокопович и многие другие.

Первые теоретики кооперации отводили ей не только экономическую, но и социально преобразующую роль.

Для педагогического осмысления вопросов общей этнопедагогики, уточнения неопределенностей в интерпретации смыслов требуется обозначение понятийно-терминологического поля проблемы, так как именно категории характеризуют сущность феномена, в нашем случае ‒ общей этнопедагогики – помогают понять исходные смыслы явления.

Общеизвестно, что многоаспектность и разносторонность категорий науки, их использование в различных отраслях науки допускают и разные толкования предметов и явлений. На наш взгляд, именно в категориях отражаются наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения изучаемых явлений. Поэтому их систематизация в рамках изучаемой проблемы позволит исследовать общую этнопедагогику на основе более полной системы понятий.

Предлагаемая система понятий в основном существует в области экономики и народном хозяйстве. Для теоретического осмысления и использования результатов исследований нами привлечены знания из этнофилософии, этнологии, культурологи, социологии, психологии и этнопсихологии, педагогики и этнопедагогики. Понятия, заимствованные из других наук, наполняются педагогическим смысловым содержанием. Они нами систематизируются с учетом специфики общей этнопедагогики.

Системообразующими понятиями, позволяющими выстроить кооперантный подход, являются такие понятия, как «кооперация», «кооперантная деятельность», «кооперантная готовность», «кооперантная идентификация», «кооперантная информация».

Исходя из положения о том, что предметом этнопедагогики является народная педагогика, мы её понимаем как общий продукт кооперации людей.

Кооперация – это сотрудничество нескольких лиц для достижения общей цели; разделяется на простую и сложную кооперацию. Простая кооперация это ‒ когда помогают друг другу в одной работе, и сложную кооперацию, когда в общей работе каждый занимается особым видом труда (разделение труда), на сотрудничество одновременное во времени и т.д. [27, с.306].

Кооперация (фр. cooperation < лат. сooperation «сотрудничество») – 1. Форма трудовой или хозяйственной деятельности, основанная на групповой собственности. 2. Совокупность длительных хозяйственных связей между независимыми предприятиями [8, с.316].

Мы за основу берем первое определение и кооперацию понимаем как сотрудничество нескольких лиц, этнических групп по формированию традиционной педагогической культуры народов с зарождения человечества до современности.

Общий продукт кооперации педагогической направленности – народная педагогика, имеет много общего, у разных народов, несмотря на разницу во времени и географии.

Суть кооперативного эффекта в том, что человек может использовать силу коллектива как свою. «В целом кооперация имеет два направления развития. Первое направление – экстенсивное. Такое развитие идет за счет расширения сферы вмешательства участников кооперации и соответственного расширения состава участников.

Второе направление – интенсивное, когда развитие идет за счет переструктурирования связей. До сих пор развитие человеческого сообщества шло преимущественно интенсивно. Проблема состоит в переходе к интенсивным формам развития и соответственном построении содержания образования ребенка» [24, с.17].

Исходя из данной точки зрения, кооперацию мы рассматриваем как форму социальной организации. Только после того, как индивиды разделяют общие представления о том, что есть воспитание, они действуют на основе этих представлений, и кооперация обретает организационные и институциональные различия.

Только те воспитательные характеристики имеют первичную значимость, которые используются всеми поколениями. Конструируемые в этом контексте воспитательные стандарты используются для оценки и суждений на предмет воспитанности человека.

Особую роль в этом играет мобилизация членов кооперации на коллективные действия со стороны её лидеров. Лидерами могут быть один из родителей (оба родителя), старшие члены семьи, народные учителя (старейшины рода, племени, мудрецы), специалисты в педагогической области.

Второе основное понятие, которое характеризует кооперантный подход, является кооперантная готовность. В современной психологической науке скоплен довольно обширный теоретический и практический материал о проблеме готовности человека в разных видах деятельности. Определено множество сложившихся понятий готовности, выведено содержание, структура, основные параметры готовности и условия, влияющие на динамику, длительность и устойчивость её проявлений.

Проблемой готовности занимались и разрабатывали идеи, связанные с ней, такие ученые как: М.И. Дьяченко, Ф.И. Иващенко, Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломенский, А.Т. Короткевич, И.Б. Котова, А.И. Кочетов, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов, А.С. Нерсисян, А.Ц. Пуни, В.Н.Пушкин, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе, П.Р. Чамата. Готовность в прямом смысле означает два значения. Первое это согласие сделать что-нибудь, во втором же, как состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь. С нашей точки зрения, в первом определении речь идет о добровольном и осознанном решении, направленном на деятельность, во втором же определении используется как состояние, присутствие которого обеспечит выполнение решения.

В связи с нашим исследованием, которое непосредственно опирается на тему готовности к действиям, продолжим анализ уже непосредственно этого понятия. Авторы многих теорий объясняют понятие «готовность» к деятельности через различные вариации своих школ и отраслей психологии как, например, военная психология готовность к деятельности определяет через боеготовность и так далее. Готовность к действию в рамках инженерной психологии модернизируется и приобретает несколько смысловых оттенков. Первое это - вооруженность оператора необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками. Второе это - готовность к экстренной реализации имеющейся программы действия в ответ на появление определенного сигнала. Третье это ‒ согласие на решимость совершить какое-то действие. Готовность к действию ‒ состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий. Состояние готовности к действию определяется соединением факторов, характеризующих разные уровни и стороны готовности. Физическую подготовленность, необходимую нейродинамическую обеспеченность действия, психологические условия готовности. В зависимости от условий выполнения действия, ведущей может стать одна из этих сторон готовности к действию. Проанализировав труды многих авторов по проблеме готовности, реализованные различными учеными, мы пришли к выводу, что единого подхода к данному вопросу нет, но в отечественной психологии готовность к деятельности рассматривается в различных подходах, и самые распространенные это личностный и функциональный подход. Личностный подход к готовности анализируется как проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным характером деятельности с высокой результативностью.

Анализируя понятие «готовность» с кооперантного подхода мы выделяем несколько компонентов, показывающих сложное психическое образование. Первым компонентом готовности выступает познавательный процесс, который отражает суть кооперантной деятельности. Следующий компонент – эмоциональные свойства, которые неоднозначно влияют на человека, активируя его психологическую и физическую активность. Третьим мы считаем, будет волевой компонент, который оказывает содействие совершению затруднительных действий в процессе достижения цели. Четвертым компонентом является психическое состояние участника кооперации. Он обусловлен временем: кратковременным или долговременным, одно из которых, преобладает в данный момент

Исследовав обширный материал, посвященной раскрытию сущности, структуры и содержания понятий «готовность» и «готовность к деятельности», мы делаем вывод о том, что разные авторы к данному вопросу подходят по-разному. На основе имеющихся определений, рассматривая готовность в деятельности индивида, где каждый участник принимается остальными как уникальная личность, мы «кооперантную готовность» понимаем как готовность индивида к деятельности в кооперации людей по созданию совместной продукции. Кооперантная готовность проявляется в участии индивида в постановке целей и задач деятельности, в её планировании, реализации, анализе и оценке.

Индивиды и группы (члены кооперации) имеют возможность осознавать и определять свое поведение, природное (по наследству) и культурное (приобретенное), ими же создаваемое в процессе участия в кооперантной деятельности. Индивид становится не только соучастником её результата, но и равноправным, активным создателем педагогических идей, подходов, содержания, форм, методов и средств. Поэтому ответственность за конечный результат мобилизует все его потенциальные возможности в процессе участия в работе кооперации. Кооперантная деятельность представляет третье основное понятие. В последние годы в литературе оно получило название «диалог культур».

В связи с этим мы вводим четвертый термин ‒ термин «кооперантная идентичность» в исследовании общей этнопедагогики.

Идентичность (новолат.) – тождественность, равнозначность [27, с.238].

Кооперантную идентичность мы понимаем как разделяемую её членами общие представления, которые формируются в процессе взаимодействия друг с другом. Эти представления являются результатом активной деятельности каждого. Общее знание связывает членов кооперации. На любом этапе развития кооперации индивид получает скачок в собственном развитии за счет соединения того, что до сих пор противопоставлялось. Я-образ индивида переходит на более высокий уровень – в Мы-образ.

«Кооперантная информация» является пятым понятием, раскрывающий суть исследования в общей этнопедагогике. Она обусловлена тремя тенденциями:

1. Переходом от индивидуального этапа деятельности к групповому этапу через кооперантную деятельность. Кооперант постоянно расширяет свое знание, а участники одной группы в ходе обмена информацией исчерпывают его. Для дальнейшего развития кооперанта в решении проблемы требуется информация от другой группы.

2. Переход от индивидуальной потребности обогащаться за счет информации от другого участника кооперации к уровню потребности делиться своей информацией с другими. Взаимообогащение информацией по исследуемой проблеме, требующего кооперантного решения происходит в ходе совместного исследования.

3. Переход от одного уровня кооперации к другому уровню по её возрастанию. Он позволяет обобщению продукта на более высоком уровне, что в конечном итоге создает систему воспитания.

Таким образом, кооперантную информацию мы определяем как постоянно действующей системой взаимосвязи участников совместной деятельности в кооперациях, предназначенная для сбора, обработки, классификации, анализа, оценки, обобщения и распространения народного опыта воспитания с целью его совершенствования, претворения в жизнь с учетом специфики современных реалиев.

Каждый участник кооперации (кооперант) в совместной деятельности нуждается в информации. Необходимые ему сведения он извлекает её из другого человека путем изложения своего мнения и в ходе обсуждения проблемы, уточняя и конкретизируя.

Итак, краткий обзор научной литературы по проблеме исследования и наше видение, позволили нам раскрыть сущность следующих понятий, как «кооперация», «кооперантная готовность», «кооперантная деятельность», «кооперантная идентификация» и «кооперантная информация». Каждое из этих понятий взаимосвязано и взаимообусловлено друг с другом: от кооперантной готовности через кооперантную деятельность участники кооперации создают общую продукцию. При этом кооперантная идентичность проявляется только на последней стадии кооперантной деятельности.

Сказанное выше свидетельствует о том, что результат кооперантной деятельности (народная педагогика) зависит от заложенных в ней целевых установок («вывести ребенка в люди», «воспитать в труде», «формировать совершенного человека»). Особенности проявляются в зависимости от времени, пространства, событий, мировоззрения народов.

Таким образом, под кооперантным подходом мы понимаем такой подход к исследованию, который позволяет раскрыть сущность, структуру, содержание любого явления на основе кооперантной готовности, кооперантной информации и идентичности представлений кооперантов в ходе совместной их деятельности.

Кооперантный подход требует разработку технологии его осуществления на практике кооперантной деятельности. Поэтому мы исследование общей этнопедагогики строим на основе «технологии развивающейся кооперация» (ТРК). Она малоизвестна в педагогической науке. Данная технология является изобретением Т.Ф. Акбашева и прошла апробацию в деятельности научно-исследовательской проблемной лаборатории Республики Башкортостан, получившая дальнейшее развитии не только России, но и в зарубежных странах (Германии, Бельгии, Индии, Аргентине и т.д.). Широкую апробацию ТРК получил в ходе преобразования образовательного процесса в конце 80-х ‒ начале 90-х гг., направленного на формировании разносторонней личности, умеющей самостоятельно добывать знание по мере необходимости. ТРК опирается на ряд положений концепций В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, С. Френе, П. Шардена, Д.Б. Эльконина.

ТРК направлен на формирование у кооперантов способности к самоорганизации, организации кооперации, включающей в себя способность определять ту структуру кооперации, которая необходима для решения требуемой задачи, способность к организации совместной деятельности в кооперации.

Технология развивающейся кооперации осуществляется через такие принципы, как:

‒ деятельность кооперации осуществляется только в совместной работе всех ее участников;

‒ кооперант развивается в процессе решения сверхзадач;

‒ использование знаний и возможностей других кооперантов для развития;

‒ освоение ТРК через учет и развитие потребностей участников;

‒ любые проекты, разрабатываемые участниками, внедряются самими участниками;

§2. Уровни кооперации

Кооперация, на наш взгляд, может быть представлена несколькими уровнями. Эти уровни мы называем родительским, семейным, общинным и профессиональным уровнями.

Первый уровень – родительская кооперация. Биологические отец и мать, в процессе ухода за своим ребенком начинают выполнять социальную роль – одновременно с отцовством и материнством роль воспитателя. Они в пространственном отношении находятся в одном пространстве, во временном пространстве – круглосуточно, в плане общения – постоянно. Любая проблема, возникающая по уходу и воспитанию ребенка, обсуждается родителями, принимаются совместные решения.

На данном уровне в соответствии с этапами развития кооперации родители работают в паре. Каждый из них имея собственную точку зрения, согласовывают друг с другом. Иногда один из них остается при своем мнении. Тем не менее, принимается оптимальное решение. Необходимо признать то, что, когда ребенок в младенческом возрасте, когда больше требуется материнский уход, отец принимает пассивную позицию. Поэтому почти до годовалого возраста родительская кооперация находит слабое выражение. По мере роста и развития ребенка ее роль усиливается. Физическое, умственное и нравственные аспекты развития ребенка постоянно находятся в центре внимания родительской кооперации. На данном уровне кооперации каждый из родителей вносит в свою семью элементы традиционной педагогической культуры. Муж (отец) и жена (мать) в течение определенного времени согласовывают свое представление на предмет воспитания ребенка. Это очень сложный процесс, поскольку муж и жена воспитывались в семьях с различным семейным укладом, различными бытовыми традициями и мировоззрением. Уточнение, конкретизация, обобщение знаний, приобретение педагогического опыта вдвоем требует со стороны участников терпения, уважительного отношения друг другу, умения не только слушать, но и слышать друг друга, умения убеждать.

Второй уровень – семейная кооперация. В семейной кооперации все члены семьи принимают участие в воспитании детей. Это дедушка и бабушка, старшие дети и другие члены семьи. Взрослые принимают активное участие в формировании совершенного человека в повседневной жизни, и вся ответственность ложится на них. Старшие дети являются помощниками в воспитании младших детей. Они, прежде всего, играют роль образца «каким надо быть в семье». Здесь значимыми являются и личный пример старших, и семейные воспитательные традиции, и умение организовать совместную деятельность: трудовую, игровую, бытовую и т.д.

Второй уровень отличается от первого уровня. Во-первых, количеством участников. Во-вторых, наличием опыта предыдущего поколения (бабушка, дедушка и др.). В-третьих, увеличением социальных ролей: например, бабушка одновременно является женой, матерью, бабушкой; мать ребенка – дочерью для бабушки и дедушки, матерью своего ребенка, женой мужу и т.д.. В- четвертых, количеством коопераций: наличием двух родительских коопераций (бабушка и дедушка; отец и мать). Таким образом, обсуждение проблем воспитания и принятие решений принимается на стыковке мнений уже четырех взрослых людей. Авторитет опыта предыдущих поколений сталкивается со спецификой того времени, в котором живет каждая конкретная семья. Умение сочетать прошлое и настоящее, опыт и современность – вот основа данного уровня кооперации. Возможность выбирать оптимальное решение способствует комфортные условия развития ребенка. Семейная кооперация построена на кровных родственных связях, где хорошо знают друг друга. Поэтому неизбежным является в некоторой степени определенные недостатки:

‒ страх перед авторитарными родителями;

‒ нежелание уступить мнению других;

‒ заниженная или завышенная самооценка;

‒ невысокий уровень общей культуры;

‒ неумение вести диалог.

В семейной кооперации мы выделяем такие типы, как активная семейная кооперация и пассивная семейная кооперация. В активной семейной кооперации члены семьи нацелены на духовное развитие. Их отличает дух единения и коллективизма, которые проявляются буквально во всем: в труде и на праздниках, в горе и радости. Они поддерживают друг друга, переживают и радуются друг за друга. И самое главное, судьба ребенка всех волнует, поэтому они реагируют на мнение и поведение друг друга адекватно: лишь бы все пошло в пользу ребенка, т.е. поступают в интересах растущего, развивающего и формирующего человека.

Третий уровень – общинная кооперация. На этом уровне проблемы воспитания одного ребенка становятся проблемой всей общины. Здесь в одно кооперацию объединяется множество семейных коопераций. На этом уровне идет процесс обобщения лучшего опыта семейного воспитания, выявляются позитивное и негативное в воспитании ребенка. Формы кооперантной деятельности расширяются. Труд, требующий участия всей общины является самой эффективной формой. Наряду с взрослыми в посильном труде участвуют и дети. В ходе выполнения труда выявляются все недостатки и ошибки воспитания ребенка той или иной кооперации. Дается оценка воспитанности ребенка и умелости родительской и семейной коопераций. Чаще всего ненавязчиво акцентируют внимание на коррекции этих ошибок: рассказывают друг другу различные поучительные истории, как пример приводят притчи, пословицы, поговорки, повествуют сказки. Большим авторитетом пользуются народные учителя – мудрые, трудолюбивые, справедливые. Во главе каждой общинной кооперации выделяется лидер из среды народных учителей.

В современном обществе общинная кооперация в чистом виде сохранилась только в деревнях. Механизированный физический труд на гране исчезновения. Информированные дети часто загоняют своих родителей в тупик. Однако информированность еще не делает ребенка жизненно опытным. Даже в такой ситуации общинная кооперация продолжает реально функционировать. В соответствии с жизненными реалиями кооперация вносит коррективы в формировании совершенного человека. Вносит коррективы в цель и задачи воспитания с учетом образовательной системы.

Современная общинная кооперация представлена в основном образованными членами. В каждой деревне имеется школа, здравпункт. В каждой семье есть телевизор, мобильный телефон и т.д. Для данного уровня в современности характерным является непосредственное участие самого воспитанника, т.е. он становится полноправным членом общинной кооперации.

Четвертый уровень – профессиональная кооперация. Она представлена из числа ученых педагогов, психологов, философов (этнопедагогов, этнопсихологов, этнофилософов и др.) и практиков (учителей, школьных и социальных психологов и т.д.). Если вторые на своей практике внедряют элементы народной педагогики в образовательную систему, то первые на основе глубокого анализа народной педагогики разных народов, выявляя специфику и закономерности, обобщают их в теорию. Тем самым, народная педагогика поднимается до уровня научности и возвращается для использования современными родителями в семейном воспитании и образовательным учреждениям.

Ученые в данной области кооперируются на научно-методологических семинарах, научно-практических конференциях различных уровней. За круглым столом, в жаркой дискуссии они находятся на поиске научного объяснения тех или иных педагогических явлений из жизни народов.

Таким образом, мы выделяем четыре уровня развития кооперации: родительский, семейный, общинный и профессиональный. Каждый уровень выполняет свою функцию по отношению формирования совершенного человека. Термин «совершенный человек» присутствует только в народной педагогике и понимается как физически, нравственно, психически здоровый человек, стремящийся к познанию, борец за справедливость.

Термином «совершенный человек» по сравнению с термином «всесторонне гармонично развитая личность» более лаконичен и у всех народов понимается одинаково. Совершенным человеком является Иван Муромец в русской народной сказке, Манас в киргизском эпосе «Манас», Урал в башкирском эпосе «Урал-батыр». Свой ум, мудрость, неимоверную физическую силу они используют ради общего интереса.

Всесторонне гармонично развитая личность в современном представлении безликая, слишком много подходов в ее понимании. Неоднозначный подход затрудняет определить цель воспитания: кого и как мы должны воспитывать? Где идеал, который должен выступать образцом для подражания? В такой ситуации мы обращаем наше внимание на тот идеал, который выработан всеми народами и проверен столетиями на практике как результат кооперантной деятельности народов.

 

§ 3. Этапы развития кооперации

В нашем исследовании мы опирались на процедурное описание начальных этапов формирования способности к организации кооперации, разработанное Т.Ф. Акбашевым [2].

Участие автора данной монографии в составе научно-исследовательской проблемной лаборатории при Стерлитамакском государственном педагогическом институте в разработке этапов кооперации во время передачи образовательных технологий в школы Республики Башкортостан в 80-90-е годы прошлого столетия позволило вывить логику ее развития. Кооперация развивается строго по этапам: индивидуальный этап, этап работы в паре, этап работы в группе, этап коллективной работы. В процессе нашего исследования нами было обнаружено, что логика развития кооперации присутствует и в народной педагогики, которая является предметом этнопедагогики.

Так, индивидуальном этапе развития кооперации вырабатывается представление о воспитании на уровне одного человека. Мы убеждены в том, что каждый человек уникален, поэтому мысли каждого должны быть услышаны, какими абсурдными первоначально они не показались. Когда человек ежедневно озадачен находить подход к своему ребенку, пути решения возникающих проблем по его воспитанию, он, как никто другой знающий своего ребенка, начинает творчески мыслить, учитывая его характер, темперамент, способности, наследственный фактор, его окружение и условия.

На данном этапе у члена кооперации, т.е. кооперанта, формируется ответственность. Кооперантами выступают члены семьи. Однако на индивидуальном уровне кооперации каждый из них имеет свое мнение и готов поделиться с другими. Мыслеформа на данном этапе еще не приобретает четкости, убежденности, еще много сомнений. В ходе усиленного мышления у кооперанта развиваются следующие умения:

‒ умение определять цели и задачи;

‒ умение определять пути и средства достижения цели;

‒ умение планировать свои действия;

‒ умение анализировать и оценивать.

На втором этапе развития кооперации ‒ этапе работы в паре для решения возникших проблем два человека объединяются в кооперацию. На данном этапе уточняются цели и задачи, обсуждается проблема, приходят к соглашению.

Работа вдвоем способствует формированию у членов кооперации таких личностных качеств, как терпение, уважительное отношение к другому человеку.

Работа в паре развивает следующие умения:

‒ умение отстаивать свое мнение и обосновать его с точки зрения целесообразности;

‒ умение слушать и слышать другого человека;

‒ умение задавать корректные и уточняющие вопросы;

‒ умение координировать свои действия с действиями другого человека;

‒ умение убеждать другого человека;

‒ умение принимать точку зрение другого человека;

‒ умение сопоставить факты.

Данный этап развития кооперации создает потребность узнать больше за информированности счет другого человека за короткое время о создавшейся проблеме и путей её решения. Это происходит на уровне родительской кооперации.

Семейный уровень кооперации происходит на третьем этапе развития кооперации. Это ‒ этап работы в группе. На данном этапе при совместной деятельности выбирается оптимальный вариант путей решения проблемы, развивается культура дискуссии на основе этноэтикета. Вырабатывается общая точка зрения к проблеме. На этапе групповой работы формируются такие умения, как:

‒ умение излагать точку зрения двоих;

‒ умение доказывать мнение двоих, не умаляя, не оскорбляя мнение другой пары;

‒ умение самоанализа.

В результате кооперантной деятельности в группе вырабатывается представление о семейной традиции воспитания детей, происходит отбор содержания воспитания, методов, форм и средств его реализации на практике. Осваивается национальная культура. Все изменения в сознании и поведении кооперантов происходит через учет потребностей и кооперантной готовности каждого из них.

Четвертый этап развития кооперации ‒ это этап коллективной работы. На данном этапе обобщается опыт воспитания отдельных семей, обогащается знание о воспитании и таким образом моделируется нравственный идеал (совершенный человек), процесс воспитания. Это осуществляется на общинном уровне кооперации. Здесь каждая кооперация имеет возможность делегировать свое представление о воспитании в форме произведений устного творчества, требований, условий и т.п. Из множества педагогического арсенала каждый кооперант имеет право и возможность выбирать то, в чем он нуждается.

На этапе коллективной работы происходит не только педагогическое моделирование, но и оценка своей деятельности с позиции других коопераций. На общинном уровне кооперации развиваются следующие умения:

‒ умение в минимально затраченное время прийти к единому соглашению по проблеме;

‒ умение определять рост своего самосознания и развития личностных качеств;

‒ умение пропагандировать общий продукт (народную педагогику);

‒ умение определять теоретический уровень знания народной педагогики (этнопедагогику);

‒ умение определять уровень применения практических знаний народной педагогики.

В рамках кооперантной деятельности каждый кооперант постоянно развивается в процессе решения сверхзадач, задач, решение которых на индивидуальном этапе работы практически невозможно. Задач, решение которых предполагает обращение к другому человеку, использование возможностей других в качестве своих. Научиться видеть другого, собирать эти жизненные силы для решения сверхзадач ‒ в этом суть кооперации.

Общая этнопедагогика, как общий продукт кооперации, возвращает родителям требования, выполнения которых является обязательным:

‒ взаимоуважение родителей, членов семьи;

‒ создание благоприятных условий воспитания детей, приучая их с младенчества к совместной деятельности, т.е. в кооперации;

‒наличие кооперантной готовности членов семьи;

‒ учет мнений членов семьи в повседневной жизни и их постоянное участие в совместной деятельности на равных правах в кооперации.

Такой воспитательный подход не только создает атмосферу гуманности в семье, но и позволяет старшим обрести тот авторитет, на основе которого они получают право давать наставление, совет, приказание.

Правила работы в ТРК:

1. Необходимо правильно понять суть проблемы.

2. Следует оценить, насколько важно решение проблемы для вас и участников кооперации по отношению к тем трудностям, которые нужно преодолеть.

2. Взвесить свои собственные возможности для решения проблемы.

3. В два столбика записать «за» и «против».

4. Определить истинные интересы участников кооперации.

5. Составить список лиц, возможных сторонников и противников и определить их возможности, желание помочь участникам кооперации.

6. Изложить суть своих интересов в решении проблемы и слушать мнение и предложения другого.

7. Строго соблюдать все этапы работы в кооперации: индивидуальный этап, этап работы в двойке, четверке, восьмерке, т.е. в паре, группе, коллективе.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | ГЛАВА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И Принципы общей этнопедагогикИ

Дата добавления: 2014-10-17; просмотров: 660; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.009 сек.