Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Выход Советской России из мировой войны

Читайте также:
  1. Pr в России
  2. PR в России: становление и развитие. Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Российский рынок PR услуг.
  3. V. Особенности риторики в России Нового времени
  4. VI. Современная школьная риторика в России
  5. Азиатский север России
  6. Активизация военно-политического сотрудничества России с членами ШОС.
  7. Анализ динамики и структуры безработицы в России.
  8. Антигитлеровская коалиция: причины формирования, состав, деятельность в годы войны, итоги.
  9. Б) иммунитет светских феодалов в России
  10. Банковская система России.

После победы Октябрьской революции одной из первых задач молодого государства стал поиск путей выхода из войны. Разрушительный конфликт Первой мировой войны принес России колоссальные материальные и людские потери. Именно эти потери стали первопричиной падения царизма в феврале 1917 г., а обещание заключить справедливый демократический мир стало одним из главных факторов победы большевиков в октябре. «Декрет о мире», призвавший все народы и правительства воюющих стран начать переговоры о заключении мира «без аннексий и контрибуций», стал первым актом советской внешней политики.

Реакция воюющих стран на эти предложения была неоднозначной. Союзники России, в предчувствии близкой победы, отмалчивались. Германия, ресурсы которой быстро истощались, откликнулась на них и даже согласилась вести переговоры на советских условиях. Для нее, проигрывающей стороны, было бы выгодно закончить войну вничью.

В начале декабря Германия и Россия заключили перемирие на 28 дней. Вскоре в Брест-Литовске, штаб-квартире командования германского восточного фронта, открылись мирные переговоры. Советскую делегацию возглавил А.А. Иоффе, которого сменил наркоминдел Л.Д. Троцкий. Последний не только вел конкретные переговоры, но и использовал конференцию для произнесения «зажигательных» речей, которые должны были стимулировать революционное движение в Европе. Эта тактика получила одобрение В.И. Ленина.

В начале января 1918 г. Германия и ее союзники, убедившись, что Антанта не присоединится к переговорам, изменили свою тактику и потребовали под предлогом «права нации на самоопределение» признать германскую оккупацию Польши, Литвы, части Эстонии, Латвии.

Перед Советской Россией встала дилемма: продолжать войну (и тем самым расписаться в неспособности обеспечить на деле обещания, данные народным массам в «Декрете о мире») или заключить сепаратный, «аннексионистский» мир. В этих условиях в руководстве РСДРП (б) возникли серьезные разногласия. В.И. Ленин заявил о необходимости принять немецкие условия. Он объяснял это физической невозможностью продолжать войну, стремлением любой ценой спасти завоевания революции. Особую позицию занял Л.Д. Троцкий, который предложил войну прекратить, так как страна действительно не располагала для нее ресурсами, но и мир не заключать, так как он позорен. Германские же войска, полагал наркоминдел, не станут наступать из-за погодных условий и необходимости сдерживать натиск Антанты. Рассчитывал он и на поддержку германского пролетариата, который, мол, не позволит империалистам задушить революционную Россию. Большевики в этот период делали ставку на международную пролетарскую солидарность и рассчитывали на революционную поддержку европейского рабочего класса. Не мог не учитывать Л.Д. Троцкий и того факта, что Германия фактически находилась на грани поражения.

Но большинство членов ЦК первоначально выступало за «революционную войну» с Германией. Так возникла группа «левых коммунистов», лидером которой стал Н.И. Бухарин. За «революционную войну» выступали и левые эсеры. Противниками сепаратного мира были меньшевики и правые эсеры.

Чтобы разобраться в причинах широкого распространения левокоммунистических, ультрареволюционных идей в конце 1917 - начале 1918 гг., нужно вспомнить, с какими внешнеполитическими идеями пришли большевики к Октябрьской революции. С самого начала мировой войны РСДРП (б) выдвинула лозунг всеобщего демократического мира. Она не считала возможным заключить не только аннексионистский, но и сепаратный мир как таковой. Партия отвергала переговоры с империалистическими правительствами, полагая, что всеобщий демократический мир могут заключить только народы воюющих стран.

В статье «Несколько тезисов», опубликованный в 1915 г., В.И. Ленин писал: «На вопросы, что бы сделала партия пролетариата, если бы революция поставила ее у власти... мы отвечаем: мы предложили бы мир всем воюющим на условиях освобождения колоний и всех зависимых, угнетенных и неполноправных народов. Ни Германия, ни Англия, ни Франция не приняли, при теперешних правительствах их, этого условия. Тогда мы должны были бы подготовить и повести революционную войну, то есть... систематически стали бы поднимать на восстание все ныне угнетенные... народы ... а также - и в первую голову - поднимали бы на восстание социалистический пролетариат Европы...».

В 1917 г. большевики неоднократно официально опровергали «низкую клевету» о своем мнимом сочувствии сепаратному миру с Германией. «Сепаратного мира ... для нас не может быть... Для нас сепаратный мир является соглашением с немецкими разбойниками» - категорически заявлял В.И. Ленин на I Всероссийском съезде Советов. И вот теперь предполагалось заключить мир не только сепаратный, но и явно грабительский. «Левые коммунисты» справедливо рассматривали это как отказ от принципов, которые громогласно провозглашались еще несколько месяцев назад. Кроме того, они испытывали серьезные сомнения относительно возможности удержать власть без поддержки европейской революции. Последняя являлась для них самоцелью, ради которой можно было пожертвовать Советской властью. Победит революция в Европе, - рассуждали сторонники революционной войны, - тогда и мы спасемся, не победит - никакие компромиссы и уступки нас не спасут. «В мировой пролетарской революции и оправдание, и спасение русской революции», - писал А.А.Иоффе.

Широкому распространению ультрареволюционных настроений способствовала и относительная легкость первых побед Октябрьской революции. Многим казалось, что при необходимости с германскими империалистами можно будет справиться так же легко, как с их русскими собратьями. «Опьяненные победой, гордые своей ролью застрельщика и зажигателя мировой революции, могли ли мы склонить свое гордое знамя под пыльный сапог герман-ского солдата...?» - объясняла позднее свои чувства одна из сторонниц революционной войны.

Эти настроения подстегивали пришедшие в начале января сообщения об антивоенных беспорядках в Германии и Австро-Венгрии. Даже В.И.Ленин счел возможным написать 21 января, что «революция в Германии началась». Подобные идеи активно пропагандировала партийная и советская печать.

Что писали в это время, например, «Известия ВЦИК»? Газета из номера в номер публиковала стенографические отчеты переговоров в Брест-Литовске с выдержанными в соответствующем духе выступлениями Л.Д. Троцкого. Из Бреста регулярно присылал свои обширные корреспонденции К. Радек, в которых заявлял: «Если русская революция не изменит своей исторической сущности, если она откажется от компромисса с Гогенцоллернами и Габсбургами, как отказалась от сделок с Гучковым и Милюковым, Калединым и Винниченко, то победа за ней: она вызовет не только борьбу пролетариата центральных держав, но и пролетариата Франции и Англии...».

С аналогичных позиций газета освещала работу III съезда Советов. Была полностью приведена речь Г.В. Чичерина, только что вернувшегося из английской тюрьмы. «Я утверждаю: - говорил он, - что дело английского империализма близко к краху и в самом ближайшем будущем пожар революции охватит и английский народ, и эта революция будет революцией социалистической».

19 января «Известия» поместили статью «Грядет мировая революция», а на следующий день - «Мировая революция стала фактом». А вот 23 января 1918 г. на первой полосе было опубликовано «Воззвание Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов Советам рабочих депутатов Берлина и Вены», в котором давалась следующая оценка международной обстановке: «Гражданская война в России близится к концу и заканчивается полной победой социалистической революции. В Финляндии социалистическая революция идет навстречу победоносному свершению. Во Франции мы видим уже первые рабочие баррикады. В Италии рабочая революция растет не по дням, а по часам. Румыния стоит накануне революции. В Австрии и Германии родились Советы рабочих депутатов. «Красный призрак коммунизма» гуляет по всей Европе. Мировая социалистическая революция пришла. Пробил 12-й час. Мы обязаны пожертвовать всем для победы социализма».

Понятно, какие настроения должны были сложиться у масс в результате подобного анализа внешнеполитической ситуации, тем более что В.И. Ленин, не располагая большинством в ЦК, долгое время воздерживался против публичных выступлений в пользу «похабного мира».

Между тем мирные переговоры с Германией были сорваны. 27 января немцы предъявили формальный ультиматум с требованием согласиться на их условия. В ответ Л.Д. Троцкий сделал заявление в духе своей «средней линии»: мира не подписываем, но и войну прекращаем. После обсуждения возникшей ситуации германское правительство 16 (3) февраля заявило, что через 2 дня возобновляет военные действия против России.

В объявленный срок германская армия развернула наступление по всему фронту. Старая российская армия, которая к этому времени оставалась таковой только по названию, побежала, почти не оказывая сопротивления. Советское правительство срочно запросило Германию о конкретных условиях мира, заранее соглашаясь их принять. Но немцы продолжали наступать, рассчитывая легко свергнуть революционную власть и восстановить монархию. За 4 дня они на некоторых участках продвинулись более чем на 300 километров. Только 23 февраля (н. с.) под Нарвой и Псковом они встретили сопротивление только что созданной Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).

Не желая втягиваться в затяжные бои и стремясь побыстрее перебросить войска на Запад, германское правительство согласилось заключить мир, но выдвинуло новые, гораздо более жесткие условия. Россия должна была принять немецкий контроль над Польшей, Прибалтикой, частью Белоруссии, вывести войска из Финляндии и Украины, признать Центральную Раду, отдать Турции округа Карс, Ардаган и Батум. Русская армия должна была быть демобилизована, флот интернирован в портах до конца войны. Предусматривалось также заключение невыгодного для России торгового соглашения и выплата 3 млрд. рублей компенсации за экспроприированную германскую и австрийскую собственность. Советскому государству предстояло заплатить и своеобразную контрибуцию - 6 млрд. марок за содержание русских военнопленных. Срок для ответа был дан 48 часов, пока же германские войска продолжали наступление.

Когда стали известны немецкие условия, в ЦК РСДРП (б) вновь разгорелась острая полемика. Отчаявшись получить здесь поддержку, В.И. Ленин 23 февраля заявил о своем выходе из состава ЦК и начале агитации в массах в пользу мира. Испуганные подобной перспективой, несколько противников мира воздержались при решающем голосовании, что позволило В.И. Ленину получить большинство. Поздно ночью 24 февраля 1918 г. решение заключить мир санкционировал ВЦИК. В этот же день советская мирная делегация выехала в Брест, где и подписала 3 марта мирный договор, без дискуссий, подчеркивая тем его вынужденный характер.

6-8 марта в Петрограде состоялся VII экстренный съезд РСДРП (б), который, несмотря на ожесточенное сопротивление «левых коммунистов», большинством голосов высказался в поддержку Бресткого мира. Съезд также принял решение о переименовании правящей партии в Российскую Коммунистическую партию (большевиков) - РКП (б).

Последний бой «политика мира во что бы то ни стало» выдержала на IV Чрезвычайном съезде Советов, открывшемся 14 марта в Москве, куда за 3 дня до этого перебрались центральные правительственные учреждения. Против заключения мира дружно выступили левые и правые эсеры, меньшевики, но они смогли собрать только 261 голос против 784 поддерживающих позицию В.И. Ленина. 115 депутатов воздержались при голосовании, среди них многие «левые коммунисты».

Брестский мир стоил большевикам союза с левыми эсерами, которые, протестуя против Бреста, вышли из правительства, оставаясь в центральных советских учреждениях. Первое и последнее многопартийное правительство советской эпохи просуществовало около 3 месяцев.

Заключая тяжелый, грабительский мир, революционная Россия получила крайне необходимую передышку. Это был личный триумф В.И. Ленина, который, идя против течения в руководстве собственной партии, сумел настоять на принятии правильного решения. В брестский период проявилась не только присущая лидеру большевиков твердость, но и политическая гибкость, реализм, способность отказаться от устаревших принципов и установок. Позднее В.И. Ленин любил приводить Брестский мир как пример тяжелого, но необходимого политического компромисса. Но успех советской внешней политики был относительным. Россия лишалась 4% территории, 26% населения, 26% железных дорог, 27% посевов, 33% фабрично-заводского производства, 40% квалифицированных рабочих, 75% добычи угля и 73% выплавки чугуна. Кроме того, в Бресте разбилась еще одна иллюзия Октябрьской революции - идея мировой революции.

Некоторые современные историки оценивают события, происшедшие с октября 1917 г. по лето 1918 г., как начальный этап гражданской войны. Несмотря на то что основная масса трудящихся поддержала большевиков и непосредственно участвовала в новой преобразовательной деятельности, однако разрушительные процессы преобладали над созидательными. Продолжался и углублялся распад «единой и неделимой» России, сопровождавшийся вооруженными эксцессами. Едва теплилась жизнь в системе народного хозяйства. Большевикам оказалось не под силу начать поступальное восстановление разорванных экономических связей, наладить цивилизованные контакты города и деревни, нормализовать финансовую систему, навести порядок и дисциплину. Под влиянием этих реалий антибольшевистские силы усиливались консолидацией с ними уже антисоветских сил. В лагере приверженцев Советской власти назрел раскол. До начала широкомасштабной гражданской войны оставался шаг.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Россия в 1917 г.: Путь от Февраля к Октябрю. Провозглашение Советской власти | Гражданская война и интервенция: причины, ход и результаты

Дата добавления: 2014-11-01; просмотров: 637; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.