Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Философия Н. Кузанского и Дж. Бруно о мире, познании и человеке
4. Зарождение нового естествознания и философские основания гелиоцентрической картины мира: Н. Коперник, И. Кеплер, Г. ГалилейА.Везалий
1.Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии эпохи Возрождения Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии эпохи Возрождения. Гуманизм как ценностная ориентация культуры эпохи Возрождения, его проявления в искусстве, философии, медицине. (Петрарка, Данте, Сервантес, Бокаччо, Рафаэль, Микелянджелло)
В этом вопросе следует объяснить условия формирования философии Возрождения, показать, что возникновение новых буржуазных отношений, развитие ремесел, мореплавания, торговли, мануфактурного производства способствовали появлению нового социального строя - деловых и предприимчивых людей - будущих буржуа. Подчеркните, что в культуре наметился поворот от теоцентризма к антропоцентризму. Мыслители начинают обращаться к ценностям античной культуры. (сам термин Возрождение или Ренесанс означает возрождение античных ценностей). Объясняя духовные предпосылки философии Возрождения, укажите, что в литературе, живописи, искусстве обычный человек становится основным персонажем. Утверждается принцип гуманизма как веры человека в собственные творческие возможности и способности. Назовите великих гуманистов того времени, вспомните их работы. (Петрарка, Данде, Сервантес, Бокаччо) Укажите, что эпоха Возрождения - противоречива. Гуманистические идеи были предназначены высшим социальным слоям. Гуманисты, утверждая веру человека в себя, не выходили за рамки религии. Далее раскройте сущность Реформации, подчеркните, что Ренесанс - явление мирового масштаба, а Реформация - национальное, имело место только в Германии. Реформация стремилась удержать философию в рамках религии, показать упрощенный путь к Богу. На этой основе формируются новые течения в христианстве: кальвинизм, лютеранство, протестантизм, оказавшие влияние на мировоззрение той эпохи. 2. Антропоцентризм и культ природы, пантеизм и телеологизм как характерные черты философии Возрождения. Раскройте содержание основных признаков философии Возрождения. Покажите, что анропоцентризм нельзя понимать упрощенно. Человек стал центром мироздания, но понимание человека оставалось религиозным Анропоцентризм обратил внимание на земную "божественность" человека. Антропоцентризм и гуманизм как мировоззренческие принципы утвердили в культуре Возрождения культ природы, характерный в основном для Южного Возрождения (Италия). Человек убеждается в возможности своей свободной деятельности, в познании естественного характера мира, верит в свои творческие способности. Эти идеи предопределили появление новой философии природы. Существенной чертой, которой является пантеизм - понимание, того, что Природа - Бог, и телеологизм - принцип целесообразности мира.
3.Философия Н. Кузанского и Дж. Бруно о мире, познании и человеке. В этом вопросе следует разобрать философию природы Николая Кузанского и Бжордано Бруно. Отметьте, что в их философских системах основное место занимало учение о мире, однако они уделили внимание и гносеологическим, и антропологическим вопросам. Начните с философии Н.Кузанского (1401-1464 г.). Расскажите о его биографии, подчеркните, что он был представителем религиозной элиты, что в его философии заметно влияние католицизма.. Основные философские произведения Н.Кузанского - "О скрытом боге", "Ученое незнание", "Охота за мудростью". Далее объясните, что философское решение основного вопроса - отношение мира и Бога, материи и духа, является теоцентричным, но отличается от средневекового теоцентризма, так как Н.Кузанский сблизил Бога как бесконечное начало с конечным миром. Бог бесконечен, он максимум, никакие философские усилия не раскроют его сущность. Мир - это минимум, в нем происходит распространение, развертывание божественного максимума. Подчеркните, что такой подход не признает идеи креационизма. Подчеркните, что онтологическое учение содержит идеи диалектики: все вещи состоят из противоположностей, которые совпадают. Наиболее ярким синтезом противоположностей является Бог, т.к. он повсюду, и нигде точно, он все и ни что. Человек - синтез противоположностей: он конечен и бесконечен. Абсолютное слияние божественного и человеческого реализовалось лишь во Христе. В познании Н.Кузанский исходит из того, что человек способен познать природу. Процесс познания осуществляется в формах чувственного восприятия, воображения, рассудка и разума и совершается по пути, приближающему нас к абсолюту, сам же Бог остается непознаваемым. Отметьте, что особое значение философ отводил математике как методу познания. Высшей теоретической способностью является разум. Он направлен на выявление и преодоление противоположностей. Истина диалектична, тесно связана с заблуждением. Познание подлинных сущностей невозможно, оно осуществляется в более или менее точных выводах. Отсюда следует его концепция "ученого незнания": даже самое глубокое знание, не ликвидирует незнание. Учение о человеке Н.Кузанский связывал с онтологическими представлениями. Покажите, что для Кузанского человек есть Бог, но не в абсолютном смысле слова. Человек - это микрокосмос, представляющий подобие макрокосмоса, он соединяет в себе и земное и божественное. Джордано Бруно (1548-1600 г) - итальянский философ, автор многочисленных философских трудов: "О причинах, начале и едином", "О героическом энтузиазме", "О монаде, числе и фигуре" и др. В начале расскажите кратко биографию этого философа. Ответьте на вопрос: почему его книги и выступления вызвали негодование со стороны церкви? Далее приступайте к анализу его философской системы. Подчеркните, что отличительной чертой его философии был пантеизм: мир един, в нем материя и форма соединены, вселенная бесконечна, и неподвижна (хотя внутри неё происходят изменения), она представляет собой совпадение Бога и природы, материи и формы, единства и множественности. Отметьте, что основным понятием философии Дж.Бруно является понятие "единое". Эта категория объясняет все в мире: изменчивость и в тоже время постоянство. Все противоречия и противоположности объясняются тем, что сама вселенная едина. В соотношение духовного и материального он видел общее бытие, одну основу. Материя - это "прародительница всех вещей", она состоит из атомов - это абсолютный минимум. Вселенная одушевлена, этим объясняются причины движения в природе. Одушевленность мира приводит Дж.Бруно к гилозоизму. Он отвергает идею креационизма: Бог существует в вещах, в материи, а материя - божественное бытие в вещах. В познании Дж.Бруно отвергает учение о двух истинах (истину философии и истину теологии). Существует только одна истина - природа, которая достигается философией на основе рационального мышления. Основным методом познания является сомнение. Далее укажите, что в философии Дж.Бруно достаточно много внимания уделил этическим проблемам. Основой нравственности выступает активная человеческая деятельность: "прочь от меня всякое безобразие, всякое безделье, неряшливость, ленивая праздность" - писал философ. В заключении подведите итог, используя метод сравнительного анализа, объясните, что объединяло этих мыслителей, по каким вопросам они расходились. 4. Зарождение нового естествознания и философские основания гелиоцентрической картины мира: Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, А Везалий В этом вопросе следует объяснить, что формирование новых философских идей и принципов было подкреплено развитием естественной науки и открытием гелиоцентрической картины мира. Существенную роль в этом сыграл Николай Коперник (1473-1543) - польский ученый-астроном. В своем гениальном труде "Об обращениях небесных сфер" он утверждал, что Земля не может быть центром Вселенной: "Солнце, как бы восседая на Царском престоле, управляет вращающимися около него семейство светил". В учении Галилео Галилея (1564-1642 г.) - основная работа "Диалог о двух ситемах мира - Птолемеевской и Коперниковой" - были заложены основы механистического понимания мира, что сближало науку с материализмом. Идеи Галилея были в дальнейшем развиты Иоганом Кеплером (1571-1630 г.), который открыл законы небесной механики (движение планет) с помощью математики и геометрии. Далее, основываясь на истории медицины, раскройте значение А.Везалия и Парацельса в развитии медицинской науки. Подчеркните, что судьба Анреаса Везалия (1514-1564 г)- яркий пример того, что католическая церковность еще была сильна и ограничивала развитие прогрессивных научных идей. Везалий исправивший более 200 ошибок канонизированного церковью Галена, был предан суду инквизицией. Парацельс (Теофраст фон Гогенгейм 1493-1541 г.) был не только врачом, но известным философом-мистиком. Его взгляды противоречивы, что характерно для того времени. Утверждая опыт как основу научного познания, он, в то же время, считал, что вся реальность имеет особую духовную силу (архе жизни), познав которую человек обретает способность управлять всем миром. В конце занятия подведите итог. Подчеркните, что возрождение античных ценностей было продиктовано потребностями того времени, идеалами гуманизма, верой в возможность создания свободной естественной жизни для человека. Отметьте, что новые идеи в философии и науке утверждались в жестокой борьбе со старыми представлениями о мире. Основным признаком философии Возрождения является ее светская, земная направленность. Этим она создала основу для будущей философии, стала, таким образом, закономерным переходом от средневековой философии к философии Нового времени.
1. Социально-исторические и культурные особенности Нового времени. В начале объясните условия формирования философии Нового времени. Подчеркните, роль капиталистического производства и отношений в культуре, которые сформировали новую систему ценностей, ориентированную на индивидуализм. Среди духовных предпосылок выделите бурное развитие естествознания. Подчеркните, что этот период вошел в историю как период второй (Ньютонской ) научной революции. Назовите основные открытия в науке этого времени: И.Ньютона, У.Гарвея, Р,Бойля, К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, П.С.Лапласа, Ч.Лайеля и др. Подчеркните, что естественная наука стремилась познать не единичные вещи, а систему мира и природы. Стремление к систематизации стало характерным и для философского познания.
2. Общие черты философии Нового времени: рационализм, механицизм, эмпиризм и сенсуализм, телеологизм, практицизм. В этом вопросе следует разобрать основные понятия темы. Укажите, что механицизм был основным мировоззренческим принципом новоевропейской культуры. Его формирования связано с развитием науки, в частности механики. Вспомните особенности механистической картины мира, в чем его единство. Подчеркните, что механицизм способствовал развитию метафизического материализма. С развитием науки связана актуализация в философии гносеологических проблем: достоверности знания и метода познания. На волне решения этих вопросов формируются основные гносеологические направления: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, агностицизм. Эмпиризм (Ф.Бэкон) настаивает на достоверности опытного знания. Сенсуализм (Дж.Локк) - абсолютизирует чувственное познания в познавательном процессе. Рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза) - напротив, утверждает, что достоверные знания можно получить только на основе деятельности разума. Агностицизм (Дж.Беркли, Д.Юм, И.Кант) - течение в гносеологии, которое частично или полностью отрицает возможность познания объективного мира. Подчеркните, что в вопросе о методах познания так же не было общего мнения. Одни мыслители в качестве методологии научного познания предлагали математику (Р.Декарт), другие - естественную философию (Ф.Бэкон). Телеологизм новоевропейской философии связан с объяснением целесообразности в мире, все явления и предметы имеют цель своего существования. При этом укажите, что в отличие от античной и религиозной, телеология в Новое время была метафизической, исходила из конечной цели , господствующей над всем мировым процессом. Практицизм выражался в том, что, во-впервых, эта философия отражала интересы буржуазии - класса, чьими идеалами были прагматизм, утилитарность, индивидуализм. Во-вторых, философия была нацелена на практическое освоение мира. Лозунг "Знание- сила" (Ф.Бэкон) имел практический характер, содержание которого заключалась в овладении природой, в господстве над ней, в её использовании для человеческих нужд.
3. Ключевые проблемы философии Нового времени Ключевые проблемы философии Нового времени: о природе вещей, о достоверности научных знаний, о методах постижения истины. Философское обоснование единства природы и человека, тела и души. Этот вопрос связан с предыдущим. Здесь необходимо в общих чертах (более детально будет рассмотрено ниже) показать каковы были основные проблемы Новоевропейской философии. Отметьте, что это, прежде всего, проблемы гносеологического порядка: Как возможны достоверные знания о мире? Решая этот вопрос философы формировали различные методы познания: индукцию (Ф.Бэкон), дедукцию, принцип сомнения (Р.Декарт), математических расчетов. В этой философии формируются систематические гносеологические концепции. Решение основного вопроса философии, соотношении тела и духа, природы и человека было противоречивым. Признавая природу материальной, никем не созданной философы, тем не менее, считали Бога - первым двигателем (Ф.Бэкон), или утверждали единство материи и духа (дуализм Р.Дэкарта), или были в науке материалистами, а по убеждениям верующими в Бога людьми (И.Кант). Такое положение было вполне оправданным: наука только делала свои первые шаги, механистическая картина мира должна была содержать идею перводвигателя, а традиционно им мог быть только Бог.
4. Ф. Бэкон - основоположник опытной науки В начале вопроса объясните, что из всех стран Европы к середине 15 века экономически мощной становится Англия. Развивается мануфактурное производство и торговля, расширяется колониальное господство. Англия становится страной первоначального накопления капитала. Это создает условия для развития науки и философии. Далее назовите представителей английской философии и науки того времени. Укажите, что Ф.Бэкон был основоположником опытной науки. Далее кратко расскажите биографию мыслителя, назовите основные его научные работы: "Новый Органон", "Новая Атлантида", "О достоинстве и приумножении наук". Затем приступайте в характеристике его философских взглядов. Подчеркните, что основной своей задачей он считал "Великое восстановление наук". С этой целью он провел классификацию всех имеющихся к тому времени наук. Критерием классификации выбрал способности человеческой души: памяти соответствует история, воображению - поэзия, разуму - философия. Цель познания - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Критерий познания - практические результаты. Основой познания является опыт (эксперимент). Укажите, какие виды опытов выделил Ф.Бэкон? Подчеркните, что основным методом познания он считал опытно-индуктивный метод, который состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только с помощью такого метода, по мнению философа, можно было открывать новые истины. Предпосылкой реформы науки должно быть очищение разума от заблуждения. Об этих заблуждениях Ф.Бэкон говорит в образной форме, называя их идолы. Объясните, в чем опасность для научного познания идолов рода, пещеры, рынка и театра. В заключении подведите итог. Укажите на то, что Ф.Бэкон абсолютизировал науку, говоря современным языком, был сциентистом. Но в то же время считал, что успехи науки касаются лишь природы, запредельный Бог недоступен для познания. Более того, он утверждал, что "легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии".
5. Критический эмпиризм Т. Гоббса и сенсуализм Дж. Локка. Философия Ф.Бэкона нашла своих последователей в лице Томаса Гоббса и Джона Локка. Предлагается начать с характеристики философских взглядов Т.Гоббса (1588-1679 г.) крупнейшего английского философа, автора известного трактата "Левиафан". Расскажите о его жизни, подчеркните, что он был секретарем Ф.Бэкона, однако в его понимании философия должна рациональным путем выяснить причины вещей и явлений. Его сложно отнести к какому-то одному философскому направлению. Он был и эмпириком, но в тоже время придерживался математического метода. Познание по Гоббсу совершается посредством "идей", источником которых выступают чувства. Все идеи перерабатываются умом путем сравнения, соединения и разделения. Далее объясните особенности механистического понимания мира Т.Гоббсом. Отметьте, что в онтологии заметна тенденция философа к материализму. Так он считал, природа, окружающий человек мир - совокупность протяженных тел. Изменения вещей происходит в следствие движения материальных элементов. Движение передается посредством толчка, в результате - в предмете возникает усилие, переходящее в движение. Движение и усилия объясняют даже духовную жизнь людей. В заключении можно указать, что наибольшее значение в философской культуре имеют социально-политические взгляды Т.Гоббса. Кратко остановитесь на его теории "общественного договора". Джон Локк (1632-1704 г.) - английский философ-сенсуалист, врач, общественный деятель. Расскажите о его биографии. Подчеркните, что был автором теории "естественного права", которая легла в основу конституции США. Назовите основные философские труды Дж.Локка: "Опыт о человеческом разумении". "Два трактата о государственном правлении", "некоторые мысли о воспитании". Философия Дж.Локка имеет ярко выраженную гноселогическую направленность. А задачу философа видит в том, чтобы удалить "мусор" из нашего знания. Далее рассмотрите концепцию познания Дж.Локка, подчеркните, что она основывается на сенсуализме: нет ничего в уме, чтобы не было бы прежде в ощущениях, все человеческое знание исходит из чувственного опыта. Его концепция противостоит концепции "врожденных идей" Р.Декарта: "идеи и понятия не рождаются вместе с нами, так же как искусства и науки". Ум человека при рождении подобен чистой доске ("tabula rasa"), источником его знаний является внешний и внутренних опыт. Внешний опыт - это ощущения, главную роль здесь играют органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание). Внутренний опыт - различные операции нашего мышления. Главную роль здесь играют эмоции, желания. Опыта и внешние и внутренние ведут только к возникновению простых идей. Но чтобы получить общие идеи (понятия) необходимо размышление. Размышление - это процесс, в котором из простых идей, полученных на основе опытов, возникают новые. Такими идеями он считал пространство, время, субстанцию. Таким образом, Дж.Локк не отвергает рациональное мышление, но отводит ему второстепенную роль в познании.
6.Формирование субъективно-идеалистической философии. Сенсуализм Дж.Локка как гносеологическая основа агностицизма Дж. Беркли. Гносеологический скептицизм Д. Юма. Этот вопрос вытекает из предыдущего. Сенсуализм Дж,Локка и агностицизм Дж.Беркли сходны: чувственного восприятие является общей эмпирической предпосылкой. Далее подробно проанализируйте взгляды Джорджа Беркли (1685-1753 г.). остановитесь на его биографии, укажите основные работы: "Трактат о принципах человеческого знания", "Три разговора между Гиласом и Филонусом", "Аналитик" и др. Подчеркните, что социальной причиной, побудившей Дж.Беркли к созданию собственной философии, стала защита им религии и критика материализма и атеизма, которые распространялись по европейским странам. Если Дж.Локк разделял все качества предметов на первичные и вторичные, (к первым он относил, те качества, которые не меняются (протяженность, размеры, конфигурация), ко вторичным - качества, зависимые от человеческих чувств (запах, цвет, вкус), то Дж. Беркли считал все качества вторичными. Так, размер предмета кажется нам маленьким или большим в зависимости от расстояния, на котором он находится от нас. Таким образом, качество вещей зависит от нашего восприятия. Точно также Дж.Беркли объясняет существование объективного мира. Все вещи есть лишь существуют в восприятии наших органов чувств. "Существовать - значит быть воспринимаемым" - основное положение его философии. Объясните это выражение, которое отражает солипсизм. Покажите, как Дж.Беркли пытался его преодолеть, почему он вынужден был соединить субъективный идеализм с объективным? В заключении анализа философии Дж.Беркли укажите, что его философия стала примером систематического выражения субъективно-идеалистического мышления, на её основе возникли многие философские системы субъективно-идеалистического содержания, например, махизм (эмпириокритицизм). Дэвид Юм (1711-1776 г) - крупнейший английский философ, экономист, историк. Основные его работы "Трактат о человеческой природе", "Исследования о принципах морали", "Исследование о человеческом познании" и др. Как и Дж.Беркли, он продолжил традиции ДжЛокка, решая вопрос о природе знаний сенсуалистически. Но, в отличии от ДжЛокка и Дж.Беркли считает, что мы не можем объяснить: существует ли внешний мир или нет как источник наших ощущений? Человеческий разум оперирует лишь содержанием наших ощущений предмета, но не самим предметом. Наши восприятия предмета субъективны, поэтому существует мир или нет, какой он в действительности мы знать не можем. В этом проявляется его гносеологический скептицизм. В заключении занятия подведите итог. Еще раз подчеркните достоинства английской философии 16-18 века, ее роль в развитии философских идей, укажите, в чем причины ее ограниченности.
1.Рационализм Р. Декарта: философское обоснование дедуктивного метода, принципа сомнения, абсолютизация разума. Рене Декарта (1596-1650 г. считают основоположником современной западной философии. Ученый-энциклопедист, он утвердил новые принципы философии, заложил основы рефлекторной теории, учений об оптике, аналитической геометрии. Кратко расскажите о его биографии. Укажите его основные философские работы: "Рассуждения о методе", "Метафизическое размышление", "Начала философии", "Правила для руководства ума" и др. Затем приступайте к анализу его философских идей. Подчеркните, что для Р.Декарта философия является основой всех наук. Основанием самой философии служит метафизика: "Вся философия подобна дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике". Функцию философии он видел в практической полезности - с её помощью мы узнаем силу природы и направляем ее для удовлетворения своих нужд. Математику рассматривал как всеобщий метод познания: все, знания о природе мы фиксируем в математической форме. Основное положение его философии - принцип сомнения. Подчеркните, что у Р.Декарта сомнение - не скептическое отношение к познанию, а своеобразный метод познания, благодаря которому можно построит достоверное знание. "Я мыслю, следовательно, я существую" - означает, что во всем, кроме мышления, следует сомневаться. Первичной достоверность является существование "мыслящего Я". Достоверной он считает математику, науку абстрактную, которая по сравнению с другими наукам больше всего зависит от "мыслящего Я". Далее покажите, что из принципа "Я мыслю, следовательно, я существую" вытекает ряд характерных особенностей понятия "субстанция". Остановитесь подробно на этом вопросе. Покажите, что мыслящая субстанция - это мышление, открытое нам непосредственно, она не обладает протяженностью и неделима . Материальная субстанция - это тело, она обладает протяженностью, делима на части и раскрывается нами опосредованно. Подчеркните, что, определяя материальную субстанцию как тело, Р.Декарт высказывается против понятий атомы и пустота и, что в своем учении о субстанции был сторонником дуализма. Укажите, что в учении о человеке четко прослеживается механизм воззрений Р.Декарта. Человек представляет собой машину, лишенную растительной и чувственной души. Все действия человека происходят в рефлекторной форме, как и у животных. Страсти человека (удивление, любовь, радость и др.) - это особые состояния человеческого тела. Телесное и духовное в человеке независимы, но, согласно его основному принципу, мыслительное в является начальным, достоверным. Человек - это еще и разумное существо, обладающее речью. Подчеркните, что Р.Декарт был предшественником открытий рефлекторной теории И.П.Павловым. В познании Р.Декарт был рационалистом. При этом признавал существование "врожденных идей", они не зависимы от внешних предметов, ясны и отчетливы. Высшей врожденной идей является понятие Бога. Достоверное познание возможно, если придерживаться основных "правил для руководства ума" . Проанализируйте их, подчеркните, что Р.Декарт этими правилами ввел метод рациональной дедукции в научное познание. В заключении подведите итог, укажите значение философии Р.Декарта, ее влияние на последующую философскую мысль. Подчеркните, что многие направления в философии, получили название "картезианство" , так как развили дальше идеи этого мыслителя.
2.Рационализм Б. Спинозы: пантеизм и теория познания К европейскому рационализму примыкает философия Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632-1677 г). - представителя голландской философии. Кратко расскажите биографию мыслителя, подчеркните, что интересы этого философа лежали в плоскости исследования философских и этических проблем, но он значительное внимание уделял и вопросам математики. Основные труды Б.Спинозы: "О Боге, человеке и его счастье", "Трактат об усовершенствовании разума", Политический трактат", "Этика" - главный труд философа и др. Далее приступайте к анализу его философии. Отметьте, что Б.Спиноза, как и Р.Декарт, стремился построить философию на достоверных началах, таким началом он считает геометрию с ее аксиомами. Основу философской системы Б.Спинозы составляет учение о субстанции. Субстанция - единая, вечная, и бесконечная природа, она одна есть причина самой себя (causa sui). Чтобы существовать, эта субстанция не нуждается ни в чем другом. Природа разделяется на природу творящую и природу сотворенную. Природа творящая - это Бог (едина субстанция), имманентная причина всех вещей. В этом положении проявляется пантеизм взглядов Б.Спинозы. От природы творящей природа сотворенная отличается тем, что она состоит из модусов - единичных, конкретных вещей; они конечны, находятся в движении и изменении, зависят от внешних причин. Выделите в философии Б.Спонозы категории необходимость и случайность. Подчеркните, что, по мнению философа, в мире нет случайностей, так как субстанция характеризуется внутренней необходимостью своего существования. Каждая вещь имеет причину в чем-то. Здесь заметно отождествление категорий причина и необходимость. Это указывает на то, что Б.Спиноза был сторонником жесткого детерминизма. Процесс познания согласно учению Б.Спонозы, имеет несколько ступеней. Первая (низшая) ступень - чувственное познание, но не дает правильного отражения предмета и приводит к заблуждениям. Вторая ступень - понимание - источник достоверных знаний, основанный на рассудке и разуме. Третья ступень - интуиция, она фундамент достоверного знания. Истины полученные на основе интуиции самые отчетливые. В учении о человеке Б.Спиноза исходит из того, что человек есть часть природы, в нем проявляется второй атрибут субстанции - мышление. Телесную организацию Б.Спиноза рассматривает в рамках механицизма, детерминизма и дуализма. Телесное и духовное - две независимые субстанции. Как часть природы человек подчинен необходимости - непознанным законам природы. Следовательно, человеческая свобода ограничена необходимостью, она может быть сведена только к самопознанию.
3. Философия Просвещения, ее социально-политические и идейно-нравственные истоки. Французское Просвещение развитие принципа автономной разумной личности идеалов свободы и равенства, формирование атеизма. В начале дайте характеристику культуре эпохи Просвещения. Подчеркните, что 18 век - это век великих французских революций, предвестниками которых были идейные течения: французский механистический материализм и Просвещение. Французское Просвещение - широкое движение, содержанием которого были социально-политические и философские (материалистические) идеи, выражающие взгляды так называемого "третьего сословия": ученых естестоиспытателей, юристов, врачей, деятелей культуры и искусства, и зарождающегося в то время во Франции нового класса - буржуазии. В социальной сфере французское Просвещение было направлено против всевластия католической церкви, феодального абсолютизма. В философском познании Просвещение переплеталось с механистическим материализмом, и вело борьбу с метафизикой. Отметьте, что первыми французскими просветителями были Пьер Бейль, Шарль Луи Монтескье, Франсуа Мари Вольтер, Жан Жак Руссо. Эти мыслители акцентировали внимание в основном на социально-политических проблемах, в контексте которых раскрывается и тема человека. Они выразили одно из основных требований того предреволюционного времени - равенство людей (именно под эти лозунгом осуществлялись великие французские революции). В понимании сущности равенства у просветителей не было единства, Так Вольтер считал, что равенство людей должно касаться только политики и права, а социальное и экономическое неравенство рассматривал как предпосылку сохранения общественного равновесия. Ж.Ж.Руссо выступил против частной собственности, считая, что имущественное неравенство - это первая ступень неравенства общественного, которое возникает с появлением государства. Естественное состояние общества (идеальное) - такое, при котором человек является самодостаточным, когда он не зависит от других людей ни как производитель, ни как потребитель. По мнению Руссо, такое общество было в первобытности. Далее остановитесь на характеристике особенностей французского материализма. Для этого вспомните философские системы П.А.Гольбаха, К.А.Гельвеция, Р.Дидро. Подчеркните, что Поль Андри Гольбах (1723-1789) - основное сочинение "Система природы", был ярким представителем механистического материализма. Он утверждал, что "природа не есть какое-то изделие, она всегда существовала сама по себе, в ее лоне зарождается все, она - колоссальная мастерская, снабженная материалами, она сама изготовляет инструменты, которыми пользуется в своих действиях, все изделия являются продуктами ее энергии и сил, или причин, которые она заключает в себе, производит и приводит в действие." Клод Андриан Гельвеций (1715-1771 г) - основная работа трактат "О человеке", рассматривал материю как абстракцию, понятие, которое означает "всю совокупность свойств, присущих телам". Окружающий мир существует объективно, он бесконечен, находится в постоянном движении. Как и П.А.Гольбах, он придерживался принципа детерминизма. Дени Дидро (1713-1784 г) - философ-энциклопедист, автор таких работ как "Письмо о слепыхв назидание зрячим", "Философские мысли", "Жизнь Сенеки" и др., яркий представитель материализма и атеизма. Объясните, философские взгляды этого мыслителя.
4. Влияние рационализма и механицизма на медицинское познание. Врач-философ Ж.-О. Ламетри и его работа "Человек - машина". Во второй половине 40-х годов XVIII века на историческую арену выходят более радикальные "младшие" просветители - материалисты и атеисты, среди них врач Ж.-О. Ламетри (1709-1751). Предлагается прочитать работу Ж.О.Ламетри "Человек-машина" и показать на ее примере влияние рационализма и механицизма на медицинское познание.. Как врач, он считает человека телесным существом, душа которого неразрывно связана с телом ("Различные состояния души всегда соответствуют аналогичным состояниям тела", "пища имеет над нами власть"). Подчеркните, что Ламетри преодолевает дуализм Декарта в понимании человека, утверждая материальное субстанциональное единство человека и природы. Укажите также, что Ламетри первым из французских просветителей обосновал единство материи и движения, выделил в качестве атрибутов материи многообразие ее форм, активность и способность к отражению .
1.Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии в Германии в конце ХVIII - начале ХIХ вв.
Немецкая классическая философия - вершина развития философской мысли прошлого. Лучшие достижения и прогрессивные идеи нашли свое завершение в немецкой классической философии. В социальном плане эта философия - свидетельство идейного пробуждения "третьего сословия" Германии. Чтобы это положение раскрыть, необходимо остановиться на характеристике социальных и духовных условий жизни страны того периода. Подчеркните, что философия, как и литература, искусство, наука, в своем развитии опережали экономическую жизнь, становились идейными истоками поиска выхода Германии из кризиса. Укажите на то, что здесь не было строгой идеологической установки, поэтому сложились различные и по содержанию, и по направленности философские системы. Так, философия И.Канта - субъективно идеалистическая, основные проблемы связаны с познанием человека, его свободы. Философия И.Г.Гердера посвящена философские проблемам истории, она и опровергла механистические концепции во взглядах на общество и в сути своей была материалистической. Философия И.Г.Фихте содержала положения, как субъективного идеализма, так и объективного. Примечательно, что в ней были в заложены основы так наз. "философии активной стороны", когда акцент переносится на познание практических отношения "Я" (субъекта) с внешней реальностью. Натурфилософия Ф.В.Шеллинга с ее иррационалистическими идеями о природе оказала влияние на формирование "философии жизни" в конце 19-начеле 20 века. Философия Г.В.Ф.Гегеля объективно-идеалистическая, но в ней была в систематической форме разработана диалектика. Замыкает немецкую классическую философию антропологический материализм Л.Фейербаха, объяснивший сущность и природу человека с материалистических позиций.
2.Естественнонаучные и философские взгляды И. Канта: учение о мире и теория познания. Агностицизм И. Канта. Иммануил Кант (1724-1804 г.) - титан философской мысли, основоположник немецкой классической философии. Расскажите о биографии мыслителя, подчеркните, что он был не только гениальным философом, но и крупным ученым-естествоиспытателем, автором известной в астрономии теории Канта-Лапласа. Все творчество И.Канта делится на два периода. Первый (1746-1760 г) называют естественнонаучным. В это время ученый создает свою гениальную работу "Всеобщая естественная история и теория неба", в которой обосновывается диалектический взгляд на Вселенную. В этот период своего творчества И.Кант стоит на материалистических позициях: "дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир" Второй период творчества философа (с 1770 г.) называют критическим, по основным философским работам, которые им были в это время написаны: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения". Кроме этих работ, в которых раскрываются основные философские проблемы, И.Кант написал ряд книг по социальной философии, такие как "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане", "Ответ на вопрос: что такое "Просвещение"?, "К вечному миру", "Метафизика нравов". Далее переходите к анализу его философской системы. Объясните основной вопрос философии И.Канта: 1. что я должен знать? 2.что я должен делать, 3. на что я смею надеяться? 4. что есть человек? Подчеркните, что именно на решение этих вопросов направлено все философское творчество мыслителя. Решая их, И.Кант выходит на проблемы познания. Его интересуют границы познавательных возможностей человека. Характерными чертами его теории познания являются агностицизм и априоризм. Укажите, что Кант исходил из существования независимого от сознания людей внешнего мира, он его называет "вещь в себе". Мир является источником наших ощущений. Наряду с ним (с "вещью в себе"), существует мир явлений, который мы видим, воспринимаем. Подчеркните, что мир явлений не обладает самостоятельностью, он возникает в результате воздействия "вещи в себе" на органы чувств и представляет собой не что иное, как совокупность человеческих представлений. Далее раскройте агностицизм философии И.Канта. Отметьте, что мир явлений совершенно не похож на мир "вещей в себе", так как он создается в сознании человека, и сам человек же имеет дело лишь с миром явлений. А если это так, то мир "вещей в себе" абсолютно не доступен ему, он не познаваем. Все, что человек знает, по Канту, относится лишь к миру явлений, т.е. к его собственным представлениям. Объясните, как И.Кант рассматривает сам процесс познания. Укажите, что он в познании выделяет три ступени. Первая ступень - чувственное познание, здесь возникают чувственные представления о предметах. Вторая ступень - это область рассудка. Рассудок как бы приводит в порядок чувственные образы, т.е. явления. Третья ступень - разум, обладающий, по мнению И. Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум в отличие от рассудка порождает "трансцендентальные" идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к постижению "вещей в себе". Однако разум здесь бессилен. Он впадает в антиномии. Чтобы избежать противоречия в своей гносеологии, И.Кант вводит понятие веры: "Я специально ограничил место разуму, чтобы предоставить место вере", - говорил мыслитель. Подводя итог, подчеркните, что философия И.Канта противоречива. Он признавал независимое существование объективной реальности, и в то же время, утверждал невозможность её познания. В его философии содержались и материалистические представления, и субъективно-идеалистические . С одной стороны, И.Кант был агностиком, а с другой - создал грандиозную гносеологическую систему, он был ярким рационалистом, и в тоже время, ограничил область знания верой. В заключении отметьте, что, несмотря на противоречивость философии И.Канта, его заслугой является то, что он первым в философии Нового времени показал сложность и противоречивость процесса познания..
3.Г. В. Ф. Гегель: учение об абсолютном духе и диалектика. Противоречие между диалектическим методом и объективно-идеалистической системой в философии Гегеля. Наиболее полное завершение немецкий классический идеализм получил в философской системе Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). Остановитесь на биографии мыслителя, укажите его основные работы: "Феноменология духа", "Наука логики", "Философия истории", и др. Сторонник объективного идеализма, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе". По его мнению, в картине мира ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а последняя также не выводима из человеческого сознания.. Далее переходите к анализу его философии. Укажите, что основной категорией его философии является понятие "абсолютная идея" (чистая мысль). Субстанциональную основу мира образует тождество бытия и мышления. Гегель понимал реальный мир как проявления идеи, мысли, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания идеи самой себя. Подчеркните, что сущность объективного идеализма Гегеля проявляется в том, что в основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало - "абсолютная идея", "мировой разум" или "мировой дух". Это начало активно и деятельно, причём деятельность его состоит в самопознании. Абсолютная идея проходит в своём развитии 3 этапа. 1. Тезис - развитие идеи в её собственном лоне, в "стихии чистого мышления" - 2. Антитезис - развитие идеи в форме "инобытия" как акт отчуждения, отпадения от самой себя. Результат отчуждения - рождение природы. Подчеркните, что, по мнению Гегеля, сама природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий.. Проявлениями абсолютной идеи в природе Гегель считал механику, физику, органику. 3. Синтез - развитие идеи в мышлении и истории. На этом этапе абсолютная идея находит свое выражение в абсолютном духе и постигает своё содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности: науке, философии, религии, искусстве. С достижением этой стадии развитие прекращается. Раскройте противоречие гегелевской философии. Подчеркните, что гегелевская философская система замкнутая. Она начинается и заканчивается абсолютной идеей, а диалектический метод, который применил Гегель, основан на бесконечности развития. Укажите, что философской системе гегелевского идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм: Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм: объективное божественное мышление строго логично. В-третьих, диалектика. Разрабатывая свою систему и Гегель показал, как абсолютная идея порождает своё содержание, а затем и материальный мир - природу и общество. В заключении подведите итог и отметьте значение философии Гегеля. Подчеркните, что он, во-первых, представил мир в развитии; во-вторых, раскрыл содержание основных законов диалектики, показал, что это развитие осуществляется через борьбу противоположностей, что в ходе его совершается отрицание одних понятий другими и повторение пройденного на высшей основе, дал общий диалектический анализ важнейших категорий., т.е. в "дилектике понятий Гегель угадал диалектику вещей".
4.Л. Фейербах: материализм и антропологизм в понимании природы и человека. Критика христианства и утверждение религии любви.. Классическая немецкая философия находит своё завершение в материализме Людвига Фейербаха (1804-1872). Он решительно выступал против идеализма Гегеля, показал, что гегелевская абсолютная идея представляет собой не что иное, как человеческий разум, оторванный от его носителя - человека и превращенный в самостоятельное существо, из себя творящее мир. Ту роль, которую выполняет в гегелевской философии абсолютная идея, отмечает Фейербах, в теологии выполняет Бог. Поэтому абсолютная идея ничем не отличается от Бога, а гегелевская философия является лишь разновидностью теологии. Подчеркните, что согласно Фейербаху, мышление не может существовать вне человека и независимо от него, ибо оно является свойством мозга человека, его деятельностью, в которой духовное и материальное начала органически связаны. Отсюда мышление, духовное не первично, как это представлял Гегель, а вторично, произведено от материи, природы. Далее объясните, что свою философскую систему Л. Фейербах называл "новой философией" или "философией будущего". Предметом этой философии, по его мнению, должен стать человек, а сама философия - учением о человеке, или антропологией. Единство бытия и мышления для философа имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек. Подчеркните, что Фейербах говорит о человеке вообще как о родовом существе. Он встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большей мере абстрагировался немецкий идеализм после И.Канта. Укажите, что материалистически решая вопрос о соотношении материи и сознания, Фейербах стоял на точке зрения познаваемости мира и подверг резкой критике кантовский агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущения. По его мнению, органы чувств дают человеку все сведения об объективной реальности. Однако всё это осуществляется при участии мышления: оно не только дополняет чувства, связывая то, что они воспринимают раздельно, но и присутствует на стадии чувственного познания. Всё это свидетельствует о том, что Фейербах понимал органическую взаимосвязь ощущения и мышления, чувственного и рационального.
5.Оценка значимости немецкой классической философии последующими философами К.Марксом, А.Герценым, В.И.Лениным и др. В этом вопросе следует подвести итог изученному материалу по немецкой классической философии. Подчеркните, что она стала гносеологической и теоретической основой для многих философских систем и школ. Ее высоко ценили основоположники марксистской философии К.Маркс и Ф.Энгельс. Предлагается прочитать работу Ф.Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", где дана её оценка. В России немецкая классическая философии принималась в основном революционерами-демократами. Так, А.Герцен называл философию Гегеля "алгеброй революции", В.И.Ленин конспектируя книги Гегеля "Наука логики", "Лекции по философии истории", "Лекции по истории философии", сделал важнейшие замечания и философски обобщил учение о материалистической диалектике. 1. Возникновение марксистской философии как закономерный этап в развитии материализма Возникновение марксистской философии как закономерный этап в развитии материализма: социально-экономические, теоретические и естественнонаучные предпосылки. Особенности марксистской философии: деятельностный тип философствования, революционно-преобразовательный характер, гуманистические тенденции, формационный подход к общественному развитию, материалистическая диалектика. Марксизм - философское и социально-экономическое учение, возникшее в Западной Европе в 40-е годы 19 века. Основоположники немецкие мыслители Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Назовите работы, написанные ими. Отметьте совместные - "Святое семейство", "Немецкая идеология", "Манифест коммунистической партии". Работы К.Маркса - "Капитал", "К критике политической экономики", "Нищета философии" и др. Работы Ф.Энгельса - "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" и др. Далее приступайте к объяснению условий возникновения марксизма. Охарактеризуйте социально-историческую обстановку в Германии того времени, подчеркните, что на арену социально-политической борьбы выходит рабочий класс, который нуждался в собственной идеологии. Такой идеологией стала марксистская теория. Укажите, что на её формирование оказала существенное влияние немецкая классическая философия (диалектика Гегеля и материализм Л.Фейербаха) и открытия в области естествознания (теория клеточного строения Т.Швана и М.Шлейдена; эволюционная теория Ч.Дарвина и закон сохранения и превращения энергии). Теоретические и естественно-научные предпосылки стали основанием формирования диалектико-материалистического взгляда на мир. Выяснив условия возникновения марксизма, переходите к характеристике марксистской философии. Подчеркните, что её основоположники оценивали философию как теорию рабочего класса в его борьбе за свои права. Поэтому в ней имел место деятельностный подход к анализу событий, сформировался деятельностный тип философствования. Задача философии заключалась в том, чтобы изменить мир, революционно преобразовать его. Подчеркните, что марксистская философия имела гуманистическую направленность, что выражалось в утверждении идеалов справедливости, социального равенства всех людей, социальной свободы. Затем подчеркните, что в марксистской философии был разработан новый подход к анализу общественного развития - формационный. Категория общественно-экономическая формация - одна из основных в марксистской философии, означает общество на определенной ступени развития, которое характеризуется производственными отношениями, возникающими на основе определенного уровня развития производительных сил и соответствующих им форм общественного сознания.
2.Обоснование единства материализма и диалектики. Принцип диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество и человека. В этом вопросе необходимо детально объясните принцип диалектико-материалистического взгляда на мир. В ответе подчеркните, что в марксистской философии впервые был поставлен вопрос о материи как философской категории, выражающей понятие единства (целостности) мира. Было дано объяснение всеобщности и неисчерпаемости материи, многообразие ее качественных форм, недопустимости сведения материи к какому-то одному виду (например, веществу). В работе над этим вопросом можно использовать работу Ф.Энгельса "Диалектика природы". Подчеркните, что диалектико-материалистический монизм дает целостное объяснении природы и общества, служит методологической основой для раскрытия новых, неизвестных ранее явлений. "Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания". Подводя итог, подчеркните, что диалектико-материалистическое понимание материи основоположники марксизма активно использовали против метафизического материализма и идеализма.
2. Материалистическое понимание истории. Общественное бытие и общественное сознание, их диалектика. Основные законы общественного развития. В этом вопросе подчеркните, что исключительное значение для социальной философии играет открытие К.Марксом и Ф.Энгельсом материалистического понимания истории (общества). Это открытие считают революционным поворотом в философии. До марксистской философии даже материалисты прошлого в понимании общества и его закономерностей уходили в идеализм, объявляя основой его существования религию (Л.Фейербах), теорию (французские материалисты), науку (Ф.Бэкон) и проч. Законы развития общества до марксизма понимали механистически. В марксистской философии был сделан акцент на материальную сторону жизни и деятельности людей. Классики марксистской философии подчеркнули, что "люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одежду, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни, и, тем самым, каждая ступень экономического развития народа, или эпохи образует основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления людей." Далее рассмотрите вопрос о определяющей роли материального производства в обществом развитии. Дайте определение понятиям производственные отношения и производительные силы, раскройте их диалектику. Подчеркните, что выведенный Марксом закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил - основной закон общественного развития и гениальное открытие Маркса. Основываясь на этом законе, объясните вывод К.Маркса о том, что "смена общественно-экономических формаций есть естественно-исторический процесс". Какие общественно-экономические формации были им определены? Обратите внимание на категории "базис и надстройка", которые были введены в марксистской философии для обозначения основных структурных элементов ОЭФ. Базис - это экономическая структура общества (полная система всех производственных отношений). Надстройка - это система идей, теорий, идеологических отношений и соответствующих им учреждений и организаций, возникающих на основе данного экономического базиса. Подчеркните, что эти категории употребляются и в современной политико-экономической и социально-философской науках. Раскройте диалектику базиса и надстройки. Укажите, что надстройка - относительно самостоятельна. Далее объясните категории общественное бытие и общественное сознание. Общественное бытие - это материальная жизнь людей. Общественное сознание - представляет собой систему существующих в обществе идей, течений, теорий, взглядов, чувств и настроений, которые отражают общественное бытие, материальные условия их жизни. Раскройте диалектику общественного сознания и общественного бытия. Подчеркните, что общественное сознание активно, носит творческий относительно самостоятельный характер и в своем развитии может опережать общественное бытие. В заключении сделайте вывод и отметьте основные законы, открытые марксизмом: 1. закон классовой борьбы пролетариата. 2. закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. 3. закон определяющей роли базиса по отношению к надстройке, общественного бытия по отношению к общественному сознанию.
3. Теория личности в марксистской философии. Теория личности и связанное с ней учение о роли народных масс в истории носит материалистический характер. Этот вопрос начните с объяснения понятий "человек", "индивид" и "личность". Подчеркните, что именно в марксисткой философии были разграничены эти понятия.. "Человек" рассматривается в маркистской философии как понятие, объясняющее родовую сущность - человек и часть природы и социальный индивид. Понятие "личность" фиксирует социально значимое в человеке. Марксистская философия исходит из того, что люди никогда не жили и не живут изолировано друг от друга. В процессе производства и потребления материальных и духовных благ они всегда взаимодействуют, их деятельность взаимообусловлена, между ними складываются классовые, национальные, семейные и другие общественные отношения, которые формируют человека как личность. Поэтому, определяя личность, К.Маркс указывал на то, что она есть продукт и субъект общественного развития, всех форм социальной деятельности, и действует личность не изолировано, а как часть социального коллектива (семьи, класса, нации, народа). Далее раскройте вопрос о роли личности в истории. Подчеркните, что эта проблема была одной из актуальных для той эпохи. В марксистской философии роль личности состоит в том, что она оказывает влияние на ход исторического процесса (может его ускорить, или затормозить); личность опирается на определенные политические силы; каждый класс в зависимости от своей социальной позиции выдвигает и формирует своей тип личности. Рассматривая этот вопрос, объясните феномен "культа личности", подчеркните, что "культ личности" может формироваться в любом обществе. Его опасность в том, что он приводит страну к диктаторским режимам и догматизму в теориях. Поэтому важно понимать, что только народ является творцом истории. Объясните это положение марксистской философии. 5. Марксизм в современной философской культуре В этом вопросе следует подвести итог и объяснить значение марксизма как явления в человеческой культуре. Подчеркните, что марксизм - это философия, которая зародилась в Западной Европе и отразила конкретно-историческую ситуация середины 19 века. Тем не менее, эта философия стала исключительным явлением в мировой культуре. Она стала теорией борьбы мирового пролетариата против эксплуатации и социальной несправедливости. Подкупает в этой философии детальная критика капитализма, которая действенной является и сегодня. К.Маркс и Ф.Энгельс указали на новые перспективы общественного развития в русле социалистических традиций, которые отвергать нельзя. Ими были открыты основные социальные законы, которые должны использоваться в социальной политике. Марксизм оказал большое влияние на последующую философию. На теоретической основе марксизма сформировалась и развивалась советская философия, которая внесла огромный вклад в развитие мировой философской культуры. В Европе возникло философское течение - неомарксизм (Франкфуртская школа), интерпретирующая учение К.Маркса под углом зрения современных событий и процессов.
Своеобразие культурно-исторического развития России, роль влияния Запада и Востока. Православие, самодержавие и крепостничество, общинность и соборность как факторы социального и духовного состояния страны. Содержание этого семинара потребует обращение к материалам по истории Отечества. В начале объясните, факторы, оказавшие влияние на особенности культуры России. В качестве объективных выделите и охарактеризуйте: 1) географическое расположение России между востоком и Западом; 2) аграрный труд, который требовал коллективных затрат; и, на основе которого сформировался общинный характер организации жизни; 4) крепостничество. Подчеркните, что это не только форма эксплуатации, но и образ жизни, который предопределил особую психологию и национальный менталитет; 5) самодержавие. Далее охарактеризуйте духовные факторы: 1) принятие православия; 2) соборность - понимание людьми своего единства, основанного на христианской любви и направленное на поиски коллективного пути к спасению; 3) противоречивость общественного сознания: с одной стороны, деспотизм, с другой - неуемное стремление к свободе. Затем подчеркните, что русская философия, по сравнению с Западной, - явление более позднее. Тем не менее, ее источники лежат в русской средневековой культуре.
2. Исторический путь развития русской философской мысли (Киевская Русь, Московское государство, русское Просвещение, конец ХIХ- начало ХХ века, философия советского периода). В этом вопросе следует раскрыть генезис (логику развития) русской философской мысли и охарактеризовать основные этапы. Обратитесь к материалу по истории Отечества, выделите основные культурно-исторические эпохи, охарактеризуйте их. В заключении сделайте вывод, укажите, что основными темами для философствования служили темы спасения России, ее объединения, богоизбранности, роль нравственных принципов и проч.
3. Характерные черты русской философии: антропологизм, нравственное начало, интерес к социальной проблематике, идея патриотизма, синтез философского и литературно-художественного творчества, космическое мироощущение. Культурно-историческое развитие России, объективные и духовные факторы формирования философии предопределили ее специфические особенности. Дайте им полную характеристику: 1) русская философия вышла за рамки традиционных проблем академической философии, она тесно связана с искусством, религией, моралью, политическими идеями. 2) в русской философии сложилась внерациональная форма познания мира, основанная на творческой интуиции и вере; 3) в русской философии, кроме понятия "истина", употребляется понятие "правда". Это ключевая категория, в которой заключена вся сущность русской философии. Правда - это не только истина (верный образ мира) - это нравственные основания жизни. 4) русская философия стремилась осмыслить различные аспекты преобразования страны, в том числе революционные, отсюда - интерес к социальной философии; 5) характерной чертой русской философии является ее патриотическая ориентация, что объясняется связью философии и национального самосознания; 6) все эти черты в целом объясняются главным - в центре внимания всей русской философии была тема человек. По своей направленности она была анропоцентричной.. 1.П. Я. Чаадаев - первый русский философ. Философия российской истории, учение о двух истинах (природы и Бога). В начале ответа укажите, что русская философия обретает свое полное содержание и теоретическую форму в 19 веке. Первым русским философом, теоретиком философии истории, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). Самое известное сочинение -"Философические письма", в котором автор объясняет свое понимание мироустройства, дает оценку места России в мировом историческом процессе. Чаадаев П.Я. полагал, что Россия, расположившись между Востоком и Западом, "опираясь одним концом на Китай, другим - на Германию, должна была сочетать в себе два великих начала духовной природы - воображение и разум". Но этого в истории России не произошло. Реальность по Чаадаеву такова, что "мы никогда не шли об руку с прочими народами, мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку и у нас нет традиций ни того, ни другого…Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода" , - писал мыслитель. Сближение России с Западом возможно на единой христианской основе. Будучи человеком религиозным, но не ортодоксальным он считал, что в России православие должно реформироваться. Религиозная вера должна стать "живой", пробуждать стремление к образованию, просвещению народа. Со временем Чаадаев пришел к выводу, что такое историческое развитие для Росси благо, так народ обладает свободой духа и не скован благами жизни. Поэтому России незачем "бежать" за другими странами, ей необходимо оценить себя, понять свою роль. Самопознание по Чаадаеву должно начинаться с понимания своей истории. Эта наука служит ключом к пониманию народов и их судьбы. Как философ П.Я.Чаадав не обходил вопросы онтологии и гносеологии. Раскройте, что в понимании сущности мира он был объективным идеалистом. Бога считал и творцом мира, и его первым двигателем. В познании выделял две истины: истину Бога, которая основана на вере и божественном откровении, и истину природы, которая достигается с помощью рационального познания и науки.
2. Западники и славянофилы: спор о путях развития России. "Русская идея" и ее современное значение. В этом вопросе следует объяснить, что "Русская идея" заключалась в том, чтобы вывести Россию на новый мировой уровень развития, определить ей место в мировом историческом процессе. Поиск "Русской идеи" в середине Х1Х века выразился в споре между славянофилами (И.В.Кириевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин) и западниками (В.Д.Кавелин, Б.Н.Чечерин, И.С.Тургенев, В.Г.Белинский, Д.И.Писарев). Первые отстаивали идею сохранения общинности, соборности, основу которым составляла общинно-семейная собственность, и православие, которое в отличие, от западноевропейского католицизма, сохранило верность истинному христианству и, благодаря которому, в русских живет "хоровое чувство", смирение, самопожертвование. Цельность русской души и целостность Русской державы с её многовековой историей и культурой дает России право духовного лидерства в мировом историческом процессе. Вторые, западники, ратовали за цивилизованность общественной жизни России, за утверждение правового государства, либерализм в политике, рациональность, граничащую с разумным эгоизмом. Подчеркните, что западников нельзя упрекать в подражании западному идеалу жизни. Как и славянофилы, они искренне любили Россию и "были воодушевлены патриотическим стремлением перенять из европейского опыта приемы труда, обучения, бытовые навыки, формы организации жизни, и тем самым ускорить развитие России по пути прогресса." По существу, как справедливо заметил Павел Аненков, спор между славянофилами и западниками был "спором двух различных видов одного и того же русского патриотизма". Далее переходите к объяснению современного значения "Русской идеи". Отметьте, что современная Россия находится в поиске собственной идеологии. По-прежнему актуален вопрос о месте России,и ее роли в мировой истории и культуре. Подводя итог, подчеркните, что русские мыслители Х1Х века определяли "Русскую идею" как идею патри
Дата добавления: 2014-04-10; просмотров: 2856; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |