Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Литературные и публицистические произведения
При этом отметим, что если для документальных источников какой-либо вид, единожды возникнув, в дальнейшем будет существовать и развиваться, то для повествовательных источников в процессе их эволюции характерно исчезновение отдельных жанров (н-р летописей) и их замещение новыми.
37. Летописи как исторический источник. Общая характеристика 38. Этапы летописания на Беларуси Летописи – это историко-литературные произведения, в которых запись событий производится по годам («летам»). Не следует путать летописи с хрониками, где в основе рассказа лежит некий сюжет. В западной Европе очень близки к летописям анналы (annus – год), а в Польше – рочники (rok – год). В отношении летописей существует своя терминология. Выделяют такие понятия, как летописный свод, извод, редакцию, протограф. Летописный свод – это отредактированные сводки информации нескольких летописей. Многие летописи дошли до нас только как составные части подобных сводов. Источниковедческий анализ подобных сводов позволяет определить генетическое происхождение их частей и в итоге выйти на протограф – начальное произведение, с которого и происходило списывание. Извод – это одна генетическая линия сводов, в рамках которой происходило накопление схожих, характерных для этого извода неточностей и искажений. Редакцией летописи (летописного свода) называют такую версию свода, куда были внесены сознательно содержательные изменения, т.е. было изменено содержание летописи с той или иной целью (обычно в части оценок поступков, хотя могли и добавляться/удаляться и факты). Выделяют три этапа в развитии белорусского летописания. Первый - с XI по XIV вв. - это период зарождения летописания. В это время летописание появляется в крупных центрах, обычно отдельных земель, которые создают свои летописи. Второй период - это расцвет летописания. Он длится с XV в. по 1560-е гг., когда летописание создается в ВКЛ и носит общегосударственный характер. Третий этап - это вт. пол. XVI в., когда летописи велись уже на местах в порядке частной инициативе. Это длится до XX в. Это - упадок летописания. Упадок связан с вхождением ВКЛ в состав РП, когда появляется ряд новых исторических жанров, заменяющих летописи. Отметим, что первые (т.е. древнейшие из дошедших до нас) историко-литературные произведения представляют собой летописные своды. Первой летописью на территории Руси многими исследователями (в т.ч. Шахматовым) считался несохранившийся Начальный свод, созданный монахом Никоном в 1060-е–1070-е гг. в Киево-Печерском монастыре. Кроме летописей, создававшихся на территории Беларуси, о событиях белорусской истории рассказывают киевские, новгородские, псковские, галицко-волынские, московские летописи, латинские хроники, создававшиеся на территории Польши, латинские и немецкие хроники Ливонии и Пруссии. При изучении летописей нужно учитывать, что они составлялись (особенно на первых двух этапах) по заказу владельного лица и служили зачастую обоснованием его власти, что приводило к ангажированности летописи в выгодном покровителю летописца ключе.
39. «Повесть временных лет» как источник по истории Беларуси. Возникновение местных летописных центров. Полоцкая летопись ПВЛ – древнейший из дошедших до нас русских летописных сводов. Доказан сложный характер ПВЛ, которая составлялась из различных источников. До нас дошло три редакции ПВЛ, представленные в двух основных летописных изводах – Лаврентьевском и Ипатьевском. Первая редакция (совпадающий в обеих летописях рассказ о событиях до 1110 г.) была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. при киевском князе Святополке II (Михаиле). Вторая редакция, зафиксированная сообщением в Лаврентьевской летописи (т.е. часть ЛЛ, отличная от ИЛ), была написана под руководством игумена Выдубицкого монастыря св. Михаила под Киевом Сильвестра в 1116 г. Причиной создания второй редакции было вокняжение на киевском «столе» Владимира Мономаха, после смерти в 1113 г. Святополка. Третья редакция, отмеченная в Ипатьевской летописи (т.е. часть ИЛ, отличная от ЛЛ), была составлена анонимным монахом Киево-Печерского монастыря в 1118 г. Ее создание было вызвано стремлением монахов Киево-Печерского монастыря взять летописание в свои руки. Для второй и третьей редакции было характерно представление с хорошей стороны той ветви рода Рюриковичей, к которой принадлежал Владимир Мономах (его самого и отца Всеволода Ярославича). Источниками «Повести» были Библия, устные предания (об апостоле Андрее, призвании варягов на Русь, «вещем» Олеге и др.), отрывки византийских хроник Иоанна Малалы и Георгия Амартола, жития святых, договоры Руси с Византией 911, 944, 971 гг. и др. Повесть содержит большой объем материалов по истории Беларуси: расселение славянских племен, первое упоминание Полоцка, сюжет с Рогволодом и Рогнедой и др. При этом ПВЛ не содержит сюжета о попытке убийства Владимира Рогнедой. Белорусские летописи XII-XIII вв. не сохранились. Уверенно можно говорить лишь о летописании в Полоцке: Полоцкая летопись была утеряна уже в Новое время, но ее использовал для своей «Истории...» Татищев (п.п. XVIII в.), где он неоднократно цитировал летопись, где «много о полоцких, витебских и иных князьях написано». Основания говорить о летописании в Полоцке дает и Ипатьевская летопись, на что еще в 1868 г. указывал источниковед К. Бестужев-Рюмин. Затем эту точку зрения поддержали и иные российские историки того времени. По мнению белорусского исследователя В.А.Чемерицкого летопись могла начинаться событиями вокняжения Василько Святославича в Полоцке (1132), а первые записи были сделаны в монастыре, основанном Ефросиньей Полоцкой, его сестрой. В центре внимания Полоцкой летописи была борьба за великокняжеский титул и междоусобицы. Существование другой местной белорусской летописи, Новогрудской, в которой описывались события правления великих литовских князей Миндовга и Войшалка в 1230-е – 1260-е гг., является гипотетичным. Ее следы, вероятно сохранившиеся в Галицко-Волынской летописи, могли быть рассказами Войшалка, который долго прожил на Волыни, летописцу. Поэтому про существование ее можно говорить крайне осторожно.
40. Белорусско-литовское летописание XV-XVI вв. Классификация летописей Характерной чертой летописания XV-XVI вв. является его общегосударственный характер. Поэтому и одно из названий летописей этого периода – «Литовско-русские летописи». Летописи этого периода сохранились в 22 списках, и из которых только 1 написан на латыни (Origo regis – Начало правления) и 1 на польском языке (список Ольшевского). Остальные летописи написаны на старобелорусском языке, иногда латинским алфавитом, как Хроника Быховца. Существуют две классификации белорусско-литовских летописей. М. Тихомиров и др. разделяли все летописи на краткие и пространные по их размерам. Белорусский филолог В. Чемерицкий предложил выделить три отдельных летописных свода, а именно: I. Летописец великих князей литовских II. Хроника Великого княжества литовского (Хроника литовская и жемойтская) III. Хроника Быховца
41. Первый белорусско-литовский свод: история создания, источники и состав I Белорусско-литовский свод был написан в 1446 г. в Смоленске возможно в кругах близких смоленскому епископу. Состоит из: a) общерусской части за период с 854 по 1427 гг., b) смоленской хроники 1430 – 1432 гг. и отдельных записей до 1446 г., a. Похвала Витовту c) Летописца великих князей литовских, который начинался от смерти в 1341г. Гедымина и продолжался до правления Витовта (1430-х гг.). a. Повесть о Подолии В состав Смоленской части входит одно из первых панегирических произведений – «Похвала Витовту». В состав Летописца великих князей литовских вошла «Повесть о Подолии», которая должна была защитить права ВКЛ на Западное Подолие, захваченное Польским королевством. Первый свод сохранился в составе 4 списков: Никифоровского, Супрасльского, Академического, и Слуцкого. Основная идея свода – преемственность ВКЛ и русских княжеств, а великие литовские князья преемники русских (прежде всего киевских) князей. Этим объяснялось наличие в своде общерусской части. Лишь в Слуцкой летописи (начала XVI в.) изменен порядок следования частей (общерусская часть перешла на третье место), что свидетельствовало о смене идеологических ориентиров в ВКЛ. Источниками свода были общерусские летописные своды, созданные под руководством митрополитов Киприана (1408 г.) и Фотия («Полихрон», 1418 г.).
42. Второй белорусско-литовский свод (Хроника литовская и жемойтская), его редакции Да спiсаў II беларуска-літоўскага зводу адносяць летапiсы: Красiнскага, Патрыяршы А i Б, Альшэўскi, Археалагiчнага таварыства, Румянцаўскi, Цiханравава, Пазнанскi, Еўраiнаўскi. Для ўсiх iх характэрнае злучэнне двух асобных летапiсных помнiкаў: 1) легендарнай гiсторыi аб паходжаннi князёў i шляхты Вялiкага княства Лiтоўскага ад знатных рымлян («Хронiкi») i 2) «Летапiсца вялiкiх князёў лiтоўскiх». II Белорусско-литовский свод возник в 20-е гг. XVI в. в среде литовских магнатов ВКЛ князей Гаштольдов (и в первую очередь канцлера ВКЛ 1522 – 1539 гг. Альбрэхта Гаштольда) и князей Гольшанских, когда ВКЛ потеряло инициативу в собирании русских земель и стало ориентироваться на Запад. К спискам II свода относят летописи: Красинского, Патриарший А и Б, Ольшевский, Археологического товарищества, Румянцевский, Цихондрова, Познаньский. Для всех них характерно сочетание двух отдельных летописных памятников: a) легендарной истории о происхождении князей и шляхты ВКЛ от знатных римлян («Хроники литовской и жемойтской») b) «Летописца великих князей литовских» (см. пред. вопрос) Из свода исчезла общерусская часть и появилась «Хроника Литовская и Жемойтская», которая выводила великих литовских князей из Древнего Рима. Согласно помещенной в «Хронике» легенде, спасаясь от преследований римского императора Нерона, его родственник Палемон со своим родом в 500 человек бежал из Италии и обогнув Европу с запада через Балтийское море попал в Литву, где поселился и дал начало роду великих литовских князей. Появление этой легенды было связано с стремлением легализоваться среди знати Европы.
43. Составление III белорусского свода («Хроники Быховца»). Методика анализа легендарных частей летописей Свод получил свое название от одного известного исследователями списка, который был обнаружен в библиотеке помещика Быховца (имение Могилевцы Гродненской губернии) в 1820-е гг. Хроника, оригинал которой утрачен, охватывает историю ВКЛ от легендарных времен до 1506 г. Ценность хроники в том, что она содержит оригинальные известия за вт. пол. XV – нач. XVI в. ХБ появилась в результате переработки и сочетания трех летописных памятников: a) Слуцкой редакции I л.-б. свода b) Ипатьевской летописи c) полной редакции «Хроники Великого княжества Литовского и Жемойтского» Третий б.-л. свод стал результатом историко-литературного синтеза погодовых записей и отдельных сочинений. Составление нового летописного свода было обусловлено развитием географических представлений, более пристальным вниманием к генеалогии. Одной из главных причин возникновения свода стало начало Ливонской войны. Значительные территориальные потери вызвали стремление литовских патриотов напомнить по героические и великие страницы борьбы с Московией, про то, что «литовское копье стояло у стен Москвы». III свод был создан в 1560-е гг., а уже в 1570-е гг. появился его список на латинке, опубликованный в 1846 г. Теодором Нарбутом. Свод был составлен одной или несколькими персонами, близкими к князьям Слуцким. По мнению Н.Н. Улащика, ХБ была начата православным, а продолжена католиком. Местом составления ХБ скорее всего был Новогрудок. При обосновании этой т.з. можно обратится к предложенной Н.Н. Улащиком методике анализа легендарных сведений летописей, которую можно сформулировать так: A. Начальные сведения об истории почти всех народов содержат легенды B. Легенды, несмотря на мифичность сведений, отражают географические, политические и иные представления того времени, когда они составляются C. Анализ сведений легенды позволяет исследователю в ряде случаев определить время и место ее написания (составления)
44. Особенности летописания XVII-XVIII вв. на Беларуси. Баркулабовская летопись. Городские летописи (хроники) С конца XVI в. государственное летописание ВКЛ приходит в упадок. Причиной этого стало появление новых историко-литературных жанров (мемуаров и др.). Летописание переходит на периферию государства – в отдельные города и даже села. В конце XVI – начале XVII вв. в местечке Баркулабово около Быхова местным православным священником Федором Филлиповичем была написана Баркулабовская летопись. Сохранился один список XVII в. в Патриаршей рукописи, который находится сейчас в Историческом музее в Москве. Баркулабовская летопись является историко-мемуарным произведением, т. к. в нее включены свидетельства о событиях, происходивших при жизни автора, который был их очевидцем. Летопись начинается с известий о постройке Могилевского замка в 1526 г. и Брестского сейма 1545 г. Более подробно описаны события с захвата Полоцка войсками Ивана Грозного в 1563 г. до 1608 г. В летописи подробно описано основание местечка Баркулабово шляхтичем Баркулабом Корсаком, Брестский церковный собор 1596 г., в котором участвовал автор, деятельность Лжедмитриев I и II, восстание С. Наливайко и разорение казаками г. Могилева, голод 1601 – 1603 гг. на территории Беларуси. В летопись включены некоторые документы: письмо Ивана Грозного Стефану Баторию 1580 г., грамота Жигимонта III 1592 г., универсал рокоша Зебжидовского в 1606 г. Баркулабовская летопись была впервые опубликована украинским историком Пантелеймоном Кулишем в 1877 г. Городские хроники создавались преимущественно в восточнобелорусских городах Витебске и Могилеве. Витебская хроника (Dzieje miasta Witebska) была составлена в 1768 г. жителем Витебска Степаном Аверкой на основе летописи Панцирного (896 – 1709 гг.), исторических записей Чарновских (1601 – 1633 гг.) и своего отца Григория Аверки (1733 – 1757 гг.). Рукопись летописи находится в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Многие сведения в летописи взяты из польских летописей и хронографов, что снижает ее ценность. Особенно важны описания военно-политических событий конца XVII – начала XVIII века, которые сделаны на основе личных наблюдений авторов. В конце летописи помещены списки членов витебского магистрата за 1597 г. и витебских воевод за 1516 – 1753 гг. Хроника была впервые опубликована А.П. Сапуновым в 1883 г. в «Витебской старине» (Т.1). Могилевская хроника XVI – первой половины XIX вв. была составлена на польском языке купеческим старостой Могилева Тимофеем Суртой (события 1526 – 1701 гг.), регентом Могилевкого магистрата Юрием Трубницким (1701–1746 гг.), его сыном торговцем Александром (1746 – 1788 гг.) и внуком Михаилом (1812 – 1856 гг.). Рукопись летописи находится в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. В хронику включены документы из архива городского магистрата. Наиболее ценные ее сведения охватывают XVI – первую половину XVIII вв. Отрывки из Могилевской хроники публиковались «Могилевских губернских ведомостях» в 1840-е –1850-е гг. В 1887 г. М. Гартынский перевел на русский язык и издал те части хроники, которые имели отношение к Могилеву. Еще одной городской хроникой Могилева были Записки игумена Ореста, которые охватили период с 1578 по 1847 гг. Автор хроники, который видимо был униатом, использовал предыдущие хроники и собственные наблюдения. К сожалению, в хронике мало информации о событиях войны 1812 г. в Могилеве.
45. Общая характеристика мемуаров как ИИ. Виды мемуарной литературы Мемуары (от франц. memoir – помнить) – это источники, основанные на воспоминаниях автора о своей жизни, исторических событиях и современниках. Мемуары возникли еще в древнем Египте. Отметим, что летописи в тех своих частях, где летописец описывает события, которым сам был свидетелем, тоже являются мемуарной литературой. Все мемуары делятся на четыре основные группы: 1. Воспоминания — произведения, которые пишутся в конце жизни (автобиографии, некрологи-автобиографии). Отличаются ретроспективностью — возможностью охватить все события жизни автора, выделить главные, отсечь второстепенные, знанием результата, к которому приведут поступки автора или персонажа. Недостатком воспоминаний являются невысокая точность мемуаров, причиной которой являются «ошибки памяти» автора. Наиболее достоверными источниками являются воспоминания, основанные на ведущихся ранее автором дневниках. 2. Дневники (от лат. diarium – ежедневник) — источники, которые составляются регулярно (ежемесячно, еженедельно, ежедневно) и отражают текущие события. Их достоинствами является точность, подробность и детальность описания событий, наличие даты (вплоть до часов), а недостатком — отсутствие ретроспективности 3. Литературные мемуары — произведения, в которых воспоминания автора обрабатываются профессиональным литератором. Появление редактора («alter ego») позволяет говорить о коллективном авторстве, так как трудно установить авторство текста. Литературные мемуары появились в ХХ веке, когда профессиональные литераторы помогали политическим лидерам и спортсменам писать воспоминания. 4. Стенографические мемуары — источники, которые записываются со слов автора стенографическим способом, сохраняя при этом шероховатости устной речи (вплоть до ненормативных выражений). Особенность этих мемуаров, что после записи они должны быть расшифрованы стенографистом. Созданием этого вида мемуаров занимались музеи и другие научные учреждения, собирая воспоминания участников революционного движения, гражданской и Великой Отечественной войны, партизанского движения. 5. (как подвид предыдущего) Мемуары на магнитной ленте — это фонодокументы, которые полностью воспроизводят слова и голос автора. Например, известно, что Н.С. Хрущев первоначально диктовал свои воспоминания на магнитофон, а лишь затем их обработали литераторы.
46. Этапы развития мемуарной литературы на Беларуси На Беларуси развитие мемуаров прошло четыре периода: 1) Период историко-мемуарной литературы, охвативший вторую половину XVI – XVII вв. Особенностью этого периода является интерес авторов к политическим и общественным событиям, происходившим в стране. 2) Период эгоцентризма, охвативший XVIII в. В этот период авторы обращают внимание на свою личную жизнь, на мир своих личных переживаний (своего ego). 3) Мемуары периода Российской империи XIX – начала XX вв., характеризующиеся интересом авторов к крупным событиям (например, войне 1812 г., восстаниям 1830 –1831 и 1863 – 1864 гг., уничтожению униатской церкви в 1839 г.) и расширением сословного состава авторов мемуаров. 4) Мемуары новейшего времени 1917 – 2000-х гг., отличающиеся идеологизированностью для советской эпохи и большим либерализмом для посткоммунистической эпохи.
47. Историко-мемуарная литература XVI-XVII вв. Первые мемуары на Беларуси появились во второй половине XVI в., когда происходил постепенный упадок летописания. В местных летописях того времени, например, в Баркулабовской, появились признаки мемуаров. Многие мемуары этого периода обладали чертами делопроизводственных документов, например, Дневник Люблинского сейма 1569 г., Дневник походов Стефана Батория. Первым чисто мемуарным произведением на территории Беларуси были Исторические записки новогрудского подсудка Федора Михайловича Евлашовского (1546 – 1619). Название «Исторические записки» условно, так как в рукописи не сохранился титульный лист с названием. Ф. М. Евлашовский принимал участие в 1564 г. в битве на р. Улле с русскими войсками в ходе Ливонской войны. Самообразованием он получил знания по математике, делопроизводству и юриспруденции и был избран в 1566 г. новогрудским подсудком. В 1560-е гг перешел из православия в протестантизм. В 1603 – 1604 гг. создал свои мемуары на старобелорусском языке с большим количеством полонизмов. Записки Евлашовского, возможно, были написаны под влиянием «Перегринации (Путешествия) в Святую Землю» Миколая Крыштофа Радзивилла Сиротки, написанной после 1584 и впервые изданной в 1601 г. В Записках Евлашовский описал ход Люблинского сейма 1569 г., в деятельности которого принимал участие. На этом сейме он был замечен королем Жигимонтом Августом, который взял его на службу в 1569 – 1572 гг. После смерти короля в 1572 г. Евлашовский служил у М. К. Радзивилла Сиротки. В 1576 г. встретился в г. Торунь с королем Стефаном Баторием. Подробно описал в записках восстание С. Наливайко 1595 г., которому высказал сочувствие в связи с четвертованием. С 1604 г. Евлашовский служил у Иеронима Ходкевича. Автор описывал и многие семейные события: свою женитьбу, рождение и смерть детей, родственников, пожары, эпидемии. Первый дневник на Беларуси на польском языке написал Самуил Маскевич, который родился в 1580 г. в Сервече около Новогрудка. В 1601 г. он поступил на военную службу и воевал против шведов. Во время мятежа М. Зебжидовского 1606 г. выступил на стороне короля Жигимонта III. В 1609 г. Маскевич участвовал в походе на Москву и битве при Клушине. После возвращения в РП служил у князей Вишневецких, затем у князей Радзивилов. Его Памятники охватывают период 1594 –1621 гг., в них он описывает московский поход, обычаи московских жителей (особенно бояр). Умер С. Маскевич в 1640 г. Его сын Богуслав Казимир Маскевич (ок.1625 – 1683) написал Памятник (1643 – 1649) и Дияриуш русско-польской войны (с 1660 г.). В Памятнике он описал начало восстания Б. Хмельницкого и отступление отряда Иеремии Вишневецкого, у которого служил, через южные земли Беларуси (Лоев, Брагин). Памятник обрывается на описании подготовки войска великого гетмана ВКЛ Януша Радзивилла к штурму лагеря П. Кричевского в 1649 г. под Лоевым. Диариуш охватывает период войны с 1660 г., когда Б.К. Маскевич уже не служил в войске, а представлял интересы минской шляхты перед русскими войсками. Он даже присягнул на верность царю Алексею Михайловичу. Еще одним мемуаристом XVII в. был Ян Цедровский, который родился 3 марта 1617 г. в д. Погост около Слуцка вместе с братом-близнецом Стефаном. В 1672 – 1682 гг. он написал свой Памятник, который состоит из двух частей. Первая охватывает период с 1631 г., когда Ян вместе с братом Стефаном поехал на учебу в Пруссию в Крулевецкую академию, и завершается 13 декабря 1672 г. Описана учеба вместе с братом в Краковской Академии в 1636 г. С 1637 – 1669 гг. служил хорунжему (затем конюшему) ВКЛ Богуславу Радзивиллу. В 1638 – 1639 гг. вместе к князем Б. Радзивиллом ездил в Германию, Данию, где встречался с датским королем Христианом IV, Амстердам (Голландия), Францию, Англию. В Париже Радзивилл и Цедровский получили аудиенцию у короля Людовика XIII и вели переговоры об освобождении из Бастилии брата Владислава IV, будущего короля Яна Казимира, которого французы обвинили в шпионаже. Вторая часть Памятников посвящена обязанностям, которые наложила на Цедровского шляхта Минского воеводства. Памятники заканчиваются описанием разгрома евангелического збора в Вильно, учиненного толпой под руководством иезуитов 3 апреля 1682 г.
48. Особенности и основные виды мемуаров XVIII в. В XVIII в. расширяется сословная принадлежность авторов мемуаров. Подробные 8 томные мемуары, в которых описывались ежедневная жизнь магната в течение 30 лет, написал Радзивил Рыбанька. Брестский каштелян Мартин Матушевич описал политические события в РП в 1740-е – 1760-е гг. и деятельность князя Кароля Радзивилла Пане Коханку. Появляются и новые формы мемуаров. Например, новогрудская лекарка Соломея Русецкая-Пильштынова (1717 – 1760) написала мемуарный, авантюрный роман о своих приключениях в Турции и России, который был издан в Стамбуле на польском языке в 1760 г. (затем переиздан в1957 г. в Польше). Бродячий школяр Илья Турчиновский описывал свои похождения по территории Восточной Беларуси (Могилевское воеводство). В конце века появляются и русские мемуары. Например, русский генерал П. Кречетников описал действия русских войск на территории РП в 1767 –1768 гг., а его сын Н.П. Кречетников описал подавление восстания Т. Костюшки в 1794 г. Мемуары Кречетниковых похожи на журналы боевых действий.
49. Мемуарная литература XIX в. и особенности ее изучения Конец XVIII – п.п. XIX вв. характеризуются своеобразной модой на мемуарную литературу. В это время было создано большое кол-во воспоминаний, дневников и т.п. Канец XVIII – першая палова XIX ст. характарызуюцца своеасаблiвай модай на мемуарную лiтаратуру. У гэты час была створана вялiкая колькасць успамiнаў, дзённiкаў, нататак i хранографаў-дыярыушаў. Не только увеличивается количество мемуарной литературы, но и происходят изменения в составе ее авторов. Появляется все больше мемуаров представителей студенчества, мещанства, духовенства. На смену аполитичности приходит патриотизм, стремление к определению своего места в процессе национального освобождения, что хорошо прослеживается в мемуарах А.Чарторыйского (князь, известный деятель эпохи Александра I, затем в эмиграции, где и написал мемуары). Еще больше публицистическая направленность характерна для мемуаров членов тайных обществ, судьба многих из которых была связана с Беларусью. Свои впечатления о Беларуси оставили декабристы Одоевский, Бестужев-Марлинский, Раевский, Розен. Мемуарная литература этого времени является откликом на все значимые события в общественно-политической жизни края. Так, события, связанные с отменой Брестской унии (1840), нашли свое отражение в «Записках» Жиркевича, Чабадько, М.Маркса и др., которые частью были опубликованы, а частью находятся в архивах Львова, Минска, Москвы. Деятельность К.Калиновского, эпизоды восстания 1863 г. нашли отражение в воспоминаниях его участников (Гейштара, Рожанского и др.), а также представителей местной администрации (Муравьева, Никитина, Масалова). Это дает возможность проводить сопоставление сведений, оценок событий, деятелей восстания. Во второй половине XIX в. – нач. XX в. количество мемуарных произведений еще более увеличивается, появляется небольшое число мемуаров рабочих и крестьян. Изменяется характер мемуаров: если в п.п. XIX в. преобладало подробное повествование о прошлом, которое разворачивалось в хронологической последовательности, то теперь мемуаристика иногда преобретает этюдный, незавершенный характер (н-р мемуары А.Я.Богдановича). Значительная часть мемуаров и этого времени осталась неопубликованной при жизни авторов, но увеличение изданий (в т.ч. переодических) расширяет возможности публикации; мемуаристы пишут в основном не «для себя», а для современников. С начала XX в. возрастает кол-во мемуаров членов антиправительственного движения. С 1905 г. они публиковались в большом количестве как в отдельных изданиях, так и в журналах «Былое», «Голос минувшего», а после 1917 г. – в «Каторге и ссылке». Поэтому нужно четко разделять мемуары которые писались в это время и про это время, имея в виду, что многие мемуары дорабатывались под влиянием событий 1917 г. Поэтому здесь более достоверными будут сведения дневников (н-р дневник А.Луцкевича, где есть интересные сведения о развертывании белорусского национального движения, его участниках). При изучении дневников нужно иметь в виду один момент. Довольно часто в записях можно встретить указания на их конфиденциальность, но при этом понятно, что авторы дневников допускали возможность того, что записи будут прочитаны когда-то в будущем, поэтому зачастую подвергали себя самоцензуре. Отдельно здесь стоят официальные дневники, которые вообще составляют часть официальной документации.
50. Мемуары новейшего времени. Характеристика основных этапов и видов В мемуарах новейшего времени проявились новые тенденции: Резко сократилось количество дневников. Вначале многие революционеры не считали нужным их писать (привычка конспирации и преобладание коллективистских ценностей над индивидуальными). Затем опасно их было писать в период большевистской и национал-социалистской диктатуры. 2. Воспоминания писались под «социальный заказ», для получения льгот, благ, наград, званий. Например, мемуары участников революционных событий, мемуары партизан и подпольщиков. Поэтому мемуары были тенденциозны, носили идеологический характер.
Дата добавления: 2014-04-05; просмотров: 1722; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |