Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Тема № 10 (лекция): «Концепции философии истории»
Учебные вопросы: 1. Философия истории: предмет, особенности и основные концепции. 2. Формационный, культурологический и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.
Жизнь общества развернута в социальном времени и социальном пространстве и представляет собой исторический процесс, который не имеет антрактов, охватывает все человечество, начиная от появления первых людей и заканчивая сложными зигзагами цивилизации конца XX – начала XXI в. Для профессионала в военном деле необходимо понимать закономерности и механизмы мировой истории. Их осмысление помогает представить то важнейшее место, которое занимает Россия в сложной мозаике современного и будущего мирового устройства. Знание философии истории способствует формированию патриотизма, чувства уникальности национальной истории и культуры, важности их сохранения и развития. Наконец, важным аспектом этого раздела философии является уяснение фактора войны в историческом процессе, необходимости обеспечения национальной безопасности.
1. Философия истории: предмет, особенности и основные концепции
Философская и историческая науки по-разному объясняют исторический процесс. Историки стремятся к получению достоверного, истинного знания в отношении конкретных зафиксированных фактов и событий. Они исследуют развитие и взаимодействие реальных обществ и государств, не делают прогнозов и не заглядывают в будущее. Рассматривая только имевший место ход событий, историки не ставят перед собой задачу проанализировать возможные варианты развития общества. В результате анализа реальных событий и их хронологии ученые формируют теоретические положения, раскрывающие законы прошлого и настоящего. Философия истории неразрывно связана с историей как наукой, но в то же время отлична от нее. Во-первых, философия истории напитывается знаниями о конкретных событиях, фактах. Но предметом исследовательского интереса философов выступает свой круг задач, в первую очередь вопрос о направленности исторического развития. Решить столь сложную проблему можно, трактуя историю не как знание о прошлом, а как знание, связывающее воедино прошлое, настоящее и будущее. Подобная связь возникает, если рассматривать не только реальные события прошлого, но и те варианты исторического развития, которые могли бы осуществиться в прошлом, но не реализовались в связи с какими-либо обстоятельствами. В этом случае перед философом складывается сложная картина реальных и возможных общественных процессов, которые, пройдя через настоящее, со временем проявятся в будущем. Иными словами, история для философии – это целостный процесс, учитывающий как реальные, так и возможные пути развития, стремящийся к определенной завершенности, к цели, которую философ признает в качестве конечной. Философия истории, в отличие от истории как науки, обращена в равной мере как в прошлое, так и в будущее. Во-вторых, устремленность философии истории в будущее, поиск идеала совершенного устройства общества – это не просто цель деятельности. Категория будущего связана со смыслом истории. Отсутствие будущего приведет к потере смысла жизни. Общество, стремящееся успешно развиваться, должно непрерывно заниматься будущим, постоянно обсуждая его во всех сферах духовного творчества. Для обозначения теоретических концепций будущего немецкий социолог О. Флехтхейм в 1943 г. предложил термин «футурология» (лат. future – будущее, logos – слово, учение). Возникновение в ХХ в. новой научной отрасли знаний указывает не только на значимость осмысления будущего, но и на то, что будущее нельзя изучать так, как историки изучают прошлое. Будущего еще нет, существует лишь настоящее и реально сложившиеся в нем тенденции развития тех или иных общественных процессов. Действия этих тенденций в будущем можно исследовать, формируя информационное поле философии истории и постигая ее смысл. В-третьих, для формирования модели будущего необходимы выход за рамки достоверных фактов, деятельность в сфере отвлеченных исканий. Безусловно, подобная отвлеченность относительна, философско-исторические построения опираются на собственно исторический опыт, выводы социально-гуманитарных наук, искусство, на все богатство материальной и духовной культуры общества. Однако всякий поиск идеала предполагает известную оторванность мысли от реальности, ее полет, выход в царство духовной свободы. Столь широкий методологический подход к истории нередко таит в себе многие опасности и объясняет, почему она порой предстает как утопия. В то же время иного пути для философии истории нет – лишь сопоставление с идеальными образами, выработанными этой наукой, позволяет яснее понять суть реальных событий и построить модель будущих. В-четвертых, выработанная философией истории цель общественного развития, идеал социального устройства помогают понять существующее состояние общества, увидеть его несовершенство, отсталость, неразвитость. Становясь духовной ценностью, философский идеал предстает основой и движущей силой преобразования действительности. Подобный идеал может иметь различное содержание. У небольших народов, культур он, как правило, связан с идеей общности исторической судьбы с другими, более крупными культурами и цивилизациями. Крупные цивилизации, не оглядываясь на историческое окружение, формируют свою собственную национальную идею истории. Примером последнего может послужить западная концепция ХVIII – XIX вв. – идея линейного восходящего прогрессивного движения к либерально-демократическому идеалу. По сей день ценности либерализма служат для западной цивилизации целью, определяющей направленность исторического развития. В круг основных задач современной философии истории входят: – определение эпох, цивилизаций, культур, составляющих в своем единстве человеческую историю; – выявление общей схемы развития истории, связанной с целостностью прошлого, настоящего и будущего (существуют теории, согласно которым история имеет вид прямой восходящей линии или форму круга, не содержащего этапов смены принципиальной новизны в общественном развитии, форму спирали, сочетающей линейное и кругообразное движение, или форму маятникообразных циклических колебаний между теми или иными устойчивыми социальными полюсами); – исследование главных факторов исторической эволюции (предопределенность истории волей Бога, развитие в соответствии с объективными историческими законами, детерминация исторического процесса системой ценностей, существующей в обществе, либо взаимодействием материальной и духовной культуры и т.д.); – раскрытие смысла истории, ее направленности и основных целей; – предвидение общих тенденций будущего общественного развития. Итак, философия истории – это наука, исследующая логику и направленность закономерного развития общества, единство и многообразие исторического процесса, проблемы социального детерминизма и социального прогресса. Существующие концепции философии истории рассматривают три способа развития исторического процесса: 1) линейную теорию, представляющую историю как совокупность отрезков, следующих один за другим, определяющих последующую эпоху и направляющих общество к вершинам прогресса; 2) теорию спиралевидного развития как закономерный процесс перехода от одного типа общества к другому, повторяющему определенные характеристики предыдущих типов, но на иной, более высокой качественной основе; 3) циклическую концепцию, опирающуюся на идею о том, что история слагается из множества самостоятельных цивилизаций, каждая из которых проходит, подобно живому организму, свои циклы – от рождения до гибели. Одной из первых линейных концепций развития общества и человека была христианская традиция истолкования истории, представляющая исторический процесс как единую линию, направленную в будущее. История имеет начало – творение мира и конец – апокалипсис и второе пришествие Христа. При этом христианская теология исходит из принципа универсализма, который утверждает единство человечества, всех людей планеты независимо от уровня материального и духовного развития отдельных народов, от их национальной принадлежности и социального положения. В то же время христианство лишает историю свободного творческого начала, свойственного человеку, поскольку содержание и конечная цель истории заданы извне. Провидение, Божья воля направляют ход истории. Познание того, что замыслил Бог, непосильно человеческому разуму. Во второй половине XVIII – начале XIX в. в западном мире появилась идея исторического прогресса, как линейно-поступательного развития всего человечества к демократическому идеалу по мере развития материального производства, машинного, индустриального общества. Утверждение идеи прогресса было обусловлено новым взглядом на человека как на активное, действующее существо, которое удовлетворяет свои потребности в ходе практической деятельности. Данный подход, полагающий, что история творится человеком, был важным завоеванием западной общественной мысли. Наиболее завершенный и современный вид линейная концепция истории находит в философии немецкого мыслителя К. Ясперса (1883–1969). Основная тема его учения – идея единства мировой истории. Ученый подчеркивает, что человечество имеет единые истоки, единый путь и общую цель развития, несмотря на все различия в жизни отдельных народов и культур. Всю историю К. Ясперс делит на три последовательно сменяющих друг друга этапа: доистория, история, мировая история. Длительный период доистории охватывает время становления человека – от возникновения языка и рас до начала исторических культур. История охватывает события 5-тысячелетней давности в Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Европе. Мировая или универсальная история начинается с возникновения глобального единства мира и человечества, подготовленного эпохой великих географических открытий. Ее начало он относит к ХХ в. Если на этапе истории развертывание немногих великих культур шло вне прочного взаимодействия, параллельно, то на этапе мировой истории обнаруживается единство целого, за пределы которого выйти невозможно. Особую роль на этапе истории играет период, называемый К. Ясперсом осевым временем. Он считает, что между 800 и 200 гг. до н.э. осуществился резкий поворот в истории. В Китае, Индии, на Западе почти одновременно и независимо друг от друга произошли события, во многом определившие современное состояние человечества. В Индии возникли Упанишады, жил Будда, в Иране Заратустра учил о борьбе добра со злом, в Палестине выступали пророки, в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона. В эту эпоху были разработаны те основные категории, которыми человек мыслит по сей день, заложены основы мировых религий. Осевое время знаменует исчезновение великих культур древности (вавилонской, египетской), отличавшихся локальностью, а также возникновение универсализма в истории – распространение истинной, объединяющей веры и расширение границ основанного на ней государства. Смысл мировой истории, по К. Ясперсу, – в единении человечества. Однако будущее не придет само, оно зависит от людей. В то же время современный век таит в себе многие опасности. В принципе, по мысли ученого, он позволяет выбрать одну из двух основополагающих тенденций. Первая ведет к утверждению общества, основанного на рыночной экономике и предполагающего свободу своих индивидов. Вторая – к тоталитарному обществу, опирающемуся на тотальное планирование, к расточительству человеческих жизней, террору и деспотии. К. Ясперс правильно подчеркивает, что видение настоящего зависит и от восприятия прошлого, и от прогнозирования будущего. Однако то будущее, к которому он устремляет свой взор – будущее единого человечества – является чересчур отдаленным, чтобы о нем можно было сказать что-либо определенное. Даже применительно к Западной Европе, где объединение государств идет наиболее интенсивно, трудно предсказать результаты начавшейся интеграции.
Дата добавления: 2014-11-01; просмотров: 970; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |