![]() Главная страница Случайная лекция ![]() Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика ![]() Мы поможем в написании ваших работ! |
Художественные традиции исламского мираИзобразительное искусство как средство выражения религиозных идей было исключено из сферы ислама. Силу своего воздействия новая религия основывала на слове, а не на изображении живых существ. Поэтому главными святынями в исламе стали не иконы и скульптуры, а старинные рукописи. Каллиграфия и книжная миниатюра у арабов стали эквивалентами живописи и скульптуры в европейском искусстве.
Искусство книжной миниатюры символизировало почтительное отношение арабов к книгам. Поскольку в запретах «Корана», она не упоминается, то на страницах рукописей можно увидеть изумительно выполненные изображения эпических героев, пиров, батальные сцены. Мир в миниатюре предстает как роскошный сказочный сад, в котором покрытые пестрым ковром разноцветных цветов лужайки, громоздящиеся скалы, серебристые ручьи, ярко синее или золотое небо и люди в ярких одеждах ; звери и птицы, украшенные узором здания и великолепные предметы утвари. В художественном наследии ислама важная роль принадлежала произведениям прикладного искусства и художественных ремесел. Среди произведений прикладного искусства в первую очередь следует назвать превосходные ковры и ковровые изделия. Особой популярностью пользовались так называемые «персидские ковры», которые ткали из лучших сортов овечьей, а иногда верблюжьей шерсти, а самые дорогие – из шелка. При их изготовлении применялись только натуральные красители: кожура грецкого ореха, гранат, кашениль, индиго. Кроме этого, существовало много процветающих центров, в которых производились керамика, оружие, изделия из металла и стекла, ткани. Все изделия декоративно-прикладного искусства отличались высоким вкусом и изысканной красотой. Стремление к отражению красоты и гармонии мира присуще и великолепной архитектуре арабского Востока. Большой образной силой проникнуты как культовые (мечети, минареты, медресе), так и светские сооружения – караван-сараи и крытые рынки, дворцы правителей и знати, укрепленные цитадели, городские стены с башнями и воротами, величественные мосты и т.д. Основным культовым зданием является мечеть – место для молитвы. Классический тип арабской мечети напоминает крепость с глухими стенами и квадратным или прямоугольным двором. Рядом воздвигался минарет – башня, с которой специальный служитель – муэдзин – обращался с призывом правоверных к молитве. Минарет мог быть квадратным или круглым. Замечательными примерами мусульманского зодчества являются мечеть «Купол скалы» - в Иерусалиме, построенная в VIIв. на месте разрушенного Храма царя Соломона; мечеть Омейядов, возведенная в начале VIIIв. в Дамаске; мавзолей Тадж-Махалв Индии; дворцы Альгамбра в Испании и др. При всем совершенстве архитектуры арабского Востока в ней все же ощущался недостаток пластических жанров искусства. Их место заняла поэзия. На Востоке были созданы особые жанры поэзии, каких нет ни в одной культуре мира: касыда, газель, рубаи. Касыда– небольшая поэма в 15-200 строк. Более изысканной формой стихосложения является газель, состоящая обычно из 5-12 строк. Особенно популярной формой лирики стал жанр рубаи – стихотворная миниатюра, четверостишия, в которых заключена особая мудрость, философский вывод, подтекст и т.д. Легкая рифма делала стих афористически точным, запоминающимся, способным в одно мгновение оказался на устах у всех. У рубаи столь тонкая острота высказываний, что они похожи на истории о народном герое всего Востока – Ходже Насреддине. Поэтому рубаи – самая любимая форма исламской поэзии. Самым известным автором рубаи считается Омар Хайям. О.Хайям не только поэт, но и астроном, математик, философ, виднейший представитель мистического учения в исламе – суфизма. Его рубаи наполнены глубочайшими размышлениями о проблеме добра и зла, о гуманистическом начале в человеке, об искренности, порядочности, основанных на высоком чувстве истины, которые всегда несет в себе культура. Вот некоторые из его рубаи.
- Знайся только с достойными дружбы людьми, С подлецами не знайся, себя не срами. Если подлый лекарство нальет тебе – вылей! Если мудрый подаст тебе яду – прими!
- Чтоб жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Уж лучше голодать, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало. - Лучше впасть в нищету, голодать или красть, Чем в число блюдолизов презренных попасть. Лучше кости глодать, чем прельститься сластями За столом у мерзавцев, имеющих власть. - «Ад и рай – в небесах» – утверждают ханжи. Я, в себя заглянув, убедился во лжи: Ад и рай – не круги во дворце мирозданья, Ад и рай – это две половины души. - Не завидуй тому, кто силен и богат. За рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся как с данной тебе напрокат.
Книжная мудрость занимает на Востоке особое место: она развивается в тишине обителей, медресе, в обсерваториях и связана с именами мыслителей, которые составили славу поэзии не только исламской, но и мировой культуры. К наиболее прославленным поэтам исламского мира, кроме О.Хайяма, относятся Фирдоуси– автор грандиозного эпоса «Шахнаме», Низами – автор знаменитой поэмы о любви «Лейли и Меджнун»; Саади – его перу принадлежит поэма «Бустан». К концу IXв., помимо поэзии и научных трактатов, появились проза. Именно тогда из устного народного творчества родились знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь». Широко известны также сказания о Ходже Насреддине – тюркском народном герое, сюжеты о похождении которого широко распространены в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Если самым беспристрастным образом подойти к некоторым классическим насреддиновским историям, сразу станет ясно, что чисто схоластической подход к делу считается самым непродуктивным: «Перевозя некоего педанта через бурную реку, Насреддин сказал, что-то такое, что показалось тому грамматически неправильным: «Разве ты никогда не изучал грамматику?» – спросил ученый. «Нет». «Значит, ты потерял полжизни». Через несколько минут Насреддин обратился к своему пассажиру: «Учился ли ты когда-нибудь плавать?» «Нет, а что?» «Значит, ты потерял всю жизнь – мы тонем!..» (Идрис Шах. Суфии. С.54-76) В культуре исламского мира особенно разителен контраст между обыденным сознанием рядового мусульманина и мудростью восточного ученого. Мусульманская культура дала миру великого Ибн-Сину (Авиценну). Его знаменитый труд «Канон врачебной науки» в 5 частях обобщает достижения греческой, римской, среднеазиатской медицины и в течение почти 700 лет был настольным учебником для врачей Востока и Запада. Многие философские идеи Авиценны – о вечности материи, о познании как отражении бытия, о роли ощущений, представлений, воображения, понятий, интуиции в познавательной деятельности человека – актуальны и сегодня. Другой арабский мудрец Фараби, обладавший энциклопедическими познаниями, предположил, что Вселенная, общество и человеческий организм имеют общие черты в своем строении. Еще один ученый-энциклопедист – Бируни, за несколько столетий до Коперника высказал мысль о том, что земля вращается вокруг Солнца. Известный на Востоке среднеазиатский ученый – Аль-Хорезми, автор трактата по арифметике и алгебре, ввел в мировую культуру так называемые арабские цифры, значительно облегчившие математические расчеты. Следует отметить еще одно направление развития арабской науки – алхимию. Как и другие алхимики, известные еще до арабов, например в Египте, арабские алхимики искали «философский камень», с помощью которого надеялись получить золото из свинца и других металлов. Однако при этом они открыли способ дистилляции и, пожалуй, первыми выделили из органических продуктов спирт – алкоголь. Центрами средневековой арабской науки были города – Багдад, Куфа, Басра, Харрон. Особенно оживленной была научная жизнь Багдада, где был создан «Дом науки» – своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки и коллегии переводчиков. Таким образом, арабская культура развивалась под воздействием исламской религии, возникшей у племен Аравийского полуострова в первой половине VIIв. Ислам – самая молодая из трех мировых религий, значение которой неуклонно возрастает. В современном мире, ислам – вторая по числу последователей мировая религия.
Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 892; Нарушение авторских прав ![]() Мы поможем в написании ваших работ! |