Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ
К моменту создания Киевской Руси ремёсла в ней достигли высокого уровня развития. Самым первым производством была обработка металла. Древняя Русь знала ковку, литьё, чеканку, ювелирное искусство. В городах работали свободные мастера: златокузнецы, чеканщики, игрушечники. На княжеских дворах трудились крепостные мастера. В монастырях работали иконописцы, резчики по дереву и кости. Они делали предметы культа. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел. Киевская Русь знает гончарный круг уже с IХ- Х вв. Гончарные мастерские делали посуду, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы – декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал. В условиях натурального хозяйства домашним производством являлась обработка дерева. Своими руками крестьянин рубил избу, вырезал всю домашнюю утварь, для детей делал игрушки. Ткани и изделия из них тоже изготавливались в домашних условиях. Между городами ведётся оживлённый обмен товарами, возникают ярмарки, например, Макарьевская в Нижнем Новгороде. В некоторых городах и сёлах изготовление на продажу бытовых предметов превращается в основное занятие населения. В Древней Руси не ко всем видам ремёсел относились одинаково. Были профессии более «почитаемые» - иконописное, златокузнечное, и были «чёрные, грязные», как гончарство. Основными видами женского художественного творчества были узорное ткачество, вышивка по холсту, кружевоплетение и золотое шитьё. Женщины пряли и ткали, шили и вышивали, украшая одежду и одевая свою семью. Особым видом искусства являлась вышитая церковная утварь: пелены, плащаницы, покровы, вызывавшие всеобщее восхищение и вывозившиеся в другие страны. Крупными центрами художественного женского рукоделия были женские монастыри. Для украшения дворца царя и знати создаются специальные мастерские при Оружейной палате, куда свозят многочисленных мастеров золотых и серебряных дел, иконописцев, камнерезов, мастериц шитья. Появляется профессия «знаменщика», создающего на бумаге рисунок композиции. Этот рисунок мастера превращали в произведение искусства. В ХVIII веке появились специальные учебные заведения. Поэтому искусство этих мастеров, в отличие от искусства простого народа, где секреты мастерства передавались по традиции, стали называть «учёным» или «профессиональным». Во многих русских городах развиваются прялочные промыслы, промыслы резьбы пряничных досок. В это же время получает развитие набойка – способ нанесения на ткань цветного рисунка с помощью специальных досок с рельефным узором, называемых «манерами». Доски с резным орнаментом изготовлялись из твёрдых пород дерева: берёзы, груши, клёна, ореха. Для получения узора манеру смачивали в краске, накладывали на ткань и равномерно по ней постукивали (отсюда «набойка»), в результате чего на ткани получался рисунок. Набойным промыслом занимались целые уезды России. Русские набивные ткани делятся на белоземельные, фон которых оставался незакрашенным, и кубовые, окрашенные в кубах. Эту ткань делали способом «резервирования». На белый холст наносили узор с доски, покрытой смесью глины, купороса и клейкого вещества. Затем ткань опускали в чаны с синей краской, и она окрашивалась, а резервированный узор оставался белым. Самым распространённым был геометрический и растительный орнамент. В ХVIII веке на деревянных досках все детали узора выкладывались из металлических полосок, пластинок или гвоздиков, врезанных в толщу доски. Получалась чёткость контуров, почти ювелирная прорисовка деталей. Набойкой украшали одежду, занавесы, знамёна. С конца ХVIII века ручная набойка уходит из города, вытесняемая продукцией ситценабивных фабрик. Она переселяется в деревню и занимает большое место в крестьянском быту на протяжении всего ХIХ – начала ХХ века. Развитие капитализма в ХIХ веке привело к вытеснению кустарных промыслов фабричными товарами. Конкуренция вынуждала мастера делать изделия очень яркими и привлекательными. Для ускорения процесса изготовления изделий стали применять свободную кистевую роспись, которая требовала от мастера виртуозного владения кистью и способности к импровизации. Народные мастера попадают в зависимость к скупщикам, которые за бесценок скупали изделия. На многих промыслах появляется разделение труда, при котором мастер уже не делает изделие от начала до конца, а осваивает только одну операцию. Развитие фабричного производства приводит к тому, что некоторые промыслы не выдерживают конкуренции и гибнут. После революции многие ремесленники объединяются в промысловые артели. В 1923 году открылась первая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, на которой отдельный павильон был отведён под изделия кустарного производства. Там были матрёшки, изделия с резьбой и росписью, лаковые миниатюры, ковры, вышивки, кружева. На выставке мастера демонстрировали приёмы своего искусства. В 1925 году на Парижской выставке искусство народных промыслов получило всемирное признание. В первые дни войны мастера были призваны в армию, но уже в конце 1942 года промыслы восстанавливают работу, где особое место занимает историко-героическая тема. Возобновляется работа художественных училищ. После войны в 40-50 х годах изделия промыслов страдают помпезностью и официальностью. Основное внимание направлено на изготовление уникальных, выставочных, перегруженных декором, изделий. 60-е годы считаются вторым рождением промыслов, вышло ряд постановлений о необходимости оживления народного творчества. Искусствоведы систематизировали промыслы по их происхождению: крестьянские и городские. Ручное ткачество, резьба по дереву, гончарство связаны с повседневной жизнью крестьян. Некоторые ремёсла могли возникнуть только в городе: серебряные с чернью изделия великоустюжских мастеров или холмогорская резьба по кости. Работы народных промыслов украшают многие музеи. Государственный исторический музей, Государственный Русский музей, Музей этнографии, Музей народного искусства в Москве, а также музеи на самих промыслах. На многих промыслах трудятся профессиональные художники, многие получили звания заслуженных и народных художников. За каждым народным мастером стоит коллективный опыт многих поколений людей. Изделия народного искусства, которые выполняются вручную, ценятся именно потому, что они сохраняют творческий характер. Технические механизмы могут применяться: в керамике используется гончарный круг, при обработке дерева – токарный станок, в вышивке – швейные машины. Все эти механизмы помогают мастеру в его творчестве. Красочный мир народного искусства особенно близок и понятен детям. Считается, что народное искусство обладает душой ребёнка, поэтому оно так близко и понятно детям, именно оно и должно играть важную роль в эстетическом воспитании детей.
Дата добавления: 2014-04-28; просмотров: 522; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |