Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ОРНАМЕНТ
На латинском языке орнамент означает украшение. Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может компоноваться из одного декоративного элемента (простой мотив) или нескольких. Основное назначение орнамента – украсить поверхность предмета, более чётко выявить его форму. Все орнаменты можно классифицировать по трём основным формам: замкнутый, ленточный, сетчатый. Замкнутый орнамент применяют для украшения скатертей, салфеток, тарелок, наличников, оконных и дверных проёмов, рамок, платков, панно. Основные виды замкнутых орнаментов: с одной осью симметрии; с двумя осями симметрии; с несколькими осями симметрии; по принципу свободного ритма. Ленточным орнаментом называется узор, вписывающийся в ленту, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым односторонним движением. Асимметричный ленточный орнамент строится путём свободного ритмического повтора. Если узор заполняет всю поверхность, он называется сетчатым. По содержанию орнаменты бывают геометрические, растительные, животные или зооморфные, символические и комбинированные. 1.Геометрический орнамент состоит из кругов, спиралей, зигзагов, уголков, волнообразных и прямых линий. Геометрический орнамент в виде линии, ломаной под прямым углом, на полосе, кайме или бордюре, называется меандром. Геометрический орнамент применяется в вышивке, кружеве, резьбе. 2.Растительный, или лиственный, орнамент представляет украшение в виде деревьев, веток с листьями, цветами, плодами. «Цветок» - один из главных элементов растительного орнамента. «Древо жизни» - вечный образ в искусстве народов мира. Дерево с птицами на ветках. Дерево с цветами и плодами. В Древней Греции, Византии, Иране, Китае – это виноградная лоза. «Перец» или «огурец» - излюбленный мотив в орнаментах народов Среднего Востока, Индии, Египта. В ассиро-вавилонском орнаменте основным декоративным элементом является плод священного растения – ананаса. В греческом – листья аканта; в римском – дуб и виноград; в иранском – гвоздики, розы, шиповник, ирис, нарцисс. В узбекском орнаменте декоративными элементами служат цветки граната, миндаля, коробочки хлопка, листья ивы и пшеничные колосья; в египетском – лотос. Лотос – символ плодородия, процветания, долголетия, бессмертия и воскресения к вечной жизни, чистоты, духовности. Русский орнамент запечатлевает природные формы разных областей страны. Например, в северном орнаменте чаще всего изображаются ели, снежинки, рыбы, олени, клюква. Цветовое решение скромное, нежное, мягкое: белые, голубые, золотистые оттенки. В орнаменте центральных областей преобладают пышные цветы и контрастные цвета – красные, синие, жёлтые, зелёные, чёрные. 3.Животный, или зооморфный, орнамент представляет собой изображение стилизованных реальных или фантастических зверей и птиц. Фантастические животные Древнего Египта: грифон – полулев, полукозёл с орлиным клювом (символ верховной власти, спутник фараона); сфинкс – лев с головой человека как символ неразрешимой загадки жизни. На Руси грифоны (орлиноголовые и собакоголовые с львиным туловищем) считались исполнителями высшей воли и стражи сокровищ (собаки Зевса). Парность изображений грифонов показывала повсеместность влияния мифического птице-зверя, устремлённого направо и налево. В геральдике различается грифон женского рода с крыльями, и мужского – без крыльев. Крылатый конь Пегас. В Древней Греции верили, что именно на крылатом коне перемещаются Музы, покровительницы творчества. Сирин – сладкоголосая птица, живущая в раю. Гамаюн и Алконост – птицы, предвещающие беду. Птица Сирин в окружении фантастических цветов часто украшала расписные прялки. Русалка или берегиня – фигура, оберегающая судно или дом. Самая известная сказочная птица – огненный Феникс, оперение которого как языки пламени. Считалось, что Феникс проживает в арабских пустынях и живёт 500 лет. Когда пять веков жизни подходили к концу, Феникс разжигал костёр из листьев дикой корицы, заходил в него, и через 3 дня выходил из огня невредимым, чтобы прожить ещё пять веков. На гербах бессмертного Феникса всегда изображают поднимающимся из пламени как знак непобедимости. Основные виды замкнутых орнаментов (рис.9) Завиток – орнаментальный мотив, состоящий из изгибов в виде спирали, края которой закручены для усиления пластичности. Плетёнка – орнамент в виде переплетения полос, лент, стеблей, цветов и других элементов. Пальметта – веерообразный растительный орнамент, встречается также в виде орнаментальной полосы. Картýш – (фр. от ит. «свёрток»). Лепное или графическое украшение в виде не совсем развёрнутого свитка или щита, обрамлённого завитками, на котором помещаются надписи, эмблемы, гербы. Орнамент (виньетка) с надписью (цифрой, эмблемой, вензелем), расположенный в центре плоскости в виде свитка с завёрнутыми краями. Арабески – (фр. от ит. «арабский») насыщенный и сложный орнамент, основанный на прихотливом переплетении геометрических и стилизованных растительных мотивов. Наиболее характерен на Востоке для украшения различных изделий. Розетка – самостоятельная орнаментальная форма, которая замкнута в пределах окружности или правильного многоугольника. 3.Символическое изображение – это условный образ, обозначающий какое-либо понятие, идею, явление. Символ может быть в виде условного знака, например, пятиконечной звезды или в виде монограммы – сплетения первых букв имени и фамилии. К символическим изображениям принадлежат эмблемы, гербы, знаки (почтовые и фабричные, денежные знаки, медали и ордена). Очень часто в них используется аллегория – иносказание. В основе эмблемы лежит какая-то геометрическая форма, в которую вписывается рисунок символических предметов. Рисунок эмблемы должен быть простым и заметным, его окрашивают в 2 – 3 контрастных цвета. Эмблема может стать знаком государства, города, рода, то есть гербом. Герб – отличительный знак города, сословия, рода. Геральдика – составление гербов, их истолкование. Аллегория в отличие от эмблемы через конкретный образ выражает отвлечённые понятия, такие как «свобода», «слава», «победа», «Родина».
Своими корнями народное искусство уходит в глубокую древность. Изготовляя орудия труда, охоты, посуду, одежду, их украшали орнаментом. Форма изделий и его орнамент имели ещё и магическое, культовое значение. Многие орнаментальные мотивы отражают верования древних славян и своим возникновением обязаны религиозным обрядам, связанным с культом солнца, земли и воды (рис.10). Например, мотив розетки в резьбе по дереву, в древности – магический символ солнца («солярный знак»). Круг – символ солнца. Прямые горизонтальные линии – земля. Квадрат и ромб в орнаментальном искусстве – символ пашни и засеянного поля. Волнистые линии – вода. Изображение спирали считается символом водной стихии (символ дождя, и стихийных бедствий – наводнений, ураганов). Треугольник – как знак оберега. Древний узор имеет изобразительный смысл (Лонгфелло. Песнь о Гайавате) «…Для земли нарисовал он краской линию прямую, Для небес – дугу над нею, для восхода – точку слева, Для заката – точку справа, а для полдня – на вершине. Всё пространство под дугою белый день обозначало, Звёзды в центре – время ночи, А волнистые полоски – тучи, дождь и непогоду». Обереги и амулеты украшали одежду и дом человека. Оберег – талисман, символический знак, образ, функция которого охранять, защищать, оберегать. Декоративные, а в своё время магически-заклинательные по своему смыслу элементы располагаются на воротах, вокруг окон, на всех уязвимых участках дома. Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками. Фасад избы украшен солнечными символами. Внутри дома главным оберегом семьи была печь. У печи давались клятвы, заключались договоры. Вторым священным местом в избе была матица, главный срединный брус потолка. Обильно заклинательным узором покрывали разные вместилища для добра: сусеки для зерна, сундуки для одежды. Пышно украшались ковши, солонки и другая посуда. Русский человек ощущал себя необходимой частью мироздания. Народная одежда представляла собой как бы модель вселенной. Подол женской рубахи и юбка - понева часто были украшены орнаментом, содержащим древние идеограммы земли, засеянного поля квадратики с точками посредине. На рубахах выше пояса – веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражают идею земли, плодоносящей почвы. Обилие символических украшений – оберегов около ворота одежды и на шее объясняется тем, что здесь - наименее защищённая часть тела. Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. Потому многие русские наименования женских головных уборов восходят к названиям птиц – существ, как бы связывающих землю и небо: кичка (утка), сорока, кокошник (от «кокошь» - петух, курица). На челе уборов часто изображали солнце, звёзды, луну и другие солярные знаки, связанные с небом. К кокошнику на лентах прикреплялись «пушки» - шарики из птичьего пуха, висящие у висков. Эти вертикальные ленты, иногда сплошь затканные бисером, могут выражать идею дождя – небесной влаги, необходимой пахарю. Всё это можно было увидеть ещё в ХIХ веке. Кокошник – народный головной убор русских женщин в форме полумесяца или округлого щита. Кокошник носили и девицы, и замужние женщины. Кика с сорокой – народные головные уборы замужних женщин. В вышивке были распространены геометрические и растительные мотивы, изображения птиц, зверей и человека. Основным мотивом в геометрическом орнаменте русской вышивки является ромб. В древности у славян ромб был наделён многозначной символикой. Гладкий ромб и ромб с отростками являлся символом солнца, огня, плодородия и возрождения жизни, цепочка ромбов означала «древо жизни». По древним воззрениям славян, эти знаки-символы, размещённые на определённых местах одежды или на других предметах быта, предохраняли человека от враждебных сил природы и способствовали благополучному течению жизни. Позднее прямое магическое значение этих знаков-символов забылось, но по традиции их изображали как доброжелательные мотивы. Кроме геометрических мотивов в русской вышивке использовался растительный орнамент: изображения цветов, кустов, деревьев. В сюжетную народную вышивку нередко включались изображения птиц, зверей и человека. В древности это было связано с религиозными верованиями славян-земледельцев, главным культом был культ богини земли плодородия. Она изображалась в образе величавой женской фигуры, окружённой цветами, птицами, зверями и всадниками. В ХIХ веке такие изображения воспринимались не как символы языческих культов, а как знаки добра и благополучия в семейной жизни, согласия и любви. Часто стали появляться изображения женской фигуры в модном городском платье с зонтиком и веером в руках, выражающей представление городской купеческо-ремесленной среды о благополучной жизни. Встречаются изображения дворцов, карет со слугами на запятках. Одежда в самой своей сущности несёт известную двойственность: с одной стороны, она предмет первой необходимости, предмет утилитарный, с другой – выражает определённое представление о красоте. Костюм несёт в себе определённый художественный образ, так как помогает человеку выражать определённый эстетический идеал эпохи. Непродолжительное господство определённых форм костюма называется модой. Мода отражает конкретный эстетический идеал определённого периода. В классовом обществе костюм определял прежде всего социальное положение, ранг человека. Господствующие классы создавали моду в своих интересах, подчёркивая при помощи костюма своё привилегированное положение. Вот почему мода прошлых эпох носила «нерабочий» характер. Длинные рукава кафтана русского боярина, женские юбки-кринолины – всё это подчёркивало непричастность к труду.
Дата добавления: 2014-04-28; просмотров: 926; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |