Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




О сущности понятий «общество» и «семья» с системно-логических позиций

Читайте также:
  1. Взаимосвязь и взаимоотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность
  2. Виды понятий
  3. Виды понятий. Логическая характеристика понятия
  4. Вопрос 20. Раскройте понятия «общество» и «природа»? Как они связаны между собой?
  5. Вопрос 25. В чем различие таких понятий, как «социальная система» и «социетальная система»?
  6. Гранулирование полимерных композиций
  7. ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
  8. Деление понятий как логическая операция
  9. Дублирование понятий
  10. Загадка происхождения и сущности человека

Проиллюстрируем указанное нами общее правило логики: смысл сложного термина (понятия) нам становится известным (и само понятие может считаться истинным), если исследователю известны смыслы каждого понятия (т.е. однозначное содержание терминов), использованных в сложном понятии или на которые оно опирается, и известно правило использования смыслообразующих операторов («и», «который», «но», «нет», запятые и т.д.).

Всем понятно, например, что термины «общество», «государство», «право», «закон», «экономика», по своему содержанию являются сложными, т.е. могут быть представлены рядом понятий (отражающих какие-то взаимосвязанные системы, коль речь идет о человечестве). И, полагаем, входят в какую-то значительно более общую систему, принадлежат какой-то всеобщей или наиболее общей системе. Или общей для всех людей.

Вспомним в этой связи еще одно правило логических операций по определению содержания термина: более точное определение термина возможно также и через использование категорий: «всеобщее», «наиболее общее», «общее», «особенное», «специфическое» и «единичное». Словом, необходимо использовать логическую операцию категорийности.

Напомним, что этот термин, отражающий скопление людей на какой-то территории, который согласно логическим правилам образования гуманитарных понятий (т.е. с позиций наук, изучающие культуру и историю народов) при попытках определения его содержания должен иметь культурно-историческую и логическую компоненты.

С этого, с культурно-исторической и логической компоненты и начнем.

В русском языке, в русских традициях термин «общество» имеет различные, но обще-коренное толкования. В старорусском языке было слово «громада», которое означало и большое (громадное) количество людей, и собрание (сосредоточение в одном каком-то месте) людей одного рода-племени (на санскрите, в котором коренные слова по звучанию похожи на старорусский-славянский и по значению практически совпадают, «грамаджа» – приход, общество) и слово «обща» - сообща, вместе делать дело. Со временем это слово осталось в украинском (в значении «общество»), а в русском развитие получил корень «обща».

Теперь обратим внимание на корень слова «общество», характеризующий качество (взаимоотношения) этой социальной системы (см. Словарь В.И.Даля).

«Общный» - общий, многим вместе принадлежащий; «Общно» - с кем-то, сообща, вообще, вместе, вкупе, общими силами, согласием. «Общна, обща» - складчина, братчина, общее именье или достоянье, артельщина. «Общничать» - составлять, образовать общества, товарищества, братства (с кем быть заодно, в тесной связи, для какой либо общей цели). «Общительный человек» - тот, кто охотно общается с людьми, любит общество, дружелюбный, приветливый, радушный, откровенный.

В русской традиции издавна понятие «общество» включало в себя общность двух видов:

1) общество как организация: скопление людей, которые товарищески или братски взаимосвязаны какими-либо общими условиями и целями и имеющие свое самоуправление;

2) гражданское общество - вообще скопление всего населения, т.е. социальная система, находящаяся на какой-то территории, элементами которой являются люди, не состоящие на государственной службе и состоящие в сословиях со своим самоуправлением.

При этом все они находятся под управлением государства или органа управления данной местности, т.е. для этой социальной системы характерно наличие внешнего (государственного), территориально-местного управления (СУ) и самоуправления сословного.

На каком-то начальном этапе «общество» означало собрание людей, товарищески, братски связанных какими-либо общими условиями и целями. На этапе перехода от феодального к буржуазному (весьма условному для России) - нечто отдельное и цельное (приход, волость или вообще население), состоящее под общим управлением (местного и/или государственного).

«Гражданское общество», отмечал В.И.Даль, это понималось русскими как «граждане одного государства, одной местности, все невоенные, не служивые (дворянское, купеческое, крестьянское общества и т.д.) сословия составляют части гражданского общества, имеющие свое управление». «Крестьянское общество» - мир, собрание всех домохозяев (а не бомжей и заключенных –авт.), кому на миру, на сходке дано право голоса (участие в самоуправлении!). «Ученое общество» - сословие ученых. Общество портных, сапожников, община, цех и т.д. имевших свое управление на конкретной территории. «Общественный» - обществу присвоенный, к нему относящийся (общественный хлеб, житницы, общий, мирской).

Напомним, что «сословие» - сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами, имевшее по каждому своему месту жительства свое сословное управление (податные сословия в России до середины XIX в.- крестьяне, мещане, ремесленники; привилегированные сословия - дворянство, духовенство, гильдейское купечество; особое сословие - казаки).

Например, «земское управление» - управление гражданское, общественное, распорядительное; земством назывались все сельские обыватели, граждане, за изъятием горожан, все уездное население, имеющее свое управление и особенное в отношении к повинностям своим; земские повинности: работы общины по наряду и денежные взносы и сборы, кроме податей (подушных и оброка) на общие дела земства; понятие «общественное самоуправление» употреблялось в отношении США и понималось как участие и помощь каждого в охранении порядка, без пособия правительства. А «самоуправление» означало: «управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего», ведение своего домохозяйства.

С середины XIX в. и до 1917 г. сословием называлась уже и группа лиц, объединённых профессиональными интересами. Земство, как орган местного управления, формировалось за счет выборных представителей и от профессиональных сословий.

В нынешнем виде, если исходить из русской традиции, а не «заморских идей», это могли бы быть профессиональные сословия (союзы) со своим избранным самоуправлением и представительством в местном самоуправлении - МСУ.

Отсюда, кстати, логически вытекает утверждение, читаемое прямо и обратно: хорошо организованное самоуправление (МСУ) и государственное управление – важная предпосылка хорошо организованного общества.

Теперь используем логическую операцию категорийности.

Все человечество, как социальную систему, можно обозначить как «всеобщую социальную систему», расы – «наиболее общие», общество – «общая социальная система». В состав общества («общей социальной системы»), когда оно возникло, по факту входят народы («особенные социальные системы»), традиционно живущие на территории страны и представители иных, «зарубежных» народов. В этом случае народности представляют «специфические социальные системы», а семьи с их членами - «единичные». До появления общества его место занимал народ, он был «общим».


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Системно-логическое понятие «народ» | Семья в парадигме русской культуры

Дата добавления: 2014-11-08; просмотров: 392; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.