Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Б) иммунитет светских феодалов в РоссииЭто, пожалуй, самая трудная проблема в области изучения феодального иммунитета на Руси. Одна из причин — значительно меньшее количество актового материала, отразившего светский иммунитет, в отличие от церков-но-монастырских по происхождению источников. Теории возникновения иммунитета разрабатывались в отечественной науке применительно как раз к светскому его варианту. Одна теория (В. И. Сергеевич, С. Б. Веселовский) выводила иммунитет светских феодалов (их несудимость местными властями) из пожалований князей. С. Б. Веселовский видел в иммунитете комплекс чисто личных прав судебных и налоговых привилегий служилых людей, обусловленных исключительно княжескими пожалованиями. Согласно второй теории происхождения иммунитета (К. А. Неволин, Н. П. Павлов-Сильванский, И. И. Смирнов, Л. В. Черепнин, С. М. Каштанов) его выводят из «исконного обычного права крупных землевладельцев» (выражение Н. П. Павлова-Сильванского). Л. В. Черепнин писал о двух тенденциях в развитии иммунитета на Руси. Одна заключалась в стремлении им-мунистов-грамотчиков к расширению своих привилегий. Другая, ограничительная, — в борьбе великокняжеской власти за их сокращение. К концу XV в. именно вторая и одерживает верх в связи с образованием единого Русского государства с сильной великокняжеской властью. Приводя юго-славянские параллели, Л. В. Черепнин отмечает, что в Сербии, например, победила первая тенденция. Формулы из хрисовулов (жалованных грамот) сербских правителей перешли в «Законник» Стефана Душана, приобретя тем самым общезаконодательный характер. В « Законнике» говорилось о полном судебном иммунитете феодалов без всяких ограничений. В сравнительно-историческом ракурсе Русь — Польша светский иммунитет был рассмотрен Б. Н. Флорей. Исследователь показал, что в Польше феодалы имели гораздо более обширные и полные податные привилегии. Польские короли вынуждены даже были повышать доходность находившихся в их руках государственных регалий — монетной, соляной, а также усиливать экономическую отдачу от собственного домена. Что же касается судебного иммунитета, то в Польше дела распределялись по двум категориям: 1) малой юрисдикции (causae minores) — они находились в ведении феодалов-иммунистов и 2) высшей юрисдикции (causae maiores) — ими ведал королевский суд. В научной литературе (С. М. Каштанов, А. Н. Котляров) отмечается слабость русского боярства и светской вотчины-сеньории. О формировании боярского землевладения в Северо-Восточной Руси под эгидой княжеской власти говорилось выше, в 1-й главе. У нас не было боярских замков — символа независимости феодальной аристократии, и бояре здесь защищали не свой замок каждый, а все вместе — княжий «град». «Сесть в городную осаду» с князем вместе — вот непременная обязанность боярства. Боярские владения не освобождались от важнейших в XIV—XV вв. налогов — дани и «ордынского выхода». Князю принадлежали и высшие судебные прерогативы над населением боярских вотчин (по делам о душегубстве и разбое с поличным). Б. Н. Флоря установил значительное разнообразие иммунитетного статуса светских феодалов Московской Руси, обусловленное разнородностью самого состава этого класса. В него входили и рядовые служилые люди, и представители московских боярских родов (из их числа шло формирование «государева двора» великих князей), и потомки бывших самостоятельных князей, перешедших на службу московским государям. В ходе известной нивелировки положения господствующего класса в Московском княжестве в 1440—1470-х гг. было выработано, как выяснил Б. Н. Флоря, два типа иммунитетных пожалований. Первый тип представлял собой освобождение от торговых пошлин и госналогов на родовые и купленные вотчины. Второй — освобождал от «кормов» и выдавался на земли, переданные феодалам государями, на которые эти последние сохраняли свое верховное право собственности Иной тип жалованных грамот был выработан для новгородских помещиков. В этих документах имелось лишь распоряжение, что поместье дается «з доходом денежным и хлебным по старине, опричь моей, великого князя, дани». Б. Н. Флоря заметил значительное расширение сферы применения особых норм иммунитета для условных пожалований по мере раздачи земель на поместном праве в первой половине XVI в. Вопросы и задания 1. Какую связь вы заметили между процессами формирования светской вотчинной системы в Северо-Восточной Руси и особенностями светского иммунитета? 2. Проанализируйте одну из широко известных светских иммунитетных грамот — Василия II Семену Писарю 1441 г. (Сборник документов. Вып. 2. С. 29—30). Каков состав здесь светского иммунитета? Обратите внимание на объем прав Семена Писаря в отношении населения жалуемого им села в Коломенском уезде и на личный статус самого грамотчика. * * * Важным этапом ограничения податного иммунитета светских феодалов был массовый пересмотр жалованных грамот при Василии III в 1505— 1507 гг. Полной унификации этого института еще не произошло, но все равно данное мероприятие может рассматриваться именно в таком плане. Судя по тому, что после 1506 г. практиковалась выдача светским феодалам только несудимых грамот, их податной иммунитет в начале XVI в. был ликвидирован. Одна и та же линия проводилась правительством по отношению к разным видам феодальной земельной собственности (поместьям; вотчинам родовым, купленным, пожалованным). Действие унифицированных норм распространялось на лиц, принадлежавших к разным слоям господствующего класса и к разным территориям (Тверь, Рязань), где ранее действовали отличные от московской системы нормы. По наблюдениям С. М. Каштанова, в годы боярского правления (1538—1546 гг.) иногда подтверждался иммунитет светских и духовных феодалов, но его массового расширения не было. Всего за первую половину XVI в. было выдано 57 жалованных и льготных грамот русским и татарским феодалам на их поместья и вотчины. Продолжали выдавать грамоты и удельные князья, хотя и меньше, чем Василий III и Иван IV, причем старались ставить своих удельно-княжеских слуг в более выгодное положение. Знание студентами того, что такое «тарханная грамота» (она оформляла бессрочное освобождение от основных государственных налогов), должно помочь в трактовке статьи 43 Царского Судебника 1550 г. Статья предписывала не выдавать впредь никому тарханных грамот, а старые тарханные грамоты «поимати у всех». Во осуществление этой статьи в мае 1551 г. была проведена массовая ревизия 236 грамот (их максимальное выявление принадлежит С. М. Каштанову). Светские иммунисты теряли освобождение от основных государственных налогов — ямских денег, посошной службы, мыта и тамги. Кроме того, в Судебнике рассматривался также и судебный иммунитет светских феодалов. Статья 64 упоминает о каком-то едином типе «вопчих грамот», по которым наместники могли судить детей боярских. Вскоре после издания Судебника наместничье управление в России было отменено, и проблема несудимых грамот для светских землевладельцев, как считает И. И. Смирнов, была снята. Поэтому их выдача в дальнейшем прекращается. Таким образом, реформы местного управления 1550-х гг. ликвидировали и наместников, и иммунитета. Но это не означало ликвидации судебно-политический власти землевладельцев по отношению к крестьянам. Материальной основой светского вотчинного суда по-прежнему оставалась феодальная земельная собственность. Ее же привилегированный статус в государстве находил выражение в обложении налогами по более низким ставкам по сравнению с черносошными землями: поместно-вотчинная соха (окладная единица) составляла 800—1000—1200 четв. соответственно доброго, среднего, худого качества (а на черносошных землях по 500—600—700 четв. в соху). В плане помещичье-крестьянских отношений иммунитет в XVII—XVIII вв. входит в сложившуюся систему крепостного права в России. Одним из принципов податной реформы Петра I было возложение на дворян обязанности сбора со своих крестьян государственных налогов. Фактически правительство переложило на помещиков функции местных властей. Памятником же общесословного иммунитетного права можно считать Екатерининскую Жалованную грамоту дворянству 1785 г. Вопросы и задания 1. На основе уже изученных вами иммунитетных грамот скажите, в чем был тождественным состав иммунитета светских и духовных феодалов? 2. В чем различие иммунитета светских феодалов на Руси и в славянских странах (Чехии, Польше, Болгарии, Сербии)? Вопрос этот подробно разбирается в статьях Л. В. Черепнина и Б. Н. Флори. 3. Раскройте конкретные ограничительные мероприятия иммунитетной политики Русского государства в XVI—XVII вв. Какой иммунитет — светский или монастырский — и почему подвергался наибольшему ограничению и унификации? 4. Как вы относитесь к высказанной выше точке зрения, что иммунитет — это суть крепостное право? Данную мысль развивали в старой историографии В. И. Сергеевич, П. И. Беляев, М. А. Дьяконов, С. Б. Веселовский, М. Н. Покровский.
Дата добавления: 2014-10-14; просмотров: 607; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |