Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 5. КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В IX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВВ

Лекция пятая Культура Беларуси в IX - первой половине

XVII веков

Основные понятия:

традиционная (народная) культура; культура господствующего класса; устное народное творчество; рунических грамотность; кириллический алфавит; памятники письменности; пергамент; Туровское евангелие; агиографической литературе; фрески; плинфа; голосники; скоморохи; Возрождение; православные братства; протестантские школы; кальвинизм; Коллегиум ; скриптории; книгопечатание; летописание; историческая проза; мемуарыстыка; панегирычная литература; вертеп; замки-кастели; барокко; сарматский портрет; кантррэфармацыя; ариане; иезуиты; Брестская церковная уния.

Культура Беларуси X - XIII вв.

С принятием христианства и развитием феодальных отношений культура разделяется по сословным принципу на два направления - традиционную (или народную) культуру и культуру господствующего класса. Культура господствующего класса была почти одинаковой на всей территории Киевской Руси, так как ее фундамент - византийское православие, общая письменность, основанная на древнерусском языке, об-ные политические, экономические и социальные интересы. Традиционная культура в каждой местности имела свои особенности, значимые отличия, характерные для племен, от которых пошло местное население.

Устное народное творчество - самая развитая отрасль традиционной культуры. Бытовали календарно-обрядовые песенные циклы (посвященные языческим праздником и сельскохозяйственным работам - Масленицы, русальной недели, Купалью, Дожинкам), семейно-обрядовые песни (циклы для свадьбы, похорон). Широко распространились сказки-былины, предания, легенды, пословицы, загадки, заговоры. Среди былин выделим "Валгамаа Святославич и Микула Селянинавич", "Добрыня-сват" (о сватовство к Рогнеды Владимира). Но былина рассказывала о становлении феодальных отношений, а потому характерна была и для культуры господствующего класса.

Начиная с IX в., На восточнославянских землях широко распространяется грамотность на базе кириллического алфавита (вытеснила рунических письменность). Кириллица была составлена ​​в 863 г. братьями Кириллом и Мефодием для староболгарском языка, но распространилось почти среди всех славянских народов. Способствовало этому принятие славянами христианства и перевод священных текстов на славянские языки. В Беларуси осталось немного памятников письменности, большинство из них - уникальные вещи.

Первый датирован надпись в Восточной Европе - печать князя Изяслава (правил до 1001 г.) с именем князя на греческий лад - "Изяславос". Выдающимся памятником письменности являются «Борисовы камни», которые располагались в русле Западной Двины. По приказу сына Всеслава Чародея, князя Бориса (Рогволода) на больших камнях - языческих символах были нанесены надписи «господа помози", "Сулибор хрест" и выбит шестиконечный крест (1120-е гг.). Берестяные грамоты XI-XV вв. найденный на Беларуси в Витебске и Мстиславле. Они выполнены на берестяной коры - бересте. В Бресте археологи нашли деревянный гребень с последовательно расположенными буквами кириллицы - "букварем", относится он к XIII в.

Наиболее ценные памятники письменности - это рукописные книги. С XI-XIII вв. сохранилось немного книг. Они были очень редки и в те древние времена. Изготавливались из пергамента - специально обработанной кожи молодых животных. На одну книгу нужно было вырастить небольшое стадо телят. К тому же книги переписывали вручную, это был очень медленный процесс.

Самая ранняя рукописная книга на Беларуси - это Туровское евангелие XI в. Еще известный Полоцкие евангелия XII-XIV вв., Оршанское евангелие XIII в. Помимо церковной литературы распространилась светская литература. Прежде всего - это летописи. Есть сведения о существовании Полоцкой летописи (им пользовался В.М.Тацишчав), который не сохранился. Общим летописью Киевской Руси является «Повесть временных лет», что была написана монахом Нестором в Киеве в начале XII в. "Слово о полку Игореве" содержит интересную информацию о полоцких князей (Всеслав Чародей). Автор благоприятно относился к полоцких князей, а в тексте встречаются слова, характерные до западных земель Киевской Руси. Это дало основание некоторым исследователям утверждать, что автором является житель или выходец из древнебелорусских земель. Время создания «Слова ...» - 1185-1187 гг.

С распространением христианства и появлением своих славянских святых с конца XII в. расширяется местная агиографической литературе - "жития" и "хождения" святых. Известный "Житие и хождение Евфросинии Полоцкой" (к 1187 г.), "Житие Кирилла Туровского", "Житие Авраамия Смоленского" (написано его учеником Ефремом около 1240), "Хождение Игнатия Смалянина".

Большое наследство оставил Кирилл Туровский (жил около 1130-1182 гг.). Известны его 8 "слов"-проповедей, 2 каноны, несколько повестей, около 30 молитв-исповедей. Основная тема, которая беспокоила "Златоуста" - духовное совершенство человека.

Климент Смолятич (? -1164 Гг.) - Один из первых славян, занимавший пост киевского митрополита. Знаменитый как великий книжник, но сохранился только один его произведение - "Послание Фоме прасвитэру", в котором он отстаивает самостоятельность местной христианской церкви перед Константинопольском патриархом относится.

Большое место в истории культуры Беларуси занимает Евфросиния Полоцкая (1110-1173 гг.), Дочь младшего сына Всеслава Чародея. Она переписывала и переводила книги, основала монастыри (Спасский женский и прсв. Богородицы мужской) и школы для детей при них, была спонсором церквей и выдающихся памятников декоративно-прикладного искусства. По приказу Евфросинии полоцкий зодчий Иоанн построил Спасо церковь (около 1132-1159 гг.), А расписал церковь фресками художник Кузьма с помощниками (в соответствии с надписью на стене храма). По заказу Евфросинии полоцкий мастер-золотарь Лазарь Богша в 1161 году выполнил шестиконечный крест - святыню Беларуси. На деревянной основе крепились 11 золотых пластин, украшенных перегородчатой ​​цветными эмалями с изображениями святых, драгоценными камнями. Стороны креста обложенный серебряными позолоченными пластинами, на которых нанесена надпись - история создания креста, имя мастера, проклятие возможным ворам. Таким образом, крест - памятник декоративно-прикладного искусства, памятник письменности, христианский памятник древней Беларуси.

О высоком уровне декоративно-прикладного искусства в старинных белорусских княжествах говорят находки предметов ремесленном производстве - резных из кости и дерева гроздьев ножей, гребней, ложек, шахматных фигурок (найден в Волковыске, Лукомли, Гродно). Мастера-золотари овладели сложной техникой филиграни, гравировки, золочения, черни, зярнення.

Важное место в многогранной культуры древней Беларуси занимает архитектура. Белорусский исследователь культуры М.М.Шчакацихин еще в 20-е гг. XX в. выделил две архитектурные школы культового строительства на территории современной Беларуси, что отличались по виду укладки плинфы, декора, размером и планировки построек.

Полоцкая строительная школа получила большое влияние византийско-малаазиацкага строительства. Использовалась кладка из похороненным рядом кирпича (один ряд кирпичей втапливався глубже и затынковвався, наружная штукатурка отсутствовала), интерьер (внутреннее пространство) украшалась фресками - разноцветными росписями по сырой штукатурке. Замечательными памятниками полоцкой строительной школы является Софийский собор (1050-е гг.), Спасская (Спасо-Ефросиниевская) церковь (1132-1159 гг.), Храмы в Бельчицах (XII в.), Благовещенская церковь в Витебске - или Церковь Благовещения (1-ая половина - середина XII в.) а так же храмы в Минске, Новгороде, Смоленске.

Гродненская архитектурная школа представлена ​​памятниками - Борисоглебской церковью на Коложе (Коложская церковь) в Гродно, построенной в последнюю четверть XII в.; Незавершенной церковью в Волковыске XII в.; Гродненской Пречистенской церкви XII в.; Гродненской Нижней церковью постройки XII в. (Погибло во время пожара 1183), а также храмами в Турове, Новогородке, Минске и др.. Особенности техники гродненской школы - использование в кладке плинфы (тонкого кирпича) вместе с абцёсаным камнем и декоративной майоликовая плитки, а также голосников - керамических горшков, умараваных в стены для улучшения акустики. Для отделки использовались фрески и мозаика. Это говорит о влиянии византийской, балканской и Кавказкой традиций строительства.

Отличным примером военного зодчества на Беларуси является Каменецкая или Белая башня, построенная в Каменце современной Брестской области зодчим Алексой в XIII в. Остатки подобных башен найдены в Полоцке, Гродно.

Музыкальная культура имела несколько направлений. Одним из заказчиков выступал княжеский двор, где требовались исполнители цэрыманияльнай и военной музыки. В рамках христианской православной церкви музыкальные инструменты не использовались, но сложился знаменитый знамения распев. Вообще, церковь выступала против народной музыкальной культуры, представленной скоморохи, певцами с гуслями, свирелями, барабанами. Последних очень ценил простой люд и часто принимали при дворах феодалов.

Культура Беларуси XIV - XVI вв. Церковь и религия

Культура Беларуси

Белорусские земли имели сравнительно высокий уровень экономического развития, поэтому более важную роль в княжестве играла белорусский язык и культура. Белорусский язык использовался как государственная, а так же в домашнем абиходе великих князей и феодальной знати. В результате развития феодального общества в пределах этнической территории Беларуси в XIII-XVI вв. образовалась белорусский народность.

XV - первая половина XVII вв. - Период развития культуры, получивший в Европе название Возрождение. Он характеризовался подъемом светской науки и искусства, становлением национальных языков, литератур и национального самосознания, гуманистическим мировоззрением. Благодаря прочным связям с Европой, белорусский культура так же узнала влияние идей Возрождения, но здесь имелись свои особенности. Великое княжество находилось на периферии европейского культурной жизни, здесь не успели сформироваться элементы раннебуржуазнага общества, только зарождалась светская литература, философская и общественная мысль продолжала ориентироваться на Библию, не было выдающихся достижений в светских видах искусства - живописи, скульптуры, музыки. Тем не менее, черты Ренессанса наблюдались в архитектуре, графике, просвещению и светских видах искусства. Можно говорить о многогранности и варыянтнасци ренессансной культуры в Беларуси.

Образование, как и в предыдущий период, сохраняло религиозный характер. При православных церквях и монастырях существовали школы, в их программу обучения входили: церковно-славянская грамматика, математика, философия, теология. Вместе с тем, при православных братствах (это общественные объединения прихожан) в Вильнюсе, Могилеве, Слуцке, Берестье, Полоцке и др.. действовали братские школы с более широкой программой, что включало изучение иностранных и классических (латинском и греческом) языков, историю, риторику. Обучение в них было в основном бесплатным.

Обширная программа образования существовала в протестантских школах. Наиболее известные - в Ивье, Вильнюсе, Берестье, Слуцке. Протестанты выступили с предложением учредить в ВКЛ университет, но в условиях контрреформации идею перехватили иезуиты, а протестантские школы вообще были закрыты.

Особенно быстро развивалась католическая система образования в XVI в. соответствии с постановлениями Синода, каждый приход должен иметь начальную школу. Кроме того, многие католические монашеские ордена открывали свои средние учебные заведения - Коллегиум. Особенно известными были иезуитские и пиарского Коллегиум. Первый иезуитский Коллегиум был основан в Вильнюсе (1570 г.), на территории Беларуси - в Полоцке (1581 г.). Коллегиум давали классическое гуманитарное образование. Обучение было бесплатным, принимались юноши любых сословий и вероисповеданий, обучение продолжалось 6-7 лет. Весь учебно-воспитательный процесс был пропитан религиозной направленностью. В то же время Коллегиум способствовали установлению в Беларуси западно-европейской системы образования. На базе Вильнюсского иезуитского Коллегиум в 1579 г. была создана иезуитская академия - первое высшее учебное заведение в ВКЛ. Первым ее ректором был прекрасный полемист, деятель ордена иезуитов - Петр Скарга.

Расширение общего уровня образованности обусловило возникновение спроса на книги. В XIII-XVI вв. центрами переписки книг являлись православные монастыри (скриптории в Новогрудке, Полоцке, Смоленске, Вильнюсе, Витебске, Лавришево, Супрасль), государственная канцелярия в Вильнюсе, канцелярии крупных феодалов. Создавались значительные библиотеке - библиотеки. Наиболее известными были: библиотека Полоцкого Софийского собора; библиотеки монастырей в спрясть, Вильнюсе, Слуцке, Пинске, а так же библиотеке учебных заведений (иезуитских Коллегиум и академии) и частные собрания магнатов (Раздивилав, Сапегов).

Скриптории не могли удовлетворить взраставшага спроса на книжное слово, поэтому не случайно, что в ВКЛ возникла книгопечатание раньше все восточнославянские земли. Основоположник восточнославянского книгопечатания - отличный гуманист и просветитель Франциск Скорина. В 1517-1519 гг. он в Праге перевел и издал (с комментариями) Псалтырь и 22 книги Ветхого Завета Библии. В 1522 г. он переехал в Вильнюс, где основал первую на территории восточных славы типографию, из которой вышли "Малая дорожная книжица" (1522) и "Апостол" (1525).

В 1550-е гг. в Берестье начала работать протестантская типография Николая Радзивилла Черного - первая в Беларуси. Вообще, протестантские типографии в 1560-1570-е гг. действовали в Несвиже, Вильнюсе, Москве, Узде, Лоске, Ивье, Ошмянах. Среди наиболее великого мых изданий протестантов - "Брестская библия" (1563 г.), "Несвижская библия" (1572), "Новый завет" (1574 г.), "Разговор поляка с литвином" (1564 г.).

Первую кириллическую книгу (на древнебелорусской языке) - Катехизис выдали Сымон Будный и Лаврентий Крышковски в Несвижской типографии в 1562 г., в тот же год С.Будного напечатал "Про оправдание грешного человека перед богом", позже - "Библию"

(1572), "Новый завет" (1574 г.), "О главных положениях христианской веры" (1576 г.).

В 1570-е гг. в имении Тяпино в Полоцке основал типографию Василий Тяпинский. Он издал "Евангелие" на церковно-славянском языке с параллельным переводом на белорусский язык. С.Будного и В.Тяпинский выступали в защиту белорусского языка, за развитие на ней письменности и книгопечатания.

Русские первопечатники - Иван Федоров и Петр Мстиславец после изгнания из Москвы работали в Беларуси в имении Р.Хадкевича Заблудове. Они вручили "Евангелие учительное" (1569 г.) и "Псалтырь с часослове" (1570 г.). В 1580-е гг. И.Фёдарав переехал в Остроге, где выдал "Острожская библия" (1580-1581 гг.), А П.Мсциславец работал в типографии братьев Мамоничей в Вильнюсе.

В конце XVI в. в княжестве действовали многочисленные типографии - частные, при крупных православных братствах, протестантские, очень активную деятельность начали иезуитские типографии. Издавалась самая разная литература на белорусском, польском, латинском языках - как богословское, так и светская, в том числе, правовое. Так, в 1588 г. в типографии Мамоничей в Вильнюсе впервые был издан свод законов - Статут ВКЛ. Издательская деятельность была тесно связана с развитием литературы.

Как и прежде, продолжали состоять рукописные Пале, патерика, Пролог, Минеи - они состояли из произведений античных и греко-византийских авторов. В эпоху Возрождения к ним добавились переводы западноевропейских светских романов - таких как "Повесть о Бовы", "История о Аттилу", "Повесть о Трышчана", "Александрия", "Троя", дидактические новеллы, сборники фацэцый (анекдотических историй).

С XIV в. появилась летописание ВКЛ. В летописях обосновывалась необходимость создания ВКЛ, защищалась Централизаторская политика великих князей. Памятники - "Летописец великих князей литовских" (примерно 1396), "Похвала Витовту" (конец 1420-х гг.), "Белорусско-литовская летопись" (1446).

На смену летописания вместе с Возрождением в XVI в. пришла историческая проза и мемуарыстыка: "Баркулабовского летопись", "Дневник" Федора Евлашовскага, "Пхвала гетману Константину Острожскому" (после 1514), на белорусский язык переводили "Хронику" М.Стрыйковскага, "Хронику" М. Бельского.

В 1516 г. была издана поэма "Прусская война" Она Вислицкого (родом из Беларуси, "русин") на латинском языке, в которой автор описывает победу славянских народов над крестоносцами в Грюнвальдской битве. В 1523 г. в Риме была издана еще одна поэма автора-белоруса Николая Гусовского - "Песня про зубра", так же на латинском языке. Это было началом ренессансной лацинскамовнай традиции в белорусском поэзии.

Основателем панегирычнай литературы (панегирик - славная речь) на Беларуси считается Андрей Римша. Его "Панегирик герба Льва Сапеги" (1588 г.), а так же панегирик гербом А.Волович, Ф.Скумны были примером для других авторов. В белорусском поэзии появились жанры: декламация, стихотворные посвящения, сатирическая поэзия, поэтические "плачи", "вопли", эпиграммы.

В связи с принятием Брестской унии 1596 г. шарокае распространение получила полемическая литература. На страницах изданий шли интеллектуальные битвы между сторонниками унии (П.Скарга, И.Пацей) и приверженцами православия и протестантизма (К.Филалет, М.Сматрыцки, С.Будного, Клирик Острожский). К.Филалет в своем произведении "Апокрысис" (1597) обвинял иерархов-униатов в материальных выгодах унии. Наибольшего расцвета полемическая литература получила в первой половине XVII в.

Развитие музыкального искусства шло в пределах церковных учреждений. С конца XV ​​в. развивается торцевая культура пения, а во второй половине XVI в. - Партесное пение, певцов готовили в братских и монастырских школах.

В самом конце XVI в. при католических учреждениях-монастырях стали образовываться капеллы - коллективы, состоявшие из оркестра и группы вокалистов. Со строительством новых католических храмов начала расширялась органная музыкальная культура.

E XIV-XVI вв. широкую популярность в народе получил кукольный театр - вертеп. Представления давались во время ярмарок, на рынках, приглашали кукольников и до дворов феодалов.

Архитектура и строительство

Главные материалы, используемые в строительстве в те времена - дерево. Этот материал не способствовал сохранению построек. Поэтому мы больше знаем о каменные сооружения, которых строили немногим, но которые лучше сохранились. В XIV - начале XVI вв. основной тип монументальных каменных построек - это замок. Именно в XIV в. появились совершенно каменные замки-кастели, квадратные в плане с башня-донжон (Крево, Лида, Тракай, Медники).

В первой половине XVI в. сформировался самобытный 4-х башенный тип православного храма с защитной функцией (Мураванкавская, Сынкавицкая, Супрасльский церкви-крепости, Николаевский собор в Бресте). Их стиль определяется как "белорусский готика". Активно строились католические готические храмы - с аднанефавыми, аднаапсидными объемно-пространственными композициями (костелы в Ишкальди, Ивье). С Реформацией появились новые культовые постройки - сборы, которые сочетали готические черты в форме построения и ренессансный ордерной декор (сборы в Дзержинске, Заславле, Замостье, Новым Свержене).

Иезуиты принесли на Беларусь новый архитектурный стиль - барокко. Первый образец архитектуры барокко на территории Речи Посполитой - это Несвижский иезуитский костел, который в 1587-1593 гг. строил выдающийся архитектор Джованни Бернардони. Для барокко характерны постройки в форме базилики с плоским фасадом. Постройки отличались плавностью линий и богатым внешним и внутренним декором.

С изменением стилей в строительстве и введением новых принципов фортификации частные замки начали трансформироваться в дворцово-замковые комплексы (Несвиж, Гродно, Гольшаны). Кроме них строились дворцы с компактной центрально-осевой планировкой без внутреннего двора (дом-крепость в Гайтюнишки, Ружанский замок).

С расширением Магдебургского права в городах возникла гражданская архитектура - ратуши, где располагались органы самоуправления (Несвиж, вторая половина XVI в.).

В рамках ВКЛ развивались все виды изобразительного искусства. К сожалению, примеров монументального искусства (росписи храмов) не сохранилось, о высокой степени ее развития говорить письменные источники.

Ранние произведения иконописи в XIV-XV вв. имели большое влияние византийских образцов. Основные признаки - диспропорция, пласкастное выявление, отсутствие перспективы. Во второй половине XVI в. в иконописи ощущаются черты Возрождения - появляются элементы бытового характера, архитектурные кулисы, прасторавасць постройки. В начале XVI в. складывается белорусский иконописная школа. Наибольшее популярный сюжет в иконопись - образы Божией Матери Одигитрии (Богородицы).

В светской живописи выделяется несколько направлений. Портреты-иконы характерны для XIV в., Как пример - портрет-икона Ефросиньи Полоцкой. Выполнены такие портреты с учетом канонов иконаписання.

На портретах-парсуны уже более объемное представление человека, являются элементы перспективы и реализма. Неизвестными художниками созданы интересные портреты княгини Екатерины Слуцкой (1580 г.), князя Юрия Олельковича, Юрия Тышкевича (все - конец XVI в.). Периода Возрождения в Беларуси характерен сарматский портрет, со свойственной ему торжественностью и Парадность, вниманием к атрибутов и гербов, фактуры предметов и деталей одежды.

С развитием книгопечатания дальнейшее развитие получила книжная графика. Рукописные книги украшались миниатюрами, печатные - гравюрами. Основателем книжной гравюры на Беларуси стал Франциск Скорина. Его издания (Библия, Псалтырь, Малая дорожная книжица) были богато иллюстрированный сюжетными композициями и иллюстрациями прикладного характера, орнаментом.

С расширением в Беларуси католичество связано появление скульптуры. Самый ранний памятник деревянной скульптуры, что сохранилось до нашего времени - "Распятие" из в.Галубичы Глубокского района (XIV в.). В XV-XVI вв. в костелом являются готические алтари-рэтабли, из которых сохранились лишь отдельные скульптуры. Большое влияние Ренессанса наблюдаются в скульптуре полоцких мастеров "Святой Гжегож" - ее ясность приближается к портретной. Вообще, к скульптуры XVI в. характерна совершенная обработка форм человеческой фигуры, внимание к бытовым деталям. Появился новый тип скульптуры - надгробия (Вильнюсский кафедральный собор, надгробия канцлера А.Гаштольда и епископа П.Гальшанскага, оба - середина XVI в.).

В декоративно-прикладном искусстве ведущими отраслями оставалась художественная обработка металлов и производство ювелирных изделий. В готической традиции сделан деревянный потир с Ружан (конец XV в.), Оклады Лавришевского евангелия (начало XV в.). Влияние Ренессанса виден в потиры из Новогрудка (XVI в.). Местные мастера органично сочетали традиции прежних времен и особенности западноевропейского искусства.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Признаки развития торговли до середины XVII в | Церковь и религия

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 365; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.