Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Церковь и религия

Исторически сложилось, что Беларусь находится на границе двух христианских конфессий - православия и католичества, это отразилось на религиозной истории страны, культуре и менталитете народа.

В течение XIXIII вв. территория современной Беларуси была исключительно православной, деятельность епископа Рэйнберга в Турове в 1015 и основание монастыря ордена доминиканцев в Любче (ныне Новогрудский район) - скорее исключение, как и принятие католичества Миндовгом в 1251 (в 1261 он отрекся от христианства ). Монополию православия нарушил Ягайло, когда совершил унию с Польским королевством. Расширению католичество способствовало падение Константинополя в 1453 г. и рост конфронтации с Москвой. Великое княжество все больше ориентировалась на католический Запад. Тем не менее, на протяжении XVI - середины XVI вв. православие оставалось главной религией княжества, оно задавала тон в жизни, культуры, идеологии. Одновременно католичество опиралась на поддержку правящих кругов государства. Обе религии уравновешивали друг друга. В княжестве продолжалась традиция религиозного дуализма (до крещения в католичество литовская и жмудском часть государства была языческой).

Православная церковь на белорусских землях была представления Полоцкой и Туровской (с 1241 г. Пинской) епархиями, частично Смоленской и Владимира-Брестской епархиями. Они входили в состав Киевской митрополии и подчинялись Константинопольскому патриарху. Если митрополиты из Киева выехали в Москву, великие князья начали добиваться отдельного митрополита для ВКЛ. В 1316 была создана Новогрудской-Литовская митрополия с центром в Новогрудке. Она состояла из Полоцкой и Турово-Пинской епархий. Патриархи не хотели раздела "русской" церкви, поэтому редко назначали отдельных для ВКЛ митрополитов. В 1415 г. Витовт без согласия патриарха приказал избрать митрополита - им был избран Григорий Цамблак. Главные духовные должности в православных часто занимали выходцы из мещанства и мелкой или средней шляхты, много было выходцев из Болгарии и Византии. Эти обстоятельства имели результатом: небольшое влияние духовенства на государственные дела и значительную популярность униатских настроений, особенно среди священников-иностранцев. Но решения Флорентийской унии 1439 не поддержали православные князья и феодалы ВКЛ, поэтому временно идея унии в княжестве была отложена.

В то время католичества после Кревской унии 1385 г. стала государственной религией ВКЛ, хотя свобода вероисповедания была оставлена. В 1387 г. была создана Виленская епархия, что первоначально состояла из 7 приходов - низших единиц церкви, приходов. Сначала виленский епископ подчинялся непосредственно Папе Римскому, но с 1415 его перападпарадкавали примасу польской католической церкви - архиепископу Гнезненскому. Как и с православием, это создало основания для вмешательства поляков в государственные дела княжества. К концу XV в. было основано еще три епископства - Киевское, Луцка и Жмудский. Первыми епископами были поляки, но с XVI в. эти должности занимали исключительно представители знати ВКЛ. Еще в 1387 г. католическая церковь получила полный иммунитет в своих имениях, судебных вопросах и финансам. По-сути, церковь была неподконтрольно государству.

Большую деятельность по распространению католичества проводили монастыри - францисканцев, бернардинцев, августинцев и др. Она принесли элементы западной, преимущественно польской, культуры, способствовали развитию просвещения.

В 1563 г. Сигизмунд II Август специальным постановлением объявил о равенстве в правах православной и католической шляхты, чем признал равный статус двух религий. Вообще, XVI в. определяется значительной степенью веротерпимости во внутренней политике. Это стало хорошей почвой для распространения идей Реформации в княжестве.

Реформация - это широкое общественно-политическое и идеологическое движение, возник в начале XVI в. в Западной Европе с целью ослабить власть католической церкви и лично Папы Римского. Инициатором ее была буржуазия - новый класс, что в процессе рождения начал борьбу с наиболее одиозными проявлениями феодализма. Основные требования - децентрализировать, демократизировать, сделать дешевой церковь; ликвидировать монастыри, культ, обрядность, духовенства как замкнутую касту, секулярызаваць (конфисковать в пользу государства) церковное имущество - были разработаны в работах Мартина Лютера, Жана Кальвина, У.Цвингли.

В ВКЛ идеи реформации проникли до 1540., Но реформационное движение имел здесь значительные особенности в развитии. Развивалась реформация на феодальной основе, главным движучай силой были крупные феодалы и знать, главный религиозный направление - кальвинизм. Учение Кальвина отрицала иерархическую постройку церкви и верховную власть папы римского, требовала упростить религиозный культ; единственным источником и авторитетом новой церкви признавалось священное писание; вводилось богослужение на национальном языке. Некоторые черты реформации наблюдались и в православной церкви. Широкое распространение получил еретические движение антытрынитарыяв (ариан). Они отрицали божественную сущность Христа, соответственно, Троица так же ими отказывалась, единый Бог часто атаясамливався с мировым разумом и природой. Православные братства активно выступали за установление контроля над священниками. Реформация в Беларуси имела три этапа.

Первый этап охватывал время с 1553 по 1570 гг., К появлению в ВКЛ иезуитов. Это был период быстрого роста числа протестантов, формировалась их церковная организация. Основная масса протестантское-

тов - это католическая и, главным образом, православная шляхта. Они были не против того, чтобы подорвать экономическую мощь как православной, так и католической церквей. Более крупные феодалы - магнаты - стремились предотвратить вмешательство Москвы и Кракова во внутраные дела княжества через создание национальной протестантской церкви.

Главным деятелем Реформации в ВКЛ был Николай Радзивилл Черный, канцлер, самый влиятельный человек в государстве. Он основал самый первый сбор в Бресте (в начале 1550-х гг.) И первую на территории современной Беларуси типографию (кириллических книг не печатала). Под его патронатом в 1557 г. состоялся первый съезд протестантов в Вильно. Была основана Литовская провинция кальвинистской церкви, руководил ее делами провинциальный синод. В 1560-е гг., Во время наивысшего подъема Реформации, в Беларуси действовало около 90 сборов (культовых учреждений), а так же школы, типографии, госпитале. В кальвинизм перешла большинство магнатов и шляхты. Так, из 600 шляхетских фамилий Новогрудского воеводства в православии осталось только 16.

Значительно активизировалась духовная жизнь, выросла роль просвещения, книгопечатания, широко стали известны ренессансные идеи, устраивались международные контакты.

Во второй период - с 1570 по 1596. (До Брестской церковной унии) начали усиливаться позиции католической церкви, усилилась кантррэфармацыя. Начала сужаться социальная база реформации - шляхта и магнаты, что достигли своих целей, покидали ряды кальвинистов. После Люблинской унии выгоднее было перейти в католичество, так как короли Стефан Баторий и Сигизмунд III Ваза много заботились о католичество, даже получили за это фамилии "католических королей". В 1570 г. виленский епископ Валерьян Протасевич пригласил в Вильно иезуитов, которые начали проводить активную политику контрреформации. Тем не менее, В 1573 г. на Варшавском сейме был объявлен "религиозный мир", положения о нем были включены в Статут ВКЛ 1588 г.

В течение третьего этапа Реформации - с 1596 г. по середину XVII в. еще более ярко проявились тенденции, начавшиеся в предыдущем периода. Магнаты и основная часть знати оставили кальвинистскую церковь, но ее структура осталась, роль ее была мизернай. Шляхта и магнаты, что оставляли Реформацию, не возвращались назад, в православие, а переходили в католичество - это давало значительные политические и экономические преимущества. Началось преследование радикальных религиозных движений - арианство или антытрынитарыяв.

Ариане, благодаря широкой социальной программе, имели широкую поддержку среди горожан и крестьян. В этом движении отчетливо выделялось два течения - левая (плябейска-крестьянская) и правая (путем хеттский-бюргерской).

Левые (Петр Ганезий, Мартин Чеховицем, Лаврентий Крышковски и др.). Критиковали основные принципы феодального общества, требовали отмены крепостничества, выступали против государственной власти вообще, требовали прекратить войны. Программа строилась на принципах примитивного коммунизма.

Правые (Симон Будный, Василий Тяпинский) признавали социальные проблемы, но частично, они критиковали произвол магнатов, но больше внимания уделяли религиозным делам.

Оба течения пытался объединить Фауст Соцын, который в

1580-х гг. разработал новую концепцию арианство (сацыниянства). Новое учение отбросило социальные проблемы, но феодалы, напуганные возможностью взрыва крестьянской войны, перамятнулися на сторону контрреформации. Радикальные проповедники праследвалися на всей территории княжества. Еретические движение в своих активных проявлениях постепенно угас.

Реформация сыграла важную роль в истории Великого княжества:

• она способствовала формированию гражданского самосознания;

• способствовала проникновению и распространению гуманистических, ренессансных идей;

• активизировала духовное жизнь в княжестве, способствовало развитию просвещения и книгопечатания;

• расширила международные связи княжества, способствовала более широкому вовлечению ВКЛ в европейский исторический процесс;

• способствовала культурной и политической полонизации белорусских магнатов и шляхты, что неблагоприятно сказалось на развитии белорусского языка и культуры.

Католическая церковь не казалась, она инициировала начало контрреформации - это движение в католической церкви с целью вернуть утраченные позиции. После Тридентского собора (1545-1563 гг.) Поддержку папы римского получили иезуиты (католический орден, созданный Игнатия Лайолай в 1534 г.), успешно возвращали утраченные католичеством позиции. Кантррэфармацыи сапутничали такие явления, как инквизиция, списки запрещенных книг, но так же и прекрасная система образования.

В ВКЛ иезуиты появились в 1570 г. в Вильнюсе по приглашению Вильнюсского епископа Валериану Протасевича. Это были Петр Скарга, Франц Сунъер, Станислав Влошак. Сразу был основан Коллегиум - учебное заведение, что давало среднее образование. Очень удачной деятельности иезуитов в княжестве способствовало толерантность и веротерпимость, благодаря чему иезуиты основали свои представительства по всей стране. Была создана одна из 35-ти провинций в Европе - Литовская иезуитская провинция с центром в Вильнюсе. Там же действовала созданная в 1579 г. на базе Коллегиум иезуитская академия (с правами университета). Второй город княжества, где зацьвердилися иезуиты - Полоцк, Коллегиум открыли в 1581г., А к началу XVII в. Коллегиум стало 10 - в Несвиже, Орше, Берестье, Пинске, Новогрудке, Гродно, Витебске, Минске, Слуцке, и это были лучшие учебные заведения в княжестве. Образование там могли получить как католики, так и православные, униаты, протестанты. Одновременно учащихся постепенно склоняли к переходу в католичество.

 

Иезуиты досконально знали белорусский язык и пользовались ею в богослужениях, их проповеди потрясали. На белорусский язык были переведены священные книги и богословская литература, но одновременно иезуиты уничтожали запрещенные книги (первый раз книги горели в Вильнюсе в 1579 г. по приказу епископа Георгия Радзивилла), они добились закрытия протестантских школ и типографий. Для простого народа открывались благотворительные учреждения, в 1687 г. иезуиты открыли аптеку в Гродно. Строились величественные культовые храмы, художественное убранство и органы впечатляли - население потянулось в костелы.

Основные направления деятельности иезуитов:

• налаживание лучшего образования в Коллегиум, где вярбавалися приверженцы католицизма и ордена иезуитов;

• отстаивание интересов ордена и католичества через личных служителей и совещательных при наиболее влиятельных лицах;

• создание красоту богослужения, которая привлекала простой народ;

• широкая благотворительность, которая также привлекала простой народ;

• широкая литературно-полемическая деятельность - желание идеологически разгромить протестантов и православных.

Кроме иезуитов в Беларуси действовали учреждения (монастыри, Коллегиум, госпитали и др..) 17 мужской католических монашеских ардянов и

7 женских. До того, католическая церковь получила сильную поддержку правящих кругов Речи Посполитой. Обновленное католичество быстро вытеснила протестантизм на территории княжества и стала планировать ликвидацию православия.

Особенности контрреформации в ВКЛ:

• начало контрреформации в княжестве совпал по времени с наивысшим подъемом Реформации, что породило высокую степень напряженности в обществе, но проявилось это в идеологической борьбе (полемическая литература). Ужасных форм противостояния (например - Варфоломеевская ночь во Франции) в ВКЛ не было;

• протестанты не смогли основать свою национальную протестантскую церковь (лютеранство в Германии, англиканства в Англии, кальвинизм в Швейцарии и Франции);

• основная часть феодалов перешла в католичество, а Брестская уния приблизила к католичеству "простой народ";

• особое внимание ВКЛ со стороны Рима, княжество рассматривалось как плацдарм к окатоличивания Москвы;

• не удалось достичь главной цели - ликвидировать шматканфесийнасць в ВКЛ;

• в период контрреформации сблизились позиции протестантов и православных - В 1599 г. в Вильно была достигнута договоренность о совместных действиях против проявлений воинствующего католицизма;

• была упразднена толерантность в княжестве, В 1658 г. с ВКЛ изгонялись ариане.

Брестская церковная уния

В 1054 г. произошел окончательный раскол христианской церкви на западную - католичество и восточную - православие. Великое княжество геополитически находилась на границе двух религий, поэтому обе конфессии были широко представлены в государстве. Это давало основания православной Москве и католическому Западу для вмешательства во внутренние дела княжества. Чтобы защитить независимость ВКЛ, нужно было что-то другое - не католичество и не православие.

К XVI в. отчетливо проступили черты кризиса православия. Константинополь был захвачен турками, епархии княжества не смогли создать независимую систему образования, подготовить квалифицированные кадры низового духовенства, наблюдался кризис проповедничеством. Православие теряла интеллектуальную опору - тогдашнюю интеллигенцию. Иезуит Петр Скарга адмячав состояние православия в ВКЛ так - "папы схалопели, наука упала". До того, в условиях Ливонской войны с Россией ориентация на Москву (центр православия, так как с 1589 г. в Москве патриархия) выглядело предательством. В то время на Западе наблюдался духовный подъем, создавались национальные церкви. Необходимость реформирования церкви понимали белорусские православные иерархи. Совпадение этих факторов (культурная деградация православия, возвышение православной Москвы, стремление государственных руководителей ВКЛ на укрепление независимости и устремления Ватикана на окатоличивание княжества) способствовала быстрому проведению церковной реформы - введению униатство.

В первой половине 1590-х гг. на многочисленных встречах с представителями Ватикана православные иерархи вырабатывали условия объединения церквей в ВКЛ. Инициаторами унии выступили епископ брестский и владимиски Ипатий Потей и епископ Луцкий Кирилл Тарлецкий. Их поддержали киевский митрополит Михаил Рогоза, король и князь Сигизмунд III Ваза и канцлер ВКЛ Лев Сапега. На церковном соборе весной 1595 с намерением заключить унию согласились все православные епископы, кроме львовского. Были выработаны

«33 статьи» - условия объединения, согласно которым:

• соблюдались все церковные праздники согласно православным календарем;

• на церковные должности назначаются только "русские" люди;

• монастыри и церкви не превращаются в костел;

• запрещается переманивать в католичество униатов;

• Папа Римский является главой церкви в вопросах веры;

• униаты принимают некоторые догматы католической церкви (символ веры и др.)..

После принятия унии не должно было быть ломки обычаев и традиций - внешне ничего не изменилось. На это очень надеялись инициаторы объединения церквей. 23 декабря 1595 И.Пацей и К.Тарлецки встретились в Риме с Климентом VIII, который согласился со всеми условиями и подписал папскую буллу об унии. 6-9 октября 1596 г. в Берестье на церковном соборе, куда съехались сторонники унии, униатство было окончательно оформлено как религиозное направление. Одновременно в Бресте на свой собор собрались сторонники сохранения чистоты православия, лидером их был епископ львовский. Наложив взаимные проклятия, иерархи разъехались по епархиям, сея семена вражды и напряженности в обществе. 15 октября 1596 г. королевский универсалом акт унии был утвержден на государственном уровне. Официально православная церковь в ВКЛ перестало существовать, была создана греко-униатская церковь.

Общество восприняло введение унии по-разному. Часть населения решительно ее поддержала особенно в епархиях, что возглавляли сторонники унии, часть населения решительно отказались от реформы. Традиция православия не допускала никаких изменений - так не могла сохраниться чистота "першапачатковасци" христианства. Введение унии принималось как личная трагедия. Другие православные деятели выступали не против унии, а против подчинения папе, против регионального характера унии. Такое сильное сопротивление было непредвиденных, конфронтация нарастала. Происходили стычки, борьба за храмы и епископские кафедры, некоторые события принимали ужасные формы. Жесткий деятельность униатского архиепископа Иосафат Кунцевич в Полоцке и Витебске вызвала взрыв народного гнева - Кунцевич был убит и выброшен в Двину. Такие восстания жестоко подавлялись властями, которые сначала поддержали новую церковь.

Униатства через поддержку государства и культурно-просветительскую деятельность постепенно расширялась среди сельского населения и горожан, мелкой шляхты. К началу XVIII в. оно стало самой массовой религией в княжестве, помогло сохранить национальные особенности белорусского народа, сдержала ополячивание белорусских земель. Это означает, что те надежды, которые возложили на униатство в Ватикане и Кракове, не сбылись. Более удачно Ватикан и Краков действовали в среде средних и крупных феодалов ВКЛ. Во время контрреформации они почти все перешли в католичество, что способствовало их ополячиванию, слиянию с феодальным сословием Польши в единое феодальное сословие Речи Посполитой. Белорусские феодалы теряли связь с исторической традицией государства ВКЛ, со своим народом.

Сторонники православия не исчезли с исторической сцены. В 1620 г. они тайно посвятили новую иерархию в Киево-Печерской Лавры, которая контролировалась православными. Так окончательно произошел раскол бывших православных княжество на две церкви. В восточных районах княжества православные пользовались значительной поддержкой, особенно в крупных городах. Поэтому руководители государства со временем вынуждены были официально признать возрождение православия в княжестве. В 1632 и 1633 гг. Владислав IV Ваза признал существование православных церквей и придал им некоторые привилегии, в 1650 г. эти привилегии подтвердил Ян Казимир.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 5. КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В IX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВВ | ТЕМА шестом Вхождение белорусских земель в СОСТАВ федеративная держава Речь Посполитая. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII - XVIII ВВ

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 547; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.