Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




II. Принципы средневековой философии

Читайте также:
  1. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  2. I. Сущность инженерного обеспечения боевых действий войск, предъявляемые к нему требования и важнейшие его принципы.
  3. III. Корпоративные постулаты и принципы работы сотрудников
  4. III. Предмет, метод и функции философии.
  5. VI. ПРИНЦИПЫ СОРТИРОВКИ БОЛЬНЫХ С ОЛБ.
  6. Базисные принципы управления риском
  7. Биогеохимические принципы Вернадского
  8. Бюджетная система и принципы ее построения
  9. Бюджетный процесс: понятие, принципы, стадии

 

1. Теоцентризм. (от греческого «Теос» – бог). Античный космоцентризм сменяется теоцентризмом. Любая проблема культуры и философии рассматривается в свете теологии, решается в отношении к Богу. Бог понимается как абсолютное бесконечное творческое начало. Бог стоит над миром, он вне мира.

2. Креационизм (от «креация» – творчество) - принцип творения. «Бог создал из ничего весь тварный мир (за 6 дней)». Основной онтологический принцип.

3. Принцип откровения (ревеляционизма).Основной гносеологический принцип.Познать Бога при помощи органов чувств и разума нельзя, можно лишь при помощи веры - через Откровение, т.е. Священное писание, где Бог «открывается» человеку.

4. Принцип дуальности человека (идет от Платона): человек представляет собой единство тела и души. Основной принцип философской антропологии. Человек создан по образу и подобию Бога: душа божественна, а тело человека принадлежит тварному миру.Например, по Оригену (184 – 254 гг.), человек состоит из тела (оно принадлежит миру), души (собственное «Я» человека), духа (то, что исходит от Бога). Душа руководит телом, а дух управляет душой.

5. Принцип спасения (сотериологизма).Согласно этому принципу, цель и смысл человеческой жизни спасти бессмертную душу.

6. Принцип аскетизма.Основной (нравственный) этический принцип, согласно которому человек должен отказываться от всех чувственных удовольствий. Христианский аскетизм прежде всего предполагает, что необходимо воспитать тело, чтобы душа достигла спасения. Внутреннее самовоспитание - это не отказ от плотских удовольствий, хоть и с ограничениями, - это духовная дисциплина человека.

7. Провиденциализм. Основной принцип истории философии. История человечества предопределена божественной волей. Вся история осуществляется под влиянием божественного провидения.

8. Эсхатологизм. Человеческий мир конечен, в конце человеческой истории наступит страшный суд. Античность не знала линейного исторического времени (история, согласно античным мыслителям, - это круговорот повторяющихся событий), а в средневековье время разворачивается в единую линию, имеет начало и определенные периоды, имеет конец – Страшный суд. Перед нами - завуалированная концепция исторического прогресса.


III. Этапы средневековой философии:

1. Патристика (от «патер» - отец) - философия «отцов церкви». Хронология: I-II – VIII вв. н.э. Расцвет приходится на вторую половину IV – V вв., время после официального принятия христианства. Раннее средневековье - это период упадка культуры в результате варварских нашествий. Западная Европа забывает Архимеда, Аристотеля и других мыслителей античности. Философской основой патристики является философия Платона, обработанная в рамках неоплатонизма, прежде всего Филоном Александрийским (первая половина 1 в. н.э.). Филон Александрийский предложил: во-первых, читать Ветхий Завет на языке символов и аллегорий. Во-вторых, рассматривать «Логос» (закон) как божественное слово, как связь между Богом и миром, как прообраз реального мира.

Патристика - это период средневековой философии, когда происходило создание теологической и философской догматики на основе синтеза Священного писания и некоторых элементов античной философии.

Виды патристики. Патристика делится:

- По роли в обществе - на апологетическую (роль - защита христианства от язычников) и систематизаторскую.

- По месту создания на западную (Западно-Римская империя) и восточную (Византия).


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ | Основные проблемы патристики

Дата добавления: 2014-08-09; просмотров: 769; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.