Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
АКУСТИКА ЗАЛОВ (лекция 3, 4)
1.1Процесс акустического проектирования зальных помещений должен включать: выбор габаритов и формы помещения при соблюдении общих требований к объемно-планировочному решению залов; проверку достоверности глобальной оценки акустики зала по статистической теории; расчет частотной характеристики времени реверберации зала для выявления соответствия его объемному оптимуму (рисунок 6) и проведение необходимой коррекции проекта в части конструкций ограждений; графический анализ чертежей зала с необходимой коррекцией проекта в части формы и очертаний его ограждений; разработку мероприятий по улучшению диффузности звукового поля в зале; расчет локальных акустических критериев на предмет соответствия их зонам оптимумов с дополнительной, в случае необходимости, коррекцией проекта; оценку шумового режима зала с разработкой необходимых мероприятий по его улучшению; оценку электроакустического режима зала с разработкой необходимых мероприятий. 1 - залы для ораторий и органной музыки; 2 - залы для симфонической музыки; 3 - залы для камерной музыки, залы оперных театров: 4 - залы многоцелевого назначения, залы музыкально-драматических театров, спортивные залы; 5 - лекционные залы, залы заседаний, залы драматических театров, кинозалы, пассажирские залы Рисунок 1 - Рекомендуемое время реверберации на средних частотах (500 - 1000 Гц) для залов различного назначения в зависимости от их объема 1.2 В каждом зале должны быть выдержаны основные требования к его объемно-планировочному решению, дифференцированные в зависимости от конкретного назначения зала следующим образом: удельный воздушный объем на одно зрительское место должен составлять, м3: в залах драматических театров, аудиториях и в конференц-залах 4 - 5; в залах музыкально-драматических театров (оперетта) 5 - 7; в залах театров оперы и балета 6 - 8; в концертных залах камерной музыки 6 - 8; в концертных залах симфонической музыки 8 - 10; в залах для хоровых и органных концертов 10 - 12; в многоцелевых залах 4 - 6; в концертных залах современной эстрадной музыки (киноконцертных залах) 4 - 6; максимальная длина заловLдоп, должна составлять, м: в залах драматических театров, аудиториях и конференц-залах 24 - 25; в театрах оперетты 28 - 29; в театрах оперы и балета 30 - 32; в концертных залах камерной музыки 20 - 22; в концертных залах симфонической музыки, хоровых и органных концертов 42 - 46; в многоцелевых залах вместимостью более 1000 мест 30 - 34; в концертных залах современной эстрадной музыки 48 - 50 Для получения достаточной диффузности звукового поля следует правильно выбрать форму и пропорцию зала. Основные размеры и пропорции зала должны выбираться из следующих условий:
где L -длина зала по его центральной оси, м; Lдоп - предельно допустимая длина зала, м; В и Н -соответственно средние ширина и высота зала, м; V -общий воздушный объем зала, м3; Sn - площадь пола зала, м2. Прямоугольная форма в плане с плоским горизонтальным потолком допустима только для небольших лекционных залов вместимостью до 200 человек. Во всех других случаях зрительных залов оптимальной формой плана является трапециевидная с углом раскрытия 10 - 12°. Наличие параллельных плоских поверхностей несет опасность появления «порхающего эха», криволинейных вогнутых - фокусирования звука. 1.3Для проверки допустимости применения в расчетах характеристик исследуемого зала методов статистической акустики в нормируемом диапазоне частот 125 - 4000 Гц следует рассчитать критическую частоту, Гц, выше которой наблюдается достаточное количество собственных мод (частот) воздушного объема, по формуле (1) Если расчет показал, что fкр ≤ 125 Гц, то время реверберации, с, в зале следует определить в шести октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 125, 250, 500, 1000, 2000 и 4000 Гц: в диапазоне 125 - 1000 Гц по формуле (2) в диапазоне 2000 - 4000 Гц по формуле (3) где V -объем зала, м3; αср - средний коэффициент звукопоглощения в зале, определяют по формуле (4) из лекции 7; обратите внимание на формулы из лекции 7 S - общая площадь ограждающих конструкций в зале, м2; n - коэффициент, учитывающий поглощение звука в воздухе. В октаве 2000 Гц n = 0,009; в октаве 4000 Гц n = 0,022. При определении суммарной величины эквивалентной площади звукопоглощения по формуле (3) из лекции 7 следует считать заполнение зрительских мест 70 %. Оптимальные значения времени реверберации в области средних частот 500 - 1000 Гц для залов различного назначения в зависимости от их объема приведены на рисунке 6. Допустимое отклонение от приведенных величин - ± 10 %. Кроме того, в октавной полосе 125 Гц допускается превышение величин времени реверберации, но не более 20 %. Если время реверберации зала, по крайней мере, в одной из частотных полос Tfi, отличается от Tопт, то следует внести некоторые изменения в конструктивные решения для того, чтобы приблизить Тfi к Tопт. При fкр >125 Гц результат, полученный по формуле (1) для октавной полосы 125 Гц, следует считать ориентировочным. 1.4 Целью графического анализа чертежей зала является проверка равномерности поступления в зоны слушательских мест первых отражений от стен и потолка с допустимыми запаздываниями Δ t: 20 - 25 мс для речи и 30 - 35 мс - для музыки. Все построения проводятся по законам лучевой (геометрической) оптики. Запаздывание первых отражений Δ t, мс, определяют по формуле (4) где lотр - длина пути отраженного звука, м; lnp - длина пути прямого звука, м; с -скорость звука в воздухе (с = 340 м/с). Перед началом построений каждая из исследуемых отражающих поверхностей при заданных положениях источника и приемника звука должна пройти проверку на допустимость использования ее для построения звуковых отражений. Допустимость применения геометрических отражений зависит от длины звуковой волны, размеров отражающей поверхности и ее расположения по отношению к источнику звука и точке приема. Применение геометрических отражений можно считать допустимым, если наименьшая сторона отражателя не менее чем 1,5 - 2,0 м. Радиус действия прямого звука rnp составляет для речи 8 - 9 м, для музыки - 10 - 12 м. На зрительских местах в пределах rnp усиление прямого звука с помощью отражений не требуется. Начиная с rnp интенсивные первые отражения должны перекрывать всю зону зрительских мест. Если поверхности стен или потолка состоят из отдельных секций, следует конфигурацию членений выполнять так, чтобы отражения от соседних элементов перекрывали друг друга, не оставляя «мертвых зон», лишенных отраженного звука. В залах с относительно большой высотой и шириной наибольшая опасность прихода первых отражений с недопустимым запаздыванием возникает в первых рядах зрительских мест. Для исправления этого явления следует выполнять специальные звукоотражающие конструкции на потолке и стенах в припортальной зоне. Принципиальная схема таких конструкций приведена на рисунке 2. 13.5 После завершения графического анализа чертежей и создания в зале оптимальной структуры ранних отражений не занятые для этой цели поверхности должны быть использованы для формирования диффузного звукового поля путем их эффективного расчленения различной формы звукорассеивающими элементами для создания рассеянного, ненаправленного отражения звука. Это достигается расчленением поверхностей балконами, пилястрами, нишами и тому подобными неровностями. Гладкие большие поверхности не способствуют достижению хорошей диффузности звукового поля. Особенно нежелательны гладкие, параллельные друг другу плоскости, вызывающие эффект «порхающего эха», получающегося в результате многократного отражения звука между ними. Расчленение таких стен ослабляет этот эффект и увеличивает диффузность. Причем хорошо рассеиваются звуковые волны, длина которых близка к размерам детали. Рассеивающий эффект увеличивается, если шаг членений нерегулярен, т.е. расстояния между смежными членениями не одинаковы по всей расчлененной поверхности. Балконы, ложи и скошенные стены повышают диффузность поля на низких частотах. Практически применяемые в архитектурной практике пилястры - в основном в области средних и высоких частот. 13.6 После завершения акустического проектирования формы и конструкций интерьера зала следует провести контрольные расчеты локальных акустических критериев для речи (объективные параметры разборчивости речи) и музыки (индекс прозрачности, степень пространственного впечатления, индекс громкости), которые могут быть рассчитаны только путем компьютерного моделирования импульсных характеристик помещений. Моделирование производится известными методами прослеживания лучей или мнимых источников по одной из современных компьютерных программ. Если показания хотя бы одного из критериев будут отличаться от зон оптимумов, то следует провести дополнительную коррекцию проекта зала. 13.7 При примыкании задней стены зала к потолку под углом 90° или меньше может возникнуть так называемое театральное эхо - отражение звука от потолка и стены в направлении к источнику звука, приходящее с большим запаздыванием. Для устранения такого эха следует выполнить наклонной часть потолка у задней стены или наклонной заднюю стену зала (рисунок 8). а - лекционный зал, б - зал драматического театра, в - зал музыкального театра Рисунок 2 - Оформление портала, позволяющее направить первые отражения в глубину зала а и б - «театральное эхо»; в - д - «театральное эхо» отсутствует Рисунок 3 - Конструкция потолка или задней стены зала 13.8Большие вогнутые поверхности ограждающих конструкций залов (купол, свод, вогнутая в плане задняя стена) создают опасность концентрации отражений, при котором звук фокусируется в одной части зала, создавая сильное эхо, другие же части зала не получают отражений. На рисунке 4 приведены три варианта проектного решения купола. Вариант а иллюстрирует крайне неудачное решение, радиус кривизны купола примерно равен высоте зала, звук фокусируется в центре зала. Вариант б -радиус кривизны составляет половину высоты зала, отражения проходят через точку фокуса и далее распределяются по площади пола. Вариант в -радиус кривизны составляет примерно две высоты зала. Звук отражается от купола в виде пучка параллельных лучей. Если форму купола изменить невозможно (например, здание цирка) для избежания фокусирования звука следует применить членение поверхности купола (рисунки 9, г и 9, д) или использовать облицовку купола звукопоглощающими материалами. Рисунок 4 - Варианты решения зала с куполом 1.9 Для обеспечения нормативного шумового режима в зрительных залах следует: при архитектурно-планировочном решении здания не располагать смежно с залом помещения с источниками интенсивного шума (вентиляционные камеры, насосные и т.п.); применять ограждающие конструкции зала с требуемой звукоизоляцией, обращая особое внимание на элементы с относительно небольшой звукоизоляцией (окна, двери); принимать меры по снижению шума систем вентиляции и кондиционирования воздуха до допустимых (глушители, ограничение скорости воздуха на воздухораспределительных устройствах). 1.10 Разработка электроакустической части проекта зала проводится по специальной программе и базируется на параметрах, полученных ранее при расчете естественной акустики зала.
Дата добавления: 2014-09-26; просмотров: 1245; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |