Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Литературные роды

Читайте также:
  1. Литературные и публицистические произведения.

1. Деление литературы на роды

 

Словесно-художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, которые называются литературными родами. Это эпос, драмаи лирика. Такое разделение литературы родилось в глубокой древности и зафиксировано в трудах Платона и Аристотеля. По сути, они говорили об особенностях речевой организации литературного произведения в эпосе, драме и лирике, т. е. о том, как соотносится носитель речи в данном произведении с его целым. Так, например, в лирике носителем речи является лирический герой (поэтому в лирике речь всегда ведется от лица «Я») и размышляет этот герой о себе самом, своих чувствах и переживаниях. Так рождается лирическое произведение и его особый смысл, связанный с внутренним миром человека.

Деление литературы на роды не совпадает с делением на поэзию и прозу. Часто кажется, что лирика – это поэзия, а драма и эпос – проза, но это не так. Каждый род литературы может быть представлен как в поэтической речи, так и в прозаической. Например, «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева, роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Драматические произведения могут быть созданы в стихах (например, все пьесы Шекспира) и в прозе.

 

2. Литературное произведение как высказывание

Для того чтобы разобраться в специфике родов литературы, необходимо установить, чем, по сути, является литературное произведение. М. М. Бахтин пришел к выводу о том, что литературное произведение представляет собой речевое высказывание. Оно во многом походит на те речевые высказывания, которые возникают в обыкновенной речи человека, поскольку и в том, и в другом случае какой-то смысл, проблема или рассуждение высказываются с помощью слов, речи. Конечно, организация речи в литературном произведении намного сложнее, но аналогия с простым речевым высказыванием важна для понимания вопроса.

Как же строится обыкновенная речь или речевое высказывание? Самый простой пример – это предложение, в котором выражена отдельная мысль. Для оформления этой мысли в предложении необходимы подлежащее (это объект, о котором идет речь), сказуемое(это действие, которое производит объект), определения и дополнения(характеризующие либо сам объект, либо суть его действий). Соединяя все эти компоненты в единое целое, человек и высказывает свое суждение о чем-то. Например, «Счастливые, смеющиеся дети с огромным удовольствием играют в красивом саду». Казалось бы, высказывание состоялось и всем понятно, о чем речь. Но не нужно забывать, что высказывание всегда от кого-то исходит, всегда речь ведет кто-то, то есть субъект речи(или носитель речи). В обыкновенной речи этот момент заметен не очень отчетливо, но тем не менее присутствует. Если мы то же самое предложение чуть изменим – «Орущие, безобразные дети с огромным удовольствием играют в красивом саду» – то увидим, что формально ничего не изменилось: столько же слов, то же подлежащее, то же сказуемое. Но изменился смысл высказывания, и изменился потому, что мы почувствовали отношение говорящего к детям – вот он и проявил себя, этот субъект речи. И если в первом предложении мы – слушающие – видим просто красивую картинку играющих детей, то во втором – мы чувствуем присутствие недоброго, недовольного человека, которого раздражают даже дети. Можно привести и другие примеры того, как меняется смысл высказывания в зависимости от характера субъекта речи. Возьмем, например, совершенно реальную картинку – студент получает «двойку» на экзамене. Затем он и его преподаватель рассказывают об этом событии и его причинах декану факультета. Казалось бы, событие одно и то же, слушатель – декан – тоже один, но субъектов речи два, и мы получим два совершенно разных рассказа-высказывания по поводу полученной «двойки». На этих простых примерах можно хорошо понять, как же строится высказывание в речевой деятельности человека.

Теперь обратимся к литературному произведению: в нем так же о чем-то рассказывается, повествуется. Значит, в тексте присутствует объект описания, рассуждения, воспоминания и т.д. Но одновременно здесь же присутствует тот, кто ведет речь об этом объекте – субъект речиилиавтор высказывания. Так, в романе Ю. М. Лермонтова «Герой нашего времени» мы видим описание истории главного героя – Печорина. Но роман, как известно, состоит из пяти отдельных повестей, которые в совокупности и представляют читателю героя. Казалось бы, все очень просто. Однако в каждой повести о Печорине рассказывают разные люди, каждый рассказ о герое принадлежит какому-то субъекту речи. В первой повести «Бэла» о Печорине рассказывает Максим Максимыч, живший с ним в крепости. Затем – в повести «Максим Максимыч» – о событиях рассказывает некий путешественник, случайно встретивший Максим Максимыча на дороге и разговорившийся с ним. Во второй части романа – в повестях «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» – мы читаем уже дневник самого Печорина, т. е. он сам рассказывает здесь о себе. Лермонтову наличие разных рассказчиков очень важно, поскольку он показывает таким образом своего героя с самых разных сторон и точек зрения, создает объемный образ героя. К тому же, Лермонтов показывает читателю, что внешние наблюдатели (Максим Максимыч и путешественник), глядя на Печорина со стороны, не могут понять его внутреннего мира, его мыслей и желаний, а вот дневник Печорина раскрывает читателю его «тайны», историю его души.

Другим примером, показывающим чрезвычайную значимость фигуры субъекта речи, может быть «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Это произведение по своей организации представляет собой «записки» Петра Гринева – главного героя романа. Он сам рассказывает о всех тех событиях, участником которых стал. Конечно, произведение создано автором – Пушкиным, но автор в данном случае доверил вести речь своему литературному герою, т. е. он изобразил его речь. Таким образом, в литературном произведении может присутствовать речь изображенная (речь рассказчика) и речь изображающая (изображающая или описывающая события). Очевидно, что если перед нами – изображенная речь субъекта речи, которая еще и изображает события, то в произведении ясно выражена субъективная точка зрения рассказчика, его личное понимание событий, людей. В конечном итоге, в таком построении читатель видит внутренний мир героя. Пушкину в «Капитанской дочке» важно было рассказать о трагических событиях пугачевщины не со стороны, а изнутри; показать не то, что думает о Пугачеве человек уже XIX века, а современник и участник событий. Ведь Пушкин считал, что история – это не учебник, а личная история каждого человека. Именно по этой причине Пушкин и «доверил» скромному и простому человеку 1770-х годов – Петру Гриневу – рассказать о том, как русская история стала историей его собственной жизни и любви.

Выводы. Таким образом, мы выяснили, что в литературном произведении присутствует субъект речи. Условно он обозначается латинской буквой S. Его речь или рассказ является изображенной речью (ее изображает автор произведения). Но одновременно в литературном тексте непременно присутствует объект речи (то, о чем рассказывается). Условно он обозначается латинской буквой О. Описание объекта в тексте является речью изображающей. Роды и жанры литературы и определяются спецификой соотношения субъекта речи и объекта речи.

 

3. Эпос

Слово «эпос» в русской культурной традиции обозначает и литературный род, и один из жанров, относимых к этому роду, – эпопею (иногда в этом случае употребляется термин «героический эпос»). Двузначность слова «эпос» сложилась исторически и поэтому игнорировать ее нельзя. Нужно помнить, что «героический эпос» – это древняя форма этнокультурной поэзии, которая присутствует в истории любого народа. Мы же будем пользоваться словом «эпос» в его отношении к литературе. Эпос как род литературы связан прежде всего с повествованием, потому его часто называют повествовательным родом. В эпос как род включается целая группа повествовательных жанров: роман, новелла, повесть, рассказ, очерк. Их принято также делить на эпические формы: «малые» (новелла и рассказ), «средние» (повесть) и «большие» (эпопея и роман). Такое деление, однако, не связано с объемом и размером литературного произведения, а объясняется его внутренней организацией, о чем шла речь выше.

Самое существенное свойство эпических произведений – обязательное наличие субъекта речи и объекта речи, а также – речи изображенной и речи изображающей. Объект речи в эпосе представлен описаниями и изображениями: они могут быть обширными (например, в «Войне и мире» Л. Н. Толстого) или локальными (например, в «Человеке в футляре» А. П. Чехова), но всегда направлены на окружающий мир, на объективность. Субъект речи в эпических произведениях всегда занимает центральное место: в эпосе всегда есть тот, кто повествует о событиях. Различия в формах эпоса или жанрах проявляются в том, что они используют разные виды субъектов речи. Таких форм три:

  1. Автор-повествователь. Это наименее проявленная фигура в тексте, но тем не менее она важна для понимания смысла произведения. Прежде всего используется в романах, где речь ведется от 3 лица. Так написаны романы Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева и других русских романистов. Казалось бы, что здесь никто не рассказывает о событиях, но это не так. Ведь кто-то нам говорит, например: «Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. “И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!..” – как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова, и быстрым взглядом окинул он все в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение» («Преступление и наказание» Достоевского). Как видим, этот кто-то не только входит вместе с Раскольниковым в комнату старухи, но и знаем, что мелькнуло у него в уме.
  2. Личный повествователь. Этот субъект речи четко проявлен в тексте, где речь ведется от 1 лица, т. е. от «Я». Но здесь особый объект речи – личный повествователь всегда рассказывает о чем-то или о ком-то другом, не о себе. Например, таким личным повествователем является Максим Максимыч, рассказывающий о Печорине или учитель Буркин, который в повести А. П. Чехова «Человек в футляре» рассказывает про учителя Беликова. Что важно в этом соотношении субъекта и объекта? Такое повествование оказывается крайне субъективным, поскольку очень трудно человеку судить о другом человеке, понимать его до конца. Так, Максим Максимыч, хотя и очень любит Печорина, никак не может понять его и его поступки, а потому и делает свой вывод – «очень странный человек был». И учитель Буркин судит о Беликове со «своей колокольни»: его рассказ только кажется объективным, но, по сути, читатель так ничего и не узнает о Беликове. Почему он стал «человеком в футляре», что с ним произошло? Из рассказа Буркина мы ничего не узнаем, зато увидим, как легко осуждать других людей, ставить на них клеймо, когда ты сам, по сути, такой же.
  3. Я-повествователь или рассказчик. Этот субъект речи ведет рассказ от 1 лица и, главное, рассказывает о себе самом. В таком построении проявляется возможность раскрыть внутренний мир человека, ведь он сам знает себя лучше всех. Так раскрывается перед читателем в дневниках Печорина его внутренний мир, поскольку здесь он сам рассказывает о себе, размышляет о своих поступках, признается себе в том, чего не знают окружающие. И если из суждений Максим Максимыча мы узнали только, что это был «странный человек», то в дневниках нам раскрылась тайна Печорина – он ищет и не может найти цели в жизни, он совершает странные поступки для того, чтобы проверить себя, найти что-то главное.

Можно говорить о том, что в я-повествовании, в рассказе о самом себе происходит самораскрытие героя-рассказчика. Этот прием использовал, например, М. Зощенко, создавая сатирический образ «нового советского человека». Прочитайте его рассказ «Честный гражданин (письмо в милицию)». Очевидно, что здесь нет объективного описания ситуации: перед нами недалекий, злобный человек, который подстраивается под новую власть, новые представления о гражданине и строчит донос на соседей. Описывая их, герой, по сути, описывает самого себя, свое неприглядное «Я». Обратите внимание, как строится его изображенная речь, характеризующая героя-рассказчика: она неграмотна, груба, невежественная, как и он сам

«Состоя, конечно, на платформе, сообщаю, что квартира No 10 подозрительна в смысле самогона, который, вероятно, варит гражданка Гусева и дерет окромя того с трудящихся три шкуры. А когда, например, нетути денег или вообще нехватка хушь бы одной копейки, то в долг нипочем не доверяет, и еще, не считаясь, что ты есть свободный обыватель, пихают в спину. А еще сообщаю, как я есть честный гражданин, что квартира No 3 тоже, без сомнения, подозрительна по самогону, в каковый вкладывают для скусу, что ли, опенки или, может быть, пельсиновые корки, отчего блюешь без всякой нормы. А в долг, конечно, тоже не доверяют. Хушь плачь! А сама вредная гражданка заставляет ждать потребителя на кухне и в помещение, чисто ли варят, не впущает. А в кухне ихняя собачонка, системы пудель, набрасывается на потребителя и рвет ноги. Эта пудель, холера ей в бок, и мене ухватила за ноги. А когда я размахнулся посудой, чтоб эту пудель, конечно, ударить, то хозяйка тую посуду вырвала у меня из рук и кричит: - На, говорит, идол, обратно деньги. Не будет тебе товару, ежели ты бессловесную животную посудой мучаешь. А я, если на то пошло, эту пудель не мучил, а размахивал посудой. - Что вы, говорю, вредная гражданка! Я, говорю, не трогал вашу пудель. Возьмите свои слова обратно. Я говорю: недопустимо, чтоб пудель рвал ноги. А гражданка выкинула мне деньги взад, каковые и упали у плите. Деньги лежат у плите, а ихняя пудель насуслила их и не подпущает. Хушь плачь. Тогда я, действительно, не отрицаю, пихнул пудель в грудку и поскорее вышел. А теперича эта вредная гражданка меня в квартиру к себе не впущает и дверь все время, и когда ни сунься, на цепке держит. И еще, стерва, плюется через отверстие, если я, например, подошедши. А когда я на плевки ихние размахнулся, чтоб тоже по роже съездить или по чем попало, то она, с перепугу, что ли, дверь поскорее хлопнула и руку мне прищемила по локотью. Я ору благим матом и кручусь перед дверью, а ихняя пудель заливается изнутре. Даже до слез обидно. О чем имею врачебную записку, и, окромя того, кровь и теперя текеть, если, например, ежедневно сдирать болячки. А еще окромя этих подозрительных квартир сообщаю, что трактир "Веселая Долина" тоже, без сомнения, подозрителен. Там меня ударили по морде и запятили в угол. - Плати, говорят, собачье жало, за разбитую стопку. А я ихнюю стопку не бил и, вообще, очень-то нужно мне бить ихние стопки. - Я, говорю, не бил стопку. Допустите, говорю, докушать бутерброть, граждане. А они меня тащат и тащат и к бутербротю не подпущают. Дотащили до дверей и кинули. А бутерброть лежит на столе. Хушь плачь. А еще, как честный гражданин, сообщаю, что девица Варька Петрова есть подозрительная и гулящая. А когда я к Варьке подошедши, так она мной гнушается. Каковых вышеуказанных лиц можете арестовать или как хотите. Теперича еще сообщаю, что заявление мной проверено, как я есть на платформе и против долой дурман, хоша и уволен по сокращению за правду. А еще прошу, чтоб трактир "Веселую Долину" пока чтоб не закрывали. Как я есть еще больной и не могу двинуться. А вскоре, без сомнения, поправлюсь и двинусь. Бутерброть тоже денег стоит».

 

4. Лирика

В античности под лирикой понимали не род литературы, а одну из исполнительских форм – пение (с музыкальным сопровождением) стихотворного произведения. Позднее родилась идея о том, что лирика – это особый род литературы, который связан целиком и полностью с внутренним миром и внутренним человеком. Уже в эпоху романтизма (начало XIX века) теоретик искусства Фридрих Шлегель свяжет лирику с «духом» и напишет о том, что «подлинно духовные поэтические создания мыслимы, вероятно, только в лирическом роде». О том же рассуждал и другой видный теоретик искусства – Гегель. Согласно Гегелю, в лирике «не объективная совокупность всего и не индивидуальное действие, а именно субъект как субъект определяет форму и содержание», в лирике, считал он, господствует «субъективное внутреннее движение души».

Таким образом, в лирике главенствует субъект речи в форме «Я». Однако такой субъект отличается от субъектов речи в эпосе, поскольку он не обладает, по сути, специфическими или индивидуальными характеристиками. Лирические герой или лирическое «Я» – это синкретический образ человеческой личности вообще, в котором соединяются и автор, и герой, и любой человек вообще. Особым является в лирике и объект речи, поскольку в лирике нет описаний, повествования и т.д. Лирика посвящена размышлениям, рефлексии, переживанию лирическим «Я» своей субъектности, своего видения мира. В лирическом произведении читателю представлен образ переживания лирического героя: переживая мир по-своему, он постигает его. Даже если в стихотворении отсутствует местоимении «я», оно тем не менее связано именно с переживанием субъекта речи. Например, стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»:

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

 

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

 

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

 

Очевидно, что даже при отсутствии «Я», мы видим образ переживанию лирическим субъектом красоты мира: он видит мир именно таким – тихим, прекрасным, чудесным. Одновременно произведение и читателю открывает красоту мира, не замечаемую в будничной жизни. В этом и состоит свойство лирического героя – видеть мир внутренним зрением и глубоко понимать его. Поэтому лирика часто носит философский характер.

Правда, бывают случаи, когда лирическое произведение передает переживания и мысли не лирического героя, а другого человека. Такая лирика называется ролевой лирикой, хотя существенно не отличается по смыслу от любого лирического произведения. Так, в стихотворении А. Твардовского «Я убит подо Ржевом…» субъектные переживанию принадлежат убитому солдату, этим поэт подчеркивает трагизм войны и смерти:

 

Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.

Я не слышал разрыва
И не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва -
И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире
До конца его дней -
Ни петлички,
Ни лычки
С гимнастерки моей.

Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облаком пыли
Ходит рожь на холме.

Я - где крик петушиный
На заре по росе;
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе.

Где - травинку к травинке -
Речка травы прядет,
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.

Летом горького года
Я убит . Для меня -
Ни известий, ни сводок
После этого дня.

Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.

Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю -
Наш ли Ржев наконец?

<…>


Нет, неправда! Задачи
Той не выиграл враг.
Нет же, нет! А иначе,
Даже мертвому, - как?

И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она -
Спасена.

Наши очи померкли,
Пламень сердца погас.
На земле на проверке
Выкликают не нас.

<…>


Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам все это, живые.
Нам - отрада одна,

Что недаром боролись
Мы за родину-мать.
Пусть не слышен наш голос,
Вы должны его знать.

 

<…>
О, товарищи верные,
Лишь тогда б на войне
Ваше счастье безмерное
Вы постигли вполне!

В нем, том счастье, бесспорная
Наша кровная часть,
Наша, смертью оборванная,
Вера, ненависть, страсть.

Наше все! Не слукавили
Мы в суровой борьбе,
Все отдав, не оставили
Ничего при себе.


 

5. Драма

Драматическое произведение (гр. drama – действие), как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Однако объект изображения в драме имеет свою специфику: развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Таковы список действующих лиц, иногда сопровождаемый их краткими характеристиками, обозначение времени и места действия и авторские ремарки. Все это составляет лишь побочный текст драматического произведения, основной же его текст – это цепь высказываний персонажей, их диалогов, реплик и монологов. Важно увидеть, что в драме в отличие от эпоса нет ни повествования, ни субъекта речи, который бы вел рассказ о события. Главным в драме, таким образом, становится речевое действие персонажей. Само это действие строится в драме на основе конфликта: в драматических произведениях всегда происходит столкновение или противоречие двух «сторон», которые борются или спорят друг с другом. В драме сталкиваются– в поступках или в волевых устремлениях главных героев – разные нормы (правды) или правда и ложь (обман). Например, в драме А. П. Чехова «Вишневый сад» все события и само действие движутся вокруг вопроса и том, можно или нельзя продать свое родовое гнездо, свой дом. У каждого героя этой пьесы своя «правда», что и приводит к печальному итогу – прекрасный вишневый сад покупает торгаш Лопахин. Финалом драмы становится разрешение конфликта – катарсис(гр. – «очищение», «прояснение»). В зависимости от того, каким образом разрешается конфликт, сформировались разные формы драмы – трагедия, драма, комедия. В трагедии конфликт практически неразрешим и сюжет заканчивается катастрофой (например, гибелью героя). В драме конфликт разрешается мирно, т.е. «стороны» приходят к согласию. В комедии – одна из «сторон» оказывается в смешном положении, смех как бы уничтожает позицию такой «стороны» (например, в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»).

Все эти характерные черты драмы определяют и ее композицию, которая состоит из завязки, развития действия (перипетии) и развязки. В развитии действия, которое, как говорилось, связано с конфликтом, обязателен момент выбора, когда герой, например, решительно восстает против ситуации или, наоборот, покоряется ей (примером может быть драма А. Н. Островского «Гроза»). Развязка показывает момент разрешения главного конфликта в драме. Например, в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» развязкой становится знаменитая «немая сцена», когда персонажи пьесы в ужасе замирают от осознания собственной низости и греха.

Драма имеет в искусстве как бы две жизни: театральную и собственно литературную. Драматург пишет пьесу как литературное произведение, но предназначена она для постановки спектакля на сцене театра. Поэтому в литературоведении нужно различать текст драмы как литературный текст и спектакль, поскольку само театральное искусство имеет свои правила и режиссер зачастую достраивает текст драмы или даже многое меняет в ней. Особенно часто это происходит в современном театре, когда героев старинных пьес принято переносить в современную обстановку.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Определение количества рабочих | Фрейдизм

Дата добавления: 2014-11-01; просмотров: 462; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.011 сек.