Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Материальные потребности и интересы индивида суть материалистического понимания человека и общества

Читайте также:
  1. F 1 f 2 f 3 частота воздействия на человека
  2. I. Понятие общества.
  3. I. ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА,ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  4. III. Социальные, экономические и культурные права человека.
  5. Акционерные общества
  6. Акционерные общества
  7. Акционерные общества.
  8. Анализ опасности различных способов включения человека в электрическую сеть .
  9. Анализ продуктов деятельности обследуемого человека.
  10. Анатомия и визуализация. Возможности современной медицины в изучении анатомии живого человека.

 

Чтобы жить, каждый взрослый, физически и психически нормаль­ный человек вынужден действовать. Побуждают его к этому инстинкт самосохранения, материальные жизненные потребности (в еде, питье, одежде и т. д.), а также различные духовные потребности и интересы. По своей социальной природе люди не могут удовлетворять потребности и интересы в одиночку, они действуют сообща. В процессе и результате совместной деятельности индивидов возникает множество разнообразных следствий: 1) происходит объединение людей в социально-исторические и социальные общности (роды, племена, народности, классы, сословия, профессиональные и другие большие группы); 2) возникают производст­венные отношения, а вместе с ними и в зависимости от них, полити­ческие и духовные общественные отношения; 3) формируется мир «оче­ловеченной» природы (или его еще называют «техносфера»); 4) склады­ваются всевозможные общественные структуры, органы, институты, которые превращаются во внешнюю по отношению к индивиду силу; 5) образуются иерархические общественные системы, властвующие над индивидом (например, система государственной исполнительной власти, система образования, партийно-политическая система и т. д.).

Таким образом, на основе индивидуальной деятельности человека, направленной на удовлетворение его потребностей и интересов, возни­кают вторичные, третичные и т. д. социальные образования. Изначально складываются они для того, чтобы лучше, эффективнее, полнее удовлет­ворять потребности и интересы индивидов. Однако, в силу природных различий между индивидами (физических, психических, врожденных задатков и способностей к различным видам деятельности и т. д.), а также благодаря социальным факторам развития (общественному разделению труда, совершенствованию орудий и средств труда, умножению знаний и общественного богатства и др.) происходит присвоение общественных образований теми или иными социальными группами, подчинение их групповым интересам.

История развития человечества представляет нескончаемую цепь борьбы больших социальных групп между собой за овладение наиболее мощными общественными образованиями – средствами производства и государственными органами власти (законодательными, исполнитель­ными и судебными). Одни группы, одни властители со своими прибли­женными сменяют других у руля экономически и политически власт­ных систем. Но всякий раз такая смена, как свидетельствует история, не устраняет того положения людей, не причастных к власти, которое означает, что любое социальное образование служит для удовлетворения потребностей и интересов лишь властвующей группы. Для остальных социальных групп и индивидов оно является чуждым и даже враждебным. Конечно, минимально необходимый уровень удовлетворения потребно­стей и интересов отчужденных от власти людей обеспечивается, ибо в противном случае властвующая группа подвергает себя опасности быть свергнутой. Однако удовлетворение потребностей и интересов властвую­щей группы и остальных членов общества столь существенно различают­ся, что отчуждение не устраняется. Высказывается мысль о существовании в историческом развитии даже закона диалекти­ческого отчуждения (см. о нем: Горский Д. П. Учение Маркса об обще­стве. Критический анализ. – М: Наука, 1994. § 5). Следовательно, про­изведенные человеческой деятельностью вторичные, третичные и т. д. общественные образования превращаются в силы, которые господствуют над большинством индивидов в обществе.

В реальной же социальной действительности отчужденные от инди­вида силы определяют деятельность человека непосредственно, зримо, внешним, чувственно-воспринимаемым образом. Например, этот раб делает то, что ему приказывает его рабовладелец; этот крестьянин нахо­дится в полном распоряжении своего помещика; рабочий выполняет ту работу, которую дает ему владелец завода; чиновник делает так, как ему указывает начальник, и т. д. И эта видимость принималась мыслителями за сущность. Причем на начальных этапах человеческой истории за сущ­ность индивидуальной деятельности принималась видимость, наиболее удаленная от сущности, заключающая в себе сущность в наименьшей мере. За первичное в человеческой жизнедеятельности тогда брались мистифицированные, обожествленные человеческие качества и силы (мифологией и религией). Философским обоснованием такого взгляда на общество стали позднее разного толка объективно-идеалистические воззрения. Затем сущность человеческой жизнедеятельности стали искать не в сверхъестественном, а в земном, общественном мире. Как бы опустив сущность человеческой деятельности с неба на землю, мыслители стали усматривать ее в волевых проявлениях исторической личности (царя, шаха, императора, полководца и т. д.). Логически завершенной философ­ской формой такого воззрения на общество явился субъективный идеа­лизм.

Марксизм сделал еще один шаг на пути приближения к истин­ной сущности человеческой деятельности. На основе разработанного Марксом классового подхода к человеку и обществу создал материалистический взгляд на общество. Исходя из материальных интересов классов (пролетариев и буржуа), которые в ХIХ в. находятся в непримиримом – антагонистическом противоречии прежде всего в сфере производства материальных благ, в экономической сфере, Маркс и принял за первичное, главное, определяющее в обществе материально-производственную сферу. В этом заключается суть марксистского, классового материализма.

Однако, если рассматривать класс не в актуальном аспекте, который демонстрирует видимость первичности класса и вторичность индивида (ведь индивиды входят в классы и другие большие социальные группы и выходят из них, а классы и группы существуют веками), а в генетическом, то все оказывается иначе. Классы и другие большие социальные группы в обществе возникают тогда, когда появляются индивиды, действующие однотипно. И исчезают с исторической арены тогда, когда индивиды прекращают эту свою однотипную деятельность. Таким образом, во взаимодействии индивидов и класса первичным является не класс, как считал Маркс, а индивиды, индивидуальная деятельность. Поэтому в структуре индивидуальной деятельности следует искать первичную сущность человека и общества.

Такими сущностями могут быть только материальные потребности и интересы индивидов. Именно эти элементы в структуре человеческой деятельности удовлетворяют всем условиям первичного, определяющего, материального фактора.

Во-первых, они имеют объективный характер. Это означает, что несмотря на их принадлежность субъекту, они в целом не зависят от его воли и желания. Субъект может лишь частично изменить, переориенти­ровать, подкорректировать, но не отказаться от них, не заменить их полностью другими. Например, потребность в пище не может быть отброшена или заменена потребностью в одежде. Она может быть лишь переориентирована в том плане, что ее можно удовлетворить разными средствами (хлебом, мясом, овощами и пр.). Аналогично и в отношении интересов. Например, интерес к бытовой радиоаппаратуре, возникший у индивида, может быть удовлетворен и простым магнитофоном, и сте­реофоническим двухкассетником, и лазерным проигрывателем, и видео­магнитофоном, и другими видами радиотехники, но не пылесосом, даже новейшей конструкции.

Во-вторых, потребности и интересы индивида имеют необходимый характер. Без них, не удовлетворяя их, субъект не может существовать. Правда, необходимость эта бывает разного порядка. Одно дело, к примеру, – необходимость в пище и совсем другое – необходимость в радиоаппара­туре. Существует у каждого человека определенная иерархия потребно­стей и интересов, в которой действуют довольно сложные зависимости.

Несомненными первейшими потребностями являются жизненно не­обходимые материальные потребности. Они выступают не просто осно­вой возникновения и существования других потребностей и интересов. Уровень и характер их удовлетворения определяет характер иных матери­альных потребностей, а самое главное – общую социальную ориентацию человека, уровень его социальных притязаний, устремлений, которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на возникновение духовных потребностей, их характер и уровень удовлетворения. При этом общая социальная ориентация человека, его социальная устремленность есть порождение и синтез сложного взаимодействия актуальных матери­альных и духовных потребностей и интересов, его желаний в длительно перспективной целеполагающей форме. Она выступает стратегической целью индивида. И в этом качестве она подчиняет себе актуальные не только духовные потребности и интересы, но и материальные, даже жизненно необходимые материальные потребности. Она дает индивиду картину будущих состояний, форм удовлетворения потребностей и инте­ресов. Отсюда у каждого индивида формируется своя иерархическая система потребностей и интересов, которые имеют для него разную степень необходимости. Система эта меняется с достижением каждого нового уровня жизни. Однако при всей изменчивости приоритетов в си­стеме потребностей и интересов индивида неизменной остается осново­полагающая роль жизненно необходимых материальных потребностей.

Отсюда, в-третьих, материальные потребности и интересы играют в жизни человека решающую, определяющую роль. Этот вывод вытекает из того, что любой человек для поддержания своего существования вынужден прежде всего удовлетворять свои минимально необходимые жизненные потребности. История человечества знает немало примеров, когда индивид ограничивается минимальным удовлетворением своих ма­териальных потребностей ради максимального развития духовных. Так, знаменитый Диоген жил в бочке, ходил в рубище и питался отбросами ради создания и обоснования оригинального философского мировоззре­ния. Однако этот и другие подобные примеры составляют исключения в человеческой жизнедеятельности. Правилом же, общей закономерно­стью является то, что удовлетворение материальных потребностей и ин­тересов вызывает их рост. Далее человек стремится к удовлетворению их на более высоком, развитом уровне. Но здесь в развитие материальных потребностей и интересов вмешивается социальная ориентация человека. В исключительных случаях она определяет жизнедеятельность индивида уже на минимальном уровне удовлетворения жизненно важных матери­альных потребностей. Это одна крайность в развитии материальных потребностей. Другая крайность, являющаяся тоже исключением, связана со стремлением к максимально возможному в данном конкретно-истори­ческом обществе (а в настоящее время – в наиболее развитых странах мира) уровню существования и удовлетворения материальных потребно­стей и интересов. Общим же правилом в жизнедеятельности людей является стремление достичь такого уровня в развитии и удовлетворении материальных потребностей, который считается в данном обществе до­стойным человеческого существования. Этот уровень материальной жиз­ни индивида служит ему основанием для развития духовных потребностей и интересов в тех направлениях и настолько, в каких и насколько позволяют ему его природные задатки, наклонности, способности.

В-четвертых, индивидуальные материальные потребности и интере­сы являются определяющими в отношении к групповым и общественным материальным потребностям и интересам. Объединение индивидов в ту или иную социальную группу происходит только на основе единства их потребностей и интересов. Единство материальных потребностей и инте­ресов порождает социальные группы, действующие для, в связи либо по поводу существования и удовлетворения материальных потребностей и интересов (например, производственная бригада, коллектив завода, соци­альная группа фермеров, строителей, историческая общность род, племя и т. д.). Материальные потребности и интересы индивидов определяют и существование других больших и малых социальных групп, ибо за свою деятельность в них индивиды получают вознаграждение (в натуральной, а чаще в денежной форме), благодаря которому они и могут удовлетворять свои материальные потребности и интересы.

Социальные институты, складывающиеся в важнейших, основных сферах общественной жизни – экономической и политической, существуют опять же для удовлетворения материальных потребностей и интере­сов различных социальных групп в разной степени. Всякое изменение их начинается с того, что какая-то группа не желает больше мириться с существующим уровнем удовлетворения ее материальных потребностей. Это закономерно наступает в процессе роста потребностей и интересов, а тем более в результате снижения уровня потребления.

Наконец, в-пятых, принятие материальных потребностей и интере­сов индивида за первичный, определяющий фактор в обществе открывает новые перспективы гуманизма.

На первоначальном этапе исторического развития человечества о гу­манизме говорить не приходится, ибо индивид не отделял себя от рода, племени. Общество же (в виде рода или племени) не выделяло особых групп людей, социальное положение которых существенно бы отличалось от остальных сородичей и соплеменников. Впервые такое выделение происходит с зарождением патриархального, а затем и классического рабовладения. Это означает вместе с тем возникновение в обществе фактического антигуманного отношения одних групп людей к другим. Но реальный антигуманизм не осознается обществом и не находит соот­ветствующего выражения в духовных и в том числе философских искани­ях. Гуманизм как духовное явление возникает впервые в эпоху ранне­го средневековья в лоне религиозных воззрений. Он выражается во вза­имной любви человека и бога, которую провозглашает религия, и имеет абстрактный характер, ибо говорит о человеке вообще, вне его конкрет­но-исторической сущности, конкретного положения в обществе. И любовь эта имеет, так сказать, неадекватный характер, ибо если человек должен любить бога в земной жизни всегда и безусловно, то бог возлюбит его лишь после смерти и при условии богоугодности поведения человека в земном своем бытии.

Как со­циально-философское течение гуманизм возникает в эпоху Возрожде­ния. Сохраняя абстрактный характер по форме, он является по сущест­ву идеологией такой социальной группы, как городская аристократия. Поэтому он и может быть назван аристократическим гуманизмом. В Но­вое время в связи со складыванием в западноевропейских городах так называемого третьего сословия, в котором ведущую роль играла буржуа­зия, аристократический гуманизм перерастает по сути в буржуазно-клас­совый, оставаясь по форме абстрактным. С возникновением марксизма создается конкретная форма гуманизма, в которой открыто провозглаша­ется любовь к одному классу – к пролетариату. Создатели классово-про­летарской формы гуманизма надеялись вместе с тем на ее способность обеспечить установление подлинного и всеобщего гуманизма, связанного со свободным и всесторонним развитием каждого человека в будущем коммунистическом обществе. Реальная история человечества, однако, свидетельствует, что все формы гуманизма, опирающиеся на те или иные классы, большие социальные группы, не только по форме, но и по содержанию, а самое главное – по реальному осуществлению остаются абстрактными. Они не смогли принести счастливой жизни не только всем членам общества, но даже избранным социальным группам, классам.

Таким образом, история человечества, эволюция социально-фило­софских гуманистических воззрений подводят к необходимости создания новой формы гуманизма – демократического гуманизма, который про­возглашает любовь к каждому человеку независимо от его расовой, национальной и всякой иной принадлежности. Материальным (и в то же время материалистическим) основанием такого гуманизма является при­знание первичности материальных потребностей и интересов индивида. Создание гуманистического материализма является назревшей философско-теоретической и практической задачей современного общества.

На основании изложенного можно сделать вывод, что в основу нового материалистического понимания общества должна быть положена материальная жизнь индивида, которая обусловливается и движется его материальными потребностями и интересами. А сущность гуманистическо-материалистического взгляда на общество означает признание пер­вичности материальных потребностей и интересов каждого конкретно-исторического индивида.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Историческая ограниченность марксовского материализма во взглядах на общество | Диалектика материальной жизни индивида

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 366; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.