Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Антропоцентризм и культ природы, пантеизм и телеологизм как характерные черты философии Возрождения

Читайте также:
  1. Depositum miserabile. Некоторые случаи поклажи имеют настолько своеобразные черты, что должны быть выделены в качестве специальных разновидностей этого контракта.
  2. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  3. II. История философии
  4. II. Принципы средневековой философии.
  5. III. Материалистическое направление в русской философии
  6. III. Предмет, метод и функции философии.
  7. III. Социальные, экономические и культурные права человека.
  8. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  9. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  10. XX съезд КПСС о культе личности Сталина: понятие, причины возникновения, последствия, меры по преодолению.

Все перечисленные права основываются на Библии.

Скорина предъявляет к законам определенные требования: он должен соответствовать обычаям земли, времени, географии. Скорина считает, что законодательство должно соответствовать, в первую очередь, культуре, а не политике. Закон нужен только людям, несовершенным в нравственном плане и не способным жить по Богу. Право должно быть надсословным.

Скорина связывает создание права с созданием государства и государственной власти. Идеал государства для Скорины – это просвещенная монархия. Монархия отражает божественное мироздание, природный иерархический порядок. Скорина считает, что глава государства должен быть образованным и справедливым.

 

Интегральная юриспруденция (Дж. Холл, Г. Дж. Берман, Л. Л. Фуллер)

Г. Дж. Берман

Автор работ «Право и революция», «Формирование западной правовой традиции», «Вера и закон».

Берман считал, что теория права должна свести воедино три классические школы права: школу позитивизма, естественную школу права (этическую) и историческую школу права. В результате будет создана единая интегральная юриспруденция (целостная концепция), исчезнут противоречия права и конфликты между школами.

По его мнению, право не может быть связано только с материальными или только с религиозными условиями. Право должно учитывать и то, и другое.

Берман говорил, что «право – это не только то, что записано в книгах, но и то, что находится в действии».

Дж. Холл

Автор работы «Интегральная юриспруденция».

Холл указывает, что существует 1) естественно-правовая теория, которая подчеркивает моральные аспекты права; 2) юридический позитивизм, который определяет право как веление государства; 3) правовой реализм, раскрывающий процессуальные и социальные стороны права. В связи с одновременным существованием названных школ необходимо создание интегрированной теории, задача которой состоит в уничтожении пропасти между позитивизмом и социологией права.

Холл говорит, что право имеет динамическую (процессуальную) и юридическую стороны.

Л. Л. Фуллер

Автор работ «Мораль права», «Анатомия права».

Он делил мораль на обязывающую и вдохновляющую. Обязывающая мораль устанавливает правила, без которых человечество не может существовать, а вдохновляющая мораль имеет дело с высшими человеческими достижениями. Между обоими видами морали должны существовать отношения взаимодействия.

Правовая система должна иметь общие правила поведения, которые должны быть известны, опубликованы, понятны, не противоречивы, не ретроспективны, выполнимы.

Внутренняя моральность права является вариацией естественного права (процедурного естественного права).

 

Правовое учение Г. Д. Гурвича (1894-1965)

Автор работ «Руссо и Декларация прав», «Социология права» и др.

Г. Д. Гурвич утверждал, что единственным источником знания является опыт. Опыт бывает двух видов: поверхностный и глубинный. Поверхностный (конструктивный) опыт воспринимается на основе разума, а глубинный (интуитивный) опыт задан человеческому сознанию априорно.

Г. Д. Гурвич выделял три вида познания общества: системный, индивидуальный и социологический.

Он отрицательно относится к системе позитивизма, так как, по его мнению, нормативная концепция воспринимается как принудительная сила государства. На самом деле эта сила имеет более глубокую основу, потому что правовые предписания заимствуют свою обязательность не от произвола индивидов, а от произвола социального целого. Только социология права способна объяснить данный феномен. Именно она может объяснить взаимоотношения между правовыми системами и школами права.



Право основывается на общественном (коллективном) признании, а первичные элементы правовой действительности не индивиды, а коллективы.

Право необходимо изучать не только по нормативному материалу, так как правовая действительность ими не ограничивается. Право существует и помимо государства.

Право, по Гурвичу, - это попытка осуществить в данных социальных условиях «идею справедливости», которая заключается в примирении противоречивых ценностей, путем многостороннего оперативно-атрибутивного регулирования, основанного на неразрывной связи между правопритязаниями и обязанностями; это регулирование обретает действенность только через нормативные факты. Право – это продукт социального целого.

Каждая социальная группа создает свое право, а все социальные группы создают целое. Сущность права заключается в примирении коллективных и индивидуальных ценностей.

Право – это не обязательная норма, а особое состояние социальной группы, при котором все входящие в нее индивиды связаны единой ценностью – социальной справедливостью.

 

 

Связь философии и медицины. Роль философии в формировании теоретических и методологических основ медицины. Врачи-философы различных исторических эпох и их вклад в развитие философии и науки.

Связь философии и медицины в истории культуры можно рассмотреть по трем основанием. Первое - философия и медицина имеет общий объект изучения - человека. На эту особенность обращали внимание первые философы: Платон, Аристотель, Гиппократ. Они считали, что человек есть предмет и для философии, и для медицины, разница лишь в том, что "медицина избавляет тело от болезни, а философия - душа от страстей". Именно в силу специфичности объекта первые европейские университеты философскую и медицинскую подготовку объединяли в один факультет. Второе - философия, будучи "квинтэссенцией эпохи", является мировоззрением, в рамках которого, развивалась медицина. Чтобы детально разобрать этот вопрос, обратитесь к истории медицины. Приведите примеры, когда господствующая философия определяла тип и характер медицины (гумморальная теория Гиппократа, схоластическая медицина). Третье - философия является методологической базой для медицинского познания. Законы, категории и принципы, разработанные философией, используются медициной. Четвертое основание - медицина оказала и продолжает оказывать существенное влияние на содержание философии. Медицинские знания являются необходимой научной базой для философского познания человека и мира. Пятое основание заключается в том, что в истории культуры сложилась замечательная плеяда врачей-философов, которые внесли огромный вклад в развитие, как медицинской науки, так и философии. Обратитесь к истории медицины и раскройте роль таких врачей-философов, как Гиппократ, Роджер Бэкон, Парацельс, Авиценна, Дж.Локк, К.Ясперс и др.

 

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ.

 

1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КАК ИСТОЧНИК ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ

История философии - один из разделов философского знания, который имеет свой предмет и задачи. Вы уже выяснили, что основная проблема философии - это отношение человека и мира. Ещё раз уясните, что эта проблема мировоззренческого характера, поэтому ее решение неоднозначно, альтернативно. Вся история философии - это борьба и диалог различных философских направлений, теорий, систем по решению данной проблемы. Через историю философии мы, во-первых, приобщаемся к огромному философскому наследию. Во-вторых, посредством изучения истории философии, мы узнаем, как люди философствовали, что их волновало в жизни, какие проблемы были более актуальными. История философии хранит коллективный опыт человечества и формы философского мировоззрения. В ней нашли отражение, как общая логика развития всей общественной мысли, так и логика развития культуры в целом.

Ценность истории философии заключается в том, что ни одна философская проблема не может быть решена без обращения к историко-философской тематике, ибо "… не существует до сих пор никакого иного средства кроме изучения всей предшествующей философии" (Ф. Энгельс). Таким образом, история философии, определяя принцип историзма как фундаментальный в философском познании, выступает источником всех философских теорий и идей.

 

2.ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Прежде чем приступить к рассмотрению основных этапов развития мировой философии, следует разобраться в основных понятиях, которые составляют содержание истории философии.

Философское учение - это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Философские учения создаются отдельным философом, который имеет своих последователей, сторонников, учеников.

Философские школы - это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми, идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами.. Философские школы были направлены на совместное философствование. Известными философскими школами древности были Пифогарейская, Милетская, Школа Платона, Эпикура и др.

Философские направления - это наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе (учения, школы), которые имеют общие принципиальные положения по проблеме "человек-мир" и допускают отдельные частные разногласия.

Далее остановитесь на том, что для истории философии важнейшим является вопрос периодизации развития философской мысли. Отметьте, что в объяснении периодов развития философии принято выделять следующие предпосылки: о психологические, духовные и социальные. К психологическим можно отнести стремление человека познать самого себя. "Познай самого себя, и ты познаешь мир"- говорили древние мудрецы. Среди духовных истоков философии выделяют эмпирические знания и мифологию. Социальные условия - это отделение умственного труда от физического, позволившее людям заниматься теоретической деятельностью. Занятие философией становится профессиональным. Вспомните, что возникновение государств в Древней Индии, Китае, Египте, Греции сделали возможным появление там философии.

Далее подчеркните, что в истории философии выделяют три основных типа философии: восточную, западноевропейскую и русскую Восточная философия, в силу религиозного характера, была более ориентирована на религиозно-нравственную проблематику, в то время как западная, берущая начало в античной философии, - на культ знания. Это и предопределило появление восточной и западной традиций мировой философии. Русская философия - особый тип, в котором нравственное начало является основным. Характерной чертой этой философии является поиск так называемой "Русской идеи"- идеологии, определяющей место России в мировом историческом процессе.

Затем переходите к объяснению основных этапов развития философии. Подчеркните, что их принято выделять согласно основным историческим периодам гражданской истории: философия Древних царств. Здесь выделяют философию Древней Индии, Китая, Месопатамии, Греции и Рима. Эта философия была тесто связана с мифологическими взглядами, верованиями, многие философские понятия были заимствованы из мифов.

В философии средневековья выделяют европейскую и арабо-исламскую. Эта философия феодального общества. Её особенность заключалась в подчинении религии (христианству на Западе, исламу - на Востоке), в объяснении единства мира через принцип теоцентризма.

Философия Возрождения отражала взгляды зарождающейся буржуазии. В ней впервые утверждается принцип гуманизма - вера человека в творческие возможности и способности, провозглашается культ природы и человека.

Западноевропейская философия Нового и Новейшего времени - ярко выраженная философия буржуазного общества. По своему характеру рациональна и прагматична. Культ разума и науки провозглашался этой философией.

Современная западная философия - характерна поворотом от традиций рационализма в познании природы и человека к иррационализму, основанному на творческой интуиции, мифе, мистике, сверхчувственном восприятии мира.

В истории философии России имеется собственная периодизация. Здесь философия сложилась значительно позже европейской, в конце 19 века, однако русская философская мысль имеет давнюю традицию, уходящую в эпоху формирования Киевской Руси.

 

3.Основные принципы культуры (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, механицизм, диалектический монизм, глобальный эволюционизм) и их проявление в философии.

Рассматривая далее особенности истории философии как раздела философского знания, необходимо остановиться на объяснении основных исторических принципов культуры. По-существу, они являются мировоззренческими системами, в рамках которых формировались законы жизни людей, их видение мира, а также основные понятия и философии и науки. Космоцентризм - мировоззренческий принцип, который сложился в самых ранних философских системах (Др.Индия, Китай,Египет, Греция). Небо олицетворяло закон Красоты, Порядка и Гармонии. Отсюда стремление людей с гармонии общественной жизни, к нравственности, к эстетике. Теоцентризм- мировоззренческий принцип, который сложился в культуре средних веков под влиянием христианской религии. В философии утверждается идея божественного сотворения мира, а сам Бог (Теос) олицетворяет его единство. В эпоху Возрождения сформировался антропоцентризм - принцип культуры, определяющий человека как центр Вселенной. В Новое время господствующим мировоззренческим принципом становится механицизм, объясняющий все явления мира и человека, частности, через законы механики. В начале ХХ века в философии (особенно отечественной философии советского периода) имел место принцип диалектико-материалистического монизма, нацеливающий мыслителя объяснять философские проблемы с точки зрения диалектического материализма, через принципы материальности, развития, всеобщей связи, взаимообусловленности. В настоящее время наметилась тенденция к формированию нового мировоззренческого принципа культуры - глобального эволюционизма, рассматривающего человека, природу и вселенную в единстве и целостном развитии.

 

4. Исторические типы философствования (умозрительный, созерцательный, деятельностный, социально-экологический). Критерии типологизации.

Раскрывая это вопрос, следует помнить, что в различные исторические эпохи философия отличалась своим характером рассуждений и направленностью. Философствование - это сложный познавательный процесс, в нем имеет место не только логика и рассудочная деятельность, но и творческая интуиция, вера, чувства. На характеру стиль и направленность философских размышления различна. Тип философствования определяется конкретно-исторической эпохой, так как она накладывает отпечаток "на саму личность философа, на его понимание им своей роли в обществе, на приверженность тем или иным идеалам и ценностям". В античной философии имел место созерцательный тип философствования. Занятие философией было элитарным, аристократическим. Невозмутимость духа, абсолютное созерцание мира на фоне безмятежности отличали античное философское творчество. Отсюда следовала основная задача философии - объяснить мир. В средневековой философии, в силу ее исторических особенностей, сформировался умозрительный тип философствования. Однако он имел место и в русской религиозной философии, и в западноевропейском иррационализме. Его основой является или божественное откровение, или интуиция, или мистика. Поэтому философы этого типа стремятся объяснить соотношение веры и разума, мистики и науки и т.д Задача такой философии - выйти за пределы чувственно-воспринимаемого мира.. Деятельностный тип философствования сложился в марксистской философии. Его особенность выражается в социально-преобразовательном характере философии: "философы прошлого лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". (К.Маркс). Этот тип философствования был основным в философии ХХ века. Задача самой философии заключалась в том, чтобы быть практическим руководством преобразовательной деятельности человека. В современной философии активно формируется социально-экологический тип философствования, который берет свое начало в русском космизме, прежде всего в трудах В.И.Вернадского. Философское творчество нацелено не на изменение и преобразование мира, а на его сохранение. Данный тип философствования должен изменить сферу сознания, нацелить его на сохранение биосферы.

Заключении сделайте выводы. Подчеркните роль истории философии в мировой духовной культуре.

 

 

Тема 3. Философия на Древнем Востоке.

1.Общие черты, характерные для восточной философии (единство человека и Вселенной, антропологизм, культ природы).

Прежде чем, рассматривать особенности философских систем Древней Индии и Древнего Китая, следует кратко остановиться на общих чертах этих философских систем. Из прошлого семинарского занятия вам известно, что Восточная философия отличалась от западной своей религиозно-нравственной направленностью. Этика жизни становится основополагающей темой всей Восточной философии. Общим было и то, что в этих культурах не сложилась идея единого творца, а, следовательно, человек не отделял свой мир от Вселенной. Здесь рельефно выделена идея единства человека, природы и Вселенной. Поэтому анропоцентризм и культ природы становятся стержнем Восточной философии. Все восточные философские системы направлены на понимание смысла человеческой жизни, подчинение человеческих законов законам Вселенной.

Характеризуя древневосточную философию, следует отметить следующее. Во-первых, она сформировалась в условиях деспотичных государств, где человеческая личность была поглощена не только внешней природной средой, но и социально-политическими условиями. Неравенство, жесткое кастовое деление во многом определили социально-политическую и морально-этическую проблематику философии. Во-вторых, большое влияние на философию оказали мифология, религия и культ предков. Это сказалось на недостаточной рационализированности и многосистемности восточной философии. В-третьих, в отличие от европейской философии, Восточная философия незаимствована, она первоначальная, исконная. Общем является и историческое время зарождения всей Восточной философии - 6 век до н.э.

 

2.Особенности общественной жизни и культуры Древней Индии. Значение Вед, Упанишад и влияние религиозных систем (брахманизм, буддизм, индуизм) на формирование философских представлений.

Выяснение этого вопроса позволит раскрыть особенности формирования философии в Древней Индии. Начать следует с характеристики общественной жизни страны. Раскройте, какую роль в возникновении философии сыграло кастовое деление общества. Подчеркните, что брахманы и кшатрии были социальными носителями культуры и философии. Обратите внимание на особенности географического расположения Индии и ее природно-климатические условия.

Объясните роль религии брахманизма в формировании философии. Остановитесь на характеристике Ведических учений, укажите их. Веды - буквально - учения. Старейшая из них - Ригведа (знание гимнов), Брахманы - руководство ведического ритуала. Шатапатхабрахмата (дословно- означает брахмана ста путей) - самая важнейшая из Вед. Конец ведического периода представлен Упанишадами (буквально: "сидеть у ног учителя). Подчеркните, что в Упанишадах собраны эмпирические знания, в том числе медицинские: "Аюр-Веды", "Сушрута-самхита", "Чарака-самхита", но в целом они проникнуты мифологическими воззрениями, и целостной системы представлений о мире в них нет.

Обратите внимание на то, что в упинишадах сложились основные понятия, которые были заимствованы философией. Это - универсальный принцип бытия, "душа мира" - брахма, атман - индивидуальная человеческая душа, самсара - куроговорот жизни, карма - закон воздаяния. Подчеркните, что упанишады, в целом, носят идеалистический характер, и, тем не менее, они сыграли исключительную роль в формировании древнеиндийской философии, так как пошатнули идеологию брахманизма и способствовали развитию философского мышления. Далее объясните причины возникновения таких явлений в культуре как, астика и настика. Укажите, что философские системы, принадлежащие астике, защищали авторитет ведических учений - это веданта, миманса, йога, вайшешика. Философские системы, принадлежащие настике, отрицали авторитет вед. Это - чарвака-локаята, джайнизщм, буддизм.

 

3. Характерные черты и общие направления в философской мысли Древней Индии

Характерные черты и общие направления в философской мысли Древней Индии (астика, настика). Решение основного вопроса философии в рамках философских система: чарвака-локаята, веданта, санкхья, йога.

В этом вопросе предлагается охарактеризовать основные философские направления Древней Индии. Можно начать с философии чарвака-локаята - стихийно-материалистического учения. Упоминание о ней обнаруживается в древних Упанишадах. Само название "локаята" означает - учение, направленное на этот мир. Раскройте стихийно-материалистическое содержание этой философии: отрицание закона кармы и самсары, загробной жизни; признание в качестве основы мира четырех материальных первоэлементов - земли, воды, огня и воздуха. Обратите внимание, что в решении вопроса о познании мира, локаятики исходили из принципа "подобное познается подобным" и чувственного восприятия. Особенно выделите этические проблемы. Подчеркните, что в их решении эти философы были исключительными гедонистами.

Философия санкхья - старейшая из всех систем. Она относится к 4 в.до н.э. Раскройте дуалистический характер этой философии и объясните, основные понятия: пракрити, пуруша, гуна. Укажите, что пракрити - это материальная первопричина мира, которая сначала существовала в аморфной форме. Превращение практири в мир вещей и предметов, которые воспринимаются органами чувств, осуществлялось под влиянием гун - качественных элементов: "стремление", "тьма", "ясность". В каждой вещи преобладает какой-то элемент, этим объясняется многообразие мира. Покажите, как в этом случае решается вопрос о познании мира. Пуруша - духовное начало, оно независимо от материальной основы, его нельзя наблюдать или обнаружить, но оно всегда присутствует в вещах. При соединении практири и пуруши возникают исходные принципы мироздания, в т.ч. материальные элементы, интеллект и самосознание.

Йога - философская система, созданная мудрецом Патанджали, имеет практический значение. Она направлена на обучение людей управлять своим телом и духом, поэтому содержание этой философии составляют различные (физические и психические)тренировки: Объясняя содержание этой философии, покажите, что она первоначально была близка санкхье, а позже - объективному идеализму, так как в ней признается существование абсолютного и совершенного существа (Ишвара), который помогает человеку (при условии занятий йогой) освободиться от кармы и самсары.

Веданта - объективно-идеалистическая философия, которая завершает ведическое учение. Раскройте содержание веданты. Обратите внимание, что весь мир чувственно воспринимаемых вещей, веданта объявляет иллюзией. Истинная сущность - это брахма. Выход из круговорота жизни возможен только через изучение ведических учений, медитацию и в понимание истины.

 

4.Древнеиндийские философские учения и врачебная практика. Йога как философская и медицинская система, ее место в современной культуре.

Используя материал по истории медицины рассмотрите связь древнеиндийской философии и врачебной практики. Подчеркните, что философское понимание единства человека и природы стали мировоззренческим фоном в древнеиндийской культуре, позволившим врачевателям объяснять болезнь как естественное (природное) явление. Подчеркните, что жизнедеятельность организма рассматривалось через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня, воды. Здоровье понималось как результат уравновешивания этих субстанций, а болезнь - как нарушение их соотношения. Подробно остановитесь на йоге как медицинской и философской системе, подчеркните, что эта система состоит из двух частей: хатха-йога (физическая йога) и раджа-йога (овладение духом). Она призывает человека как к физическому совершенству и здоровью, так и духовному.

 

1. Характеристика цивилизации Древнего Китая. Социально-экономические и духовные предпосылки формирования философии.

В изучении этого вопроса следует обратить внимание на характер цивилизации Древнего Китая: феодальные отношения, экономическая и политическая раздробленность, деспотическая власть, общинный уклад жизни. Все это вызвало интерес к проблемам государственной организации, этической и социальной иерархизации общественных отношений. Раскройте особенности социальной структуры китайского общества. Объясните, почему в Китае сложилась огромная армия государственных служащих (чиновников), какую роль они играли в культуре и в философии.

Затем остановитесь на характеристике особенностей духовной культуры Китая, подчеркните, что китайская философия своими корнями уходит в мифологию и верования, которые носили зооморфный характер. Охарактеризуйте китайскую мифологию, укажите на её приземленный, прагматический характер. Несмотря на то, что в этой мифологии небо, земля и вся природа обожествлялись, в тоже время они образовывали среду человеческого существования. Небо (тянь) в китайской мифологии - это высший принцип, который правит миром. Отсюда следует космологический характер философии. В мифологии сложились основные понятия, которые были заимствованы философией: дао, дэ, ЯН, ИНЬ.

Раскрывая далее этот вопрос, остановитесь на значении письменности и древних книг в становлении философии. Книга песен, Книга истории, Книга порядка, Книга Весны и осени, содержат первые философские представления в мире и человеке. В Книге перемен разработан понятийный аппарат китайской философии.

В конец ответа подведите итог, подчеркните, что на формирование и особенности китайской философии оказали влияние социальные предпосылки - появление социальных слоев общества, которые занимались философией и наукой, духовные - мифология, верования, появление письменности и книг.

 

2. Особенности древнекитайской философии (космологизм - культ неба, высокая нравственность, ценность знания). Связь древнекитайской философии с медициной.

Ответ на этот вопрос вытекает из логики предыдущего. Социальные и духовные предпосылки возникновения философии предопределили ее характер. Принцип космологизма - основной в культуре Древнего Китая. Иногда он понимается персонофицировано - наивысший правитель Шан-ди, но чаще всего как Небо. Так Конфуцией говорил: "Волю неба я познал в 50 лет", "воля неба реализуется в жизни людей через ритуал". В философии Небо - это идеальная сила, благодаря которой существует человек.

В китайской культуре высоко ценились знания, поэтому китайская философия в основном носила онтологический характер. Тем не менее, тема нравственности: каким должен быть человек благородный, что такое человечность, как добиться порядка в жизни и др, в силу определенных условий жизни Китая, становятся важной темой философии. Наряду с отнологическими существенное место занимали этические знания.

 

3. Даосизм как онтологическое учение. Понятие "Дао" и "Дэ" как центральные категории философии даосизма. Наивная диалектика - основная черта даосизма.

Следует объяснить, в чем проявляется онтологическая направленность даосизма. Обратите внимание, что основной задачей даосизма является познание природы, космоса и человека в их единстве. Центральными категориями являются понятия дао и дэ. Разберите эти понятия. Подчеркните, что дао означает путь, развитие и источник вещей. Дэ - энергия (сила дао) Сами мудрецы-даосы считают дао неопределенным: "дао везде и нигде, оно все и ничто".

Отметьте, что особенностью даосизма является присутствие в его содержании стихийно-материалистических положений и диалектики. Материальной основой мира выступают огонь, вода, земля, дерево и металл. Диалектика проявляется в развитии, постоянной изменчивости, во всеобщей связи, в существовании противоположностей, которые взаимодополняют друг друга. Основные противоположности в даосизме, благодаря которым существует мир - это мужское (Ян) и женское (Инь) начала: "Доа рождает два (Ян и Инь): "Два рождает три (небо, земля, человек); а три рождает тьму вещей", - в этом положении заключена диалектика даостской картины мира.

Затем раскройте гносеологические вопросы даосизма. Вспомните, что в их решении мудрецы-даосы исходили из принципа недеяния - "душевного спокойствия, невозмутимости духа". Познание мира возможно на основе чувственного созерцания, но должно сопровождаться тишиной. Познание дао вообще невозможно, так как сам процесс познания представляет собой активную деятельность, и нарушает естественный ход событий, т.е. закон дао. "Если кто хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигает неудача, ибо мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его." В этом выражении заключена сущность даосизма: человек - часть природы и Вселенной, а его обязанность - сохранить связь и единство с ней.

 

4. Конфуцианство как философско-этическое учение Древнего Китая

Конфуцианство как философско-этическое учение Древнего Китая. Основные понятия конфуцианства: порядок, следование ритуалы, добродетель, человечность, справедливость и исправность

Ответ на этот вопрос можно начать с выяснения личности и творчества легендарного китайского философа Конфуция. Обратите внимание на то, что Конфуций не писал философских книг и сам о себе говорил: "Излагаю старое и не создаю нового". Конфуцианство представляет собой теорию организации общества на принципах нравственности, патриархальности, консервативных традиций. Поэтому основное содержание составляет этико-философская проблематика, а онтологические вопросы рассматриваются как второстепенные. Обратите внимание, что сам Конфуций считал главным "не знания природы (т.е.онтологию), а знание жизни" (т.е.нравственность).

Поясните, что творчество Конфуция приходится на период полного кризиса общественной жизни, поэтому он сосредотачивает внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности к людям. Далее разберите основные понятия конфуцианства: порядок (ли) - норма отношений, действий, обязанностей. Порядок возможен только благодаря идеальным отношениям между людьми. Добродетель (дэ) - категория этики конфуцианства, которая дополняет порядок. Она включает в себя точность, вежливость, человечность и справедливость: "О Цзы-чане говорил учитель (Конфуций), что он имеет четыре добродетели, принадлежащих благородному мужу. В частности в поведении он вежлив, на службе - точен, человечен и справедлив к людям". Человечность (жэнь) проявляется в любви к людям: чего не желаешь себе, не делай другим. Справедливость (и) заключается в соблюдении всех этических правил.

Далее объясните, что социальные отношения в государстве Конфуций рассматривал по аналогии с семейно-патриархальными. Правитель подобен отцу в патриархальном семействе: строг, но справедлив.

В заключении, подведите итог, укажите, что конфуцианство - первая философская система, в которой решаются вопросы государственного устройства и личности.

 

5.Связь древнекитайской философии с медициной.

Это вопрос следует раскрыть на основе изученного материала по философии и истории медицины. Стихийно-материалистические и наивно-диалектические взгляды проявились в медицинском познании и практике врачевания. Здоровье понималось как результат равновесия начал Инь и Ян и пяти стихий, а болезнь - как нарушение их правильного взаимодействия: "синдром избытка - это ян-синдром, а синдром недостатка - инь-синдром". Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействий организма с окружающей средой. На основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании "жизненных точек, раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через "жизненные точки", восстанавливается нарушенное равновесие инь-ян. Отсюда исходит терапия иглоукалывания.

В заключение семинара подведите итог и подчеркните значение древнекитайской философии в мировой культуре.

Тема 4. Античная философия.

1. Особенности общественной жизни и культуры античного общества.

Античной называют философию Древней Греции и Рима. Она сформировалась в 7-6 веках до н.э. Следует объяснить социальные и духовные предпосылки возникновения философии. Остановитесь на характеристике общественных отношений, классовой дифференциации, развитии ремесел, мореплавания, торговли. Раскройте роль полисов (городов-государств) в развитии античной культуры. Подчеркните, что культура и философия античности были связаны с рабовладельческим классом. Занятие философией носило аристократический характер.

Анализируя духовные предпосылки (роль мифологии и религии), укажите, что в них содержались первые признаки философского постижения мира. В качестве примера можно привести произведения Гомера и Гесиода, в которых выведены основные понятия о первоэлементах мироздания, стремление рационально объяснить мир.

 

2. Становление античной философии: этапы развития

Становление античной философии: этапы развития (досократовский, классический, период эллинизма, римский) и характерные черты (космоцентризм, рациональность, поиск единой основы бытия, формирование основных философских направлений: материализма и идеализма

Раскрывая этот вопрос, подчеркните, что этапы развития античной философии выделяются условно, в целом же развитие философской мысли не прерывалось. Первый этап определяют как досократовский, или доклассический. Объясните предметное поле этой философии, подчеркните ее натуралистический характер. Второй этап - сократовский или классический (5-4 вв до н.э). В этот период античная философия в своем развитии достигает апогея. Появляется философия великих греческих философов - Сократа, Платона и Аристотеля. Круг философских проблем расширился, кроме философии природы, мыслители решали вопросы познания, государственного устройства, место человека в обществе. Сформировались основные философские направления: идеализм и материализм. Третий этап - эллинистический. (4-2 в.до н.э.) Культура эллинизма связана с распадом полисной организации жизни, и упадком античных ценностей. Философия акцентирует внимание на проблемах поиска смысла жизни и выхода из кризиса. Четвертый период - римский (1 в. до н.э.-6 в.н.э.). Решающей силой в культуре античности становится Рим. Эта философия сохранила традиции греческих мыслителей. Новым в ней было формирование христианских идей, которые в дальнейшем развитии философии сыграли определяющую роль.

Далее объясните основные черты античной философии, покажите, что они определялись условиями социальной и духовной жизни античного общества. Подчеркните, что основным мировоззренческим принципом был космоцентризм.. Вспомните из прошлых занятий, почему он имел место в ранних культурах. В греческой культуры Космос олицетворял закон красоты, гармонии и порядка. Поэтому в философии проводилась идея упорядоченности мира (противоположность хаосу), гармонии человека и мира, гармонии внутреннего духовного состояния. Принцип космоцентризма объясняет и стремление логично, рационально объяснить мироздание. Рационализм - был своеобразной попыткой выйти из мифологических и религиозной рамок миропонимания. Рациональное мышление было нацелено на поиск первопричин. Философы стремились объяснить, что, несмотря на многообразие вещей в мире, в целом мир един, и в его основе должна лежать единая для всех первая причина. Поиск первопричины всех вещей (особенно в классический период философии) привел к формированию двух основных философских направлений: материализма и идеализма.

 

3. Ранняя античная философия

Ранняя античная философия (досократовский период); ее натурфилософия, стихийный материализм и космоцентризм. Первые греческие мыслители (милетская школа, Гераклит, Пифагор и пифагорейцы, элеаты).

В этом вопросе предлагается рассмотреть особенности философии первого периода. Остановитесь на характеристике философии Милетской школы. Подчеркните, что в ней впервые был поставлен вопрос о первоосновах бытия, о сущности мира. Раскройте ее стихийно-материалистическую направленность. Для этого подробно остановитесь на философских взглядах Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра. Подчеркните, что первооснову всех вещей мудрецы видели в чувственно воспринимаемых вещах - природных (материальных) явлениях.

Далее переходите к характеристике философии Гераклита. Этот мыслитель принадлежал другой школе, расположенной в г.Эфесе. Он, как и представители милетской школы, пытался объяснить первопричину в природном явлении - в огне. Подчеркните, что философия Гераклита пример соединения материалистических взглядов древних философов с диалектическими убеждениями.

Элейская школа сформировавлась Парменидом в г.Элея (территория Южной Италии). Подчеркните, что эллиаты по своим убеждениям были стихийными материалистами. Однако в отличие от Гераклита, мир оценивали неподвижным и неизменным, по существу, они отрицали диалектику. Раскройте причины таких взглядов. Бытие - это все, что существует, оно материально, чувственно воспринимаемо, но в нем нет движения: "Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому не может двигаться". Укажите, что эти философы значительное место в своей философии уделяли гносеологическим вопросам. В познавательном процессе различали и отрывали друг от друга чувственное и рациональное познание, причем истина, по их мнению, постигается только разумом.

Пифагорейская школа - выдающаяся школа Древней Греции, сыгравшая исключительную роль в развитии философии и математики. Подчеркните, что в отличие от своих современников, Пифагор в учении о сущности бытия закладывает основы идеализма посредством теории чисел. Числа понимались как реальные сущности всех вещей. В тоже время отметьте, что пифагорейцы предприняли попытку объяснить количественную характеристику мира.

В заключении подведите итог, подчеркните, значение ранних философских школ в развитии античной философии и науки.

 

4. Атомистический материализм Демокрита.

Демокрит (ок.460-370 г.до н.э) - известный философ, основоположник материалистической линии в философии. Укажите, что философия Демокрита продолжает атомистическую традицию Левкиппа. Разберите основные понятия его философии: атомы и пустота, движение, необходимость. Подчеркните, что атомы (атомос) - неделимые, неизменные, непроницаемые частицы, обладающие величиной, размерами, тяжестью. Атомы находятся в постоянном движении в пустоте, которое осуществляется по необходимости, иными словами движение - способ существования атомов в пустоте. Сравните, как понимал движение Гераклит, и сделайте вывод о связи движения и материального мира у Демокрита.

Далее объясните, как Демокрит понимал человека. Подчеркните, что философ не отрицал наличие души, но рассматривал ее как состоящую из круглых и огненных атомов. Какую роль он отводил душе?

Затем приступайте к объяснению гносеологических вопросов. Подчеркните, что, в отличие от эллиатов, Демокрит существенную роль отводил чувственному познанию. Покажите, какую роль играли познавательные копии (образы) предметов. Подчеркните, что они имели атомистические конструкции, могли свободно отрываться от оригинала, двигаться в пустоте, и проникать в человеческую голову, оставаясь там навсегда. Обратите внимание, что чувственное познание, хотя и является важным, представляет собой, по Демокриту, низшую, "темную" ступень познания. Истина же - бытие атомов, можно только умопостигать, т.е. познавать рациональным путем.

В заключении сделайте выводы, подчеркните значение философии Демокрита в развитии материалистического направления.

 

1. Классический период античной философии. Сократ и сократические школы. Значение учения Сократа в развитии античной философии

Классический период - вершина развития античной философии. В истории философии этот период называют сократовским. Сократ впервые в философии ставит во главу угла не изучение природы, а изучение человека. Познакомьтесь с жизнью и творчеством этого гениального мыслителя из дополнительных литературных источников. Обратите внимание на его самоотверженность и преданность своим убеждениям. Сократ был скромен в оценке себя как философа. "Я знаю, что ничего не знаю" - известное изречение мыслителя. Высшее свое призвание он видел в воспитании людей через беседы, диспуты, диалоги. Подчеркните, что у Сократа диалектика - искусство вести диалог - выступает своеобразным методом постижения истины.

Далее остановитесь на характеристике философских убеждений Сократа. Акцентируйте внимание на том, что в решении основного вопроса философии он стоит на позициях идеализма, причем рационального. Это проявляется в том, что главной своей задачей он считал рациональное объяснения мира как божественного творения. Сущность мира заключается в духовности. Сравните идеализм Сократа и пифогорейцев, подчеркните, что сократовский идеализм приобретает классическую форму, ибо здесь проблема соотношения материального мира и духа более четко выражена.

Детально рассмотрите проблему человека и познания в философии Сократа. Сделайте вывод, что в решении этих вопросов мыслитель исходит из этических принципов, в частности, принципа познания "самого себя". Разберите основные понятия его философии: совесть ("внутренний голос"), которая является гарантией постижения истины; добродетель - познание того, что есть благо. Подчеркните, что у Сократа мораль и знания неотделимы. Основными добродетелями считаются: сдержанность, мужество, справедливость, самопознание. Эти добродетели вечные и неизменные.

В заключении, подводя итог, укажите, что философия Сократа - это поворот в развитии философской мысли античности, что она стала идейным и гносеологическим основанием для философии многих мыслителей, среди которых значительной фигурой был Платон.

 

2. Философия Платона - формирование системы объективного идеализма: Учение о мире, познании, человеке и государстве.

В начале расскажите о жизни Платона, раскройте его биографию, подчеркните, что Платона интересовали и медицинские вопросы, в частности анатомическое строение человека. Назовите основные работы Платона: "Апология Сократа", "Критон", "Законы", "Пир", "Федон", "Федр", "Государство".

Далее приступайте к характеристике его философского творчества. Начните с того, что методом познания Платон выбрал диалектику Сократа, вот почему все его работы написаны в форме диалога. В решении основного вопроса философии он был абсолютным объективным идеалистом. Материальный мир, в котором человек живет, представляет собой лишь жалкую копию мира идей. Таким образом, мир вещей и предметов вторичен по отношении к миру идей.

Затем объясните учение Платона о мире идей. Подчеркните, что мир идей существует реально, объективно, он неизменен и иерархичен, в нем заключены подлинные сущности. Укажите, что идеями высшего порядка являются идеи блага, истины, красоты и справедливости Мир предметов и вещей - это кажущееся бытие, он подвижен, изменчив, вещи возникают и исчезают.

Далее остановитесь на учении о душе, подчеркните, что оно непосредственно выходит из учения о мире идей. Объясните соотношение души и тела, иерархизацию души (разум, мужество, чувственность). Исходя из этого положения, раскройте вопрос о познании. Подчеркните, что по Платону, познание - это припоминание душой истины. Но только люди с мудрствующей (разумной) душой могут её познать. Разберите платоновский "Миф о пещере", покажите, что Платон в художественно-образной форме раскрыл всю свою теорию познания.

Далее приступайте к рассмотрению учения о государстве. Подчеркните, что главным для Платона было не изучение реального общественного строя, а создание модели идеального государства, в котором высшие идеи (особенно справедливость) могли быть реализованными. Покажите, каким видел идеальное государство Платон, какие социальные слои наиболее подходят к идеалу, какую форму правления и почему он считает правильной?

В заключении ответа подведите итог, подчеркните значение философии Платона в развитии мировой философской культуры.

 

1. Дуалистический характер философии Аристотеля. Учения о "сущности", "материи", "форме", "душе". Вклад Аристотеля в развитие мировой философской культуры и науки.

Аристотель (384-322 г. до н.э) - величайший философ-энциклопедист. Основоположник ряда наук, создавший оригинальное философское учение, которое стало эпохальным в философской культуре. В начале расскажите о биографии Аристотеля. Назовите его основные философские и научные труды. Работы по логике: "Категории", "Об истолковании", "Аналитики". Естественнонаучные труды: "Физика", "О небе", "О частях животных". Онтологическим вопросам посвящена книга "Метафизика", психологическим вопросам - Трактат "О душе", вопросам этики - книга "Никомафова этика" и др.

Далее приступайте к анализу его онтологических проблем. Подчеркните, что онтологию Аристотель считал наукой о сущем. Основные понятия его онтологии - материя и форма. Дайте им определение, подчеркните, что материя - это пассивное начало, возможность существования мира, форма - активное начало, в ней заключена сущность мира. Покажите, что в онтологии Аристотель был близок к дуализму, т.к. действительное бытие представляет собой единство материи и формы. Подчеркните также, что в учении о мире философ много внимания уделяет движению, пространству и времени. Движение вечно и не существует вне вещей. Движение - это реализация, осуществление сущего. Движение связано с изменением. Главными он считал изменения, относящиеся к сущности, количественные изменения, изменения места. Пространство связано с движением тел, но представляет собой самостоятельную реальность, существует независимо от тел, что говорит о его метафизическом понимании мира. Время также связано с конкретным бытием вещей, существенной характеристикой времени он считал непрерывность и необратимость.

Далее приступайте к объяснению учения о причинах. Охарактеризует основные причины: материальную, формальную, производящую, целевую. Подчеркните, что учением о видах причин Аристотель сформировал два основных принципа философии - принцип детерминизма (причинообусловености всех явлений) и принцип телеологизма (целесообразность).

Анализируя учение о человеке, покажите противоречивость взглядов Аристотеля. Обратите внимание на то, что он наделял душой все объекты живой природы (растения, животных) и человека. Подчеркните, что по Аристотелю душа не существует вне тела, она "причина и начало живого тела". Раскройте уровни души: вегетативный, чувственный и разумный. Разумная часть душа мыслит и познает, она не связана с телом и вечна.

Далее приступайте к характеристике гносеологических вопросов. Подчеркните, что здесь Аристотель выступает рационалистом. Не отвергая чувственного познания мира как основы познавательного процесса, он считает, что постижение сущности является привилегией разума. Существенной чертой его гносеологических взглядов является понимание познания как развивающегося процесса. Он выделил следующие его этапы: ощущение, представление, опыт (усиленный памятью), искусство и наука - вершина познания. Исключительным вкладом в философию является определение истины, которое до сегодняшнего дня имеет место: истина - это соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

С учением о познании тесно связана логика, которую Аристотель понимал, как орудие познания - науку о доказательстве и формах мышления. В своей логической теории он сформировал категорический силлогизм - вывод от общего к частному, обосновал классификацию категорий. Назовите эти категории.

В заключении, подводя итог, отметьте, значение философии Аристотеля, подчеркните, что ему принадлежит заслуга в систематизации знаний, с его именем связана первая научная революция, которая вошла в историю как аристотелевская.

 

1.Философия эпохи эллинизма как отражение кризиса полисной демократии. Поиск смысла жизни

Эпоха эллинизма приходится на период войн, когда греческие города-государства попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Происходит крушение полисной организации жизни, традиционных античных ценностей, демократические принципы вытесняются тиранизмом, в культуре усиливаются индивидуалистические тенденции, мистика, скептицизм.

В философии этого периода актуальными становятся проблемы личного спасения, поиска выхода из кризиса, прежде всего духовного. Появляются философские направления и школы, в которых этическая проблематика становиться основной: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

 

2.Характеристика основных философских направлений: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

В этом вопросе следует дать подробную характеристику основным направлением философии эллинизма. Эпикуреизм (основоположник Эпикур -342-271 г.до н.э) - теоретическими истоками была атомистическая философия Левкиппа и Демокрита. Покажите логику рассуждение Эпикура: если все, том числе человек, состоит из атомов, а атомы свободны, то и сам человек свободен, для него открываются возможности свободного выбора действий и поступков. Для человека, как существа чувствующего, основным критерием морали должны стать чувства. Высшим благом является наслаждение - удовлетворение естественных потребностей и спокойствие души. Подчеркните, что Эпикур не считал нужным придаваться всем без разбора удовольствиям. Свободный человек должен руководствоваться принципом благоразумия: "всякое удовольствие есть благо, но не всякое удовольствие следует выбирать, равно, как и страдание всякое есть зло, но не всякого страдания следует избегать" . Попытайтесь объяснить один из принципов-призывов эпикуреизма: "Живи незаметно". Подчеркните, что в философии эпикуреизма ярко выражена индивидуалистическая направленность, но в полном смысле гедонистической она не была.

Скептицизм - философское течение, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления. Основоположником античного скептицизма был Пиррон. Подчеркните, что основные принципы скептицизма сводились к требованию воздерживаться от суждений и к невозмутимости в жизни. Обратите внимание, что скептицизм возник на основе идей, которые высказывались предшествующими греческими философами о текучести всех вещей и явлений. Укажите, что для Пиррона принцип "воздержания от суждений" (эпохэ) является основным методом познания и философствования. Предметом философии в скептицизме становятся вопросы этического порядка: как жить в неустроенном мире? Как освободить человека от всяких волнений? Как справиться с опасностями на жизненном пути? Подчеркните, что для античных скептиков философ - это не теоретик, а мудрец, способный давать мудрые ответы на любые жизненные вопросы.

Стоицизм - философское течение в культуре эллинизма, которое выдвигает в качестве основного закона жизни - добродетель. Как и другие течения, стоицизм акцентирует внимание на этических проблемах. Основоположником стоицизма был Зенон из Китиона. С точки зрения стоицизма, человек в идеале должен мужественно, стоически подчиняться судьбе, так как противиться ей бессмысленно. Смирение, покорность и терпение - идеал стоика: "Счастье заключается в том, чтобы не желать никакого счастья".

В заключении вопроса подведите итог.

 

3.Влияние античной философии на развитие естествознания и медицины.

Анализируя этот вопрос, подчеркните, что в древней Греции врачевание развивалось в русле единого философского знания - натурфилософии. Великие врачеватели были философами, и наоборот, многие великие философы занимались медицинские познанием. В медицинских воззрениях античных врачевателей заметны диалектические воззрения. Так, организм рассматривали как единство противоположностей - здоровый организм есть результат равновесия сухого и влажного, холодного и теплого, сладкого и горького, противоположное излечивается противоположным и проч. Подчеркните, что гумморальная теория основана также на диалектическом представлении об организме: здоровье понималось как результат благоприятного смешения четырех телесных соков (крови, слизи, светлой и черной желчи).

Далее подробно остановится на взглядах Гиппократа, Эмпедокла и Галена и на примере их творчества рассмотрите влияние философии на врачебное познание.

 

4.Значение античной философии в развитии мировой философской культуры.

В этом вопросе следует подвести итог всему изученному материалу. Подчеркните, что в ней рельефно обозначились предмет и основной вопрос философии, сложились в классическом варианте главные философские направления, которые повлияли на последующие философские концепции. Античная философия является ярким примером связи философского и естественного научного познания. Пронизывая всю духовную жизнь общества, она была интегральным фактором всей античной культуры.

 

1. Условия формирования западноевропейской философии в Средние века. Роль христианства в развитии духовной культуры и философии

Так как философия есть отражение общественного бытия, то в начале необходимо объяснить социально-экономические условия жизни средневекового общества. Подчеркните, что феодальные отношения, экономическая и политическая раздробленность, формирование института Папы предопределили особенности средневековой философии, которая существовала длительный отрезок времени - с 3 по 14век.

Далее переходите к характеристике духовных предпосылок. Раскройте роль и значение христианства в культуре средних веков, его влияние на философию. Укажите, что университетская философия и наука, которые существовали в то время, были подчинены религиозной идеологии.

В заключение ответа, подчеркните, что, несмотря на господство христианской идеологии, средневековую культуру и философию нельзя считать мрачной полосой в истории. Здесь сложились иные черты, были свои достижения и успехи. Философия средневековья - новая страница в истории философской мысли.

 

2. Основные этапы развития (патристика, схоластика.) и характерные черты (теоцентризм, креационизм, дидактика, экзегетика) средневековой философии

Основные этапы развития (патристика, схоластика.) и характерные черты (теоцентризм, креационизм, дидактика, экзегетика) средневековой философии. Учение об универсалиях (понятиях) в средневековой философии: номинализм и реализм

В начале следует охарактеризовать основные этапы развития средневековой философии. Подчеркните, что в период патристики (1-6 вв.) были заложены основы христианских догм. Во второй период - схоластики (11-14 вв) происходит систематическая разработка христианской философии.

Далее объясните, что решение философских проблем всегда концентрировалось на соотношении философии и теологии, веры и разума. Охарактеризуйте основные черты средневековой философии: теоцентризм, креационизм, дидактика, экзегетика, традиционализм. Подчеркните, что через господствующий мировоззренческий принцип теоцентризм, объясняется философская картина мира, в которой Бог был центром мироздания.. Креационизм - идея того, что Бог создал мир из ничего по собственной воли. Дидактический характер носила средневековая философия, т.е. она не столько учила, сколько "поучала", наставляла на путь истины. Экзегетика - черта средневековой философии, которая проявляется в толкование священного писания.

Существенной особенностью этой философии становится проблема универсалий - общих понятий. Отметьте, что эта проблема актуализировалась под влиянием развития средневековой науки, но ее корни лежат в философии Платона и Аристотеля. Основой спора был вопрос об отношении общего и единичного. В решении этого вопроса выделяются два направления: реализм и номинализм. Реализм, основывается на платоновском учении о мире идей и утверждает, что универсалии существуют объективно и реально до единичных вещей. Номиналисты (от лат nomen- имя) отрицали реальное существование общих понятий, считали, что общие понятия - это мысли, имена единичных предметов. Подчеркните, что в этом споре отразилась борьба материализма и идеализма, что номинализм содержал крупицы материалистических взглядов, так как исходил из признания реально существующих и чувственно воспринимаемых вещей.

 

3.Философские представления Отцов Церкви. Философия Августина Аврелия (Блаженного): проблема Бога и свободы воли.

В этом вопросе вам предлагается разобрать особенности философии патристики на примере известного философа-теолога Августина (Блаженного) Аврелия (354-430 г). Сначала расскажите о его биографии, назовите труды им написанные: "Против академиков", "О блаженной жизни", "О бессмертии душа", "О свободе воли". Подчеркните, что самым главным трудом его жизни стала "Исповедь". Отметьте, что на философские воззрения этого мыслителя оказало влияние манихейство (религиозное течение, исповедующее противоположность добра и зла, света и тьмы), приверженцем которого Августин был до принятия им христианства.

Далее раскройте основные черты философии Августина, подчеркните, ее теоцентрический характер. Бог - это высшая сущность и творец мира. Создав мир, он продолжает его творить. Идея постоянного творения приводит к концепции фатализма.

Объясните, как Августин определяет человека. Подчеркните, что душой, т.е. нематериальной сущностью обладает только человек. Августин наделяет душу разумной способностью и волей, которая определяет человеческую активность. С учением о душе связана проблема теодицеи - существование Бога-творца, который творит только бодро, и зла в мире. Раскройте, как Августин решает эту проблему. Подчеркните, что зло - это отсутствие добра. Бог творит только добро, а зло возникает в результате искажения божественного предназначения.

В заключении подведите итог, и отметьте, что философия Августина Аврелия стала связывающим звеном философии Платона и средневековых мыслителей, что она считалась единственным типом ортодоксальной философии и даже современная протестантская теория находится под влиянием августинизма.

 

4. Схоластическая философия. Фома Аквинский о соотношении веры и разума (томизм).

Фома Аквинский (1225-1274г.) - самый крупный представитель схоластической философии. Используя справочную литературу, познакомьтесь с его биографией. Назовите основные работы мыслителя: "Сумма против язычников", "Сумма теологии", труды под названием "Спорные вопросы". Подчеркните, что Фома Аквинский известен как основатель философии томизма - одного из главных направлений ортодоксальной схоластики.

Основная проблема его философии - соотношение веры и разума, науки и религии. Покажите, как он ее решает. Отметьте, что в своей философии мыслитель обращается к философскому наследию Аристотеля.

Ф.Аквинский, как и многие его предшественники (в частности Аврелий), считал, что религия и наука обладают различными способами постижения истины: религия находит свои истины в священном писании, через божественное откровение (истина открывается), а наука и философия приходят к истине посредством опыта и разума. Укажите, что сам Ф.Аквинский считал необходимым дополнить некоторые принципы вероучения рациональным обоснованием, чтобы укрепить веру. Такие же положения, как существование Бога-творца в трех лицах, учение о первом грехе, вечном блаженстве (Рае) - сверхразумны, и не требуют доказательств. Науку он признает как знание, которое должно доказывать существование Бога, и согласовать свои положения с теологией. Сам Ф.Аквинский предлагает пять доказательств существования Бога. Раскройте их.

Далее объясните, как Ф.Аквинский рассматривал проблему человека и познания. Подчеркните, что человек обладает двумя способами познания: чувством и интеллектом. Истину определял как соответствие между разумом и вещью: вещи являются истинными постольку, поскольку они соответствуют понятиям о них и существуют в уме Бога.

Укажите, что Ф.Аквинский, как и Аврелий, считал, что человек обладает свободой воли, что зло есть недостаток добра, и оно уводит человека от Бога. Конечной целью деятельности человека является достижение божественного блаженства.

Подведите итог. Подчеркните, что философия Ф.Аквинского отличалась логичностью построения и рациональностью изложения. Его теология оказалась философичной, была принята католицизмом в качестве официальной доктрины. В настоящее время существует в странах с католической верой в форме неотомизма.

1. Арабская средневековая философия (Авиценна, Аль-Кинди, Аль Фараби, Ибн Рушд), ее влияние на европейскую культуру.

Ответ на этот вопрос начните с характеристики основных предпосылок формирования арабской философии. Расскажите о социальных условиях (формирование великого арабского халифата на Востоке) и духовных предпосылках - влиянии ислама и греческой философии. Подчеркните, что арабская философия развивалась параллельно с западноевропейской схоластикой, и была для неё серьезной альтернативой, несмотря на то, что по многим положениям с ней совпадала. В частности, арабская философия старалась защитить ислам, его церковные догмы, понимала Аллаха как высшую сущность и творца мира.

Отметьте, что первыми арабскими философами были приверженцы и переводчики философии Аристотеля и Платона: Аль-Кинди (800-879 г.) и Аль-Фараби (870-950 г.). Они тесно связывали философию с естественно-научным познанием ( в этом особенность всей арабской философии). Считали, что философия рациональная и всеобщая наука. Активно обсуждались этими философами вопросы познания мира. Так Аль-Фараби считал, что чувственное познание, основанное на восприятии и воображении, не дает истинных знаний. Истина постигается через разум.

Далее подчеркните, что по отношению к христианской схоластике важное значение имеет творчество Авиценны (980-1037 г.). Ему принадлежит ряд работ "Книга исцеления", "Книга спасения", "Книга знания", наибольшее признание получила работа "Канон медицинской науки".

Подчеркните, что, несмотря на теоцентричность, философия Авиценны была иной чем, на Западе. Мир сотворен из материи (а не из ни чего), которая существует во времени вечно. Здесь отсутствует принцип креационизма. Бог является неподвижным двигателем, формой всех форм (как и у Аристотеля). Объясняя природу универсалий, Авиценна считал, что они существуют до единичных вещей в божественном разуме, в реальных вещах - как воплощенная сущность и также после вещей, в умах людей - как образованные ими понятия.

Ибн-Рушт (Аверроэс)(1126-1196 г.) - известный теолог, врач, юрист, представитель западной части арабского халифата, автор множества комментариев к Аристотелю, многие из которых были отвергнуты арабскими теологами. Он утверждал идею о вечности мира, его бесконечности и неограниченности в пространстве, отвергал идею сотворения мира из нечего. Бог вечен, как и мир, а сам мир есть единство материи и формы. Здесь он, так же как и Авиценна, сближается с Аристотелем, но идет дальше их, считая, что формы не существуют вне материи, они потенциально в ней заложены и выкристаллизовываются по мере развития мира. В учении о человеке он продолжает линию Аристотеля о том, что душа не существует вне тела и вместе с телом умирает. Разум Ибн-Руш подразделяет на пассивный и активный. Пассивный связан с чувствами человека и смертен, активный - имеет характер всеобщего индивидуального интеллекта - он вечен. Нравственность он видел в том, чтобы творить добро в соответствии со своими убеждениями, а не в зависимости от того, что его ожидает после смерти - А


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
торговое право и др | Философия Н. Кузанского и Дж. Бруно о мире, познании и человеке

Дата добавления: 2014-04-10; просмотров: 2221; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.026 сек.