Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Скрипка

 

В нижней части корпуса врезана пуговица, служащая для закрепления подграфа. Струны закрепляются узелком в вырезах под гриф а, протягиваются через подставку над грифом и наворачиваются на колки. Для того, чтобы струны не прилегали к грифу, у самой головки на грифе сделано маленькое возвышение, «порожек». Струны делаются из различного материала. В настоящее время распространены для наиболее низких звуков (для скрипки — соль, ре, для альта — до, соль, для виолончели — до, соль, для контрабаса — ми, ля) кишечные струны, обвитые канителью (серебро, алюминий, медь); для средних и высоких звуков употребляются кишечные струны (в последнее же время часто также обвитые). На скрипке струна ми часто делается из стали.

Для игры на смычковых инструментах употребляется смычок, состоящий из трости и волосяной ленты (пучок конского волоса). Для натягивания волоса служит винтовой механизм, соединенный с колодочкой, в которой и закреплен волос. Для большего сцепления во время игры волоса со струной его натирают канифолью (род смолы, переваренной особым образом).

Скрипка (Violino, сокр. V-no) — самый высокий и подвижный из смычковых инструментов. На скрипке четыре струны: соль, ре, ля и ми, настроенные по квинтам:

Скрипка, так же как и альт, держится за шейку левой рукой; нижняя часть корпуса придерживается подбородком.
Одна и та же струна может давать звуки различной высоты, так как ее длину можно изменять нажатием пальцев. Струны, не прижатые пальцами, называются открытыми или (реже) пустыми и обозначаются знаком «О».

ДИАПАЗОН

Но в оркестровой игре редко употребляют звуки выше:

На струнных инструментах (кроме контрабаса) употребляют также игру двойным нотами (на двух соседних струнах), тройными и четверными (арпеджиато, так как струны лежат, благодаря аркообразной форме подставки, не в одной плоскости).

На струнных инструментах возможны различные эффекты. Основными штрихами являются следующие:

Движение смычка шева направо («вниз») обозначается знаком: П. Движение арава налево («вверх») обозначается знаком: V. Затакт обычно начинают вверх смычком, а сильную часть такта — вниз. Перечислим наиболее употребительные штрихи:

  1. detachee — на каждую ноту отдельное движение смычка.
  2. legato—на каждое движение смычка идет группа нот.
  3. spicato — мелкие, отрывистые движения смычка (каждая нота отдельно), несколько подпрыгивающего.
  4. staccato — несколько отрывистых нот на один смычок (штрих, редко употребляемый в оркестровой игре).
  5. saltando — отскаквающие ноты.
  6. tremolo — быстрое движение вверх и вниз на одном звуке.
  7. трель.

Есть также ряд особых эффектов:

  1. sul ponticello—у подставки (звук приобретает несколько металлический оттенок).
  2. coll legno — древком смычка по струнам (редко употребляется).
  3. pizzicato — защипывая струну пальцем; в партии пишется: pizz. Когда игра этим штрихом должна быть прекращена, пишут обозначение «агсо», то есть смычком.
  4. сурдина — маленький гребешок из дерева или кости, надеваемый на подставку, отчего звук струнного инструмента приобретает несколько приглушенный, матовый звук. В партии пишут сокращенно: con sord. (исполнителю для надевания сурдины необходимо некоторое время); для снятия сурдины пишут: senza sord.
  5. флажолеты — искусственно получаемые легким прикосновением пальца призвуки (обертоны), свистящего и очень нежного тембра, слегка напоминающие звуки маленькой флейты «флажолета».
  6. При игре на смычковых инструментах в мелодических последованиях переходят со струны на струну; но иногда для достижения особого эффекта исполнителю предписывают играть какое-либо последование на одной струне. Тембр таких звуков получает густой, насыщенный оттенок. Для обозначения этого эффекта пишут над данными тактами обозначение: sul G, sul D и т. д. (т. е. на струне соль, на струне ре и т. д.).

 

Приводим примеры перечисленных штрихов;

legato
staccato
tremolo
tremolo
spiccato

Альт (Viola, сокр. V-la) несколько большего размера, чем скрипка. Играют на нём и держат его как скрипку. В оркестровом квинтете он является третьим голосом сверху и в обычном расположении аккорда у струнных играет как бы роль тенорового голоса.

 

Строй альта на квинту ниже скрипки:
Употребляемый в оркестровой игре объем:

Партия альта нотируется в альтовом и (высокие звуки) в скрипичном ключах. Тембр альта несколько тусклый, более слабый, мягкий, нежели у скрипки. Классики пользовались группой альтов для исполнения партии среднего голоса, и лишь в более поздних партитурах Бетховена и у последующих композиторов альт начинает получать более ответственные партии, с учетом его тембровых особенностей; с эпохи раннего романтизма

(например, у Вебера) появляются партии соло для альта.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Справочные данные | ПсихологиЯ И КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Дата добавления: 2014-11-08; просмотров: 383; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.