Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
А) церковно-монастырский иммунитет
Проблема феодального иммунитета на Руси довольно полно разработана для периода его становления (XI—XII вв.) и расцвета (XTV—XVI вв.). Из исследователей этой проблемы можно назвать Н. П. Павлова-Сильванского, С. Б. Веселовского, Л. В. Черепнина, Б. Н. Флорю, Я. Н. Щапова, но более всего — С. М. Каштанова. Из курса источниковедения следует напомнить студентам , что основным источником для изучения феодального иммунитета на Руси являются так называемые публично-правовые акты — жалованные и указные грамоты. Это жалованные тарханные (= обельные) и жалованные несудимые грамоты. Первые фиксировали финансовый иммунитет (если он был неполным, то документы назывались льготными и оброчными), вторые — судебный. Для исследования иммунитета церкви на Руси первостепенное значение имеют уставные княжеские грамоты («уставы») и ханские ярлыки XIII—XIV вв. русским митрополитам. Наиболее сформированным на Руси оказался церковно-монастырский иммунитет, с изложения которого и стоит начать. Киевский вел. кн. Владимир ок. 995—996 г. передал основанной им Десятинной церкви десятую часть от княжеских доходов, даней, судов, торговых пошлин. В судебную компетенцию церкви были включены дела о браках и о замене языческих брачных обрядов новыми, христианскими. Был определен судебный иммунитет церкви над подведомственными ей людьми и учреждениями: игуменом, попом, диаконом, клирошанином, чернцом, черницей, попадьей, поповичем, лечцем (врачом), прощенником, задушным человеком; монастырями, гостиницами, странноприимными домами. Между всеми этими людьми митрополит и епископы ведали суд, обиду, наследственные дела. В сместных делах устанавливался «вопчий суд» князя и митрополита. В 1011— 1015 гг. кн. Владимиром была создана уставная грамота о церковном суде для всех русских епископий. Церковным уставом вел. кн. Ярослава Мудрого (до 1054 г.) судебная компетенция церкви значительно расширялась, за ней закреплялся широкий круг дел, подведомственный ранее княжескому суду. К ним относились: похищение невесты, изнасилование, разводы, рождение ребенка у незамужней, прелюбодеяние, блуд в близких степенях родства, двоеженство, скотоложство, оскорбление словом и действием, кражи, поджоги. Так еще в «до-вотчинный период» истории церкви государство позаботилось о ее материальном обеспечении. Суд церкви по названным делам значительно обогащал ее материально. В литературе такой суд назван «отраслевым» (Я. Н. Щапов) или «должностным» (А. Д. Горский). Постепенно формируется и чисто вотчинный суд церкви над прямо зависящими от нее людьми (прощенники, пущенники, задушные), а вскоре — и сидящими на земле крестьянами. В уставной и учредительной грамоте кн. Ростислава Мстисла-вича Смоленской епископий 1136—1150 гг., подробно изученной Я. Н. Щаповым, говорилось о финансовом и административно-судебном иммунитете епископа в отношении переданных ему людей в селах Дросенское и Ясен-ское — изгоях, бортнике, капустнике. Эти земли и людей епископия получила из состава княжеского домена Смоленского княжества. По уставу новгородского кн. Всеволода Мстиславича XIII— XIV вв. церкви Иоанна Предтечи на Опоках суд новгородского владыки был независим от светского суда («ни князя, ни детей его, ни наместников его»). Церкви давалось право взвешивания на торгу, предоставлялся ряд торговых и провозных пошлин. Эти доходы, по мнению Я. Н. Щапова, были весьма важными, занимая для церкви второе место после феодальной ренты. Образцовым документом, в котором было проведено разграничение власти московских князей и митрополитов, считается уставная договорная грамота 1404 г. Василия I и митрополита Киприана. Документ фиксирует полный судебный и неполный податной иммунитет митрополичьей кафедры над населением ее вотчины. По тяжбам великокняжеского населения с монахами или священниками митрополичьего дома устанавливался сместный суд владыки и князя. Претензии к митрополичьим должностным лицам (наместникам, волостелям, десятинникам) рассматривал сам великий князь. С. Б. Веселовский писал о том, что под покровом княжеских иммунитетных грамот, защищавших митрополичьи владения от княжеской администрации, развивался внутримитрополичий иммунитет домовых (приписных) монстырей. Эти последние, в свою очередь, были защищены жалованными грамотами самих митрополитов от собственной администрации. . Вопросы и задания 1. Каких отечественных исследователей иммунитета феодальной Руси вы могли бы назвать? 2. Вспомните виды актового материала, отразившего различный иммунитет (административный, судебный, финансовый). 3. Какие церковные княжеские уставы и другие уставные документы в отношении церкви XI—XV вв. вам известны? Как эти мероприятия помогли определению места и роли церкви в русском средневековом обществе и государстве, формированию собственно церковного иммунитета? 4. Выясните структуру и состав иммунитета по жалованной тарханно-несудимой грамоте 1490 г. митрополита Зосимы Благовещенскому Сновитскому монастырю во Владимирском у. (Сборник документов по истории СССР. Вып. 2. С. 61—63). Где вы здесь видите защиту митрополитом приписной обители от владычной администрации? * * * Заметную роль в укреплении церковного иммунитета на Руси сыграли ханские ярлыки русским митрополитам (всего 6—7 документов) XIII— XIV вв. Согласно этим документам, различные баскаки, князья («улусные и ратные»), данщики, писцы и всякие «мимоходящие послы» не должны были привлекать попов и чернцов к уплате дани, поплужного, корма, яма, тамги, к предоставлению подвод и к отбыванию воинской повинности. Ярлыки гарантировали церкви неприкосновенность прав на ее имущество («земля, воды, винограды, огороды, мельницы, зимовища, летовища — да не зама-ють их»). В ярлыке ханши Тайдулы 1347 г., наряду с освобождением русского духовенства от поборов в пользу татарских ханов, содержалось обращение к русским князьям с требованием не нарушать «пошлину» в их отношениях с митрополитами. Татарское слово тархан стало наиболее употребимым в определении жалованных иммунитетных («тарханных») грамот, дающих бессрочное освобождение грамотчику от основных государственных налогов. Наименование «тарханная грамота» сохраняется и в XVIII в. Представляется справедливой мысль Я. Н. Щапова о религиозной инертности Орды. Она позволила церкви значительно расширить свою и вотчинную, и государственную юрисдикцию. Гарантии своих прав в ту эпоху церковь получала и от русских князей, и от татар в виде ханских ярлыков. В отличие от Руси, в соседней Литве церковная юрисдикция и иммунитет оказались ослабленными. Здесь сыграл свою негативную роль перенос митрополичьей кафедры сначала во Владимир, затем — в Москву. Параллельно с сужением церковной юрисдикции в Литве расширялась юрисдикция светская. Она выражалась, например, в праве великих литовских князей самим назначать настоятелей в монастыри из светских лиц, что было явным нарушением церковных канонов. Литовские господари могли по своему усмотрению регулировать внутреннюю жизнь монастырских общин. Верховная собственность на монастырь могла принадлежать какому-нибудь вассалу господаря. Интересы монастыря в суде представлялись этим частным лицом, вассалом. Отмеченные особенности тормозили формирование в Литве целостного духовного сословия. На Руси в XIV—XV вв. в посланиях церковных иерархов отстаивается идея независимости церковного суда от светского. По статье 38 Правосудия митрополичьего в монастырские дела и монастырских людей не мог вступаться кто бы то ни было (из светских властелинов), кроме митрополита. В некоторых епархиях владыки имели право суда над населением не только в духовных, но и в гражданских делах. В жалованной тарханно-несудимой грамоте Ивана III пермскому епископу Филофею 1482/83 г. говорилось о том, что владыка мог ведать своих людей (под последними понимаются и крестьяне) во всем, «опроче душегубства». Ростовский архиепископ, наравне с Иваном III, мог судить «попов соборных и их причта церковного» кафедрального Успенского собора в Великом Устюге. А. Д. Горский отмечает, что для митрополичьего и владычного суда в большей степени был присущ «должностной» характер, тогда как протопопы крупных соборов (Московского Архангельского, Устюжского Успенского) и настоятели монастырей обладали по преимуществу вотчинным судом. Остановимся подробнее на монастырском иммунитете XII—XVII вв. Начальный этап его формирования студенты изучают по уже упоминавшимся в I гл. ранним жалованным грамотам новгородским монастырям XII в. Вел. кн. Мстислав и сын его Всеволод передавали Новгородскому Юрьеву монастырю в 1130 г. волость Буец и «осенние полюдие даровьное», то есть с правом сбора «дара» в объездной форме полюдья. В 1146—1155 гг. вел. кн. Изяслав Мстиславич пожаловал Пантелеймонову монастырю село Витославлицы из фонда государственных земель Новгорода. Пожалование сопровождается учреждением монастыря, что отчасти напоминает фундационную грамоту в Западной Европе: «И устроил есми святому Пантелеймону монастырь и посадил есми в нем игумена Аркадия». Еще один важный момент— передача монастырю права на сбор доходов с крестьян в свою пользу: «А смердам витославлицам не потянута им ни ко князю, ни к епископу, ни в городцкии потуги, ни ко смердом ни в какие потуги, ни иною вивири- цою, а потянути им ко святому изъятия такого рода дел в пользу княжеского суда. Пантелеймону в монастырь к игумену и к братьи». По XIV—XV вв. студентами изучаются две классические жалованные грамоты корпорации тверских князей Отрочу Успенскому монастырю с приписными. По этим документам можно установить все виды иммунитета — заповедный, налоговый, судебный. Тарханный характер грамоты доказывается широким кругом податных освобождений: «монастырским «сиротам» не надобе никоторая дань, ни ям, ни подвода, ни тамга, ни осмничее, ни сторожевое, ни медовое, ни писчее, ни корм, ни бобровое, ни иной никоторой пошлины к городу, ни к волости, ни служба, ни дело княже, ни дворскии, ни старосты от их не замают ни по что...». Полнота судебного иммунитета в этих документах подтверждается тем, что даже по наиболее тяжким уголовным преступлениям («разбой, душегубство или татьба») монастырское население подчинялось игумену и находилось под его юрисдикцией, без обычного Стоит отметить необыкновенную широту состава лиц , подведомственных вотчинному суду настоятеля в жалованных монастырских грамотах XV в., на что обратил особое внимание А. Д. Горский. В анализируемых тверских грамотах это и игумены приписных монастырей (к Отрочу), и попы, и дьяконы, и «конархисты», и чернцы, и «сторонники», и «все церковное исполнение», и слуги монастырские, и ключники, и вольные люди, и, наконец, сироты, то есть монастырские крестьяне. За одни скобки церковники и крестьяне взяты и в упоминавшейся жалованной грамоте митрополита Зосимы Благовещенскому Сновитскому монастырю во Владимирском у. 1490 г. Сновитский игумен мог судить и игумена приписного монастырька «Пречистые в Любце», и старцев, и попа Никольской церкви, и всех своих «христиан» (то есть крестьян). А. Д. Горский объясняет такой порядок еще не законченной к концу XV в. сословной размежеванностью духовенства и других общественных классов. В 1551 г., идя на уступки митрополиту Ма-карию, Иван IV передал настоятелей большинства монастырей в ведение святительского суда не только по духовным, но и гражданским делам. Эта мера, как справедливо считает крупнейший современный знаток проблемы иммунитета С. М. Каштанов, серьезно ослабила степень подданства монастырских настоятелей царской власти. После же смерти митрополитиа Макария в 1563 г. государство вернулось к прежнему порядку вещей: в гражданских делах была установлена подведомственность монашества гражданскому суду. Иммунитетный статус русских монастырей в рамках единого государства XVI—XVII вв. был весьма разнообразным. Он определялся мощью экономического потенциала и степенью политического влияния той или иной обители. С. М. Каштанов предложил такой термин — вариативно-корпоративное иммунитетное право в XVI в., что в конечном счете объяснялось еще далеко не изжитыми к XVI в. явлениями экономической и политической раздробленности в стране. Одновременно с существованием ва-риативно-корпоративного иммунитетного права в России XVI—XVII вв. шел процесс выравнивания, унификации иммунитетных норм. Отмеченная унификация реализовывалась в различных мероприятиях правительства по отношению к иммунистам. Это и проведение массовых пересмотров жалованных грамот в 1505, 1534, 1551, 1620-е гг., и практика выдачи общих жалованных грамот монастырям, вотчины которых располагались в десятках уездов страны. В том же русле может рассматриваться и систематическое проведение писцовых описаний земельных владений иммунистов, которые С. М. Каштанов и Е. И. Колычева справедливо считают инструментом финансовой политики правительства. Дня сравнения скажем, что, например, в Византии при полной налоговой экзиминированности светских вотчин («прений») запрещалось составление каких бы то ни было их налоговых списков государственными агентами. Унифицируются и сами окладные единицы (в которых выражалось государево тягло) в 1550-е годы. Для церковно-монастырских земель вводится единообразная соха, равная 600— 700—800 четвертям земли соответственно доброго, среднего и худого качества. В период проведения частичной налоговой реформы в 1620-е годы для монастырей были также установлены унифицированные числовые значения «живущей» (дворовой) четверти. В те же 1620-е годы для большинства русских монастырей были введены одни и те же государственные налоги — ямские деньги (привлечение монастырей к их уплате было достигнуто еще в конце 40-х — начале 50-х гг. XVI в.), стрелецкие хлебные запасы, городовое и острожное дело. Сами монастырские власти имели право собирать со своих крестьян госналоги и организовывать отбывание госповинностей. Административная заповед-ность монастырских вотчин и в XVII в. не должна была нарушаться въездом «ямских стройщиков и денежных зборщиков». Следовательно, сбор государственных налогов с многочисленного отряда монастырских крестьян всецело находился в XVII в. в сеньориальной, а не публично-правовой сфере. Государство сносилось в XVII в. с монастырями напрямую, минуя местный аппарат управления (воевод, губных старост). Независимо от своего ранга все обители ведались в одном центральном учреждении — Приказе Большого Дворца. Для всех них были установлены три единичных судных срока по предъявлению исков их населению: Троицын день, Семенов день Летопроводца (1 сентября по ст. ст.) и Рождество Христово (25 декабря по ст. ст.). Из судебной компетенции монастырских настоятелей в XVI— XVII вв. изымались лишь дела о «душегубстве, разбое и татьбе». По остальным правонарушениям игумены и архимандриты могли сами судить подведомственное им население. К числу несомненных привилегий русских монастырей, сохранявшихся до конца XVII в., можно отнести и их право не платить подписных, печатных и явочных пошлин при оформлении и предъявлении своих жалованных и «управных всяких грамот» должностным лицам высших и центральных учреждений. По Соборному Уложению (гл. 18 — о Печатном приказе) это право-привилегию имели Троице-Сергиев и Московский Ново-Спасский монастыри. Во второй половине XVII в. его добились для себя и другие церковные учреждения — Патриарший дом, Успенский собор Московского Кремля, Саввино-Сторожевский Чудов, Воскресенский на Истре, Симонов, Ново-Девичий, Высокопетровский, Московский Алексеевский монастыри. Лишь в 1699 г. эта привилегия для всех них без исключения была отменена со ссылкой на предшествовавшую (в 1672 и 1677 гг.) отмену вообще всяких тарханных грамот. Вопросы для закрепления знания терминологии 1. Итак, мы часто употребляем термин «тархан». Вспомните его происхождение, когда он мог появиться на Руси? Каково изначальное значение этого термина? Какое русское определение тарханных грамот может быть их эквивалентом? 2. Как вы понимаете выражение «вариативно-корпоративное иммуните-ное право»? В чем оно выражалось? 3. В чем выражалась его унификация на протяжении XVI— XVII вв.? 4. Ваше понимание слов «душегубство» (какой смысл в это вкладывался? Как такое же преступление называлось в Русской Правде?), «татьба», «разбой». Что вы помните о Разбойном приказе и его функциях в XVI—XVII вв., о губной реформе 1530—1550-х гг. и губных старостах? * * * Еще одним важным проявлением монастырского иммунитета было право монастырей на сбор таможенных пошлин на своей территории и обширные мытно-проезжие привилегии для их торговли. Истоки этого вида иммунитета уходят, как считает Я. Н. Щапов, в XII в. В условиях экономического подъема в России второй половины XVII в. вполне определились два основных способа таможенной организации крупнейших русских монастырей, например Троице-Сергиева. Первый способ заключался в передаче государством в руки монастырских властей права на сбор таможенных пошлин в развитых торгово-ремесленных поселениях, торжках и т. п. Такая образцовая таможенная организация, значительно обогащавшая корпорацию, существовала в XVI—XVII вв. в подмонастырском селе Клементьеве. В 1700 г. Петр I отменил для монастыря это право, передав сбор тамги в Московскую Ратушу, однако, как показывает приходно-расходная книга Троицы 1703—1704 гг., и в начале XVIII в. Троицкий монастырь продолжал получать немалый доход в с. Клементьеве. Второй способ таможенной организации заключался в передаче государством на откуп наиболее состоятельным монастырским крестьянам права на сбор таможенных пошлин в торговых селах. Крестьяне вносили откупные суммы в Московский Приказ Большого Прихода. В XVII в. наблюдается определенное экономическое соревнование, соперничество корпораций с собственными крестьянами в торговой сфере и стремление монастыря вытеснить из нее наиболее предприимчивых крестьян. Естественно, при первом из отмеченных способов таможенной организации монастырь получал больший доход. В рассматриваемое время (вторая половина XVII — начало XVIII в.) вообще наблюдается повышенное обложение мельниц, харчевен, бань, мостов, лавок, торговых «шалашей», крестьянских хлебно-торговых операций, ремесел и промыслов, других доходных статей и занятий, помимо собственно земледельческих. Аналогичные явления отмечают медиевисты (М. А. Барг, А. Я. Гуревич) для английской и французской баналитетной вотчины-сеньории. Там в XTV—XV вв. феодалы также старались извлечь в свою пользу наибольшую выгоду из обложения мельниц, хлебных печей, виноградных давилен. Сеньориальное обложение всюду старалось улавливать возрастающие экономические возможности крестьянства на этапе позднего феодализма. Малоисследованной стороной в эволюции монастырского иммунитета в позднефеодальный период остается вопрос об удельном весе чисто административно-судебных (а не поземельно-рентных) взиманий в крупных вотчинах-сеньориях России. В изучаемой нами огромной по масштабам Троицкой латифундии на протяжении XVI—XVII вв. наблюдалось возрастание административно-судебных взиманий. Скажем, в конце XVI в. в некоторых угличских и кашинских комплексах монастыря размеры судебно-административных поборов превосходили суммы поземельного оброка. Наиболее явственно эта тенденция проявлялась в барщинных имениях, требующих повышенного нажима на крестьянское население. Приходо-расходная книга начала XVIII в. показывает значительное превышение платежей «за дьячьи въезжий, приказчиков и доводчиков доход» в наиболее крупных вотчинных комплексах Угличского, Ярославского, Костромского, Бежецкого уездов. Снова стоит вспомнить мысль И. Ф. Колесницкого о том, что сила воздействия вотчинных властей во многом определялась размерами вотчинных доходов. Обширные масштабы монастырского землевладения требовали в целях управления большого и эффективного административно-хозяйственного аппарата (приказчиков, ключников, слуг, доводчиков и др.). Внушительные денежные суммы, и рентные поступления, и административно-судебные взносы, в свою очередь, делали возможным содержание многочисленного министериалитета. В целом к началу XVIII в. можно говорить о неполноте публично-правового подданства монастырских крестьян государству. У них преобладал сеньориально-зависимый статус. Они находились в сфере сеньориальной юрисдикции. Государство в России даже и в преддверии своего превращения в абсолютистское еще не встало над всем населением страны в области управления и финансов. Церковно-монастырская собственность предстает как весьма обремененная публично-правовыми прерогативами. На Западе же эволюция феодальной собственности заключалась во все большем ее освобождении от таких функций, сосредоточении последних в руках агентов короны (М. А. Барг).
Дата добавления: 2014-10-14; просмотров: 575; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |