Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

Название промысла идёт от старинного торгового села Хохлома в Нижегородской области, куда свозились на продажу расписные деревянные изделия.

В Московском государстве было много художественных центров, изготовлявших деревянную посуду с отделкой под золото или расписанные золотом. Особенно славилась посуда, которая изготавливалась в Троице-Сергиевом монастыре. Сначала посуду расписывали по серебру и покрывали олифой. Позднее серебро было заменено более дешёвым оловом. Посуда, похожая на хохломскую, производилась в Москве и других местах.

Из-за низких урожаев заволжских земель, крестьяне вынуждены были заниматься промыслами. В ХIХ веке в деревнях было разделение труда: в одних приготовляли баклуши, в других точили посуду, в третьих её красили. Хохлому в те годы называли «горянщиной», так как закаливали посуду в горне, в печи. В старину секрет творения «золота» передавался по наследству от отца к сыну. Мастера сначала «бельё» грунтовали «вапом» - грунтом из красной глины («бельё» - изделие, выточенное из дерева). Затем «бельё» просушивали, обмазывали льняным маслом и снова сушили. Покрывали олифой, опять сушили и так повторяли 3 – 4 раза. После этого «бельё» лудили – натирали оловянным порошком. Этот порошок или, как его называли, полуда, мастера тоже приготовляли сами. На сильном огне плавили куски олова, расплавленную массу сливали в деревянную посуду. После остывания его замешивали на воде с мышьяком и растирали до образования массы, которая, высыхая, превращалась в порошок. После лужения, когда посуда становилась похожей на серебряную, её расписывали. Покрывали лаком и отправляли на «закалку» в жарко протопленную печь, из которой убирали угли и золу. Под воздействием печного жара изделие превращается в «золотое». Этот промысел связан с печью, огнём и теплом, поэтому Хохлому называют «рождённой в огне», «пламенной».

Прошедшая такую «закалку» деревянная посуда не боится ни горячей, ни холодной воды. Из неё можно есть и пить.

В каждой мастерской в старину был специальный человек – «уходчик за печами». От его опыта и умения зависело качество «золотой» окраски. Стоило только чуть передержать, перекалить в печи, изделия вместо золотых получались похожими на ржавые, чуть не додержать – «золото» будет бледное, зеленоватое.

Сегодня мастера олифу и лаки не варят, их выпускает промышленность. На смену олову пришёл порошок алюминия. В остальном же процесс обработки остался прежним. Только на смену обычным печам пришли электрические печи.

В старину «красильщики» (так называли хохломских художников) жили очень бедно. Хозяином на промысле был скупщик. Трудились на скупщика целыми семьями.

Во второй половине ХIХ века расписанная посуда появляется на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии. В начале ХХ века хохломские изделия постоянно появляются на Лейпцигской ярмарке, на различных выставках в Европе, проникает в Америку, в Австралию и даже Африку.

Для себя мастера расписывали дуги, прялки и другие вещи, окружавшие их в быту. Для хохломских художников всех поколений характерно стремление украсит свой быт.

Мастера Хохломы любили своего знаменитого земляка. В 1928 году они послали Горькому в Сорренто 125 предметов с хохломской росписью – полный набор обстановки для библиотеки писателя.

«Однажды приносят на имя Алексея Максимовича Горького извещение из Неаполя о том, что пришла посылка,- рассказывает в своих воспоминаниях Валентина Михайловна Ходасевич, которая в течение 20 лет была одним из близких друзей Горького.- Мы взяли доверенность и поехали в Неаполь, чтобы получить посылку.

Приехали. На товарном складе нам находят присланное в Сорренто. Мы глазам своим не поверили и ужаснулись: надо получить много огромных ящиков, не меньше, чем полвагона. На одном грузовике и не уместить. Уговариваемся, что на следующий день вывезем эту «посылку». И вот ящики уже распакованы во дворе. Там оказались шкаф и шкафчики, полки и полочки, ларцы и ларчики, кресла и стулья, столики, очень много разных петухов, уток, павлинов, ковшей, ложек, мисок. Еле всё разместилось в большой комнате Алексея Максимовича.

Мы созвали всех знакомых итальянцев из Сорренто и Неаполя и показывали им эти экзотические для них предметы. Они пришли в неописуемый восторг. В архиве музея А.М. Горького в Москве хранится фотография: писатель и его близкие друзья у полки с хохломскими изделиями. Подарок Горькому очень понравился, он писал известному нижегородскому краеведу: «Чем мне отблагодарить Красильниковых за хохломские изделия, которыми я ежедневно любуюсь, а итальянцы от них в восторге?».

Так называемое «бельё» вытачивают на токарных станках из липы или берёзы, затем покрывают жидким слоем местной глины. Изделия пропитывают льняным маслом и просушивают. После этого тампоном втирают алюминиевый порошок (раньше порошок серебра или олова). Изделия становятся похожи на металлические, они готовы для росписи. Роспись, закреплённая сушкой, выполняется масляными красками. Потом изделия покрывают лаком и «закаляют» в электропечи. Под влиянием высокой температуры (120º – 130º) плёнка лака желтеет, а просвечивающий слой алюминиевого порошка становится «золотым». Колорит хохломских изделий – сочетание золотого, красного и чёрного цвета. Именно эти цвета, не изменяясь и не тускнея, выдерживают жар печей. Изделия становятся прочными, не пропускают влагу, легко выдерживают высокие температуры.

Весь технологический процесс изготовления занимает 58 дней. За два месяца получают и небольшую чашу и резного лебедя.

Хохломские художники, как и городецкие, и дымковские, выполняет роспись без предварительного карандашного контура. Мастер берёт кисть тремя пальцами так, чтобы она крутилась, и держит её перпендикулярно расписываемой поверхности. Это обеспечивает свободный мазок – свободная кистевая роспись беличьими кистями масляными красками.

Мастер из традиционных мотивов каждый раз создаёт новый узор. Сначала намечает ведущую линию – криуль, на неё наносит основную массу элементов узора, затем сажает маленькие кусты травинок. Встречается в хохломе и работа по трафарету. Орнамент «дождевик» - частые звёздочки – ромашки, расположенные по кругу. Этот орнамент помещают обычно на внутренней поверхности ложек.

«Тычком или ляпушкой» называют кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки. Обмакнув «тычок» в красу, наносят горошины ягодки, основу цветка или спиральки.

Виды росписи: «верховое» письмо и «фоновое».

В «верховом» письме орнамент идёт по золотому фону. Верховое письмо называют «травкой». К «фоновому» письму относится роспись «под фон» и «кудрина».

«ТРАВКА»

Травные узоры наиболее древние. Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные кустиком. «Травка» - самостоятельный тип росписи, но она обязательная часть любого орнамента хохломы.

Узор из одиночных травок, бегущий по внутренней поверхности тарелок и чаш, называется «рыжиком», а кустики трав, исходящие из одного центра по кругу образуют «розетку». Орнамент «пряник» состоит из ромба с розеткой и действительно похож на старинный узорный печатный пряник. Вокруг ромба вихрятся травки.

В линейном орнаменте «травка» используются элементы разных трав: завитки трав, кустики, осока, а также птицы и цветы. Если хотят более пышного, богатого декора, то используют роспись «под листок» или «ягодки». Ягоды клюквы, рябины, черники, дополняя травы и листья, составляют богатый декоративный букет.

РОСПИСЬ «ПОД ФОН»

Если травы, листья – золотые, а фон красный или чёрный – это роспись «под фон». Роспись под «фон» в старину встречалась лишь на подарочных изделиях. Эта роспись очень трудоёмкая. Для неё характерен силуэтный рисунок, окружённый цветным фоном. Роспись «под фон» начинается с нанесения контурных мотивов орнамента. Фон между ними закрашивается краской, а сами мотивы орнамента тонко прорисовываются штрихом. Поверх закрашенного фона делается «приписка травки» мелкими кистевыми мазками, «тычком» кисти, «налепливаются» ягоды, цветы. «Золото» просвечивается в силуэтах листьев, в крупных формах цветов.

Часто изображаются ягоды клубники, смородины, малины, вишни. Также в узор вписывают цветы, птиц, рыбок и бабочек.

РОСПИСЬ «КУДРИНА»

Это особая разновидность письма на цветном фоне. Узоры пишутся тонкой линией, образуя причудливые золотые завитки, очень похожие на кудри. В целом за счёт незакрытых фоном крупных цветов, стеблей и листьев в орнаменте преобладает золотой цвет, что придаёт росписи особую торжественность. Внутри золотого орнамента для большей выразительности наносятся разнообразные тонкие завитки, называемые «разживками». Необычны и сами цветы, которые часто носят фантастический характер. В «кудрине» могут быть и крупные букеты, и травный орнамент. Иногда ограничивают палитру чёрным цветом и золотом или красно-золотой гаммой.

Рисовать сказочных птиц могут не все хохломские художники, но овладеть этим рисунком стремится каждый. У хохломских мастеров есть даже примета – к тому из них придут счастье, удача, слава, кому даётся в руки жар-птица.

 

Новые направления:

Хохломская миниатюра. Основной ассортимент – шкатулки для женских украшений, рамки для фотографий, расписные броши. Сохраняется стиль и колорит традиционного орнамента, однако рисунок более изящен. Он украшен замысловатыми завитками, которые словно кружево, обрамляют центральную часть рисунка.

Живопись (с 2004 года). Картина, написанная маслом, обрамляется авторским хохломским орнаментом, который никогда не повторяется и который соответствует общему настроению картины. Совмещение живописи и декоративно-прикладного искусства.

Иконопись. С 1993 года организована иконописная мастерская. Способ хохломской окраски в своих истоках связан с иконописью. Ники обучались в Троице-Сергиевой лавре и получили благословение на писание икон от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Художники пишут лики по церковным канонам, но край иконы оформляют авторским орнаментом, который может быть нанесён и на золотой фон внутри иконы.

Мастера применяют темперные краски, которые сами заготавливают, растирают, замешивают на сыром яичном желтке и хранят в холодном месте. Такие работы выполняют по заказам храмов и частных лиц.

Единственная школа, где готовят специалистов хохломы – художественный лицей в городе Семёнове Нижегородской области.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ОРНАМЕНТ | РУССКАЯ МАТРЁШКА. Село Полховский Майдан расположено в Нижегородской области (село Майдан на речке Полховке или по-местному Полх-Майдан)

Дата добавления: 2014-04-28; просмотров: 569; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.