Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Нравственно-философские и художественные искания онтологического реализма (деревенская проза, натурфилософская проза)

Читайте также:
  1. Исторические, социальные и художественные предпосылки зарождения джаза
  2. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ
  3. Основные художественные эпохи
  4. Понятие стиля в искусстве. Основные художественные стили европейского искусства
  5. Художественные традиции исламского мира
  6. ЭСТРАДА И ЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

· Истоки возникновения

· Особенности прозы

ДП – самое яркое, эстетически значимое течение второй половины 20 века. Мировой феномен. Эту литературу обвиняли в анархизме, в локальности, в бытовщине, в асоциальности. Хронология течения – 60-80е гг. (Матрёнин двор – Пожар, Плаха): Распутин, Солженицын, Астафьев, белов, Шукшин, Абрамов, Залыгин, Айтматов. Термин «ДП» условен, определён материалом. Судьбы русской деревни, судьба народного характера. Но по уровню проблематики – онтологическая проза. Она устремлена к метафизическим экзистенциальным, вечным вопросом бытия. Шукшин: зачем есть жизнь? Что есть смерть? Что такое истина? Где обитает душа, совесть? Что есть Бог? Истоки возникновения ДП имеют культурно-исторический и социально-экономический характер → культурно-исторические связаны с историей России. Россия – страна земледельческая, крестьянская. Культура в основе имеет народные истоки. Связь с традициями РЛ, где деревня – архетип – определила её развитие. Социально-экономические причины связаны с эпохой НТР, с бурным развитием промышленности и перерастании деревенской России в Россию урбанистическую. С государственной программой по покорению природы, с тотальной миграцией сельского населения в города (это было связано с тем, что Хрущёв выдал паспорта крестьянам, разрушил кандалы, которыми народ был прикован; деревня осиротела, город ничего не приобрёл). Гибель деревни стала угрозой для крестьянской цивилизации, национальной культуры. ДП хотела вглядеться в корни народной жизни. Художественные и нравственно-философские искания ОР связаны с исследованиями истоков духовного кризиса и путей их преодоления. Эта задача определила основные особенности течения: ретроспективный взгляд на современность, осмысление эпохи НТР как национальной катастрофы, новое раскрытие темы человека и природы, мифологизация прозы, эстетическая реабилитация быта и архетипа дома, разработка типологии героев: чудаки, праведники, дети, пасынки природы; проблемы исторической и этногенетической памяти, проблема смерти и идея цикличности бытия. ДП ставила глобальные, общенациональные государственные проблемы. Истоки духовного кризиса в стране она видела в историческом беспамятстве народа, в отпадении от вековых основ традиций, культуры, этики, философии, языка, в тотальном наступлении техногенной цивилизации на природу деревни. «Прощание с Матёрой», «Плаха». Не частная проблема, а национальная трагедия, которая вынесена в заглавие произведений. Критика назвала повесть «Прощание с Матёрой» хроникой прощания с крестьянской Атлантидой. Повесть предостережение о возможных последствиях затопления, что будет с землёй, что будет с Россией. «Пожар» - пожар не только ночная трагедия, это развёрнутая метафора, трагический знак беды, символ тотального неблагополучия в стране, символ духовного кризиса нации. Это пожар внутри. Пожар – знак нравственной утраты на пути НТП, символ пороков современного человека, утраты чувства духовной оседлости. Оседлые люди превратились в туристов на своей земле. В Сосновке всё временное, нет ничего основательного. Вместо пашни лесоповал. Пожар в том, что хозяевами жизни стали архаровцы, люди без корней, без родины, без домов. Пьяницы и убийцы. Пожар – воровство, повальное пьянство как национальная беда (Распутин первым поднял эту тему). Пожар – символ бездны (что будем делать? Будем жить). Егоров решает остаться на пепелище и самому восстанавливать. Птица Феникс – надежда автора, что Россия должна воскреснуть. «Плаха» - движение человечества к плахе за вновь распятого Христа, за расстрелянную природу. Высокий уровень исторического и философского обобщения в ДП достигается благодаря мифологизации прозы (обращение к вечным жанрам: житие, миф, притча, легенда, сказание, сказка). Мифологические сюжеты - способ приобщения прошлого к современности. Мифологизация – художественные способ, проекция философии природы на философию человека. Мифологические темы, образы используются не как частный художественный приём, а как главный конструктивный принцип. Мифопоэтическая картина (Распутин), в основе которой мифология природы (Вл. Соловьёв). Матёра – целая крестьянская вселенная со своими сакральными ценностями (погосты, вековые отчие дома, земля-кормилица, получеловек-полузверь Богодул как Вакх, Дионис, Пан, царь-дерево, которое ассоциируется с символом вечной жизни. Корнями листвень уходил к одной живой вечной жизни. С мифологизацией прозы связана узловая тема человека и природы, которая раскрывается в новом трагическом ключе. Природа как жертва цивилизации. Онтологическая трагедия. Природа в ДП – праматерь всего живого и человека. Некая изначальная живая экзистенция, живая субстанция. «Царь-рыба» - центральный образ Вечной Природы, тайга-матушка, Енисей-батюшка. Сквозная коллизия испытания героев отношением к природе. Это отношение определяет типологию героев В ДП: 1. Дети природы (старухи распутинские, ощущающие себя детьми природы). Дарья: остров, пашня – живые субстанции, она просит у них прощения. «ЦР»: Киряга – фронтовик, артельщики, Колька-брат, Акимка (дитя тайги, тайга научила его жить по-людски, спас Эле душу, она научилась любить). Авторский идеал бережного отношения к природе. Образ милосердной всепрощающей матери. «Плаха» - Акбара, Авдий. Акбара простила смерть детей. 2. Пасынки природы, воплощающие философию варварского отношения к природе. Распутин: очистители острова, Айтматов: обер-кандаловцы. Проблема браконьерства – новая социальная болезнь общества. Образ карающей природы, образ рока, возмездия, судьбы. Картина мира с опорой на философию природы. В создании образа первоматери природы ДП обращается к образам тотемических первопредков (как единство человека и природы). Айтматов: мать-олениха, мать-волчица. Обращение мифам, легендам, преданиям, в которых волки осмыслены как предки, родоначальники (у многих народов, «киргиз» - произошедший от волков). У Акбары синие глаза, указание рода, от которого пошёл людской род. Акбара – великая мать всего сущего. Люди истребили 3 выводка её волчат и спутника. Акбара украла сынишку человека. Ей нужно продолжить жизнь на земле, исполнить материнское предназначение. Человек этого не понимает, Бостон стреляет в Акбару, попадает в малыша. Мотив убиения природы как самоуничтожения. «Царь-рыба» - тотемическое существо (знак Христа, рыба – первоматерь человека). Рыба – символ потопа и крещения, гибели человека грешного и воскрешения нового человека. На этом мотиве строится узловая глава, идейный центр книги: на металлические самоловы попался огромный осётр, вековая рыба (борьба человека и рыбы за жизнь). Человек и природа перед лицом смерти. Важный жест: рыба своим холодным боком пытается вытолкнуть человека наверх, прощает ему всё, пытается спасти → в Игнатьиче просыпается душа, он понимается до самосуда и покаяния «да разведи ты нас!». Ему не совладеть с природой. Игнатьич чудом остался жив, оставил чёрный промысел, поехал к женщине, которую осквернил. Притча о грехе и очищении, воскрешении через покаяние. Финал нравственно значимый. Книга – зов к раскаянию. Покаянная молитва. Прошло время грешить, пришло время каяться. Важную роль играют мифологемы воды и огня, которые имеют двойную роль – символы жизни и очищения, а с другой стороны – знаки возмездия, апокалипсиса. Все сюжеты Распутина строятся на библейских мотивах конца света, связанных с образом карающего огня и всемирного потопа. Финал повести «Прощание с Матёрой» самый трагический. Туман сознания, знак духовной слепоты современного человека, заблудившегося в пространстве и времени. Человек предаёт

родину. Актом возвращения к праистокам в ОР была эстетическая реабилитация быта и архетипа дома. В советские годы быт, семья были осмеяны и снижены как воплощение мещанской психологии. Бытовая грань отметалась. Ленин разрабатывал закон упразднения семьи. Центр русского космоса – дом. Изба – первый языческий храм (Афанасьев), хоромы-храм, в доме стоят иконы. Дом – символ национального типа бытия, символ духовной оседлости нации. К этой традиции ДП возвращала РЛ и РК. Она перенесла взгляд социальной среды в быт, дом, семью, за что и получила ярлык бытовщина. Наряду с природой вторым центром является архитипический образ дома. Художественное пространство во всех произведениях ДП – дом, двор, изба, как родина души, как национальный символ порядка, нравственной чистоты, как символ России. Абрамов: Россия-то из домов состоит. Дом – макет вселенной, двор – мирозданья. В доме всё было устроено так, чтобы было ориентировано на стороны света. Домашняя ритуальная Русь. В ДП возникает образ не только обрядово-ритуальный, священный образ дома, сколько образ дома осквернённого, сожжённого. «Матрёнин двор» о гибели дворов, на которых стоит Русь. Дом в ДП – категория экзистенциальная, символ души, судьбы, то место, где рождается, формируется, пускает корни. Мотив ухода и возвращения в дом. «Последний поклон» - герой возвращается в домик бабушки Катерины (в доме ничего не изменилось, символ прочности). Дом – мера вещей, мерило духовной и нравственной состоятельности (коллизия испытания отношением к дому). «Последний срок» - цепь предательств детьми матери, семьи. Нравственные искания ДП связаны с её полемическим интересом к уходящему поколению (старцам). ДП вернула толстовскую мысль о том, что старики – основа нравственного прогресса. Рспутинские старухи. Старики – корень нации, память веков, традиции. Идеал ДП – образы стариков. Матрёна – идеал жизни как нравственного подвижничества, бескорыстного добра, идеал жизни, прожитой для других, идеал жизни как христианское смирение, терпение, кротость. Героя рождает случай, праведника – ежедневная доблесть. Такой тип жизни, как раздача себя, Солженицын приравнивает к высшей свободе. По Солженицыну праведность одного и есть способ сохранить физическое и нравственное возрождение. Анна – идеал материнства. Дарья и Егоров – идеал нравственного долга перед землёй, перед предками и потомками. «Последний поклон»: идеал – бабушка Катерина, она научила Астафьева воспринимать жизнь как радость, она умела видеть радость во всём! Шукшинские чудики. Общее между праведниками и чудиками – русская болезнь совести, больная душа и совесть (суть национального характера). Дарья «совесть иметь и от совести терпеть», Егоров «законом себе положил – держаться совести как правды». Солженицын: жить не во лжи. Шукшин: нравственность есть правда. «Последний поклон» - больная совесть. Больная душа не только знак индивидуальной этики, способ спасения души нации. С образами совестливых стариков связана узловая тема прозы – тема исторической, этногенетической памяти. Память осмысленна как главная крепа жизни. Только через память человек крепится в истории, передаётся опыт веков. Программа ДП: Дарья «правда в памяти, а у кого нет памяти, у того и правды нет». Память как истина жизни. Беспамятство как драма народа, оборачивается пепелищем, потопом. Конфликт во многих произведениях ДП – конфликт памятливых отцов, матерей и беспамятливых детей. Память трактуется как прапамять, празнание, как всеобщее воспоминание. Идея цикличности, бесконечности. Старики живут знанием неуничтожимости жизни (циклы смены времён года, суток, жизни, смерти). С цикличностью связана проблема смерти. Смерть – сквозная коллизия почти всех произведений ДП. Смерть в советской литературе сохранилась как тема, как факт, событие (обычно во имя идеи защиты отечества). Как художественная проблема ушла из литературы. ДП её вернула: смерть осмысленна как последняя проверка прожитой жизни, как последнее испытание живых. «Последний срок» (испытательный срок на человечность для матери и её детей, дети не вынесли, они не умею себя вести перед лицом смерти. ДП обратилась не столько к теме, событию смерти, сколько к крестьянской философии, метафизики смерти. ДП исследует смерть как умирание, таинство ухода, как прощение всего и вся, как сотрудничество человека с богом и со своей душой. В основе сюжета - человек перед лицом смерти, внутренний монолог, философские раздумья умирающего героя или автора. Как встретить смерть, как примириться с ней? Дума о смерти – взыскание конечных истин бытия. Смерть и истина (масштаб осмысления проблемы). Толстой: а истина это смерть. Монтень – философствовать – значит готовиться к смерти. ДП через тему смерти рушила горизонтальную картину мира, она предлагает вертикальную. Старики живут по-вертикали. Вертикаль входит через культ предков, через ритуалы похорон, через отношение к кладбищу как национальной святыне. Обесцененность могил – государственно узаконенный вандализм. Могилы – живая суть. ДП возвращает в литературу традиционный интерес к метафизическим духовным аспектам смерти, которые меньше волнуют другие национальные сознания. Интеллектуальная философия смерти, в основе которой русское неприятие смерти, бунт против конца. Русское сознание уязвлено смертностью. Смерть – несправедливость жизни. ДП обращается к рефлективной философии смерти. Шукшин «Залётный»: не хочу. Натурфилософская генетическая прапамять → бесстрашие перед смертью. Шукшин «Как умирал старик». В ДП возникает тема красоты смерти, труда смерти, уйти тихо, незаметно, целомудренно. В ДП практически снимается трагизм индивидуальной смерти.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Александр Трифонович Твардовский (1910-1971гг.) | 

Дата добавления: 2014-10-17; просмотров: 657; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.