Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Ш. 1. Теоретические аспекты проблемыЛатинский по происхождению термин «immunitas» означает институт феодального права, оформленный в специальных документах (хрисовулах, хартиях, привилеях, жалованных грамотах) и заключающийся в передаче верховной властью отдельному лицу, группе лиц, церковной корпорации и пр. административных, судебных, финансовых и иных прерогатив, полномочий над населением определенной территории. Содержание иммунитета, или иммунитетных отношений, может быть раскрыто в двух планах. Первый — это взаимоотношения иммунистов-грамотчиков (еще шире — господствующего класса в целом) с верховной и местными властями, способы и формы регулирования этих отношений. Второй — это отношения иммунистов-грамотчиков с, зависимым населением (вотчинно-крестьянские, сеньориально-общинные отношения), которые складывались в результате взаимодействия норм обычного вотчинного и крестьянского права с этих последних — с иммунитетными нормами, сформулированными в жалованных и указных грамотах. Первый из названных планов иммунитета признан ведущим, основным в исследованиях таких отечественных медиевистов, как Д. С. Граменицкий, Б. Т. Горянов, К. В. Хвостова. Существовал еще и третий план иммунитет- ных отношений, когда государство напрямую взаимодействовало с населением иммунитетных вотчин. Источниковедчески такое явление на Руси отразилось в издании жалованных послушных и жалованных уставных грамот. Ими верховная власть призывала сельское население к послушанию своему господину и могла определять номенклатуру и размеры феодальных поборов в пользу сеньора. Определения иммунитетного права нам не удалось найти ни в какой специальной литературе. На наш взгляд, под ним следует понимать некую совокупность унифицированных, единообразных норм, юридически оформленных и тем самым закрепленных, определявших отношения государства с общественными группами, сословиями либо их отдельными представителями. Ранее всего иммунитетное право начало применяться в Поздней Римской Империи к поставленным в особое административно-налоговое отношение церковным землям («immunitas ecclesiastica»). Это явление получает затем распространение в Византии (экзиминированные имения) и Западной Европе. Наибольшей своей завершенности иммунитет, по общему мнению медиевистов, достигает именно на церковных землях. Здесь важно учитывать и несравненно лучшую сохранность церковных архивов, в отличие от светских, но и светские иммунитета в Византии и Западной Европе тоже, конечно, существовали. В Византии иммунитет («экскуссия») начинался с пожалования феодалу права на взимание поземельной подати. Позднее земледельцы развивали свои административно-судебные прерогативы в отношении своего зависимого населения. А. Я. Гуревич писал о роли иммунитетных пожалований в процессе феодализации еще в англосаксонский период (VII—XI вв.). Пожалование земли по грамоте предполагало передачу грамотчику права на получение налогов и судебных штрафов. Складывалась «сока» — иммунитетная территория, которая постепенно перерождалась из юрисдикции в соку-вотчину. И. Ф. Колесницкий отмечал совпадение хода развития иммунитетного и вотчинного права («сеньората», «практики аббатского суда»). Вотчинное законодательство известно и в России: для XVI— XVII вв. — это многочисленные монастырские уставные грамота, для XVIII—XIX вв. — это близкие к ним тематически вотчинные конструкции. Эти документы и формируемые ими нормы придавали вотчине известный политический суверенитет, служили показателем ее государственной автономии. И. Ф. Колесницкий справедливо отмечает, что средства «иммунитетно-вотчинной» власти зависели от роста вотчинных доходов. Расцвет иммунитета приходится в Западной Европе на период феодальной раздробленности (XII—XV вв.), причем по мере образования единых национальных государств в XIV—XV вв. иммунитет подвергался ограниче- нию и сокращению. XIII — середина XV в. стали временем наибольшего распространения иммунитета и в Византии. Его особенности здесь были связаны с существованием сильной централизованной государственной власти. Явление иммунитета неотъемлемо связано с господством вотчинно-сеньориального режима в Западной и Восточной Европе. Е. В. Гутнова и 3. В. Удальцова к числу наиболее существенных типологических признаков развитого феодализма относят связь крупной земельной собственности с теми или иными формами политической власти, основанной на частноправовых отношениях (вотчинные суды, полицейские силы). Студенты, вероятно, помнят, что именно в эпоху феодальной раздробленности происходит отчуждение верховной власти сверху же путем раздачи публично-правовых прерогатив вотчинникам. Одновременно снизу растет сама вотчинная власть. Начальным, пусковым моментом в складывании иммунитета было «introitus iudicum», то есть запрещение представителям местной администрации въезжать на территорию данной вотчины, установление ее административно-судебной и налоговой заповедности. Вопроса об эволюции иммунитета в первом плане мы коснулись выше. По мере складывания сословных монархий иммунитетные привилегии отдельных феодалов заменялись «общеземскими привилеями» (типа Великой Хартии вольностей или Золотой буллы), определявшими общесословные права и отношения монархий с их подданными. Е. В. Гутнова и Н. А. Хачатурян пишут, что в Англии и Франции уже в XTV—XV вв. по мере формирования сословных монархий сеньориальная система власти перестраивается в публично-правовую. В финансовой сфере это было связано со складыванием системы прямых и косвенных налогов. Центр тяжести государственного управления и финансов (доходов) лежал теперь (в XIV—XV вв. для Англии и Франции) в публично-правовой сфере. Прямой государственный налог во Франции — талья — стал государственным вариантом прежнего сеньориального сбора. Подъем товарно-денежных отношений и расцвет городов странах Западной Европы способствовали утрате своего значения и вторым планом иммунитета. Сеньориально-крестьянские отношения тоже претерпевают трансформацию: в масса сельских тружеников в XIII—XIV вв. освобождается от крепостной зависимости и становится лично свободной. В аграрной сфере этому соответствуют сокращение господской запашки (домена), свертывание домениального хозяйства вообще (а нередко и его полная ликвидация), передача господской земли в аренду крестьянам, всемерное расширение их торгово-экономической деятельности. Отмеченные тенденции развития будут присущи и позднефеодальной России (конец XVII— XVIII в.), но с одним принципиальным исключением: здесь в указанное время происходит в целом не ослабление, а закрепление феодальной зависимости крестьян, и импульсы некрепостнической эволюции были здесь значительно слабее на общем фоне поступательного усиления самодержавно-крепостнического режима. Вопросы для повторения 1. Дайте ваше определение иммунитета, иммунитетных отношений. Какие два плана в них можно выделить? 2. Какое время было расцветом для иммунитета? Как это вписывается в известную вам общую периодизацию феодализма? 3. Как соотносятся иммунитет и процессы государственной централизации?
Дата добавления: 2014-10-14; просмотров: 328; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |