Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
II. 5. Церковно-монастырское землевладение на Руси в XIV—XVII вв
В XTV—XVII вв. происходит в целом его неуклонный рост. Вначале лидирует в этом процессе Московская митрополичья кафедра. По предположению С. Б. Веселовского, еще при митрополите Петре (до 1326 г.) от Ивана Калиты кафедра получила подмосковные земли для двора и заведения необходимого хозяйства. Основы же земельного богатства Московской митрополии были заложены при преемниках Петра — митрополитах Фео-гносте (1328—1362 гг.) и Алексее (1354—1387 гг.). Земельные пожалования московских князей кафедре мотивировались необходимостью для них политической поддержки со стороны церкви. Обоснование кафедры в Москве (к 1354 г.) всемерно соответствовало задачам общерусской политики московских князей. Наличие обширных денежных средств самой кафедры облегчало для нее покупки земель у других феодалов, нередко у своих же собственных слуг и детей боярских. В XV в. землевладение Московской митрополии растет при первом русском автокефальном митрополите Ионе (1448—1461 гг.). Конкретный состав митрополичьих вотчин в 13 уездах Руси также был изучен С. Б. Веселовским. Во Владимирском уезде митрополия унаследовала владения владимирских епископов XII—ХШ вв. В структуру митрополичьих земель, наряду с доменом, входили вотчины домовых (приписных) монастырей (Чудов и Новинский в Москве, Константино-Еленинский, Благовещенский, Сновидский и Николо-Волосовский во Владимирском у., Воскресенский Череповецкий, Благовещенский Нижегородский, Спасо-Преображенский на Вондожском озере в Вологодском у. и др.). Имелись также и служние (условные) земли административно-хозяйственного и военного аппарата кафедры (бояр и детей боярских митрополита, которые, как правило, были светскими лицами). Аналогичной была структура землевладения (домен, дочерние филиалы, служние земли) и у других владычных кафедр — Новгородского Дома Св. Софии, Ростовского и прочих архиерейских домов. В XVI в. на землях Московской митрополии складывается своя поместная система. Масштаб ее, конечно, был много скромнее государственной поместной системы, но сами правовые нормы определенно были заимствованы митрополитами из практики московских государей.
* * * В XV в. в Северо-Восточной Руси лидерство в процессе роста духовного землевладения от митрополичьей кафедры переходит к многочисленным монастырям. Важную роль в этом , как считают все исследователи, сыграла монастырская реформа второй половины XIV в., осуществленная митропо- литом Алексием и Сергием Радонежским. Реформа заключалась в переходе от особножитных («идиоритмов») и ктиторских (покровительствуемых состоятельными основателями) монастырей к общежительным обителям («киновиям»). Родоначальником этого движения монастырской жизни на Руси стал монастырь во имя Живоначальной Троицы, основанный Сергием Радонежским, согласно датировке В. А. Кучкина, ок. 1342 г. в Радонежском уделе Московского княжества. Прямыми учениками Сергия, а затем учениками этих учеников в конце XIV—XV в. на Руси было основано не менее 100 общежительных монастырей. Располагались они как к югу, так и более всего к северу и северо-востоку от Москвы, преимущественно в пределах нынешних Костромской и Вологодской областей. Монастыри эти способствовали внутренней колонизации страны, хозяйственному освоению огромных массивов новых земель, проникновению политического влияния Московского княжества на новые территории, развитию средневековой русской культуры. Формирование монастырского землевладения было способом утверждения феодальной собственности в корпоративной форме. С. М. Каштанов считает, что только корпоративная собственность учреждений, окруженных ореолом святости, при достаточном распространении христианской веры, могла рассчитывать на успешное укоренение. Правда, утверждение это нередко было связано с прямой борьбой возникших монастырей с окрестным населением — крестьянами и другими феодалами (И. У. Будовниц, Н. Н. Покровский, А. Д. Горский, Л. И. Ивина, В. И. Корецкий). Говоря о церковно-монастырском землевладении, особенно уместно учитывать значение духовных, религиозных факторов его роста. Речь должна идти о присущем средневековому мировосприятию (менталитету) понимании ценностей, тягостных религиозных переживаниях предстоящего и неотвратимого конца Света и Страшного суда. В новом учебнике по истории средних веков А. Я. Гуревич и Д. Э. Харитонович пишут, что религиозная мотивация многочисленных земельных, денежных, вещевых дарений церквам и монастырям отражала характерные для средневекового умонастроения духовные искания и устремления людей. Они искали небесного покровительства. Современный французский медиевист Жак Ле Гофф отмечает: «Не сознавая ясно, сколь одержимы были люди средневековья жаждой спасения и страхом перед адом, совершенно невозможно понять их мен-тальность, а без этого неразрешимой загадкой остается поразительная нехватка у них жажды жизни и стремления к богатству». Людей русского средневековья беспокоили перспективы существования их души в ином, потустороннем мире. Они также надеялись на загробную встречу со своими умершими близкими. Дарения земли, денег, утвари в русские монастыри нередко мотивировались выполнением воли усопших. Чувства родственные и религиозные были тесно связаны, на что обратил внимание один из первых исследователей средневековой религиозности вообще, русский медиевист Л. П. Карсавин. Он писал о том, что надежда на загробную встречу с умершими родственниками помогала средневековым людям понимать и преодолевать время, прорываясь в иную, трансцендентную реальность. В отличие от митрополичьей кафедры (организации более политической), монастыри ближе стояли к самому человеку, всецело отвечая духовным запросам средневекового общества. Поэтому именно с ними была связана важнейшая духовная потребность людей — забота о посмертном «устроении своей души». Укоренившиеся на Руси к XIV—XV вв. благочестивые традиции в конечном счете «боком вышли» для самого фонда вотчинного землевладения, приведя его к критическому состоянию (к концу XV в., в 70—80-е гг. XVI в.). Всякий раз баланс феодального землевладения активно регулировался на Руси своевременным и эффективным вмешательством государственной власти. С середины XV в. и в дальнейшем, вплоть до секуляризации в 1760-е гг., крупнейшим корпоративным собственником в России был Трои-це-Сергиев монастырь. К концу XVI в. его земельные, промысловые и городские владения располагались в 40 уездах страны. Рост их продолжался и в первой половине XVII в. Троице в разные периоды подчинялось до трех десятков приписных обителей (как мужских, так и женских). Находились они в городах (Троице-Свияжский, Троице-Казанский монастыри) и в сельской местности. Имелись небольшие дочерние филиалы у Троицы в отдельных крупных селах. По структуре своей собственности (весьма внушительный по размерам домен — до 11—12 % всей пашни в конце XVI в., земли приписных монастырей — до 20 % всей пашни в середине XVII в., служебно-условные земли) Троицкая корпорация вполне сравнима с крупнейшими кафедрами страны (Московской, Новгородской, Ростовской). Кроме Троице-Сергиева, можно назвать такие богатейшие землей и крестьянами монастыри, как Кирилло-Белозерский, Спасо-Ярославский, Костромской Ипатьев, Московский Симонов, Суздальский Спасо-Ефимьев и др. Основным питательным источником роста их латифундий в XV—XVII вв. были светские вотчины различного ранга (крупные, средние, мелкие). Имела значение и собственная хозяйственная инициатива корпораций, порой беззастенчивый захват ими земли у своих соседей. Сыграли свою роль велико- и удельно-княжеские и царские пожалования монастырям из фонда государственных (черносошных) и дворцовых (домениальных) земель, а также из числа конфискованных вотчин у светских лиц. Значение таких пожалова- ний было особенно велико (по крайней мере, для Троицкого монастыря) в XV — первой половине XVI в., а в дальнейшем оно заметно снижается. Следует подчеркнуть большую роль монастырей в земледельческой колонизации Северо-Восточной Руси в конце XIV— XVI в., а в XVII в. — в освоении и заселении Среднего Поволжья. История монастырского землевладения в XV—XVII вв. показывает нам интенсивный процесс перераспределения земельной собственности между различными кругами господствующего класса — как светских, так и духовных феодалов. Одним из путей роста монастырского землевладения в XVII в. стала приписка более мелких и слабых обителей к крупным организациям. В научной литературе она рассматривается как способ перераспределения земель и крепостных душ внутри обширной и весьма неоднородной церковной организации. Так, к Троице-Сергиевой корпорации в начале XVII в. были приписаны: Николо-Чухченемский монастырь в Холмогорах, Троице-Махрищский в Переяславском у., Троице-Авнежский в Вологодском у., Макарьева пустынь под Бежецком, Чердынский Богословский, Успенский Стромынский в Московском у., в 1660-е гг. — Богословский Холохоленский в Старицком у., в 1699—1700 г. — Троице-Белопесоцкий (близ Каширы), Троице-Астраханский и Николо-Песношский в Дмитровском у., а также многие другие более мелкие обители. По итогам дворовой переписи 1678 г. 395 русских монастырей и соборов владели 98-ю тыс. дворов. Наиболее крупными из них являлись: Трои-це-Сергиев монастырь (свыше 21 тыс. дворов), Кирилло-Белозерский (5250 дв.), Спасо-Ярославский (4049 дв.). Вся церковная верхушка (патриарх и архиерейские кафедры) имела такое же количество дворов (свыше 18 тыс.), что один Троице-Сергиев монастырь. Регионами наибольшей концентрации церковно-монастырского землевладения в масштабе страны были Центр (Замосковный край) и Северо-Запад (Новгородчина). На Северо-Западе в вотчинах духовенства, по данным В. М. Воробьева и А. Я. Дегтярева, размещалось более 30 % зависимого населения. Монастырское землевладение здесь росло и в первой , и во второй половине XVII в. В Поморье рост этот был заметно заторможен, поскольку правительство здесь в XVII в. неоднократно издавало запреты отдавать тяглые земли монастырям и вообще всяким беломестцам. Подробно исследовавший итоговые, сводные, документы переписи 1678 г., Я. Е. Водарский в своих работах показал сильную поляризацию духовных вотчин в России к концу XVII в. 29 % монастырей имели 92 % тяглых дворов, тогда как 71 % монастырей имел лишь 8 % дворов зависимого населения. Таким образом, на протяжении XVII в. происходила сильная концентрация земли и дворов в руках небольшой группы крупных и крупнейших духовных феодалов России. Вопросы и задания 1. Как вы понимаете «корпоративность» монастырского землевладения? Почему эта черта оказалась наиболее приложимой к общежительным монастырям? 2. Для монастырей не существовало традиций наследственного раздела их вотчин (в силу самого профиля данных учреждений). Как это способствовало развитию монастырского землевладения? 3. Выше вам уже предлагалось проанализировать духовную грамоту новгородского боярина Остафия Ананьевича Своеземцева 1397—1409 гг. Обратитесь к ней еще раз и найдите в тексте упоминания о дарениях в пользу церкви. Чем они мотивированы? 4. Познакомьтесь с еще одной духовной грамотой — кн. И. Ф. Судского 1545/46 г. (Сборник документов по истории СССР. М., 1972. Вып. III. С. 25—28). Составьте структуру земельных дарений князя монастырям. Чем эти дарения мотивированы? 5. В теоретической статье Л. В. Милова «О российском типе феодализма» говорится, что масштаб церковно-монастырского земле-и душевладения в России был гипертрофированно велик. С отмеченной гипертрофированностыо был связан воплощаемый в церкви синкретизм социокультурных, религиозно-идеологических функций. Такая роль уготована церкви именно в обществе с низким уровнем совокупного общественного продукта. Как вы относитесь к этому наблюдению ? Можно ли его использовать при доказательстве глубокой традиционности российского общества не только в XVII в., но и в последующие столетия нашей истории?
* * * Важной стороной внутренней политики Русского государства в XVI—XVII вв. стало ограничение роста монастырского землевладения. Рост этот затрагивал интересы всех слоев русского средневекового общества, поэтому государство никак не могло оставаться к нему безучастным. В сфере межфеодальных отношений по вопросам землевладения регулирующая роль государства в XVI—XVII вв. выразилась самым определенным образом. При Иване III было принято, а при Василии Ш и Иване IV повторено уложение, запрещавшее служилым феодалам передавать свои вотчины в монастыри «без государева ведома и доклада». С середины XVI в. закрепляется практика обязательной регистрации всех земельных сделок (в том числе и с монастырями) в книгах Поместного приказа. Поскольку в числе поступавших в духовные обители вотчин были родовые, государство активно контролирует сам институт (а он принадлежал к обычному праву землевладельцев) родового выкупа. По упомянутому обычному праву такой выкуп допускался в течение 40 лет после совершения сделки. Возвращать отчужденные вотчины в род могли только те родичи, которые были поименно названы в соответствующих документах (данных, вкладных, духовных грамотах). Одновременно государство иногда шло на нарушение канонического права неотчуждаемости церковных земель и конфисковывало их у монастырей. Чаще всего это, правда, сопровождалось денежными компенсациями обителям со стороны правительства. Но даже и такие изъятия вызывали серьезное недовольство у церковников, были причиной напряженности цер-ковно-государственных отношений. В 1572 г. был принят приговор, выделявший «богатые монастыри, у которых земли много», и «бедные монастыри» (малоземельные). Первым запрещались новые земельные приобретения, вторым они разрешались. Запреты были повторены и в уложениях 1580 и 1584 гг., однако рост монастырского землевладения, вопреки им, все равно продолжался. После «смуты», в 1622 г., правительство принимает указ о закреплении за монастырями купленных и вкладных после 1580 г. вотчин, если на них не поступило челобитья о выкупе до 1612 г. Такие земли признавались застаревшими за монастырями «многими леты». Нередкая непоследовательность самого государства в курсе ограничения роста монастырского землевладения, сильная нужда светских феодалов в деньгах, которые они могли получить у монастырей, — вот причины, объясняющие трудности проведения данной политики в XVI—XVII вв. Затруднялась реализация важного принципа правительственной политики в отношении монастырей — замены в них земельных вкладов денежными. Недостаток товарно-денежного обращения не позволял реализовать этот принцип в полной мере. Государство предпринимало попытки ограничить и рост городского дворовладения крупнейших духовных корпораций. В 1624 и 1634 гг. принимались указы, запрещавшие посадским людям отдавать свои дворы и лавки монастырям. Сложнее было проконтролировать расширение городских владений монастырей за счет вкладов светских феодалов, когда городские дворы поступали одновременно и в составе с сельскими вотчинными комплексами («двор к селу» — эта «дихотомия» была присуща и крупным, и средним светским вотчинам). В городах монастыри также возводили целые слободки (группы из 15—20 и более дворов) на своих дворовых местах, формировали здесь торгово-ремесленное население, переманивали к себе тяглых посадских людей в «закладчики». Не случайно в Соборном Уложении 1649 г. важное место заняла проблема «белых слобод» и вновь повторился запрет монастырям приобретать земли. Вопросы и задания 1. Вновь вам предлагается обратиться к Соборному Уложению 1649 г. В его XVII главе («О вотчинах») найдите распоряжения относительно церковно-монастырского землевладения (А. С. Нагаев. Практикум. Вып. 2. С. 37—38). Как в кодексе проведен принцип замены земельных вкладов денежными? Какие случаи вмешательства государства в отношения землевладельцев и церкви предусматриваются? О чем говорит такое вмешательство? 2. В главе XIX («О посадских людях») Уложения 1648 г. найдите весьма решительные распоряжения относительно городских владений церкви и монастырей. Как вы понимаете их смысл? Что такое «белые слободы» и в чем заключалась, таким образом, посадская реформа 1649—1652 гг.?
Дата добавления: 2014-10-14; просмотров: 818; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |