Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Владимир Владимирович Набоков (1887-1977)

Читайте также:
  1. Бирюлин Владимир Андреевич 2007
  2. Борьба сыновей Владимира. Ярослав и Святополк. 1015 – 1019 гг.
  3. Владимир 2012
  4. Владимир Мономах и Мстислав Великий. 1113 – 1132 гг.
  5. Завершение борьбы сыновей Владимира. Брячислав Полоцкий. Мстислав Тмутараканский. 1019 – 1026 гг.
  6. Как создавалась первая государственная структура социальной поддержки населения Владимирской губернии?
  7. ЛЕКЦИЯ XVI Деятельность органов призрения Владимирской губернии.
  8. ЛЕКЦИЯ XYII Государственные структуры социального призрения Владимирской губернии.
  9. ЛЕКЦИЯX XVIII Общественное призрение во Владимирской губернии (18-19 ВВ).

· Споры о Набокове

· Автобиографическая основа творчества

· Основные положения эстетики и поэтики

· Концепция героя

· Интертекстуальность

· Полемика с классикой

· Поэтика игры

· Поэтика русскоязычных романов.

Битов: РЛ после 17 года делится на советскую, эмигрантскую и Набокова. Н – уникальный феномен РЛ. Нет однозначного отношения к Н. «Самый холодный», «самый нерусский», «сошёл с рельсов РЛ». Главные обвинения Н: аморализм, агуманизм, отсутствие жалости к человеку, отсутствие русской теплокожести. За Н идёт шлейф споров. Главное противоречие творчества Н – талант и пустота, полное отсутствие жалости, отсутствие души. Н – «явление упадка». В 19 году Н уехал из России. Дворянский род, высшее светское аристократическое общество СПб, они имели всё лучшее (усадьба в СПб, автомобили, спортивный инвентарь, коллекции бабочек). Европа его уже ничем не поразила. Набоков вывез свой дом, свою Россию и сделал предметом своих романов. Отец был идеалом для П. В эмиграции была и нищета, и признание. 48 год – профессор Корнельского университета. До 40 года Н – русскоязычный писатель, после – англоязычный. Русские романы под псевдонимом Сирин (райская птичка, символ души, не нашедшей приюта). Н никогда не имел своего дома за границей. Чужбина – место действия всех его романов, герои – скитальцы, странники, оторвавшиеся от родины. Н создал новую полемическую эстетику и поэтику, которой свойственны: 1. принцип асоциальности литературы, освобождение её от идейности, проблематики, пафоса. 2. Принцип индивидуализма, доходящего до эгоцентризма. 3. Отрицание принципов норм реалистического искусства: гносеологизм, характер, психологизм, жизнеподобие. 4. Понимание литературы как феномена языка, художественного приёма, стиля. 5. Принцип эмпиризма. 6. Тотальное пародирование. 7. Принцип игры, интертекстуальность. Главный принцип жизни писателя и его героев – асоциальность, индивидуализм. Н не принимал любого соседства. Ненавидит: мы, они, вы. Принимает: я, один. Одиночество – плата за свободу, главное проявление свободы. Неприятие соседства («Машенька» - первая сцена). Н нельзя рассматривать в парадигмах реалистического искусства, где господствовал гносеологоцентризм (форма познания мира). Н – модернизм и агностик, который отменил категорию объективной действительности. Искусство не имеет перед миром никаких обязательств. Литература не занимается идеями, проблемами, обобщениями. Литература не есть общественное служение. Н – первый русский писатель, у которого отсутствуют «проклятые вопросы», которыми болела РЛ (ни моральных споров, диспутов, философской проблематики). Зайцев пишет: у Н нет бога. «Я не могу, не хочу верить в Бога, так как это не моя, чужая сказка». В Гоголе Н отрицал социальный смысл сатиры. Так как литература не отражала жизнь. Н отменил категорию объективной реальности, жизнеподобие. В его романах разворачиваются исключительно эстетическая, вымышленная, игровая реальность. Это иллюзия реальности, мистификация, бутафорный лжемир, наполненный псевдолюдьми. Куклы, марионетки, миражи, призраки, тени («Машенька» 7 теней). Литература «слово о мире» (Бахтин). ХП даёт модель мира. Н: вымышленное слово о вымышленном мире (бред, сон, воспоминание, фантом). Читатель ощущает себя обманутым (Цинциннат снял с себя одежду, голову, руки, ноги). Игра с реальностью. Машенька только в воспоминании. Н не говорит серьёзно ни о чём. Проза Н – элитарное искусство, основанное на разных формах игры, требует читателя-игрока, который принял бы условия игры. Жизнь – обман, ложь, пародия. В этом мире возможна только игра. Метод Н – литературная игра, литературный кроссворд, шарада с тотальным пародированием. Н: «всякая великая литература – феномен языка, стиля, а не идеи», «всё, что у меня есть – это стиль». Стиль – форма выраженности содержания. А у Н стиль – категория самодостаточная, стиль становится целью искусства, а не средством. Стиль Н оторван от действительности, пытается заместить эту действительность. Цель искусства – эстетическое наслаждение только без социальных целей. Мысль о приоритете стиля над жизнью определил главный принцип эстетики Н: единственная реальность – жизнь, переведённая в текст романа. Сам процесс перевода жизни в роман – главный предмет изображения Н. В этом суть всех сюжетов. Книги о переводе жизни в акт искусства. Культ художественного приёма. Н демонстрирует приём, как делается текст. Его задача – показать, как работают приёмы. Художественный приём эстетически значимее любого изображаемого объекта. Излюбленный приём: овеществление человека и очеловечивание вещи (трупы газет, которые были живы в отличии от теней, которые ходят по коридору). Люди говорят тихо, лживо, вещи говорят громко. Мораль в художественном мире Н – категория не этическая, не нравственная, а эстетическая. Мораль - свежее, новое слово, художественный приём., свежо слепленный образ, художественное совершенство, которое оказывает на человека высшее эстетическое воздействие. Н – враг пошлости. Пошлость и дар – 2 полярных категории всей его художественной правды. Все герои: есть дар, нет дара. Дар – дар слова, поэтический дар (Ганин), тайное знание жизни. Н – эмпирик (знание, которое не адекватно другому знанию). Эмпирическая частность заменила у Н все мировые идеи. Непередаваемость, мотив невысказанности знания (аромат сирени нельзя объяснить). Н: философия – бесполезная вещь. Пошлость у Н – любая форма обобщения. Пошлость антиэстетична, а не аморальна. Обратный гуманизм: гуманизм Н не в воспевании человека, а в осмеянии того, что вытесняет человека. Концепция героя: все исследователи пишут, что черта Н – отсутствие волевого героя, отсутствие характера. Характеров нет, психологически, социально полнокровных человеческих типов. Логика и воля героев сильнее воли и логики автора. Такого героя у Н нет, у него герои – полная условность, герой – знак, эмблема, воплощение авторской воли. Н – диктатор своих героев. У Н герой не вписан в жизнь, в социум, отчуждён, бежит от него, выпадает. Все романы заканчиваются бегством от реальной жизни. Отсутствие волевого характера → нет психологизма, диалектики души. Н играет с реальностью, с человеком, играет с чужим словом. Аллюзии, реминисценции. Машенька – убиенная героиня, вторичная, реминисцентная, самое ангажированное имя, пошлое). Машенька – пародийный вариант мифологемы вечной жены (Блок – встречи на закате, женщина на вёслах, Пушкин). Коллизии и герои аллюзийны, реминисцентны. Машенька (ирония -еньк- ). Аллюзийный портрет: нежная муглота, чёрный бант, уголок татарского глаза → Шекспир, сонеты (смуглая леди). Н обыгрывает тему двойной измены Шекспира. Женились в Полтаве – Мария бежит в Мазепе. Письма из Полтавы шлёт. «Сократись, Сократик» - пародия на жену Чернышевского (Ольга Сократовна, Марфинька). Пародия на Чернышевского («Дар»). Чернышевский, Сократ – разум изменит мир. (платье Ольги Сократовны, дама в трауре, Что делать). Ганин – Ганя Достоевского, Ганнибал, Ганина мучает тоска по новой чужбине, под небом Африки моей, Маяковский Облако в штанах, когда Подтягин потерял паспорт, гимн паспорту). Единственный паспорт писателя – его творчество. Ганин ждёт, когда защёлкает фетовский соловей, главный момент его жизни, цитирование стихотворение Фета «Соловей и роза». Фет «рая вечного изгнанник, вешний гость я, певчий странник». Россия – рай, их которого Ганина изгнали. Время действия – апрель. Соловей поёт ночью, все встречи их ночью. Утром Ганин убежал. Н – писатель для писателей. Герои Н живут одновременно в двух мирах, их столкновение – конфликт, драма героев. Первый мир – пошлое настоящее, чужбина, мир вне России, Берлин, где нацизм. «Приглашение на казнь» - уродливая Россия будущего. Этот мир можно только пародировать, возможна только игра, мистификация. Метод игры эстетический бунт русского эмигранта. Второй мир – идеальное прошлое, земной рай, который возникает в воспоминаниях, снах, Россия. У Н есть эстетические ценности – слово, поэтому это не постмодернизм. Рай Н – категория экзистенциальная, естественное состояние души, состояние полноты жизни, гармонии, идентичности. Утрата рая для Н означала не столько житейскую утрату, как разрыв со страной, а как экзистенциальную утрату, потерю самого себя. Утрата – переход в пошлый мир чужбины. Основа всех русскоязычных романов Н – коллизия изгнания из рая и процесс переживания (заново). «Машенька» - книга о России, пронизано болевым чувством России. Мораль души Н в тоске по России. Жанр – роман-воспоминание (о юности, России, первой любви). Действие в Берлине, в начале 20х гг. в русском пансионе, где живут тени, а не люди, которых тяготит чужбина. Сюжет строится на попытке героя вернуть потерянный рая, Ганин хочет похитить Машеньку. В течение 4 дней ожидания Машеньки Ганин пребывает в 2 мирах: мир воспоминаний замещает пошлую берлинскую явь. Воспоминания – единственная реальная жизнь. Тень Ганина жила в пансионе, сам жил в России. Ганин напоил Алфёрова, перевёл часы. Финал: в последнюю минуту Ганин понимает, что прошлого не вернут, рай не возвратить. Машенька была только его мечтой, оставляет Машеньку в мире теней. Выбор Ганина в финале объясняется главным эстетическим принципом Н: единственно подлинной реальностью является жизнь, преображённая творческой памятью в текст романа. Воспоминание Ганина – воспоминание художественное. Ганин пережил прошлое как роман, он будущий писатель. Тема романа в романе. В воспоминаниях Ганина сложился сюжет романа, он уезжает писать роман «Машенька». «Машенька» - роман о рождении романа «Машенька», роман о переводе жизни в текст. Для самого Н это попытка обрести рай. «Приглашение на казнь» - шедевр абсурда (Зинаида Шиховская). Жанр – фантастическая антиутопия, роман-пародия, роман-аллегория. Действие в будущем, где говорят по-русски, вымышленное общество. Толпа прозрачных призраков, которые гримированы под людей. Пространство романа – мир-тюрьма, плаха. Преступление Цинцинната – он иной, непрозрачен. Оппозиция – проницаемость/непроницаемость – метафора Н-агностика, который считал, мир непрозрачным, необъяснимым. Прозрачность – метафора пошлости, одинаковости людей. Непрозрачность – метафора неповторимости, уникальности, символ дара духовности и живого духа. «Я не простой, я тот, который жив среди вас». Он единственный, кто читает книги, у него творческий дар, дар писания. Пишет исповедь, дневник, послание потомкам. Время в романе – 19 дней писания, время равно длине карандаша. В романе предстаёт саркастическая пародия, карикатура на мир утраченных ценностей. Девальвация культуры (только игрушки). Обесценены любовь, верность. Отец Ц – непрозрачный прохожий. Дети – уродцы. Судопроизводство – фарс. Пьер на плахе ведёт себя как враг. Мир кривых зеркал, где всё наоборот, фарс, балаган → мотив театрализации сюжета и тема кукол. Паук латунный, часы без циферблата, ваза с бутафорными фруктами. Мир как балаган, трагический маскарад. Человек с даром обречён и одинок. «Нет в мире ни одного человека, который говорит на моём языке». Мотив невозможности спасения. Все герои автобиографичны. После казни герой встаёт и идёт к своим. Смерть в романе: победа живого я над мёртвым миром, возможность прорыва, возвращение утраченного рая. Сны – прошлое, в котором мир див и одухотворён. Тамарины сады, живые. Ц начинает терять дар (Любезность, вы, очень, это надо ещё оставить). Возвращение Ц к себе подлинному и настоящему. Главная тема- тема двойничестве, раздвоение Ц (в тюрьме плотский, физический и там живой духовный призрак). Один Ц считал на плахе, второй перестал слушать счёт. Ц хотел снять голову, ключицу. Смерть – освобождение души от плоти, прорыв к душе. Роман – сновидение. Всё происходящее – сон, дурная дремота, смерть – пробуждение из дурного сна, переход в мир подлинный, но этот подлинный мир существует только во сне. 2 сна в романе: о прошлом мире, о рае. Смерть – пробуждение от 1 сна и переход, провал во второй сон, где мир жив, Ц духовен и бессмертен. Смерть – прорыв к бессмертию. Роман о бессмертии. Ц обретает бессмертие в писании. Мы читаем дневник самого Ц. «Дар» - скандальный роман, самый автобиографический. Герой – писатель, экзистенциальный двойник Н. Он передоверил свои стихи и понимание, что есть талант. Прообраз отца героя – энтомолог отец. Роман о творческом даре, в основе сюжета – творческий процесс, писательская лаборатория, художественное сознание героя-писателя, путь к главной книге. Роман о рождении романа «Дар». Роман начинается с творческой драмы. Первая книга стихов прошла незаметной. Мотивы дара и антидара определяют структуру роман и выражают авторскую позицию. 3 главных составляющих дара: жизни, свободы, творчества. Носители дара в романе – Пушкин и отец героя, великий учёный и путешественник, который погиб в экспедиции, скорее всего. Главная героиня романа – РЛ. Автор и герой обращаются к урокам русской классики (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Чехов) и создаёт собственную концепцию ИРЛ, где Пушкин – свет РЛ, а Чернышевский – её хроническая болезнь. Пушкин – идеал и мера совершенства. Герой питался Пушкиным, закалял мускулы своей музы. Название навеяно Пушкиным: «дар напрасный, дар случайный». Пушкин в романе – мера вещей. Мерило человеческого в человеке → сквозная коллизия испытания основных героев романа отношением к Пушкину. Отец героя – человек пушкинского склада, духа. Он носитель пушкинской тайны свободы и одиночества. Единственное место, где нет иронии – где он описывает отца и мать. Мир отца – мир свободы, одиночества, творчества, мир природы, России. Этот мир – главный потерянный героем и автором рай, который хочет вернуть своими книгами. Коллекция бабочек отца пахнет так, как пахнет в раю. Все три дара герой воспринял от отца. Независимость духа, дар жизни и творчества. Эмпирическое, интуитивное мирочувствование , изощрённость, тонкость зрения. Цветной слух героя с детства. Отец распознавал запахи и голоса бабочек. Восприятие художественное, поэтическое, он воспринимает жизнь как текст, как роман. Он купается в звуках, наслаждается звуками. Воспринимает жизнь в ритмах, жизнь как музыка. Он чувствовал ритм эпохи. Воплощение антидара – Чернышевский. 4 –ая глава романа – повесть героя «жизнеописание Чернышевского». Под пером Н Чернышевский – хроническая болезнь России, человек, из-за которого всё в литературе сделалось таким серым. Задача Н – разоблачить ненавистный ему тип творчества, тип личности художника, развенчать реалистическую эстетику и общественно-значимую литературу. Точное воспроизведение дневников Чернышевского. В романе он – антиискусство, политическая литература, литература социальных идей, теорий, обобщений. Чернышевский считал себя учителем жизни и настоавником оьщества, предлагает утилитарные переделки жизни. Н издевается над названием «Что делать». Н отстаивает искусство по наитию. Бог Чернышевского – общий план, сражается за любовь к общему. Главная его черта – тотальная небрежность моральная и эстетическая. Чернышевский не смог стать отцом для своих детей, считал себя отцом всех. Ему свойственна художественная глухота, слепота, невладение стилем. Чернышевский не понимал существа поэзии, он не выносит испытания Пушкиным. Он главный критик Пушкина, но не состоялся как критик. Н выносит смертный приговор Чернышевскому. Он отлучает его от искусства. Для Н Чернышевский – эстетический извращенец, который извратил всю русскую словесность («словарь идей и фактов»). Казнь Чернышевского – фарс, пародия на казнь. Чернышевский – поражение Н, которое он не осознаёт. Н не совладал с Чернышевским, не совладал с собой. Унижая Ч, Н унижает свой вкус, свой эстетизм, сам становится пошлым.

Годунов – дворянин, эстет, аристократ, дар жизни, культ интуитивизма, искусство как наитие, игра воображения, культ цвета, звука, слова, индивидуалист, идеалист.

Чернышевский – разночинец, демократ, социолог, мыслитель, культ социальных идей, теорий и обобщений, искусство как утилитаризм, рационализм, способ, способ преображения мира, общественник, реалист, материалист.

5 часть романа – Годунов накануне главной книги, в которой сольётся всё: РЛ, Пушкин, Чернышевский и социологизированная литература, сольются дар и антидар. Смысл финала – проблемное ядро романа. Спорят все. Побед Г. на всех фронтах, он знает, что вернётся в Россию своими книгами. Поражение Г. Жизненный проигрыш, отец погиб, книга об отце, главная книга не написана. Н пишет про любовь без иронии. Обман надежд любви с Зиной (они стоят перед закрытой дверью, нет ключей (начало, конец). Жизнь мудрее искусства. Мир объяснить нельзя, нельзя отнимать тайну, иначе он станет прозрачен.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Русское зарубежье | Александр Трифонович Твардовский (1910-1971гг.)

Дата добавления: 2014-10-17; просмотров: 445; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.