Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Александр Трифонович Твардовский (1910-1971гг.)

Читайте также:
  1. Александр 1: трагедия реформатора
  2. Александр 2 исторический портрет 1855-1881 гг
  3. Александр 3. Контр-реформы.
  4. Александр Иванович Одоевский (1802-1838)
  5. Александр Михеев
  6. Александр Николаевич Радищев (1749—1802)
  7. Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III.
  8. Влияние реформ Александра II на архивное дело
  9. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I ПОСЛЕ НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН.

Эволюция лиро-эпического творчества.

· Дуализм личности, мировоззрения, творчества, эволюция

· «Василий Тёркин» как лиро-эпическая поэма: жанр, композиция, принцип создания образа, функция авторских глав, новаторство.

· Т – редактор «Нового мира»

· Поэма-прозрение «Дом у дороги»

· «По праву памяти»: новаторство проблематики, жанр, герои, композиция.

Т – знаковое имя в РЛ второй половины 20 века. Он стал символом времени, символом правды. Ф. Абрамов: Т – собиратель литературы, властитель поколений. Деятельность Т в качестве редактора «НМ» стала судьбоносной для РЛ. Т отстоял, отвоевал демократическое крыло РЛ, спас её от позора и поплатился жизнью. Т – личность крупная, сильная, конфликтная, трагическая, таким было и его творчество. Ф. Абрамов: Т нёс в себе все трагические заблуждения 20 века и одним из первых в них раскаялся. Все исследователи пишут о дуализме мировоззрения поэта. Эволюция творчества связана в преодолением мировоззренческой двойственности, социальными и нравственными прозрениями. Т: барин и демократ, барчук и пролетарский писатель. Т отстаивал книги перед властью. Добивается публикации «Матрёнина двора». Кто-то отмечал его детские голубые глаза. Другие говорили о его вельможности, недоступности. В нём было всё. Т в начале пути – правоверный коммунист (коммунизм – моя религия). Сталинист, сталинский классик. Но в 40-50 Т дал критический анализ бюрократической системы. 60-е гг. антисталинская поэма «По праву памяти». Он хотел честно служить нечестному государству. Во имя партии он принёс самую страшную жертву – отрёкся от родителей, братьев и сестёр. В 31 г. эта семья была раскулачена и выслана за Урал. Они обратились за помощью к Т, обласканному властью. Он не помог. «Надо вырвать из сердца родину-мать, чтобы не мешала служить государству». 80-е гг. – процесс прозрения, изживания святой веры в партию. Конфликт между социальным долгом и историческим. Творчество Т имеет народную основу. Т – тип народного интеллигента, в чьём творчестве слились 2 ведущих направления РК: народно-почвенническая, интеллектуальная. Семья народных интеллигентов, книжная семья. Т впитал художественность. По типу художественного мышления: Т лиро-эпического склада → в центре творчества – судьба человеческая, народная в пиковые моменты истории (коллективизация, репрессии, война, послевоенный слом). Т свойственна максимальная полнота, всеохватность и глубина как эпику. Излюбленный жанр – поэма. Главная книга войны 42-45 гг. «Василий Тёркин». стал персонифицированным символом воюющего народа, герой эпический, соразмерный эпохе, масштабу и трагизму войны. В «ВТ» нашли отражение «весь век его и время» → двойной масштаб образа. Соборный герой, типический, народный, ролевой. Но неповторимый, уникальный, яркий. Фольклорное и психологическое обобщение образа. Всеобщность образа: отсутствие запоминающейся внешности, портрета, отсутствие индивидуальной биографии (крестьянин, колхозник, участник финской войны), типическая фронтовая судьба – русский человек большинства. Человек-народ – масштаб образа Тёркина. Деяниями придаётся всеобщий масштаб. Герой негероический, лишён героического ореола. Собирательность в том, что он пехотинец (пехота состояла из крестьян). Самый опасный род войск, шли в бой 1 раз. Пекло войны. В этом типе образа – авторская позиция фронтовика. Этим типом героя хочет высказать мыль о том, что главным лицом войны является человек из народа. Этим образом он создаёт народный уровень войны, даёт понять народное понимание человеком своего места на этой войне. Война как работа – сквозной мотив, солдат – работник (глава «Поединок» …поработал человек). Тёркин как все. Эти принципом определяется композиция поэмы, которая строится на приёме ухода Тёркина с центра на периферию, на растворении героя в солдатской массе. «Книга про бойца» - подзаголовок. Начинается с середины поэмы. Тёркин дан только приёмом намёка, героя почти нет. Повествование о народе, все как Тёркин теперь во 2 части поэмы (безымянность, почти нет имён). Тёркин как герой эпический – образ исключительный, неповторимый, яркий, рассказчик, шутник, человек мастеровой → символика имени – тёртый жизнью человек. Тёркин – «мастер искусства жизни», жить полно, умело, со вкусом, умение знать цену всему → сквозной мотив «ладно-складно» как показатель внутренней полноты, человеческого обаяния (глава «дед и баба»). Героическое в Тёркине – продолжение полноты его натуры (глава «бой в болоте» - спектакль в болоте - подвиг человеческий, души и сердца). «ВТ» - энциклопедия войны, энциклопедичность и эпичность в полноте изображения жизни человека на войне, Т показывает ход всей войны до дороги на Берлин. *сказка про огонь и махорку. В отличие от всех произведений вов («Волоколамское шоссе»), где война изображена в генеральных битвах и сражениях, Т сознательно миновал все узловые битвы войны. В центре изображены малые бои, местного значения. Позиция Т-фронтовика – уравнять в значимости великие и малые бои (все бои за Россию). Финал поэмы негероический, непобедный. Глава про солдата-сироту. Тёркин хочет напомнить о цене победы, а не о победе. «Осиротевшее лицо». Эпичность проявляется в том, что Т открыл запрещённые стороны войны, запрещённые темы об отступлениях, о бессмысленной смерти. Т пишет о хаосе войны, о спутанных границах. Полемичность и новаторство: нет политики, партийного руководства (ни одного комиссара). Не сказано, коммунист ли Тёркин. Важный принцип композиции: принцип незавершённости и серединности «без начала и конца», « на войне сюжета нет». Каждая глава – минипоэма, законченный рассказ, маленькая новелла. Позиция Т-фронтовика – уравнять в значимости все события, и военные, и не военные → поэтика финала: образ дороги (жизнь без конца и начала). Война заканчивается, а жизнь нет. О. Берггольц определила жанр поэмы как лиро-эпическую поэму (двойная доминанта). В поэме есть лирический герой, максимально приближенный к автору, кроме Тёркина и народа. Из 30 глав 7 авторских. Главы-монологи, раздумья о том, что есть смерть, дом, Россия. Они придают философское направление. Эти главы: единство судьбы автора и народа. Поэма-самоопределение → сквозной мотив ответственности героя-автора за ход войны («я за всё кругом в ответе», «я там был, я жил тогда», «шли однако, шёл и я»). Поэма – факт не только литературы, но и факт общественно-исторической жизни. Люди ждали новые главы поэмы. Поэма была частью жизни людей. Бунин редко давал положительные оценки, о Т он говорил с восхищением: «ни одного фальшивого, литературно-пошлого слова». Т – художник философско-эпического склада. Важнейшим способом достижения философского уровня обобщения стали образы-концепты, главные из которых – время, время, дорога, память, дом. Они определяют содержание. «Дом у дороги» 46 г. трагедия возращения народа с войны. Трагедия человека после войны – пожизненная трагедия (судьба человека, дом у дороги, враги сожгли родную хату). Духовное и буквальное сиротство. Жанр – семейная лирическая хроника. По дому 2 раза прошлась война. Дом разрушен, солдат возвращается на пепелище. Поэма – развёрнутая глава о солдате сироте. Мысль семейная (Толстой). Принцип контраста определяет конфликт поэмы: война и мир, война и дом. Домашность в сердце русского человека. Дом вырвать из сердца невозможно. Солдат начинает строить новый дом. Рубежная поэма в творческой судьбе автора. Попытка переоценить все ценности жизни. Поэма нравственного прозрения Т. Т говорил о том, что родина – и есть дом. Автобиографическая поэма, его дом сожгли, он стоял у дороги. Война умудрила Т, вернула у нетленным ценностям жизни. Теперь мотивы нравственного, а не социального долга. Начало 50-х гг. – новый этап творчества и жизни писателя. У Т пошатнулась вера (сталинские репрессии). Он не мог писать. 54 г. Т сняли с поста редактора «НМ» ( на самом деле за поэму «Тёркин на том свете») за нигилистические взгляды на литературный процесс. Поэма антисоветская. Т отправляет героя не на стройку разрушенной страны, а на тот свет, который есть гротескный вариант советской действительности. Мир казённый, ложный, показной, мир тотального недоверия к человеку, проверок и перепроверок, подозрительности. Т развенчал бюрократическую систему СССР. Кульминационный эпизод –встреча Тёркина с другом по службе. Но встречи не произошло. Друг оказался провокатором, доносчиком. Сатира Т политическая, Т развенчал режим, систему. Поэма социальных прозрений Т. Начало 50-х гг. – мировоззренческое прозрение, крах слепой веры в государство. Т. Обретает внутреннюю свободу. Т стал символом правды. «НМ» - самый демократический, оппозиционный журнал. Программа журнала обозначена в №1: Померанцев «об искренности в литературе» - правда, искренность, честность автора, выверка литературного человеческим, проблемный критический взгляд на современность. Журнал хотел вывеси литературу из кризиса, в котором она оказалась в 50-е гг. (бесконфликтность). Нужно было вернуть литературе проблемность, остроту, сделать её формой познания жизни и человека. «НМ» эту задачу выполнил. Журнал стал центром консолидации литературы, самых острых, судьбоносных книг (Солженицын «Матрёнин двор» «Олин день Ивана Денисовича», Абрамов, Шукшин, военная проза, Лихачёв публиковался). Журнал превратился в оппозицию. Стал эзоповым языком времени. Каждый номер выходил как последний. После прочтения поэмы «Тёркин на том свете» началась травля Т и «НМ», редакцию полностью сменили, Т ушёл оттуда. В 70-х гг. он умер от рака лёгких, задохнулся в этой стране. «По праву памяти» 63 год – акт сопротивления и борьбы, которую вёл Т. Поэма-покаяние, поэма-раскаяние перед народом. Итог всех прозрений человека. Создание поэмы было вызвано ощущением вины перед близкими. Т кается перед родителями, которых уже не было, он почувствовал ограниченность своего творчества, он не досказал о своём народе, своём веке. Задача Т – досказать правду, на которую был наложен запрет. Поэма – предостережение от нового сталинизма, культа личности. Т «поднял руку» на Ленина. Жанр – лиро-эпическая поэма по структуре повествования и социально-философская по проблематике → повествование от имени автобиографического лирического героя, который говорит «не понаслышке трактует автор этих строк». Через лирическую доминанту проявляется эпический пласт повествования, вереница исторических событий. Социально-философские проблемы: бог и сатана, истина и ложь, отцы и дети, нравственный выбор, социальный и человеческий долг. 3 части: перед отлётом (о юности героя, который перед отлётом в Москву, мечты героя), сын за отца (столкновение мечты с реальностью, мечты рассыпаются, в центре судьба клейменных отцов), о памяти (трагедия героя, его поколения, психология отцепредательства). Мотив искушения и нравственного выбора. В сюжете главы – мотив двойного отцовства, государственный отец, родной отец. Отец народов – бог-сатана, демон-искуситель, который во имя себя искушает, требует от детей предать все земные святыни.

Священный текст Текст Твардовского
Почитай родителей, не сотвори себе кумира, не убий, возлюби ближнего, не лжесвидетельствуй Отринь отца и мать отринь, забудь откуда вышел родом, иди за мной, и лжесвидетельствуй во имя и зверствуй именем отца, оклевещи народ.

Сыновья обманулись, предав отцов, они стали жертвами войны. Они сами – творцы этого тирана. Главный мотив – дьявол внутри человека. Государственному лжеотцу противопоставлен родной отец как воплощение правды, совести, трудолюбие. Психологическая портретная деталь – рабочие руки отца. Тема суда памяти обрамляет поэму «давно отцами стали дети». Критика беспамятства, которая обернулась драмой страны, века. Память – способ восстановления правды. «Кто прячет память, тот вряд ли с будущим в ладу».


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Владимир Владимирович Набоков (1887-1977) | Нравственно-философские и художественные искания онтологического реализма (деревенская проза, натурфилософская проза)

Дата добавления: 2014-10-17; просмотров: 561; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.