Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Русское зарубежье

Читайте также:
  1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ПРАВО. ИСТОЧНИКИ ПРАВА. ЮРИДИЧЕСКИЙ ОБЫЧАЙ
  2. Русское кругосветное путешествие

· 3 волны РЗ, значение

Революция 17 года расколола РЛ и РК надвое: отечественную и эмигрантскую. Культура РЗ – позор и гордость России.

1. 17 г. – нач. 20-х гг.

2. 40-е гг.

3. 60-80-е гг.

 

1. Трагедия для уехавших и для оставшихся. Россия осиротела, культуры обескровлена. Трагедия для России и крупное приобретение мира. Россия изгнала шахматистов (Алёхин), музыкантов (Стравинский, Рахманинов, Прокофьев), живописцев (Бенуа, Бакст, Сомов, Шагал, Репин, Кандинский), голоса (Шаляпин, Лещенко, Вертинский), звёзд балета ( Павлова, Корсавина, Фокин, Дягилев), философов (Бердяев, Ильин, Вернадский). Основной пласт РЗ – литература: Бунин, Куприн, Зайцев, Шмелёв, Бальмонт, Цветаева, Набоков, Северянин, Ходасевич, Мережковский, Гиппиус, Замятин и т.д. Первоначально – Европа и Китай (Париж, Прага, Берлин, Шанхай). ЛРЗ не представляет целостности, единства. Все течения распались. Не было литературного процесса со своими закономерностями, течениями. В 20-е гг. был создан салон Мережковских. «Зелёная лампа», закрытый салон, из-за фашизма началась политизация салона, раскол, так как Мережковский уповал на фашизм как на средство от большевизма. На творчество первых эмигрантов оказала влияние их идеологическая позиция (белая, политическая эмиграция). Общее, что объединяло эмигрантов – неприятие большевизма, политизация литературы. Многие целью жизни и творчества ставили борьбу с большевизмом как мировым злом. Многие художники отказывались от творчества вообще (Бунин). Творчество Бунина первых лет революции – гражданский акт борьбы и сопротивления большевизму. «Окаянные дни» - встал на защиту белой гвардии, революция – стихия. Рассказ «Безумный художник» - апокалипсическая притча о новой России. РЗ запада не приняло, Бунин специально не учил французского. Основная драма РЗ , определившая общий трагизм – разрыв с родной почвой, отсутствие русского читателя, они задыхались, ощущение конца. Цветаева «Поэма конца», «Окаянные дни» - глава «конец». Тоска по России определила трагизм мироощущения художников. У Бунина был платочек с землёй из России. Возвращение в Россию было гибельным. Тоска по России, которой нет. Утрата страны – утрата экзистенциальная, утрата себя. Тема судьбы России и ностальгии по ней. О западе эмигранты не писали. Бунин «Косцы», «Тёмные аллеи». Разрыв с родиной определили творческий кризис эмигрантов, спад, апатию. Бунинский трагизм мироощущения: «Темные аллеи», «Солнечный удар», «Чистый понедельник». Любовь – рок – смерть как показатели трагизма бытия. Цветаева – трагедия страны (цикл «Москва» - без колокольного звона, без правды, плач по России). Цветаева там обращается к прозе, драматургии («Федра»), поэмы «Крысолов», воспоминания о Блоке, цикл «Надгробие». Цветаева трагически переосмысливает мотивы, образы, темы (рябина – образ тоски по родине). Ходасевич 3 цикла: «собрание стихов», «тяжёлая лира», «европейская ночь». Андреев «Дневник сатаны» - в поисках человека нашёл сатану). Ремизов (теперь символ грядущей гибели – звезда, тема рая сменяется темой ада). Куприн спился. Нобелевская премия не принесла Бунину счастья. Умирали в нищете, голоде. Основной герой – одиночка, изгнанник, эмигрант, бездомный, место действие – мир чужбины. Европа не стала родиной ни для кого. Общая тема небытия, полного отчуждения от мира. Трагический гимн эмиграции – песня Вертинского «Чужие города». Эмигранты – «пасынки Европы». Двоемирие Набокова (тут-там). Чувство небытия «всё всё равно». Спасительные идеи – мысль о мессианстве, миссия – сохранение национального русского духа, русской мысли, русского языка, РЛ. Мысль о реванше, о восстановлении монархии и православии. Сквозная тема – рехристианизация России через православную церковь. Зайцев («Золотой узор», «Преподобный Сергий Радонежский»), Шмелёв («Лето господне», «Богомолье»). Мировоззренческое противоречие в сочетании любви к России и проклятии её. Второе спасительное начало: огромная просветительская деятельность, издательская, открыли школы, вузы, церкви. Первая волна эмиграции выполнила свой мессианские долг, они сберегли всё, что могли сберечь, сохранили традиции культуры, веры, философии, этики. Русские эмигранты открыли миру Россию → мода на всё русское: кухню, балет, язык, песни.

2. 40-е гг. – вторая волна эмиграции: в основном жители Прибалтики, которые не хотели принимать советскую власть, пленные. Культура 2ВЭ менее эстетически значимая и малочисленна. Юрасов, Нарциссов, Марченко. Главное событие – раскол в эмигрантской среде по поводу отношения к фашизму. Основная часть воспринимала фашизм как трагедию. Политическая антифашистская деятельность (Адамович, Левицкий). Кузьмина-Караваева создала православное братство. Для них Россия и СССР – одна страна. Набоков не смирился с новой советской Россией.

3. 3ВЭ – творческая эмиграция. Вынужденная эмиграция: Некрасов, Аксёнов, Довлатов, Войнович, Галич, Соколов, Коржавин. Другие сами уезжали, не дожидаясь ареста, выбирали между жизнью и смертью. Коржавин: «там в штатах я вообще не живу». У 3ВЭ была надежда вернуться (Солженицын успел вернуться, Войнович, Соколов). Эти эмигранты пишут, издаются. Но нет своей русской публики → ощущение вакуума, пустоты. Им чуждо прошлое, настоящее, будущее. Хронотоп общий: везде и нигде, сейчас и никогда. 1ВЭ жила ностальгией, у 3ВЭ не оставалось надежды. Они оставили другую страну, другую культуру. «Мы пришли не спасать Россию, а спасаться сами». Они ощущали свою историческую вину перед Россией. Не было культурно-исторической целостности, не было творческого процесса. Разошлись они и по эстетике. Почти все ушли в постмодернизм. Ирония, пародия, фарс. Общее – проблема свободы, насилия, проблема человека и власти.

Был не единый литературный процесс в 20 веке, а единое литературное пространство. РЗ – отдельная ветвь древа, но она – органичная и неотъемлемая часть.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Михаил Александрович Шолохов | Владимир Владимирович Набоков (1887-1977)

Дата добавления: 2014-10-17; просмотров: 284; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.