Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Дискуссия «Вертушка»

Читайте также:
  1. Дискуссия в деловом общении
  2. Тема 10. Аргументация и дискуссия

Специфика данной дискуссии заключается в том, что ученики обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы. При этом на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию: он может быть ведущим дискуссии, 1-ым выступающим, 2-ым выступающим и т.д. Таким образом, обеспечивается максимальная активность и включенность каждого в обсуждение всех аспектов проблемы, формируются коммуникативные и организаторские умения и навыки.

Этапы дискуссии.

q ЭТАП. Подготовительный.

· Ведущий предоставляет вводную информацию, определяет проблему или обозначает тему обсуждения. Предлагается 4 направления решения проблемы или аспектов темы дискуссии.

  • Группа делится на 4 подгруппы по добровольному принципу или по принципу «лотереи» (вытаскивается номер группы). Но в любом случае группы должны быть одинаковыми по количеству участников (возможные варианты: 4х4, 4х5, 4х6).

· Готовятся 4 стола для работы групп, на каждый ставится табличка с одной из букв - «А», «Б», «В», «Г» и большие листы бумаги с одним из вопросов обсуждаемой темы (лист –А, лист-Б, лист-В, лист- Г). Каждому участнику выдается карточка с номером: А-1, А-2….; Б-1, Б-2, .…В-1,….. Г-4) и маршрутный лист (см. табл.12, 13).

  • Ведущий объясняет правила проведения дискуссии и руководит размещением участников за столами.

q 2 ЭТАП. Проведение дискуссии.

  • Участники занимают исходное положение и ведут в течение 5-10 минут обсуждение по предложенному вопросу или аспекту темы, при этом каждый высказывается по порядку, определенному в маршрутном листе. Заканчивается обсуждение оценкой каждым студентом работы участников, которая записывается в маршрутном листе в колонке «Лучшее выступление».
  • Затем группы расходятся по другим столам в соответствии с маршрутом перемещения каждого участника. При этом второй тур дискуссии включает обсуждение другого аспекта темы и проводится в новом составе участников.
  • Следующие два тура повторяют предыдущие и осуществляются по тому же алгоритму, что и первые два.

q Подведение итогов дискуссии.

  • На последнем, четвертом переходе, участники оказываются на своем исходном месте, обсуждают и обобщают предложения и мнения всех групп по обсуждаемому аспекту темы, оформляют выводы и готовятся к выступлению перед всей группой.
  • Ведущий собирает маршрутные листы и определяет тех, чьи выступления отметило большинство участников.
  • Микрогруппы представляют свои выводы по каждому аспекту темы. Преподаватель проводит коллективный анализ результатов дискуссии и подводит ее итоги, отмечает тех студентов, чьи выступления были наиболее интересны и содержательны.

Таблица 12.

Образец маршрутного листа для группы из 20 человек

 

Тур Стол А Стол В Стол С Стол Д
А1в, А2, А3, А4, А5 В1в, В2, В3, В4, В5 С1в, С2, С3, С4, С5 Д1в, Д2, Д3, Д4, Д5
В1, В2в, С5, С2, Д1 А1, А4, С3в, Д2, Д3 А2, А5в, В4, Д4, Д5 А3, В3, В5в,С1, С4
В3, В4, С4, Д5, Д3в А2в, А3, С1, С2, Д4 А4, В5, В2, Д1, Д2в А5, А1, В1, С5в, С3
В5, С1, С3, Д2, Д4в А5, С5, С4в, Д5, Д1 А3в, А1, В1, В3, Д3 А2, А4, В2, В4в, С2

 

Таблица 13.

Образец индивидуального маршрутного листа

 

Маршрутный лист участника А1
Тур Стол Роль Лучшие выступления (фамилии)
       
       
       
       

 

Дискуссия «Вертушка» обеспечивает интенсивный и разносторонний анализ обсуждаемой проблемы каждым учеником, расширяет сферу коммуникации, позволяя обсудить проблему в разном составе ее участников. Сложность организации дискуссии связана с разработкой маршрута перемещения участников, с необходимостью ориентироваться на определенное их количество. Можно упростить алгоритм дискуссии, сделав микрогруппы постоянными, но ее эффективность в данном случае значительно снижается.

Сочетание разнообразных видов дискуссии в педагогическом арсенале учителя позволит ему сделать процесс обучения интересным, насыщенным для школьников не только новыми открытиями в изучаемом предмете, но и открытием нового в себе и в других.

Более подробно разнообразные виды групповых дискуссий представлены в рекомендуемой к данной теме литературе.

 

3.3.2.Технология организации ролевой игры

 

Как известно, игра – это вид деятельности в условных ситуациях, которая состоит в воссоздании и усвоении играющим социального опыта. Данный опыт воссоздается и усваивается во всем его многообразии: знания, способы деятельности, способы взаимодействия, мировоззренческие взгляды, нравственные нормы, жизненные ценности.

Дидактическая игра, на наш взгляд, - это учебно-познавательная или обучающая игра, которая целенаправленно проводится в учебном процессе для усвоения обучающимися различных компонентов содержания обучения.

К дидактическим играм следует отнести игры с названиями «обучающие», «учебные», «предметные», «познавательные», «интеллектуальные», если они используются с дидактической (обучающей) целью.

Основная трудность для учителя, который конструирует (разрабатывает) дидактическую игру и проводит ее на уроке, состоит в умении обеспечить в игре свободную деятельность детей. «Игра по принуждению, навязанная педагогом, скорее, имитация, воспроизведение игровых действий, которые выводят ребенка за рамки природного игрового процесса. Вне свободы проявления фактически нет игры… Свобода игры есть ее собственная направленность…»[21].

Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов(А.С. Прутченков).

Ролевая игра состоит, на наш взгляд, из следующих элементов:

1) роли (учащиеся выбирают их добровольно или по совету творческой группы);

2) имитация (учащиеся действуют в игре по заранее известным правилам и процедуре, с соблюдением установленных ритуалов);

3) моделирование (играющие создают ситуации в игре, причем правила для этого изначально не устанавливаются);

4) игровые действия учащихся и учителя (на основе владения ценностной информацией в условиях имитации, моделирования и реальных отношений);

5) сюжет игры (вымысел, воображаемая ситуация), в основе которого – область действительности, условно воспроизводимая в игре;

6) игровое употребление предметов (замещение реальных вещей условными, игровыми);

7) элементы состязательности и риска (заключаются в неизвестности для играющих и некоторой непредсказуемости ситуаций – общения, ситуаций – взаимоотношений, ситуаций ценностного выбора и др., которые выстраиваются в условиях имитации и моделирования действий каждым играющим по ходу игры; а также – в неизбежности импровизации в игре);

8) наличие «орнамента» игры (соответствующий язык игры; оформление игры);

9) деловой элемент (постановка задач, установление правил);

10) реальные отношения между играющими (проявляются ситуативно по ходу игры).

Ключевыми характеристиками ролевой игры являются: добровольность; отсутствие жестко установленной цели (А.С. Прутченков); отсутствие материальных результатов (М.В. Кларин.); импровизация жизненных ситуаций; спонтанность поведения; повторение в игре уже усвоенных действий; свободная развивающая деятельность ради удовольствия от самого процесса, а не только от результата (С.А.Шмаков).

Ролевая игра позволяет школьнику как субъекту образовательного процесса включиться в деятельность:

· активную (что связано с усвоением социально и индивидуально ценной информации в игровой деятельности);

· самостоятельную (что обуславливается природой игровых действий);

· осознанную (что выражено в соотнесении своих игровых действий с игровыми правилами, в «устроительстве» игровых отношений, в выстраивании логического завершения своей роли и игры в целом);

· свободную (в игре учащийся добровольно выбирает свою несвободу (Ш.А.Амонашвили) на основе принятия или самостоятельного установления правил игры);

· эмоционально ценностную (что связано с проявлением эмоционального и ценностного отношения ко всему, что происходит в игре);

· рефлексивную (что связано с осмыслением своего места в игре как в со – бытии всех играющих).

Игровая деятельность учащихся имеет природу, которая обусловливает протекание внутренних процессов учащегося, направленных как на самого себя (самопроцессов), так и вовне: на других, для других, для действий вместе с другими (взаимопроцессов). Именно взаимосвязь в игре самопроцессов (в условиях проигрывания роли, имитации, моделирования) и взаимопроцессов (взаимоотношений, диалога, взаимоподдержки) способствует обеспечению единства индивидуализации и социализации личности учащегося, что необходимо, для развития школьника как личности и индивидуальности. Ролевая игра создает условия для ситуативного самоопределения учащегося (учащийся самостоятельно принимает решение в конкретной ситуации, заданной определенными требованиями игры: общей целью и задачами игры, правилами и игровыми ритуалами).

Ролевая игра заключает в себе и необходимый ценностный ресурс. Он содержится в ситуациях: предъявления ценностей, согласно роли в игровом плане; проживания ценностей той деятельности, что содержится в ролевых позициях, заданных социальным контекстом исторического материала; проживания ценностей совместной деятельности, что обеспечивается природой ролевой игры.

В игре имеются широкие возможности для проявления надситуативной активности (в условиях собственных игровых действий, моделирования, имитации, импровизации), которая неизбежно проявляется в игровом поле (в силу наличия ситуаций некой неопределенности действий для играющих) и выступает содержательной основой, «почвой» для творческих проявлений школьников.

Правомерно обозначить границы использования технологии игры с дидактической целью в школе.

Игру необходимо использовать в обучении учащихся любого возраста! (Возрастные границы определяют лишь особенности использования игры на уроке: в младшем возрасте – это больше ролевые игры; в подростковом и старшем – чаще деловые, деятельностные игры и др.).

Выбор соответствующей игры или игровых элементов обуславливается спецификой учебного материала (теоретическое знание, практические задания и т.д.)

Применение дидактической игры зависит от готовности учителя к использованию игры и от владения им игровыми средствами обучения.

Необходимое материально-предметное обеспечение игры (аксессуары, предметы) также может влиять на границы использования игры на уроке.

Подготовленность учащихся к игре в учебном процессе (владение необходимыми знаниями по учебному материалу; коммуникативные умения и т.п.).

В современной школе игровая деятельность используется в целостном учебно-воспитательном процессе в следующих случаях:

· как самостоятельная педагогическая технология для усвоения темы или раздела учебного материала;

· как игровые элементы (с помощью игровых приемов и ситуаций) на различных этапах урока;

· как форма урока, занятия (урок-игра);

· как технологии во внеклассной воспитательной работе.

В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить четыре элемент-этапа (позиция М.В. Кларина)1.

1. Ориентация. Вначале учитель представляет изучаемую тему, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению. Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчетов очков, примерном типе решений в ходе игры.

3. Проведение игры как таковой. Учитель организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за подсчетом очков), разъясняет, корректирует ход игры и т.д.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор – характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу трудностей, идей, которые приходили в голову и т.д. Учитель побуждает детей к анализу проведенной игры. Особое внимание при этом нередко уделяется сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, установлению связи содержания игры с содержанием учебного материала (разделов, учебных курсов). Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор идей для нового проекта игры и т.д.

 

Таблица 14.

Структура учебного процесса на основе дидактической игры

(позиция М.В. Кларина):

Создание проблемной ситуации при введении в воображаемую (игровую) ситуацию.   Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Действия учащихся по игровым правилам, развертывание игровой деятельности, игровые отношения.   Подведение итогов игры (подсчет очков, баллов и т.д.; объявление игровых результатов). Самооценка действий участников (в условном плане).   Обсуждение хода и результатов игры – игровых действий и переживаний участников. Анализ игровой ситуации, ее соотношение с реальностью. Учебно-познавательные итоги игры.

При разработке игры с ее учебно-игровыми материалами учитель выбирает один из возможных вариантов.

Во-первых, можно позаимствовать разработку игры из литературы, периодики. Учитель корректирует, видоизменяет игру с учетом всех дидактических и методических условий, связанных со спецификой изучаемого материала, соответствия найденной игры дидактическим и методическим задачам урока, подготовленности класса к такой игре.

Во-вторых, учитель заимствует либо игру, либо игровые приемы, которые увидел в действии на уроке у коллеги в своей школе, в своем городе.

В-третьих, при разработке игр к уроку учитель может с успехом воспользоваться методикой организации коллективного творческого дела (использовать формы КТД: «бой», «эстафета», «защита», «путешествие», «лотерея» и т.д.).

В-четвертых, учитель может адаптировать к дидактически целям известные ему детские игры: психологические, интеллектуальные, коммуникативные и др.

В-пятых, можно воспользоваться некоторым алгоритмом и сочетать известные игровые приемы. Например, на уроке истории: «бой», «перестрелка», конкурс знатоков, архивариусов, картографов, «неотосланная депеша», исторический анекдот, рассказ очевидца (воина, раба и т.д.), письмо из … Древней Индии и др.

Наиболее значимые аспекты дидактической и методической подготовки учителя к уроку с использованием игры или игровых элементов.

1. При подготовке игры действия учителя предваряются этапом ориентации: учитель продумывает дидактические и методические задачи урока-игры, рассматривает учебный и дополнительный материал с точки зрения целесообразности изучения его на основе игры; подбирает, по возможности, или разрабатывает дидактический и методический материал к проведению игры.

2. При непосредственной разработке сценария игры следует помнить об известных слагаемых игры, которые необходимо положить в основу игры:

· отсутствие материальных результатов;

· сюжет игры (чаще в ролевых играх);

· воображаемая ситуация (наличие вымысла: «если бы», «как будто»);

· правила игры (негласные предписания и установленные на уроке);

· игровые действия (операции);

· состязательность и риск (в выборе альтернатив решений игровых задач);

· выигрыш (баллы, жетоны, «сердечки» и т.д.);

· «орнамент» игры (ее язык, музыкальное, художественное оформление, атрибуты и др.).

3. Учитель предусматривает предполагаемые результаты проведения дидактической игры (дидактические; педагогические).

4. Сюжет игры и воображаемая ситуация «проистекают», прежде всего, из изучаемого учебного материала.

5. Игровые действия могут быть индивидуальными или групповыми (и в сочетании того и другого); могут быть отчасти ролевыми (моделируются роли учениками), имитационными (имитируются отношения, ситуации) и др.

6. Состязательность, соревновательность и риск закладываются в игре возможностью выбирать: различные решения задач, ответы, знания, ситуации и т.п.

7. Выигрыш логически завершает игровые действия учащихся на уроке (на уроке в качестве выигрыша – символы, их наибольшее число).

8. Орнаментальные элементы игры – это некоторые атрибуты (например, песочные часы); бутафория – «Лазарет», где собрана дополнительная литература к игре; различное оформление, например, музыкальное сопровождение.

9. Учитель заранее продумывает свою роль в игре, подведение итогов, обсуждение игры.

В ходе организации учебного процесса на основе игровой деятельности учащихся выделяются следующие этапы.

1.Этап ориентации.

Он заключает в себе начало урока и самой игры. Учитель объявляет тему урока, возможно, напоминает некоторые знания. Он «строит мостик» от учебного материала к игре (т.е. дает характеристику предстоящей имитации на основе учебного материала); это происходит в хорошо продуманной лаконичной и яркой форме (см. уроки – в приложении).

Дидактическую цель в игре на уроке далеко не всегда следует доводить до учащихся, поскольку это может помешать ребенку включиться в игру без оглядки… «Чем искуснее разработана дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель». (Шмаков С.А.).

2. Подготовка к проведению игры на уроке.

Учитель сообщает игровые задачи. Все письменные или устные инструкции должны быть ясными и простыми для понимания.

Перед началом урока подготовлено оформление, необходимое к игре.

Учитель объясняет игровые правила (они должны быть понятны каждому игроку); излагает игровые процедуры – правила подведения промежуточных и конечных подсчетов очков, баллов и т.д.

Совместно с учащимися принимается решение о продолжительности игры.

3. Проведение игры как таковой.

Игра проводится либо по ролям, либо по этапам, по станциям, по раундам, по сетам, по таймам и т.д. Учитель сам организует, инициирует игровые действия учащихся, поощряет их. Он не должен допускать нарушений игрового пространства, которые могут быть выражены в нравоучениях, в функциональном отношении к игрокам (как учитель к ученикам), в отходе от игровых правил и т.п.

Учитель выполняет свою роль, чаще всего ведущего: следит за подсчетом очков, разъясняет неясности и т.д. Он побуждает учащихся к добровольным игровым действиям и обеспечивает комфортные условия для этих действий и отношений на уроке. Учитель же обеспечивает условия для текущего или промежуточного, а также итогового оценивания.

Итак, на этапе проведения игры практически реализуется замысел урока согласно разработанной структуре урока-игры. Следует помнить, что в игровой деятельности могут быть разного ряда случайности, на них обязательно должна быть некоторая скидка.

4. Обсуждение игры.

Его возглавляет учитель. На первый план выходит обсуждение процесса самой игры (ее ход, участие в ней одноклассников, личного участия, трудностей; очень интересное в игре; неинтересное; полезное для отдельного игрока, для группы, эмоциональное состояние, общение и т.д.).

На втором плане – анализ достижения учебно-познавательных результатов (что нового узнали? какие умения развивали? какими способами организовано познание? какие проблемы решили? какие конкретные решения имели место? что из знаний запомнилось надолго? что было неясного из учебного содержания? достаточна ли была учебная подготовка каждого из игроков? и т.п.).

На третьем плане – обсуждаются возможности использования игрового опыта (с данного урока) в реальных жизненных ситуациях.

Участие учителя в уроке на основе игры требует от него усилий, выводящих его за рамки привычного «учительского» поведения. Связано это, прежде всего, с невозможностью функциональных отношений в игре и с необходимостью личностных, игровых. М.В. Кларин на основе анализа педагогического зарубежного опыта формулирует несколько основных «ролей» учителя в игре.1

Инструктор. В меру инструктировать играющих в начале игры, по ходу игры. Лучше инструктирование свести к минимуму, чтобы им не «засорять» игрового поля.

Судья-рефери. Учитель организует игру, распределяет роли и игровые действия, стремясь всех детей вовлечь в игру, поддерживает ход игры, игровые правила, но не вмешивается в игру (это в идеале).

Тренер. Учитель может давать прямые подсказки играющим, но направленные только на то, чтобы помочь им полнее использовать возможности игры (потенциал игрового действия); подбадривать нерешительных участников.

Председатель-ведущий. Эту роль учитель выполняет при обсуждении

игры. Для этого он ставит учащимся такие вопросы, которые позволяют добиться задач обсуждения, но не «предлагает» классу свои выводы и обобщения.

Отношения учителя с учащимися разумнее всего строить на «психотерапевтической» основе, которую предлагает Г.Л. Лэндрет.2

- Создать своим поведением атмосферу безопасности для играющих.

- Понимать и принимать мир играющих (ребенка). Проявлять живой и искренний интерес к тому, что делает учащийся в игре.

- Поощрять те действия, которые ученик совершает в условном игровом плане согласно учебным и игровым задачам урока.

- Принимать и поддерживать эмоциональные проявления в игре.

- Создавать по ходу игры ощущение дозволенности (чувство свободы).

- Создавать условия в игре для принятия ребенком ответственности за себя, за свои действия, отношения.

 

Ролевая игра «Судебное заседание»

Технология подготовки ролевой игры «Судебное заседание»

1. Этап целеполагания.

Формулируются ожидаемые результаты урока – игры в областях: знаний; умений и навыков; отношений, ценностей, качеств.

В совместной деятельности учителя и учащихся происходит выбор формы игры (ролевой игры), а также продумывается тема урока (согласно ожидаемым результатам, изучаемому учебному материалу и форме игры).

Этот этап необходим для того, чтобы вызвать у учащихся желание участвовать в игре и прийти к совместно намеченным предполагаемым результатам.

2. Этап создания группы ИКС (игру координирующий совет) из 3-5 учащихся (по типу «совета дела).

(Используются приемы: по желанию, по совету учителя и одноклассников). Группа ИКС разрабатывает общий замысел игры, определяет круг игровых ролей и действующих лиц для игры, готовит список литературы и необходимый раздаточный материал, а в ходе подготовки к игре координирует действия учащихся, проводит серию консультаций играющим, оценивает общую готовность к игре.

!!! Каждый из группы ИКС также берет на себя роль.

3. Этап деления класса на творческие группы, выбор ролей.

Группа ИКС делит класс на группы для «судебного заседания» (приемы: по желанию ребят, по совету группы ИКС и учителя).

1 группа: обвиняемый, прокурор (для обвинения), адвокат (для защиты), 3 судьи (для ведения заседания), секретарь суда;

2 группа: суд присяжных (количество присяжных – в игровом варианте, к примеру, 3 человека, для вынесения вердикта до приговора суда);

3 и 4 группы: свидетели (от3 до 5 человек в каждой) определяется из числа сторонников и противников обвиняемого; одна группа – со стороны защиты обвиняемого, другая – со стороны обвинения;

5 группа: оформители (готовят зал для судебного заседания, помогают «героям» игры в создании внешнего образа, костюмировании, подбирают музыкальное сопровождение);

6 группа: наблюдатели (готовят листы оценивания для урока – игры),

7 группа: информаторы (готовят информацию о суде, его решении, об игре в целом и индивидуальном участии в ней). Это – либо летописцы, либо архивариусы, либо авторы мемуаров, либо современные журналисты; в зависимости от ожидаемых результатов, учащиеся выбирают себе роль в этой группе. (Возможны дополнительные роли в игре по типу «от автора», « слово эксперту», «слово специалисту», «слово современнику» и др.).

4. Этап консультаций.

Учитель и группа ИКС проводят общую консультацию и по необходимости - индивидуальные.

А) Каждому участнику игры советуют:

- подготовиться к своей роли (из каких источников: литературных, электронных носителей можно почерпнуть необходимую информацию, как точнее представить образ «своего героя»);

- выразить ценностное отношение от лица «героя» к реалиям жизни;

- вести себя на суде от первого лица и в настоящем времени;

- выглядеть на суде соответственно роли « героя»;

- в ходе игры – выдерживать роль до конца игры, даже если «иссякли» знания (проявляя смекалку, находчивость, прибегая к приемам импровизации, имитации).

Б) Отдельным группам предлагается:

обвиняемому хорошо изучить «свою жизнь и деятельность», свои ценности, быть готовым поведать о себе на суде и ответить на вопросы;

судьям – изучить «обстоятельства судебного дела», подготовить вопросы, которые они могли бы задать обвиняемому и свидетелям (в том числе и ценностного характера), ознакомиться с процедурой судебного заседания или подготовить ее; подготовить возможные варианты приговора суда;

секретарю – ознакомиться со своими обязанностями (произносить фразу «Суд идет!», предъявлять суду вещественные или письменные доказательства, которыми располагает суд);

прокурору – подготовить «компромат» на обвиняемого и вопросы свидетелям с «обеих сторон»; адвокату – подготовить речь защиты и вопросы свидетелям, обвиняемому; присяжным – знать свою роль на суде исодержание вердикта;

свидетелям – «знать свою жизнь и свои ценности», быть готовым ответить на вопросы судей, адвоката, прокурора;

оформителям – придумать оформление для урока суда.

Необходимый игровой комплект:

место для судей – длинный стол, покрытый сукном, деревянный молоточек;

место для присяжных;

место для секретаря (ближе к судьям);

место для выступлений – кафедра или «трибуна»;

место для обвиняемого;

места с противоположных сторон для прокурора и адвоката;

места для свидетелей соответственно: ближе к прокурору – сторона обвинения, ближе к адвокату – сторона защиты;

таблички: «судьи», Ф.И.О. каждого судьи, «присяжные заседатели», «секретарь», « обвиняемый», «прокурор», «адвокат», «летописцы» или др., «наблюдатели».

Оформители консультируют играющих и помогают им по поводу костюмирования (к примеру, большинство «героев» выступает в париках). Они же подбирают необходимое музыкальное сопровождение, если посчитают его необходимым для игры;

наблюдатели – выбирают форму оценивания, разработать критерии для оценивания и определить баллы за них, подготовить листы оценивания.

информаторы – выбирают форму информирования школьной общественности об игровом судебном заседании, распределяют и готовят роли в своей группе, необходимые ресурсы.

5. Этап непосредственной подготовки к игре - суду.

Старшеклассники в группах и индивидуально готовятся содержательно и морально к ролевой игре в форме «судебного заседания». Они учитывают советы и рекомендации по игре, проявляют самостоятельность в ходе подготовки к игре.

6. Этап оформления классного помещения к ролевой игре в форме суда.

В классном помещении столы и стулья расставляются как в зале для суда; предусматриваются, оформляются и обозначаются табличками все места, включая места для наблюдателей и информаторов.

7. Этап подготовки листа оценивания и ознакомления с ним всех играющих.

Группа наблюдателей в сопровождении учителя и группы ИКС решают, что необходимо и возможно оценить в качестве достижений учащихся на уроке – игре (выступления свидетелей, обвиняемого, вопросы прокурора и адвоката, выступление обвиняемого и др.).

Наблюдатели разрабатывают листы оценивания, в каждом из которых предусматриваются критерии для оценивания и баллы за них.

8. Этап подготовки к освещению судебного заседания и всего урока - игры.

Готовятся ресурсы: кинокамера или фотоаппарат; диктофон; листы ватмана, фломастеры; цветная бумага; краски, клей, ножницы; возможно, заранее выполненное изображение некоторых «героев» в рисунках, в шаржах.

9. Этап – сбор группы ИКС для решения о готовности к ролевой игре.

На этом этапе группа ИКС оценивает готовность учащихся и группы в целом к ролевой игре в виде судебного заседания; уточняет и согласует необходимые детали; советуется с учителем.

10. Этап целеполагания к уроку – ролевой игре в форме «Судебного заседания». (Технология представлена ниже).

Технология проведения ролевой игры « Судебное заседание».

Основные этапы:

1. Начально – организационный этап игры – суда.

2. Этап свидетельских показаний.

3. Завершающий этап игры – суда.

4.Этап оценивания учебных достижений учащихся.

5.Подведение итогов урока (результативно – оценочный этап).

6. Рефлексия.

* Роль учителя. 1-3 этапы: учитель играет выбранную роль, т.е. он – в числе играющих; 4 - 5 этапы: учитель – координатор; 6 этап: учитель – организатор и ведущий.

1. Начально – организационный этап игры – суда.

За основу предлагается краткая процедура игрового варианта судебного заседания, которая складывается из 3-х этапов. (Другой вариант хода упрощенного судебного разбирательства можно найти в книге: В.Н.Пронькин. А.Б.Гутников. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Книга для ученика.- СПб, 2000. - Т.1. - С. 420 -423).

Секретарь: Прошу всех встать, суд идет. (В зал входят судьи, занимают места. Все играющие – они же и зрители – заранее заняли свои места)

1-ый судья объявляет открытым заседание суда, следит на суде за соблюдением процедуры рассмотрения дела. «Сегодня слушается гражданское дело… (Ф.И.О.). Суд располагает делом в количестве… томов».

2-ой судья объявляет, кто участвует в судебном процессе, кто не явился на суд (называются Ф.И.О. в игровом плане, участники встают, когда слышат свое имя). «В судебном процессе участвуют: сам обвиняемый, прокурор, адвокат, присяжные; из свидетелей на суд прибыли …(называются Ф.И.О.).

На суд не явились …(называются «герои»). На суде присутствуют наблюдатели, а также представители прессы.

3-ий судья сообщает о том, кто ведет суд. « Суд ведут судьи из кампании «Классный независимый суд» ( называются Ф.И.О. судей).

1-й судья предоставляет слово обвиняемому. «Слово предоставляетсяобвиняемому…(следуют Ф.И.О.). Обвиняемый, сообщите суду данные о себе: Ф.И.О.? Где и когда родился? Какую деятельность вел? Каких жизненных ценностей придерживался?» (Обвиняемый рассказывает коротко о себе).

2-ой судья предоставляет слово для обвинения прокурору: «Слово предоставляется прокурору».

Прокурор произносит обвинительную речь (5-7 минут), в которой излагает информацию, компрометирующую жизненные ценности, личностные качества и поступки обвиняемого, не благоприятствующие его жизни и деятельности. (Основные акценты обвинения предусматриваются заранее, с ними стоит ознакомить свидетелей со стороны обвинения).

3-ий судья предоставляет слово адвокату: «Слово предоставляется адвокату». ( Речь адвоката до 7 мин.).

2. Этап свидетельских показаний.

1-ый судья объявляет о том, чтосуд переходит к выслушиванию свидетельских показаний сторон.

«Суд переходит к выслушиванию сторон. На суд приглашается (Ф.И.О. свидетеля). (Затем на суд приглашаются свидетели поочередно со стороны обвинения и со стороны защиты. Они выходят из зала к трибуне, выступают с речью и отвечают на вопросы судей (если это необходимо для разъяснения позиции свидетеля), а затем - прокурора, адвоката сообразно их целям на суде.

Свидетельская речь строится примерно по схеме: «Я, Ф.И.О., родился…, жил …, работал, …, занимался….и т.п. С обвиняемым познакомился … или имел дело при таких-то обстоятельствах». Далее приводятся не менее 2 - 3-х фактов либо в защиту, либо в качестве обвинения, в которых фигурируют жизненные ценности, поступки, отношения, связанные с жизнью и деятельностью обвиняемого.

!!! Каждый свидетель играет роль до конца урока-суда; если он исчерпал знания, то ему придется «подключить» логику, проявить находчивость и смекалку сообразно образу «героя», его жизни, его ценностям, его времени.

!!! В качестве свидетельств в суде могут быть представлены вещественные или письменные доказательства. Их предъявляет суду секретарь суда. (В качестве таких доказательств могут быть самые разнообразные предметы: личные вещи обвиняемого, воспоминания современников, выдержки из законов, фрагменты из личной переписки обвиняемого и др.).

!!! Судья следит за соблюдением порядка рассмотрения дела (можно использовать деревянный молоточек).

Его возможные фразы: «Суд просит тишины!», «Суд объявляет перерыв на 5 минут», «Присяжные удаляются для определения вердикта», «Суд удаляется для вынесения приговора».

!!! Прокурор и адвокат имеют право вынести протест в адрес «героя» по необходимому с их точки зрения поводу. Судья обязан ответить на протест.

Прокурор: « Я протестую…». Судья: «Протест принят (или отклонен)».

3. Завершающий этап игры – суда.

Судья: Итак, на суде выступили все приглашенные на заседание.

Слово предоставляется прокурору. /С заключительным словом выступает прокурор (до 3-х минут)/.

Судья: слово предоставляется адвокату. /С заключительным словом выступает адвокат (до 3-х минут)/.

Судья: Последнее слово – обвиняемому. (Обвиняемый обозначает окончательно свою позицию в кратком последнем слове.)

Судья: Суд подводит черту в судебном заседании. Присяжные заседатели отправляются на совещание. Объявляется перерыв на 10 минут.

(После перерыва заседание продолжается).

Судья предоставляет слово суду присяжных: «Слово предоставляется суду присяжных…»

Присяжные заседатели оглашают вердикт:

«Выслушав все обвинения и оправдания в адрес (Ф.И.О.) суд присяжных считает: обвиняемый (Ф.И.О.) ….».

*Варианты вердикта присяжных: «виновен», «не виновен», «заслуживает снисхождения»

Судья объявляет перерыв для вынесения приговора суда: «Суд удаляется на совещание для вынесения приговора. Объявляется перерыв на 10 минут».

*Один из перерывов может быть условным, а не реальным.

Секретарь: Встать! Суд идет! ( Все встают и стоя выслушивают решение).

1-ый Судья: Посовещавшись, Суд выносит решение.

2 - ой Судья: Приговор Суда. (Судья зачитывает приговор суда)

3 - ий Судья: Судебное заседание считается закрытым.

4. Этап оценивания достижений учащихся.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Технология организации групповой дискуссии | Технология коллективного взаимообучения (КСО)

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 477; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.015 сек.