Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 17. АРТ-ПРАКТИКА

Арт-практика – это деятельность авангарда в ситуации постмодерна. Основную роль в эстетике авангарда играют эксперимент и провокация, что ведет к отказу от нормативности в пользу релятивизма интерпретаций, примату интересного, оригинального, экстравагантного над поэтическим. Резко возрастает значение контекста культуры, который обуславливает смысл представленного объекта. Основные понятия арт-практики: ready-made, ассамбляж, инсталляция, концепт. Проблема ready-made: поскольку объект экспонируется в противовес традиционной картине, что явно не укладывается в сложившиеся понимание искусства публикой, постольку он выступает пощечиной общественному вкусу. Возникает радикальная ирония между видением и представлением публики. В контексте культуры скандал обуславливает коннотацию, привязывание к объекту дополнительного смысла: анти-шедевр, ирония к общественному мнению, нефункциональый артефакт и пр. Артистический жест оказывается важнее мастерства, образности, стиля, ибо имеет определенный эффект в культуре, чреватый смыслообразованием. Происходит уравнивание профессионализма и любительства, порой не требуется владения школой мастерства, а важно лишь видение актуальности провокации.

Выделяются следующие направления. Поп-арт, представляющий собой работу со знаками и знаковыми системами, обыгрывание имиджей масс-культа, рекламы, культ типовых вещей. Это Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Том Вессельман, Рой Лихтенштейн, Джеймс Розенквист, Клаус Олденбург, Джеф Кунс и др. Гиперреализм или суперреализм популярный в США и Англии в конце 1960-х годов, способ точного и детального воспроизведения предмета, но неясности впечатления. Это направлено на разрушение иллюзорной реальности, гипертрофированной массовыми средствами коммуникации. Увеличенные натуралистические портреты, «острофокусный реализм». К нему тяготеет фотореализм, в котором произведение, отражающего трехмерную реальность, превращается в самодостаточный двумерный объект, артефакт. Ведущие представители Чак Клоуз, Дон Эдди, Г.Рихтер, М.Морли, Р.Эстетес, М.Пистолетто, Г.Кановиц, а скульпторы Джон де Андреа, Дуэйн Хэнсон. Кинетическое искусство, где создаются динамических модели, мобили. Соединяя художественное и техническое, псевдомашины и штуковины воплощают антитехницизм. Творчество Дюшана, Бюри, Мохой-Надя, Колдера, Тэнгли. Минимализм – направление, отличающееся простотой форм и отсутствием экспрессии, представителями которого стали Доналд Джадд, Тони Смит, Фрэнк Стелла, Кеннет Ноланд. Исходное итальянское arte povera, бедное искусство 1960-х годов, цель которого фиксация локального события. Организация разовых событий и антпсихологизм. Лэнд-арт – творчество, где в качестве сырья используются природные материалы: земля, камни, из которых создавались монументальные сооружения. Гигантские земляные сооружения нельзя продать, что является реакцией на коммерциализацию искусства – это Спиральная дамба Р.Смитсона, подземные лабиринты Э.Эйкока, упаковка зданий и фрагментов ландшафта в полиэтилен Кристо. Оперирует материалами естественной субстанции в определенной трактовке. Land art, Light and Space work расширяют арт-практику до размеров жизни. Концептуализм, который был представлен в галерее Тейт,1969, где идея или концепт более важна, нежели ее образное воплощение. Это выражено в манифесте Искусство как идея Дж.Кошута: «Физическая оболочка должна быть разрушена, ибо искусство – это сила идеи, а не материала». Так выражен протест против фетишизации вещей, превращения искусства из ценности в товар купли-продажи. Цель творчества – генерация эстетических концепций, проектов произведений, создание проектов реальных и воображаемых действий. Искусство превращается в источник информации за счет уничтожения визуальности: «Всякое искусство есть информация и коммуникация» (Я.Вильсон). Здесь используется телевизор, телефон, диапроектор, документы, технические чертежи, схемы, карты, фотоснимки, кадры киносъемок и словесное определение идеи.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АВАНГАРД (фр. avantgarde – передовой отряд) – совокупность пестрых новаторских, бунтарских, революционных движений и направлений в художественной культуре ХХ века, абсолютизирующих обновление и эксперимент. Это тенденция отрицания культурных ценностей, исторической традиции, преемственности, протест против всего обывательского, академического, ретроградного и «буржуазного».

АРХИТЕКТУРА – вид эстетической деятельности, заключающийся в проектировании и строительстве зданий, ансамблей, ландшафтов и локальных культурных пространств. Предполагает единство пользы, прочности и красоты. Существенной чертой выступает тектоника – конструктивный, целесообразный принцип построения формы здания, который обуславливает особенности гармонии.

АРТ-ПРАКТИКА – некая презентация в противовес репрезентации - автономному, отграниченному от действительности произведению элитарного или классического искусства. В музыке это додекафония и алеаторика (музыкальная композиция с незакрепленным звуковым текстом). Это – акции, т.е. эпатажные, динамические и деструктивные акты, в которых акцент переносится с результата деятельности на процесс, в частности перфомансы и хэппенинги с парадоксальными действиями, жестами, мимикой, паузами. Также реди-мейды – промышленно изготовленные предметы, ассамбляжи – трехмерные композиции, составленные из утилитарных предметов или обломков, аудиовизуальные объекты, гибриды – помесь разнородных, порой несовместимых элементов, инсталляции и пр.

БЕЗОБРАЗНОЕ – категория эстетики, обозначающая дисгармонию, деградацию, дегуманизацию. Это феномены, которые несут в себе бесформенное, уродливое, ужасное, гнусное, больное, порой эксцентричное; они вызывают у человека чувство отвращения, тошноты, страха, омерзения, брезгливости. Как художественные феномены вызывают удивление, интеллектуальный шок.

БОГЕМА – артистическая среда с присущей ей особой, порой имморальной атмосферой, нравами, жаргоном, манерой одеваться, способами общения.

ВЕЩЬ – 1)обособленное материальное тело, возникшее как превращенная форма отношений между людьми. Вещь участвует в круговороте орудий, средств, продуктов человеческой жизни, которые сводятся к функциям, операциям, взаимодействиям. Вещь имеет ряд значений, ее социальные качества приобретают особый смысл, будучи связаны с динамикой человеческих потребностей, способностей, вкусов. В общественной жизни она имеет не только экономическую (стоимость), юридическую (собственность), техническую (операция) и коммуникативную (знак) функции, но многомерные бытие. Кусок угля на склоне горы, в руке художника, в печи – это одна и та же, и вместе с тем, три разные вещи. Ее значения закрепляется в виде человеческого самообнаружения, хотя в традиционном понимании она имеет лишь обиходное и культурное значение. 2)термин имеет особый смысл в ситуации постмодерна, в условиях массового потребления. Он подчеркивает «сделанность» предмета и использование его в конкретном контексте в качестве произведения искусства. Будучи лишен утилитарной функции и перенесен в контекст игрового пространства, типовой объект повседневного обихода превращается в «сакрализованный» предмет культа. Как предмет культа вещь поддерживает соблазн приобретения все новых вещей. Материальный предмет возводится до иронически воспринимаемого, но почитаемого реди-мейд. В ситуации постмодерна любой феномен культуры выступает как текст, а значимый текст ощущается как чувственно воспринимаемая вещь. В этом суть культа вещей. 3)«ВЕЩЬ» - журнал русских конструктивистов, издававшийся в 1922г. в Берлине Л.Лисицким и И.Эренбургом. Задачей являлось распространение продуктивного искусства, конструирующего новый образ жизни, объединение усилий всех кто «строит вещи: дома, поэмы». По сути дела – лозунг «производственного искусства».

ВОЗВЫШЕННОЕ – категория эстетики, обозначающая нечто чрезмерное, превышающее человеческие масштабы; это нечто исключительное, выходящее из ряда повседневных явлений по количеству и по силе и мощи (И.Кант). Оно может рассматриваться как «прекрасное, грандиозное по своим масштабам» (Г.Хоум), ибо вызывает восторг и благоговение, или как противоположность прекрасному, ибо вызывает наряду с восхищением чувство трепета, страха и ужаса (Э.Берк). В ситуации постмодерна возвышенное рассматривается как потрясение, вызванное событием на грани двух несоизмеримых типов дискурса, не имеющих общих правил организации и суждения; оно выступает как невыговариваемость, молчание в потоках пульсации скрытой энергии (Ф.Лиотар).

ВООБРАЖЕНИЕ – продуктивная способность, позволяющая комбинировать, конструировать, синтезировать образы и представления в новых, неожиданных связях, создавать фантастические, вымышленные, несуществующие в действительности картины. Свобода или полет воображения есть выражение идей сквозь призму переживаний, «логика чувств». Реализуется через метафоричность и символизм, образуя иносказательные образы, тропы – агглютинации, гиперболы, типы, аллегории, символы.

ГАРМОНИЯ (греч. harmonia – связь, созвучие, согласованность, соразмерность) – философско-эстетическая категория означающая единство многообразия, взаимосвязь и соответствие различного в составе целого, являющаяся критерием совершенства и красоты. Исторически выступает как космос, противостоящий хаосу. Гармония есть единство природных предпосылок и рациональных установок. Это соразмерность, единство ритма и метра, созвучие, пропорциональность, единство симметрии и ассиметрии и пр. Понимание природных закономерностей как упорядоченности, симметрии, ритма, циклов является объективной предпосылкой гармонии. Рациональные основания – метрика, условность, принимаются в культуре. Человек преобразует природу, и в ходе исторического развития образуется «вторая природа», отличающаяся целесообразностью. Организация природы «в том числе и по законам красоты» (К.Маркс), то есть по мерке человека, предполагает культурную норму, меру, вполне исчислимую и превосходящую природу. Именно она является сутью единства многообразного, основанием построения произведений искусства, дизайна, архитектуры. Ни структурированность бытия, ни условность культуры еще не есть гармония. Гармония есть единство объективно-материального и объективно-идеального. Природные предпосылки и культурная условность – онтологические основания гармонии.

ГУМАНИЗМ – принцип, согласно которому интерес к человеку ставится во главу жизни, а не к Богу или природе. Термина эпохи ренессанса означает «Человек стоящий на земле». Гуманизм предполагает, что человек мыслиться венцом природы и целью общественного развития и никогда не может быть средством для чего бы то ни было.

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА – понятие введенное Х.Ортегой-и-Гассетом в одноименной работе в 1925 году. Дегуманизация – процесс устранения из искусства нравственного начала ради игры, замещение содержательности, «слишком человеческого» сугубо эстетическим восприятием, преодоление «что» объекта с помощью «как» воображения художника.

ДЕКОНСТРУКЦИЯ – 1) тенденция в культуре направленная на смещение традиционных ценностей и истин, которая вырастает на почве исчерпанности культуры, конца истории, разрушения метафизических оснований - Бог, Природа, Душа, Сущность, Логос. Эта тенденция выражает недоверие к Тео-, Лого- и Антропоцентризму и признает только «игру вечного колебания», игру значений. 2)Процедура разборки, расслоения, разложения лингвистических и логоцентрических структур ради постижения того как была создана некая целостность. Это не критика и не деструкция, а игра текста против привычного, универсального смысла. В ситуации постмодерна превалирует деконструкция контекста, когда любой элемент художественного языка свободно переносится в иной культурно-исторический контекст, либо цитируется вообще без всякого окружения. Произведения трактуются как метафоры и обретают смысл лишь в игре смещенных значений. 3)Differance – неографизм философии Ж.Деррида, который означает, во-первых, движение, задерживающее, отклоняющее, откладывающее выводы; во-вторых, исходное различение до означивания, до установления каких-либо оппозиционных понятий, ибо нечто существует постольку, поскольку отличается от другого; в-третьих, условие и производство различий для всякой структуры и сигнификации; фундаментальное различие между бытием и сущим.

ДЕФОРМАЦИЯ – пластическое искажение образа ради подчеркнутой выразительности в противовес оптической иллюзии. Это также отклонение от закона красоты, золотого сечения. Чрезмерное заострение выразительности формы ведет к экспрессивности и гротеску. Искажение и деструкция предметной формы ведет к абстрактной комбинации геометрических элементов.

ДИСКУРС (лат. discursus – рассуждение, аргумент, довод) – текст или выражение, включенный в сложные семантические связи, организованный не по правилам логики, а как языковая или интеллектуальная игра. Данная речевая деятельность не ограничивается письменной или устной практикой, а включает и внеязыковые семиотические процессы - это речь, погруженная в жизнь. Это может быть жест тела, схваченного в действии, слова-страсти, слова-действия, вербальные галлюцинации (Лакан), аффективные высказывания, формулы ритуалов, лексика чувства, образы, индексы взглядов, вздохов и пр. Можно сказать, что особенностью современного Dis-cursus является беспрерывное мелькание, круговорот, бегание туда-сюда, суета, демарши, интриги, разветвление, барахтанье. Соответственно, слова, нормы и правила в структуре текста и текстуальности – операторы деятельности, обуславливающие «дискурсивные практики».

ЗНАК – материальный объект, которому соответствует некое значение. Согласно теории репрезентации знак представляет и замещает какое-либо явление, предмет, свойство, отношение. В логической семантике Г.Фреге знак имеет структуру: знак (слово) – концепт (смысловое содержание, означаемое, сведения о предмете и его связях с другими объектами) – денотат (предметное выражение, обозначаемое, указываемое в материальной действительности); означающее - означаемое - референт. Однако главной проблемой знака является четвертая составляющая – смысл. Суть рационального познания – «прояснение смысла», т.е. помещение в поле зрения вещей в их связях и отношениях. В отличие от семантики, интересующейся значением, в структурной лингвистике Ф. де Соссюра, семиологии Р.Барта, используется понятие значимости. Это вопрос не строения знака, а его окружения. Значимость и значение – двойственное явление. Например, согласно Соссюру, если разрезать лист бумаги, то мы получим куски разной величины, обладающие разной значимостью по отношению к целому и друг другу, а их разрезание – это значение. Чтобы знак, подобно экономической стоимости мог существовать, его надо сравнивать с другими единицами и уметь обменивать на другие вещи, то есть означающее и означаемое различаются и обмениваются местами подобно труду и заработной плате. В таком случае речь артикулирует знак и значение, а смысл определяется различением и обменом означающего и означаемого. В ситуации постмодернистского интереса к телесности и текстуальности, привлекается доктрина стоиков, позволяющая проникнуть в подтекст, к живой грани касания слов и вещей. Суть знака усматривается в его двусторонней структуре, т.е. в нерасторжимом единстве непосредственно воспринимаемого (означающего) и подразумеваемого (означаемого). Согласно деконструктивизму Ж.Делеза смысл образуется в подтексте, в области, где знак сливается с действием или страстью тела. Расщепленный или «шизофренический язык» характеризуется безумным соскальзыванием ряда означающего с ряда означаемого. Слова-страсти и слова-действия свойственны для революционного поэтического языка.

ИГРА – неутилитарная деятельность, совершаемая ради нее самой по добровольно устанавливаемым правилам и доставляющая удовольствие участникам или зрителям. В противовес моральному и социальному принуждению игра является сферой свободы, в которой дух человека совершенствуется (Ф.Шиллер). Всякий труд, доведенный до профессиональной виртуозности, может приобрести эстетическую ценность как «игра физических и интеллектуальных сил» (К.Маркс). Игра противостоит серьезности жизни и способствует развитию духовной свободы. Наоборот, стремление сделать жизнь игрой и наслаждением характеризует позицию эстетизма, концепцию «искусства для искусства». Суть романтического искусства усматривается в «свободной игре фантазии» (Ф.Шлегель). Игра относится к сущностным характеристикам человека наряду с интеллектом и созиданием. Основные составляющие культуры – религиозный культ, искусство, спортивные состязания, праздники, правосудие, политика, война включают игру как необходимый принцип (Й.Хейзинга). Игра выступает как способ бытия произведения искусства (Г.Гадамер), ибо обыденная жизнь посредством импровизирующего движения преобразуется в поэтическую структуру. В процессе общения, бытия и истолкования текста элементы языка также существуют только как ситуация определенной игры со сводом правил и конвенций, т.е. не существует языка с фиксированными смыслами, есть лишь «языковые игры» (Л.Витгенштейн). Основой деконструкции текста, общих мест и трансцендентальных означающих является игра различий и различаний (Ж.Деррида). В искусстве особое значение приобретает ассоциативная игра интертекстуальных и вербальных полей, отдельных слов, фонетики слогов и звуков.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ (англ. installation – размещение, установка, монтаж; от лат. instantis –настоящий, предметный) – одна из форм авангарда, предполагающая демонстрацию обычных вещей или пространственных конструкций в несоответствующих ситуациях и контрастирующих контекстах. Главной особенностью является создание экспозиции нетривиальных композиционных и смысловых решений, что характерно для поп-арта, гиперреализма, энвайромента, новой вещественности и пр.

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ – межтекстовый диалог, порождающий аберрацию смыслов; «любой текст строится как мозаика цитаций, любой текст есть продукт впитывания и трансформации какого-либо другого текста» (Ю.Кристева). Произведение как коллаж в контексте культуры предполагает пирамиду отсылок как в Зазеркалье Льюиса Кэрролла: «Рыцарь сказал: “заглавие песни называется Пуговки для сюртуков”. “Вы хотите сказать – песня так называется?”. “Нет, ты не понимаешь, - ответил нетерпеливо рыцарь, - это заглавие так называется. А песня называется Древний старичок”. “Мне надо было бы спросить: это у песни такое заглавие? – поправилась Алиса. “Да нет! Заглавие совсем другое. С горем пополам. Но это она только так называется!” “А песня это какая?” – спросила Алиса в полной растерянности. “Я как раз собирался тебе это сказать. Сидящий на стене! Вот какая это песня!…». Произведение как интертекстуальность также процесс языковых игр: «Не знаю своими ли словами // Я излагаю сказанное Вами, // Или – еще не сказанное Вами // Я выражаю Вашими словами» (Б.Заходер). Возникает полифонический роман, нелинейное письмо, движение в лабиринте цитат, аллюзий, фрагментов. Такой текст образует лабиринт. Интертекстуальность используется не только в качестве особого способа организации художественных текстов, но как метод мышления, свойственный современной культурной ситуации как открытой, плюралистичной, многомерной.

ИСКУССТВО – 1)искусность – мастерство, умение, ловкость, сноровка, знание дела; 2)творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений. Основные понятия, раскрывающие суть искусства, сложились в античности: poiesis – вдохновение, позволяющее творить новые ценности и привнести смысл; mimesis – подражание, воспроизведение или представление вещи, определяющая достоверность произведения; techne – ремесло, хитрость, ловкость, позволяющие сделать произведение, выразить смысловое содержание. Сущность искусства составляет художественный образ, репрезентация т.е. воспроизведение действительности или выражение духовности личности. Произведение осуществляется феноменально, его смысл истолковывается в актах человеческого восприятия и с точки зрения суждений вкуса. Поэтическая реальность фундируется мифологемами, универсальными схемами жизни человека. Искусство считается выражением жизни человека, а, значит, произведение становится предметом переживания. Мастерство и воспроизведение жизни доминирует в классическом искусстве. Акцент на поэтическом формообразовании детерминирует модернистское искусство. Развитие средств массовой коммуникации рождает феномен массовой культуры, ориентированный на рынок массового потребления и производство мифов общественного сознания. В указанных случаях (классика, модерн, масс-культ) сохраняется понимание искусства как автономной художественной целостности, противопоставленной прозаической действительности, т.е. репрезентации, иллюзорной реальности. В ситуации постмодерна искусство трактуется как социальный институт т.е. презентация. Оно понимается как вещь или знаковое образование (дискурс), несущее ценностные значения. Произведение рассматривается как элемент в контексте культуры, созданный эстетикой жизнестроения. Возникает различие между искусством и арт-практикой. Арт-практика предстает гуманитарным проектом, направленным против власти социальных систем и стертых культурных значений, «общих мест».

ИРОНИЯ – насмешка, обман, притворство или поругание. В отличие от простого обмана ирония предстает видением в двойной экспозиции, когда утверждение и снимающее его отрицание выражаются явно. Как притворство ирония двусмысленна, она является поруганием под видом похвалы и хулой под видом лести. Сущность иронии эстетическая – это такой способ выражения противоположного, где логический парадокс сочетается с эмоционально-ценностным отношением.

КАЛОКАГАТИЯ (греч. calos – прекрасный и agathos – добрый) понятие античной эстетики, обозначающее гармонию душевного и телесного в человеке, т.е. в совершенном человеке неразрывно сочетается доброта, мудрость и физическая красота. Если человек внешне красив, то он внутренне мудр и добр, что является сутью античного идеала. Классическим образцом является «Дорифор» Поликлета (V в. до н.э.)

КОЛЛАЖ - организация целого из разнородных частей, случайно подобранных элементов. Эволюционирует от комбинирования однопорядковых модулей (аппликации Г.Арпа) к бриколлажу (мерцы К.Швиттерса) к наложению к друг на друга в едином смысловом пространстве альтернативных культурных кодов и значений и к семантическим играм вербальных и невербальных рядов. Осмысливается как соединение искусства с не-искусством, как использование свободного языкового стиля. В контексте постмодернистской чувствительности литературный текст организуется как конструкция цитат в виде лабиринта, игра которых создает полифоническое семантическое пространство. Это эклектика в архитектуре, принцип комбинаторности в моде, культивируемый способ социализции – игра лего. Символ постмодернистского коллажа - фотография женщины в парандже с сигаретой Мальборо (З.Сардар).

КОНЦЕПТ – мысленное образование, которое замещает неопределенное множество предметов одного и того же рода (С.Аскольдов-Алексеев). Концепт может возникать из столкновения значения слова с личным опытом человека, чем шире культурный опыт человека, тем богаче потенции концепта (Д.Лихачев). Концепт может быть по разному расшифрован в зависимости от сиюминутного контекста и индивидуального опыта. Так концепт 2незнакомка» обретает смысл в зависимости от того, в каком контексте употреблено это слово и читал ли человек А.Блока.

МЕТАФОРА (греч. metaphorá – перенос) – средство образной выразительности, в основе которого перенос значений с одного предмета на другой при осознании их различий. Этот перенос признака, не отменяя предыдущие предметы, создает новое многозначное представление, поэтический образ. Метафора вносит предмет в неожиданный ракурс, создает чувственно-конкретный образ, усиливает впечатление. Художественное мышление называют образно-метафорическим. Аналогом литературной метафоры в живописи выступает пластическая деформация, в кино – монтаж.

МИМЕСИС (греч. mimēsis – подражание, воспроизведение) – термин античной эстетики, указывающий на принцип художественной деятельности – воспроизведение природы. Мимесис предполагает отображение действительности, т.е. изображение вещей, такими как они были и есть, такими как о них говорят или думают, и такими какими они должны быть (Аристотель).

МОДЕРНИЗМ (лат. modernus – новый, современный) – неклассическое, элитарное искусство конца Х1Х – начала ХХ века. В центре внимания направлений и школ модернизма стоит «фундаментальное Я», углубление в субъект и абстрагирование от социальной действительности, отказ от принципа мимесиса. Теоретической основой культурного элитизма выступает концепция «искусства для искусства». Если для авангарда характерен культ новизны, эксперимент, скандал, то модернизм сосредоточен на выражении субъекта, интеллектуальных поисках, поэтической магии. Авангард конструирует объективистские анти-шедевры, используя арт-объекты и арт-проекты, модернизм создает субъективно-личностные шок-ценности. Модернизм в литературе - это Д.Джойс, М.Пруст, Т.С.Элиот, Ф.Кафка, Г.Стайн, А.Камю, Ж.-П.Сартр, в живописи – С.Дали, О.Дикс, П.Пикассо, В.Кандинский, П.Клее, в музыке – А.Шенберг, А.Берг, И.Стравинский, О.Мессиан и др.

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – специфическое для искусства идеальное содержание реальности, рожденное воображением. Образ воплощается в пластической, звуковой, жесто-мимической или словесной форме произведения в зависимости от материала вида искусства. Обладает эмоционально-рациональной целостностью и, будучи условно отграничен от действительности, выступает игровой реальностью, «как бы» жизнью. В нем соединяются чувственная конкретность и обобщенность, иконическое изображение и символический смысл. Способом восприятия образа является не только созерцание, но переживание, сочувствие, сотворчество.

ОБЪЕКТ – термин в современной культуре зачастую заменяющий понятие «произведения искусства». Как правило, это пространственные композиции, утилитарные вещи, конструкции, предметы повседневного обихода, ассамбляжи и инсталляции.

ПАРАДИГМА – общий способ видения мира, использующий определенные константы.

ПОСТМОДЕРНИЗМ – ситуация в культуре, для которой характерны исчерпанность проекта Просвещения и поворот от интеллектуализма к телесности и текстуальности. Ситуация также характеризуется радикальным плюрализмом, разрозненностью философских и художественных течений. Символом культурной ситуации выступает лабиринт, ризома. Искусство трактуется онтологически как арт-практика, где используется реди-мейд и цитирование прошлых стилей. Для произведений постмодернизма характерна презентация, энтропия смысла, пастиш, интертекстуальность и смешение жанров.

ПОЭТИКА (греч. poietike – созидание, творчество) – принципы общего построения произведения, его структура, которая включает хронотоп, точки зрения автора, героя, читателя, и пр. условности (Б.Успенский).

ПРАГМАТИКА (греч. pragmatos – дело, действие, занятия) – учение о функциях произведения искусства. Прагматика предполагает интерпретацию эстетической ситуации к жизненному контексту, пользе, действию и результату. Наиболее полно проявляется в декоративном искусстве, дизайне, моделировании одежды, рекламе.

ПРЕКРАСНОЕ – категория эстетики, обозначающая совершенство в природе, общественных отношениях, духовной жизни, искусстве. Сущностью прекрасного является гармония, которая вызывает чувство удовольствия, наслаждения. С античности и до Нового времени доминирует великая теория прекрасного как рационально измеримого, объективного, имеющего метафизическое основание. Это пифагорейско-платоновская линия космологического, пластического, благого и истинного понимания красоты. Основные черты прекрасного усматривались в величине и порядке (Аристотель); в умеренности, форме, порядке (Августин); в цельности, пропорции или созвучии, ясности (Фома Аквинский); в пропорции и форме (Альберти). В имплицитной эстетике прекрасное связывалось с добром и истиной, выступало как калокагатия. В эксплицитной эстетике прекрасное отделяется от доброго, полезного, истинного, даже сводилось к чистой форме и незаинтересованному восприятию (И.Кант). В единстве с полезным прекрасное образует целесообразное, соответствующее чему-то - artum, decorum. Разновидностями прекрасного является грация, изящное, чудесное. Субъективно прекрасное воспринимается как восхитительное, дивное, изумительное, очаровательное, прелестное, пленительное, роскошное, элегантное и пр.

РЕМЕСЛО – культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов обработки материалов – металла, кожи, стекла, тканей и пр. Основной служит профессиональный опыт, «знание как», накопленный в ходе развития конкретного вида деятельности. Развиваясь на основе народных традиций, ремесло становится мастерством создания самобытных стилей.

РЕДИ-МЕЙД (англ. ready-made – готовый предмет). В ситуации постмодерна в качестве произведения зачастую используются готовые предметы промышленного производства, изъятые из среды их обычного функционирования. Они указывают на принцип бес-субъектности. Вещи становятся объектами неутилитарного созерцания, помещенными в пространство экспозиции. Это могут быть природные, типовые производственные или оригинальные предметы или тексты: «Живопись кончилась. Кто может сделать лучше, чем сделан этот винт!» (М.Дюшан), «Я привлекаю внимание к абстрактным свойствам банальных вещей» (Р.Лихтенштейн). Готовые предметы стали составной частью объектов, акций, ассамбляжей, инсталляций, энвайроментов, перфомансов, хэппенингов. Это аккумуляции Ф.Армана, смятые автомобили Дж.Чемберлена, композиции Дж.Дайна, комбинации Дж.Джонса, шелкографии Р.Раушенберга, серийные модули К.Андре, природные объекты Д.Оппенгейма, Я.Диббета и пр. В литературный текст включаются повествования вроде политических лозунгов, афиш, рекламных слоганов, надписей на стенах, рецептов и пр., «элементы повседневной речи интегрируются в поэтическом дискурсе, устное смешивается с письменным, привычное с необычным, коллективный код с кодом индивидуальным» (Ван ден Хевель). Заимствованный текст приобретает новый смысл и новую жизнь в особом культурном контексте.

СИМВОЛ (греч. symbolon – опознавательная примета; symballo – соединяю, сталкиваю, сравниваю) – образ, несущий глубинный смысл. Выступает как закон жизни, «порождающая модель», в которой реальность не дана, а задана (А.Лосев). Символический образ обладает ярко выраженной знаковой структурой, что позволяет охарактеризовать все формы культуры как символические – язык, науку, искусство, религию (Э.Кассирер). Многозначность символа образована диалектикой мифа, типа, метафоры, чувственного образа. Символ «чреват смыслом», что требует постоянной интерпретации.

СИМУЛЯКР (лат. simulacrum – подобие, видимость, призрак, тень; фр. simulation - симуляция) – пустая форма, подобная действительному объекту, но лишенная содержания, копия без оригинала. В ситуации постмодерна, когда культура трактуется как текст, перегруженный знаками, образами, сигналами, происходит замена действительного знаками реального. Мир понимается как текст, а текст как действительность. Такие формы становятся комбинаторными моделями, не имеющими ни предметного денотата, ни ауры воображения. Они разыгрываются, но не имеют смысла. Поэтому современность характеризуется как эра тотальной симуляции (Ж.Бодрийяр). Художественная реальность заменяется конструированием псевдо-вещей, артефактов, объектов незаинтересованного восприятия.

СТИЛЬ (греч. stylos – стержень, палочка для письма) – способ организации формы, структурное единство приемов художественного выражения. Различаются исторический стиль, характеризующий целостность эпохи, культуры, «дух времени» – барокко и классицизм; стилевые направления в искусстве – готика, маньеризм, рококо, модерн, минимализм; индивидуальная манера и почерк художника.

СУБЛИМАЦИЯ (лат. sublimo – возвышать, возносить) – психический процесс перехода психосексуальной энергии из бессознательного в сферу сознания и преобразования ее в культурно приемлемые формы фантазии в науке, искусстве, общении и пр.

ТВОРЧЕСТВО – создание новых ценностей. Способность оригинального, самостоятельного мышления, а также умение понимать и выражать общественно значимые тенденции.

ТЕКСТ (лат. textum – ткань, соединение) – 1)связная и полная последовательность знаков; внешняя связанность – от грамматического строя до нарратива предполагает понимание языка как обособленной структуры (Ф. де Соссюр) и требует структурного анализа культурных кодов (К.Леви-Стросс); внутренняя цельность, осмысленность предполагает понимание текстов как отпечатков субъективности и требует истолкования, герменевтики (Г.Гадамер). 2) анонимная «сеть» генераций значений без центра, динамический, смысловой горизонт всех знаковых структур, отсылающая к сфере желания, нетематизируемой пограничной области культуры. Метафорой текста является сетка, ткань, паутина. Культура, понятая как текст, трактуется предельно широко – это безбрежное поле знаков, архетипов, образов, смыслов, вещей, высказываний и повествований, фрагментов и швов, жестов, сигналов и пр. Язык выступает не только моделью смысла, но его фундаментом, а потому «мир являлся всегда уже написанным» (Р.Барт). Текст понимается не как продукт, но как письмо, практика означивания, простирающаяся благодаря комбинаторике и систематике.

ТЕЛО, ТЕЛЕСНОСТЬ – философское понятие, противопоставленное бестелесному, трансцендентальному субъекту. Тело существует до оппозиции субъекта и объекта. Тело включено и вовлечено в материальный мир (поверхности, ландшафты, объекты), а мир инкрустирован в тело, посредством восприятия, чувственности и рефлексии, мы имеем мир и одновременно принадлежим ему (М.Мерло-Понти). Правильнее говорить о субъективности тела, поскольку чувственность и язык тела есть одновременно ткань, фигура мысли (интенции) и поскольку индивид осознает свое тело под взглядом Другого. Отношение индивида к своему телу задается бытием Другого, нормативными (карательными) телесными практиками, которые конституируют дисциплинарное, социально-контролируемое тело (М.Фуко). Именно Другой создает горизонт вещей, желаний, телесности. Телесный опыт образуется как двойное схватывание, т.е. одно и то же тактильное ощущение, воспринятое как внешний объект и воспринятое как ощущение материального объекта, телесная реальность для сознания (Э.Гуссерль). Телесность, телесный объект и тело, субъективность тела, воспринимающего внешнее себе. В конституировании тела различаются 1)тело как материальный объект; 2)тело как «плоть», живой организм, например дионисийское, экстатическое тело (Ф.Ницше); 3)тело как выражение и «очаг смысла», феноменологическое тело (М.Мерло-Понти); 4)тело как элемент культуры – социальное тело (Ж.Делез, Гваттари), текстуальное тело (Р.Барт). Характеристиками телесности являются сексуальность, аффект, перверсии, кинестетические движения, жест, смерть и др. Действуя в мире, тело оказывается пограничной зоной между «быть» и «иметь» (Г.Марсель). Инструментальное поле тела выступает как телесные практики - сподручность (М.Хайдеггер), касание (Сартр), артикулированное «желание сказать» (Ж.Деррида), желание наслаждения (Фрейд). Касание и ощупывание, чувственно-соматическая коммуникация господствуют в практике созидания и восприятия арт-объектов. Игра актера – это создание «языка тела», в котором изоморфны телесность и текстуальность. Изобретение арт-объектов всегда осуществляется в дискурсивной среде в виде «текстуального тела».

ТРАГИЧЕСКОЕ – категория эстетики, отображающая социальный или духовный конфликт, угрожающий человеку или его ценностям. В социальном плане это противоречие «между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления в данный момент (К.Маркс). Трагическое в жизни чревато чувством горя, страдания и страха, но его действие в искусстве вызывает очищение, катарсис. В искусстве воплощается трагедия, драматическое действие на основе конфликта. Изначально трагедия была ритуальным жертвоприношением (греч. tragōdia – козлиная песнь), затем стала жанром драмы. В истории литературы выделяется античная трагедия рока, средневековые литургическая драма, миракль, мистерия, моралите; ренессансная трагедия характеров, реалистическая трагедия характера и обстоятельств; в Новое время складывается конфликт долга и чувства классицизма, академическая драма и трагедия мщения; романтическое крушение надежд перед лицом мирового зла, ментальная или психологическая драма эпохи декаданса, экзистенциальный парадокс и пр.

УСЛОВНОСТЬ – особенность воспроизведения действительности, которая подчеркивает нетождественность образа и предмета. Рама картины, начало и конец литературного или музыкального произведения – условность показывающая отграниченность эстетической реальности от повседневной жизни. Другие условности определяют построение произведения – хронотоп, перспектива, точки зрения, жанровые требования и пр.

ФАНТАСТИЧЕСКОЕ – категория эстетики, охватывающая часть нереального, образы, обладающие эмоционально значимым наглядным единством, обуславливающим их достоверность. Истоки фантастического в народно-мифологическом сознании. В сферу фантастического попадают элементы сверхъестественного, мистического, мифического, чудесного, суеверного, возможного и вероятного, которые сплетаются в вымысел, невозможное. Однако фантастическое основано на четком сознании дистанции между вымышленным и действительным, оно находится на границе воображаемого и реального. Фантастическая образность присуща таким фольклорным и литературным жанрам как сказка, эпос, легенда, утопия, сатира, гротеск, аллегория. Фантастическое входит как необходимый элемент в мифологию, сказания, рыцарский роман, христианские жития и видения, в искусство маньеризма и плутовской роман, в готический роман тайн и ужасов, в романтические грезы, в научную фантастику и жанр фэнтези.

ФОТОГРАФИЯ – тип визуального изображения, основанный на технике репродукции. Создана Ньепсом в1826 г., Даггером в1839 г., основы массовой фотопечати заложены Тэлботом. Фотография – технический вид искусства, проявленное «технэ», регистратор как скрытых процессов, так и социальных личин и событий. Двойственность фотографии состоит в том, что над прямы воспроизведением предмета, «буквальной реальностью» надстраивается второй, дополнительный смысл (Р.Барт). Процедуры коннотирования – это подделки, значимые позы, навеваемые объектами ассоциации, фотогения, эстетизм, объединение нескольких фотографий в читаемый ряд и др. Чтение изображения, наращивание критического и рефлексивного потенциала делает фотодокументалистику художественной. Фотографирование может быть объектным и постановочным.

ШЕДЕВР (фр. chef-d’œuvre – образцовое произведение). Совершенное произведение, «зрелище внутренней гармонии» (Гегель). Идея такого произведения актуальна, нова, глубока, а ее выражение индивидуально неповторимо и гармонично содержанию; органическое единство формы и содержания произведения. Совершенство произведения дает душе неизгладимый тон и тинктуру вкуса (Гегель), сохраняя в истории культуры «значение нормы и недосягаемого образца» (К.Маркс). Создание шедевра - духовное устремление классического искусства.

ШОК – предельно обостренная эстетическая оппозиция, вызывающая у зрителя чрезвычайно острую, порой болезненную эмоциональную реакцию. Эта парадоксальность связана с нарушением общепринятых норм и традиционных вкусов. Для авангарда и модернизма вообще характерно конструирование шок-ценностей, отличающиеся интенсивностью, экстравагантностью, парадоксальностью (П.Валери). Возвышенное, безобразное, ужасное, гротеск всегда вызывают удивление. Шок – результат художественной провокации.

ЭКСПРЕССИЯ (лат. expressio – выражение) – подчеркнутая выразительность, придающая предмету особый смысл, коннотация. Достигается за счет деформаций, диссонансов, введения несоответствующего контекста и других исключительных приемов. Повышенная экспрессия передает иррациональные состояния души, вызывает у реципиента тревогу, страх, тоску, нервозность, болезненность, разобщенность, истерию.

 


[1] Sublime - потрясающее, ужасающее.

[2] Музиль Р. Человек без свойств. В 2-х т. М.,1994, т.1, с.213.

[3] Там же, с.489.

[4] Маринетти Ф.Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами. М.,1986, с.160-161.

[5] tache – фр.: пятно

[6] art brut - фр.: сырой, необработанный, грубое искусство; в музыке – шум.

[7] art informel - фр.: бесформенный, не имеющее формы искусство, лирическая абстракция

[8] «расплывчатое, разорванное, широкое определение цвета и контура» (К.Гринберг)

[9] фр.: sur – над, под, realisme - реализм

[10] фр.экз.: внешнее бытие неподлинное, внутреннее - подлинное; нем.экз.: внутреннее также может быть неподлинным, если оно рационализировано: “Я примиряю истории как костюмы”(М.Фриш).

[11] Термин «экзистенциальный» неправомерно используется 1)в смысле устойчивого комплекса качеств личности. Это неверно. Экзистенция - это ускользание, в том числе от самого себя (недаром Хайдеггер подчеркивал глубинный смысл этого слова «выхождение»), свобода, в которой невозможно зафиксировать свою сущность, т.к. ее в качестве константы нет. Существует, конечно, сущностный экзистенциализм, но он не типичен. Поэтому употребление данного термина исключает понимание личности как культурной монады; 2)в смысле эмоциональный и личностный. Это неточно. Суть экзистенции в негативности, выхождении за пределы повседневности, в метафизических чувствах, а не предметных эмоциях, т.е. таких, которые а)скрыто от посторонних глаз, б)трудно выразимо, в)изменчиво, г)проявляется преимущественно в пограничных ситуациях.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 15. ИСКУССТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ | Технология выполнения контрольной работы

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 565; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.014 сек.