Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ЛЕКЦИЯ XYII Государственные структуры социального призрения Владимирской губернии

Читайте также:
  1. АКУСТИКА ЗАЛОВ (лекция 3, 4)
  2. Альтернативные структуры ДНК
  3. Анализ ассортимента и структуры продукции.
  4. Анализ динамики и структуры безработицы в России.
  5. Анализ динамики и структуры показателей прибыли
  6. Анализ динамики и структуры товарооборота.
  7. Анализ динамики состава и структуры имущества организации
  8. Анализ динамики состава и структуры источников финансовых ресурсов
  9. Анализ динамики состава и структуры источников финансовых ресурсов.
  10. Анализ объема, структуры и качества строительно-монтажных работ.

План:

1. Первая больница в городе. Отделение для душевнобольных.

2. Богадельни для содержания престарелых и увечных. Инвалидный дом.

3. Аптека во Владимирской губернии.

Первое в городе медицинское учреждение – подведомственная Владимирскому приказу больница – была открыта в марте 1782 г. при выезде из Владимира на левой стороне Большой нижегородской дороги. В том же году при больнице было открыто отделение для душевнобольных. Из документов Владимирского наместнического правления узнаем о том, что для учреждаемых заведений здравоохранения «граф Роман Илларионович Воронцов пожертвовал 500 рублей, а также одежду и посуду».

Общее управление больницей и отделением душевнобольных было возложено на смотрителя заведений приказа. Все вопросы, касающиеся внутреннего распорядка и размещения пациентов в медицинских заведениях, решались главными надзирателями больницы и дома душевнобольных. В обязанности старшего врача больницы входило наблюдение за лечением больных, проверка «материальных книг» и их представление на рассмотрение общего присутствия приказа.

Вначале в больнице содержалось 24 человека, в то время как обслуживающий персонал состоял из 11 человек. По данным 1853 г. это медицинское заведение было рассчитано на 120 пациентов, а в штате сотрудников числилось 19 человек. Больница и отделение душевнобольных находились на полном обеспечении Владимирского приказа, который выдавал деньги на приобретение медикаментов, продовольствия и одежды больным, а также выплачивал жалование обслуживающему персоналу. По данным 1865 г. заработная плата всем 19 служащим больницы составляла 1 390 рублей в год.

Согласно законодательству бесплатное лечение в больнице за счет средств Владимирского приказа общественного призрения предоставлялось только лицам бедного состояния: нижним канцелярским служащим и отставным различных казенных ведомств, крестьянам государственного ведомства, а также местным купцам и мещанам.

За счет отчислений из казны в лечебные заведения приказов принимали увечных нижних чинов всех родов войск, сыновей нижних почтовых служителей, а также лишенных средств существования солдатских жен и вдов. Указом от 27 июля 1808 г. в подведомственные приказам больницы предписано было принимать по направлению полиции больных арестантов, причем «плата за оказание медицинской помощи производилась из казны». Деньги за лечение в больницах лиц, находившихся под надзором полиции, поступали во Владимирский приказ из Казенной палаты в течение трех раз в год.

Военнослужащие получали лечение в больницах приказов общественного призрения за счет средств Военного министерства. Например, Московской комиссариатской комиссией за содержание «больных нижних воинских чинов» в подведомственной Владимирскому приказу городской больнице было выплачено от 12 копеек до 1 рубля в месяц за каждого пациента. Правом медицинского лечения в больнице приказа за счет сумм комиссариатской комиссии пользовались жены и дети отставных военных нижних чинов. Согласно циркуляру Министерства внутренних дел от 14 января 1843 г. за содержание в лечебных заведениях нижних чинов морского ведомства приказы должны были получать деньги из Комиссариатского департамента Морского министерства и Комиссии экспедиции Черноморского флота.

В лечебные заведения, находившиеся в ведении приказа, по направлению владимирского полицмейстера поступали «женщины и девки, промышляющие на жизнь распутством, подлежащие медицинскому осмотру и при наличии сифилитической болезни» их предписывалось помещать на лечение в больницу. Причем, плата за лечение в городских больницах женщин из публичных домов взималась с содержательниц этих заведений.

Состоятельные лица (дворяне, чиновники, купцы) и владельческие крестьяне принимались в больницы приказов общественного призрения за умеренную плату и в случае наличия свободных мест.

Необходимо отметить, что деньги за лечение в подведомственных заведениях Владимирского приказа служащих государственных ведомств, состоятельных людей и помещичьих крестьян поступали в Контору заведений приказа. Но очень часто эти суммы вовремя не выплачивались. В частности, к январю 1852 г. общая сумма недоимок составила 25 288 рублей серебром. По этой причине Конторе заведений приходилось направлять прошения в губернское правление о взыскании сумм в судебном порядке.

Среди пациентов больницы, находившейся в ведении Владимирского приказа, преобладали военнослужащие нижних чинов. Например, в течение 1829 г. в больнице Владимирского приказа содержалось 29 человек бедного состояния, платных пациентов было 59 человек, а больных военного ведомства – 927.

Помимо бесплатных больниц в системе учреждений социальной помощи Владимирской губернии в изучаемый период были созданы богадельни для содержания престарелых и увечных. Богадельня как форма призрения обездоленных была известна и раньше, но как учреждение, подведомственное государству, была открыта во Владимире 22 апреля 1783 г. в здании больницы Приказа общественного призрения. Управление богадельней было возложено на смотрителя Приказа, который контролировал поступление и расходование денежных средств, составлял списки призревавшихся в заведении, распределял средства на их питание и содержание. Главный надзиратель занимался наблюдением за порядком в заведении для престарелых. Кроме того, надзиратель осуществлял контроль за тем, чтобы частные пожертвования, собранные в кружках, которые устанавливались у ворот богадельни и в церкви больницы, направлялись на нужды богадельни. Содержимое этих кружек вскрывалось раз в месяц в присутствии смотрителя заведений приказа и надзирателя богадельни.

Для того чтобы нуждающийся был помещен в подведомственную Владимирскому приказу богадельню, ему требовалось написать прошение на имя губернатора, указав, что он по состоянию здоровья нуждается в помощи и не имеет семьи и родственников. К заявлению прилагалось свидетельство о бедности, выданное городской думой, и заключение главного врача приказа о состоянии здоровья. Затем необходимо было получить разрешение общего присутствия приказа, предписание Конторы и смотрителя заведений приказа и непосредственно надзирателя богадельни. В соответствии с предписанием заседателей Владимирского приказа в богадельню поступали «увечные, дряхлые, больные и все неспособные к службе люди низших военных и штатских чинов, которые не имели средств существования и родственников».

План госпитального дома лично одобрил Павел I во время пребывания во Владимире 4 – 5 июля 1798 г. Строили комплекс владимирские мастера. В конце 1799 г. корпуса строящихся зданий в целом были возведены, и начались внутренние отделочные работы.

В 1801 г. церковь Петра и Павла при инвалидном доме была расписана, и возвели иконостас. В 1860-х гг. церковное имущество оценивалось уже в 7 729 рублей. Церковь при инвалидном доме содержалась за счет средств Владимирского приказа, который выделял на это деньги из пожертвований, собранных по церквам губернии.

В 1803 г. в помещениях нового корпуса инвалидного дома содержалось: 19 увечных военнослужащих, 5 больных и 8 незаконнорожденных младенцев, подкинутых неизвестными. В 1829 г. на основании предписания Министерства внутренних дел подведомственные Владимирскому приказу инвалидный дом и богадельня были объединены под общим названием богадельни.

Для обеспечения подведомственных Владимирскому приказу медицинских заведений лекарственными средствами требовалось открыть аптеку. Согласно «Учреждениям для управления губерниями» обязанность по организации аптек в губернских городах возлагалась на Приказы общественного призрения. К началу XIX в. в стране насчитывалось 24 аптеки, находившиеся в ведении Приказов общественного призрения.

Владимир стал одним из первых городов, где была создана аптека. Первую «вольную» (частную) аптеку открыл провизор Христиан Деринг в 1781 г.в ограде Рождественского монастыря. В одной из комнат находилось помещение аптеки, в другой — химическая лабо­ратория. Во дворе, в погребе, был «ледник», где хранились скоропортящиеся медикаменты. Первому фармацевтическому за­ведению была выделена земля у Золотых ворот для «апте­карского огорода», где выращивались лекарст­венные растения. Аптека была единственной в губернии и снабжала медикаментами владимирскую городскую больницу.Владимирская частная аптека просуществовала всего 20 лет, поскольку качество ее работы не удовлетворяло нужды населения.

Подведомственную приказу «казенную» аптеку сначала планировалось разместить во флигеле нового инвалидного дома, но затем по решению губернатора Долгорукого для нее был отведен двухэтажный флигель близ церкви Св. Георгия.

15 (27) сентября 1805 г. состоялось торжественное открытие аптеки. Управление аптекой было поручено провизору Христофору Калкау, «имевшему свидетельство от медицинской конторы».Персонал аптеки состоял из четырех человек (провизор или главный аптекарь, аптекарь и два помощника), жалование которым в размере 1498 рублей в год выплачивал Владимирский приказ общественного призрения.

При аптеке был оборудован хирургический кабинет, приведен в порядок ботанический сад для выращивания лекарственных растений, находившейся позади Золотых ворот.Владимирский приказ общественного призрения закупил лекарственные препараты в Московской медицинской конторе на сумму 2000 рублей. Но реализация медикаментов не приносила приказу ожидаемую прибыль: «аптека продавала свои лекарства не очень хорошего качества и по высокой цене». 1 сентября1809 г. приказ заключил контракт, согласно которому аптекабыла сдана вчетырехлетнюю аренду «вольному» аптекарю провизору Штрейтеру.

В течение 4-х летней арендыВладимирскийприказ общественного призрения получил от аптекаря Штрейтера 5240 рублей «от чего выгоды приказа очевидны».Кроме того, для содержавшихся в подведомственных заведениях Приказа – инвалидном доме, больнице и отделении душевнобольных – медикаменты предоставлялись бесплатно.

Содержание аптеки приносило Штрейтеру значительную прибыль, поэтому по истечении срока аренды в 1813 г. он «изъявил желание иметь содержание аптеки и на будущее время». Приказобщественного призрениярешил сначала продлить срок аренды на основании прежних условий, но к тому времени помещение аптеки нуждалось в капитальном ремонте, на что требовалась значительная сумма. Не имея необходимых средств, Приказ решил продать аптеку. В 1820 г. Правительствующий Сенат утвердил продажу, результатом которой стала передача государственной аптеки в частную собственность. Иван Штрейтер содержал аптеку до 1827 г. После его смерти аптеку приобрел провизор Андрей Понке.

В 1840-е гг. владельцем аптеки стал Самуил Бренейзен. Как свидетельствуют его рапорты годовой оборот Владимирской аптеки постоянно увеличивался и в 1842 г. составил из 4425 руб. и 43 коп.серебром.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Как создавалась первая государственная структура социальной поддержки населения Владимирской губернии? | В 1861 г. после смерти Бренейзена аптека перешла в руки провизора Яман. Известно, что он содержал аптеку и после введения земской реформы

Дата добавления: 2014-04-19; просмотров: 544; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.