Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ
В 20-х годах высшие учебные заведения переживали тяжёлый период вандализма. В Академии художеств разбивались и выбрасывались гипсовые слепки с античных фигур, уничтожен музей при Академии художеств, а слово «академия « изъято из употребления. Академия, как и Московский ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) дошли до тупика. Здесь также разбивались вдребезги гипсовые слепки с античных статуй. Богатейший музей бывшего Строгановского училища был разграблен. Методический фонд уничтожен. В те годы продукты (пайки) выдавали по месту учёбы. И рисунки из фонда давали, чтобы заворачивать селёдку и другие продукты. В художественной жизни шла напряжённая борьба сторонников реалистического искусства с формалистическими направлениями. Дмитрий Николаевич Кардовский в истории становления методов преподавания занимает особое место. В то время было трудно не только разрабатывать систему и методику преподавания, но и вообще работать. Кардовский был противником бездушного срисовывания. Он учил внимательно изучать пластическую форму, правильно передавать объёмность изображения. Были у него и недостатки. Он недооценивал необходимость первоначального рисования с гипсов, не заботился о детальной проработке формы. Но все эти недостатки не снижают общей положительной оценки системы обучения Кардовского в целом. Острая идеологическая борьба развернулась и на фронте искусства, и в области методики преподавания рисования. Была разработана теория «свободного воспитания», где ребёнок должен сам развиваться, а педагог пассивно наблюдал и любовался детским творчеством. В программе по рисованию в 1921 году указывалось, что «надо совершенно отказаться от рисования с натуры», она предоставляла детям полную свободу. Рисование в 20-х годах не только ничего не давало детям для умственного развития, но мешало их эстетическому воспитанию. Появляется теория «отмирания школы», утверждающая, что в коммунистическом обществе с «отмиранием « государства «отомрёт» и школа, а воспитание и образование подрастающего поколения будет осуществляться стихийно, в процессе труда. Дети должны учиться на собственном опыте, воспитывать их будет сама жизнь, школой для них будет цех завода. Вред подобных теорий стал очевиден для всех и в 1932 году Постановлением ЦК ВКП(б) поставлена задача разработки новых программ. Основной формой организации учебной работы в школе должен быть урок. Рисование стали рассматривать как одно из важнейших средств познания мира, подготовки школьников к жизни и трудовой деятельности. Практика показала, что школы, где хорошо было поставлено преподавание рисования, выпускали людей, способных применять изобразительные знания и навыки в любой профессии. Так, известный авиаконструктор Яковлев писал: «И ещё за одно я благодарен школе: там было хорошо поставлено рисование. Очень помогло мне в будущем умение рисовать. Ведь когда инженер-конструктор задумывает какую-нибудь машину, он мысленно во всех деталях должен представить себе своё творение и уметь изобразить его карандашом на бумаге». Программы по рисованию были пересмотрены и улучшены после 1932 года. В основу новых программ было положено рисование с натуры. Значительное место отводилось рисованию на темы, по представлению, декоративному рисованию и беседам об искусстве. Художники – педагоги реалистической школы искусства проделали в эти годы большую и очень важную работу по разработке методики преподавания рисунка. Был изучен опыт мастеров прошлого и использован в практике. Было восстановлено рисование с гипсов. К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства. В 1951 году выходит книга «Методика преподавания рисунка в средней школе». Книга эта не лишена недостатков, но принципиальные установки – правильные. Это – ориентация учителя на реалистическое искусство, на изучение наследия прошлого. В 50-е годы возникает идея создания учебников по рисованию. Ранее учебников по рисованию для общеобразовательных школ не издавали ни в России, ни за границей. Сначала вышли учебники для 1 и 2 класса, в 60-е годы для 3 и 4 класса. В основу всех этих учебников была положена система Чистякова, приучающая детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения. В 70-е годы переработаны и утверждены новые учебные программы. Вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет «изобразительное искусство».
Дата добавления: 2014-04-28; просмотров: 449; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |