Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Антропологические аспекты культуры«Человек» обозначает род Homosapiens, т.е. общие свойства данного вида живых существ, а «личность» — единичного представителя этого вида, индивида. Нужно различать проблемы «культура и человек» и «культура и личность». Содержание первой - состоит в выявлении роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека или, точнее, всего человеческого в человеке. Содержание второй проблемы - заключается в установлении особых качеств, которые порождают в культуре самосознание личности и потребность ее самовыражения. Интеллект формируется в процессе практической деятельности человека ив соответствии с ее нуждами, он должен быть признан феноменом культуры. У ребенка интеллект формируется в процессе развития. Рядом с интеллектом и во взаимосвязи с ним в истории культуры сформировалась и другая синтетическая энергия человеческой психики — энергия духа. Различия между интеллектом и духом состоят в том, что интеллект лежит в основе познания мира, а дух же проявляется в отношении человека к другим людям. Дух же проявляется в отношении человека к другим людям, а затем и ко всей реальности, естественной и созидаемой людьми. Человек унаследовал от своих предков агрессивность как инстинкт жизнеобеспечения, поскольку уничтожение, убийство ради поедания является биологическим законом бытия. Особенностью человеческого бытия явилось подавление агрессивности путем табуирования определенных форм поведения внутри родоплеменной общины. Восприятие Другого как «Ты» породило форму ценностного сознания - нравственность. Нравственность - единственная форма ценностного сознания, которая объединяет людей независимо от их каких бы то ни было мировоззренческих и поведенческих различий. По мнению П. Кропоткина, основой духовности человека служит его альтруизм, существование которого вытекает из обнаруженного ученым «альтруистического поведения» животных. Еще один потенциал культуры - свобода. Биологическая форма жизни не знает свободы, потому что это свойство не нужно ни растению, ни животному. Решения человека могут быть любыми - Это делает человеческий выбор нередко мучительно сложным. Еще одно существенное отличие людей от животных, участвующее в порождении и развитии культуры, — творческий потенциал. Созидательная деятельность человека становится творчеством, потому что ее программы генетически не кодируются, а вырабатываются каждым человеком в процессе его жизни в культуре, и не являются повторением одного и того же образца, а всякий раз в той или иной степени обновляются, видоизменяются, совершенствуются. Существует еще один нужный компонент, являющийся основой и условием предыдущих фундаментальных качеств культуры, - общение людей. Духовная, материальная и художественная включают в себя общение людей как способ их самоорганизации в случаях коллективного решения сложных задач. Одно из величайших «изобретений» культуры состоит в том, что безвозвратно ушедшее прошлое превращается в настоящее. Культура и общество - системы до такой степени близкие, что их содержание нередко или вообще не различается, или представляется таким образом, что одна понимается как часть, раздел, аспект другой. Человеческое общество есть реальная и всегда конкретная среда функционирования и развития культуры. В истории человечества различаются три способа организации жизни общества. В первобытном, архаическом обществе индивид был «растворен» в своей родоплеменной группе. Второй тип культуры, был основан на сословном, или клановом, расслоении социума. Третий, демократический, способ организации жизни общества укрепился в европейских городах –коммунах как общество граждан, иными словами, гражданское общество. Гражданское общество — это такой строй общественных отношений, который возникает в ходе самоорганизации членов общества, осознающих себя не «подданными», а свободными гражданами, соглашающихся при этом с определенными формами организации своей совместной жизни и деятельности. Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня степень развития культуры. Диалог - это духовная форма межсубъектных отношений. Главная трудность состоит в сохранении каждым участником диалога его субъектной самостоятельности, специфичности. Путь диалога является единственно перспективным в развитии человечества. Поскольку культура живет и действует в реальном бытии человечества, функционируют пространственное и временное измерения бытия. В пространственной плоскости роль культуры состоит в том, чтобы удовлетворять те потребности людей, которые она сама порождает. Каждая рефлексивная система должна обладать двумя «механизмами»: «сознанием» и «самосознанием». Художественно-философские структуры - это, прежде всего мифы, в которых сознание и самосознание культуры были еще неразделимы. Роль культуры во временной плоскости состоит в том, чтобы заменить утративший силу механизм генетического кодирования и передачи из поколения в поколение программ поведения и деятельности своими созданиями. Культурный опыт, накапливаемый человечеством, охватывает все основные аспекты человеческой деятельности: знания о мире; ценности, приписываемые всему сущему; проекты, предназначенные для претворения в жизнь и т. д. Механизм реализации культурой внегенетического наследования может быть описан двумя структурами: первая представляет процесс передачи информации из поколения в поколение с помощью деятельности «опредмечивания» и «распредмечивания». В жизни культуры каждый предмет двунаправлен: в пространстве культуры его направление определяется удовлетворением потребностей современников, во времени культуры — порождением потребностей потомков и общим развитием их интеллекта. Культурные предметы становятся способными не только удовлетворять потребности людей, для которых они создаются, но и становятся «ненаследуемой памятью человечества», «генами культуры», в которых кодируется и транслируется из поколения в поколение вырабатываемый людьми опыт. История как специфический способ существования человечества обладает рядом принципиально важных особенностей. Во-первых, история является закономерным процессом социокультурных изменений. Во-вторых, историческая форма бытия характеризуется развитием системы. В-третьих, она выражает объективную целенаправленность процесса. Обобщающим определением перечисленных особенностей исторического движения выступает понятие саморазвитие. Чрезвычайно прочный, стабильный тип культуры, сложившийся в восточных странах, называется традиционным и отражается в культурологическом понятии «Восток». Господствующим культурным принципом стал традиционализм, закономерно порождавшийся всем строем земледельческого хозяйства. Новые тенденции привели в XVIII в. в России - к крушению традиционной культуры и формированию цивилизации, получившей название «новая» «персоналистская», т.е. «личностно - креативная». Культура вновь пошла нелинейной дорогой прогресса, следуя по трем возможным путям движения: в сфере светского сознания — по пути Возрождения; в сфере еще достаточно сильного религиозного сознания — по пути Реформации; в сфере политического сознания - по пути теоретического и практического республиканизма. Персоналистская культура имеет научное познание мира, демократическое устройство общественной жизни и свободу личности. Спасение культуры возможно, если только ее современные носители осознают, что только она сама обладает способностью преодолеть собственные негативные процессы и найти эффективные способы разрешения заключенных в ней противоречий.
Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 881; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |