Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Теория и практика создания композиции

Читайте также:
  1. D. 47.2.1.3).- кража есть намеренное в целях создания для себя выгоды присвоение себе или са­мой вещи, или даже пользования ею, либо владения.
  2. I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ФИГУР
  3. III. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ И ВЗАИМНЫХ ВЛИЯНИЙ
  4. Анализ ситуации на стадии создания организации
  5. Биологические и социальные условия развития личности. Теория двух факторов.
  6. Бюрократическая теория организации
  7. Валютная система политика и практика использования инструментов международных расчетов.
  8. Виды марочных названий и приемы их создания
  9. Внешняя политика СССР с середины 60-х до середины 80-х гг.: доктрины и практика.
  10. Вопрос №1 Предназначение, история создания ГО. Задачи и основные мероприятия ГО при ведении военных действий..

 

Общим философским обоснованием использования законов визуального восприятия

при создании художественных композиций является философский тезис, утверждающий,

что целое всегда больше, чем общая сумма его частей.

I.

ЗАКОН ЗАВЕРШЕНИЯ

Закон завершения основывается на свойстве челове­ческого мозга самостоятельно создавать или же допол­нять недостающую (или же пропущенную) визуально-образную информацию и восполнять ею недостающие части объекта для завершения его формы или же всей компози­ции в целом. Любой сложный объект в действительности является группой простых объектов, которые мозг стремится визуально объединить в единое целое и рассматри­вать как единую форму даже тогда, когда какой-то части объекта (визуальной информации) не хватает. Например, — человеческое лицо состоит из группы различных час­тей — глаза, нос, рот, уши и т. д. Однако хорошо знакомое лицо очень легко узнать даже тогда, когда его значитель­ная часть скрыта шляпой, косынкой, темными очками. Если значимые черты лица видны достаточно, то мозг автоматически дополнит все его недостающие части (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Серия кругов с последовательно убывающей линией контура

 

Серия кругов с убывающей линией контура наглядно понять, как наш мозг закономерно и подсознательно

влияет информацию, чтобы дополнить и воссоздать форму. По мере того, как из круга постепенно убирается се большая часть его контура, круг как геометрическая форма будет оставаться узнаваемым до тех пор, пока не исчезнет почти весь его контур. Мозг будет автоматически завершать форму круга, визуально добавляя недостающие части его контура.

Закон завершения иногда называют также законом уп­рощения, потому что, дополняя недостающую визуаль­ную информацию, мозг автоматически стремится выб­рать для нее наиболее простую форму (рис. 2).

 

 

 

 

Рис. 2. Визуальное завершение формы с одновременным подсознательным ее упрощением:

а — в верхнем ряду расположены две группы по пять точек; б — в ниж­нем ряду смотрящий подсознательно объединяет две верхние груп­пы точек в две законченные формы. Есть несколько способов соеди­нения и группирования этих точек. Однако мозг в первую очередь выберет форму «пятиугольник», а, например, не форму «звезда», потому что «звезда» как форма значительно сложнее

Закономерности завершения легко и удобно использо­вать в композиции с простыми геометрическими и абстрак­тными формами, где иногда достаточно лишь нескольких визуальных «намеков», чтобы напомнить мозгу о заверше­нии целой формы.

 

 

Однако объекты с более сложными формами требуют более глубокого размышления над тем, какую часть формы можно убрать, а какую оставить. Для каждой конкретной формы некоторая визуальная инфор­мация является критически обязательной и ее необходимо включать в композицию. В то же время другая часть визуальной информации явно второстепенна и она может (а возможно, даже и должна!) быть убрана (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Примеры визуально-образного завершения форм:

a — треугольника; б — прямоугольника; в — шара; г — змеи; д — круга; е — треугольника; ж — креста;

три черных круга накрыты сверху белым треугольником. Од­нако это изображение может визуально восприниматься и как три черных не до конца заполненных круга, связанных между собой;

б, в, г, д, е, ж — мозг, получая неполную визуальную информацию, автоматически использует уже знакомые ему визуальные шаблоны.

Закономерности завершения проявляют себя и используются в изобразительном искусстве достаточно широко. Понимая их действие, создатель любой художественной композиции должен обращать внимание не столько на количество, сколько на качество визуальной информации, которая, в конечном счете, и позволит сделать образ узнаваемым, выразительным и художественным (рис. 4).

 

 

 

Рис. 4. Примеры визуально-образного завершения форм:

а — комбинации двух простых элементов (показаны сверху) созда­ют визуальные образы двух светлых квадратов и четырех темных кругов; б — визуальное завершение формы светлого треугольника и трех темных форм: звезды, квадрата и шестиугольника

Опытный художник часто сознательно использует в композиции неполный набор визуальной информации — оставляет некоторые формы незавершенными (а некото­рые предметы недорисованными), давая возможность зрителю самостоятельно добавить недостающие части, визуально завершить форму и воспринять ее как целое. Этим приемом зритель вовлекается в творческий процесс и, подсознательно чувствуя себя его активным участни­ком, испытывает эмоциональный подъем.

Закон завершения в определенной мере связан с зако­ном направления движения.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Какое решение должен принять суд? | Решение о досрочном прекращении полномочий депутата может быть обжаловано в суде

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 395; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.