Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ТЕМА двадцатой КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕXX ВЕКА

Лекция двадцатая Культура Беларуси во второй половине ХХ века

 

За годы 2-й мировой войны была уничтожена почти вся материально-техническая база учреждений науки и культуры, не пришли с войны многие образованные и профессионально подготовленные люди. В таких условиях сразу после освобождения начинается культурное восстановление БССР.

Но первые послевоенные годы ознаменовались новой волной широкомасштабных репрессий в Беларуси, связанных с деятельностью сподвижника Берии Я.Цанавы. На 25 лет лагерей была осуждена Лариса Гениюш. Вновь арестован писатели А. Александровича, Б.Микулич, А.Пальчэвски, С.Граховски, С.Шушкевич, А.Звонак и др. В основу кампании против интеллигенции была положена постановление ЦК ВКП (б) О журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946) и др.. Для активизации борьбы с "национализмом" и "космополитизмом" в БССР был прислан представитель ЦК компартии М.Гусарав. критиковались как отдельные авторы (М.Танка, К.Буйло), так и целые издания. В искажении жизни белорусского села был обвинен и снят с поста редактора журнала "Молодость" автор повести "Дабрасельцы" А. Кулаковского. Наступление направлялась и на деятелей белорусского науки. От него пострадали президент АН БССР А.Жэбрак (1947), знаменитый генетик, который не поддерживал лысенкавския методы в биологии; нарком просвещения П.Саевич (1951), обвиненный в "югославском шпионаже". Шел процесс подчинения партии всех сфер жизни. реальную власть удерживали партийные комитеты. усиливались русифицированные тенденции в политике центральных органов власти, этому способствовала деятельность в Беларуси присланных из Москвы партийных и советских работников, особенно после дискуссии по языкознанию в 1950 г.

Но происходило восстановление системы образования. К 1950 г. удалось восстановить довоенную сеть общеобразовательных школ, шло увеличение количества средних школ. К середине 50-х гг. был завершен переход к всеобщему семилетнего обучения. В 1944-1945 гг. работали 22 вуза. Быстро возрождалась академическая наука, флагманом которой стала восстановив свою работу в 1944 г. АН БССР. К концу 1950 г. в республике действовало 77 научных учреждений.

Развитие белорусского литературы шло в очень сложных условиях. Диктат коммунистической партии, предпочтение стилю "социалистического реализма" привел к тому, что многие литературные произведения определялись бесконфликтность и идеализацией советского строя (романы А.Стаховича, М.Паслядовича и др.).. Главная тема белорусского литературы - это война (И.Мележ, М.Лыньков, И.Шамякина и др.). Этому же были посвящены и первые послевоенные пьесы К.Крапивы, А.Мавзона, Вейнерович.

Театральное искусство также испытывала на себе давление партийного руководства. Если в сезоне 1944-45 гг. в БССР работало 12 театров, то в 1950 г. их осталось только 8. В космополитизма были обвинены театральные режиссеры В.Галавчынер, Я.Раманович. Начались нападки на пьесы А.Макаенка, оперу Я.Цикоцкага "Алеся", композитора П.Падкавырава. В то же время на сцене сияли таланты актеров Б.Платонава, Г.Глебава, Л.Ржэцкай, Л.Аляксандровскай.

Одной из главных тем искусство становится героизм советских людей в годы войны, воплощение героя с богатым внутренним миром. Героику советских людей в годы Великой Отечественной войны воплощают художники Я.Циханович, И.Давидович, Е.Зайцев, В.Волкав. С начала 50-х годов начинают приобретать популярность жанровые картины (Г.Бржазовски, А. и И.Ткачовы, П.Гаврыленка). Ярко проявился талант скульптора З.Азгура. Он создает целую серию портретов исторических деятелей и героев современности. Значительным достижением стал ансамбль Площади Победы (1954), созданный З.Азгур, А.Бембеля, А.Глебова, С.Селиханавым.

Манументализмам отмечается и послевоенная архитектура (композиции проспекта Скорины, Привокзальной площади). Господствует так называемый имперский стиль - "сталинский ампир". Создаются генпланы реконструкции городов. Значительное внимание уделяется восстановлению промышленных предприятий и жилого фонда (преимущественно малоэтажных дома). Таким образом, особенностью послевоенного развития культуры стал партийный диктат, борьба с прогрессивной интеллигенцией, русификация. Но важно отметить, что произошло восстановление материально-технической базы образования, науки и культуры.

Противоречивый характер носила культурную жизнь республики и в дальнейший период: 50-80 годы ХХ в. С одной стороны, шла демократизация, связанная с наступлением "оттепели", реабилитация деятелей науки и культуры, ослабление партийного давления, а с другой, - русификация всех сфер жизни, обоснованная тезисом о построении коммунистического общества, где будут слиты языка и культуры всех советских народов , воинствующий атеизм, шаблонность. В образовании в это время проходит несколько реформ. В 1958 г. происходит переход ко всеобщему 8-летнего обучения и введение в средней школе одиннадцатилетнему срока с производственным обучением. Десятилетнее обучение вернулась в

1964-1984 гг., А в 70-е гг. была введена всеобщая среднее образование молодежи. В профессионально-технического образования создавалась единая система городских и сельских профессионально-технических училищ. В 1950 г. в БССР работало более ста техникумов, 29 вузов. Но высшее и среднее специальное образование отмечалось экстэнсивнасцю, если при постоянном увеличении числа выпускников не всегда сохранялось качество их обучения.

Одной из отрицательных черт образования того времени стало сужение сферы использования белорусского языка. В БССР не было ни одного среднего специального и высшего учебного заведения с белорусским языком обучения. Родители получили право освобождать детей от изучения белорусского языка в школе. Допускалось преподавание белорусского языка по-русски. В середине 80-х гг. всего около 19% детских садов и 23% школ работали на белорусском языке. В результате такой языковой политики создались крайне неблагоприятные условия для развития белорусского культуры.

Наука этого периода характеризуется становлением фундаментальных исследований. В системе АН БССР открываются институты физики и математики, генетики, тепло-и массообмена и др.. Создаются целые научные школы (в области обычных дыфференцыяльных уравнений - школа Н.П.Яругина, спектроскопии и лазеров - Б.И.Степанова, тепло-и массопереноса - А.В.Лыкова, теоретической физики - Ф.И.Федорова, антрапагенэзу - Г.И.Горецкого, кардиологии - Г.И.Сидарэнки, вычислительной математики - У.И.Крылова, геологии и тектоники - Р.Г.Гарэцкага). Широко известными в мире стали биолог В.Купрэвич, математик У.Платонав, физик М.Барысевич. Преимущественное развитие в республике получили техническая и физико-математическая науки, что связано с развитием научно-технического прогресса. Однако лишь немногие научные разработки находили применение на практике.

В белорусском русле развивается литература. Усиливается ее связь с жизнью. Но сохраняется партийное руководство, цензура, особенно расширенные во второй половине 60-х гг. В качестве ведущего жанра прозы устанавливается роман. Главным остается тема минувшей войны, но теперь художники слова большее внимание уделяют раскрытию внутреннего мира человека в таких экстремальных условиях (романы А.Адамовича, В.Быкова, И.Навуменки, И.Чигринова, документалистика С. Алексиевич и др.).. Историческая проблематика также привлекает к себе пристальное внимание (романы Л.Дайнеки, О.Ипатовой, В. Короткевича, К.Тарасава, пьесы А.Макаенка, А.Петрашкевича).

Много произведений посвящалась проблемам социалистической действительности (Я.Брыль, Г.Далидович, К.Крапива, И.Мележ, И.Шамякина). Поэзия отмечена произведениями Р. Бородулина, П.Бровки, Н.Гилевича, П.Глебки, П. Панченко и др.. Белорусские литераторы тесно сотрудничали с киностудией "Беларусьфильм", которая возобновила свою работу в 1944 г. Каждый год на ней выпускалось около 70 фильмов различных направлений. Среди наиболее известных - художественные ленты "Миколка-паровоз", "Белые росы", "Крушение империи", "Альпийская баллада".

С 60-х гг. белорусские театры увлекаются морально-этической проблематикой. Ставятся пьесы белорусских драматургов (Е.Дударева, А.Макаенка, Н.Матуковского), русских и мировых классиков, советских авторов. Мировое признание получает балетная труппа Белорусского государственного театра оперы и балета под руководством В. Прокофьева, своего рода основателя белорусского школы балета ("Сотворение мира" А.Петрова и др.).. К середине 80-х гг. в БССР работали 2 музыкальные, 6 кукольных, 9 драматических театров, но только три из них были белорусскоязычные.

В музыкальном искусстве развиваются жанры симфонии и инструментальной музыки (композиторы У.Аловникав, М.Аладав, А.Багатыров, И.Лученок, В.Мулявин, П.Падкавырав, Я.Цикоцки). Налаживается тесное сотрудничество с театрами (оперы Н.Аладова, Д.Лукаса, Р.Пукста, Д.Смольского, Ю.Семеняко). Композиторы обращаются к военно-патриотической тематики, воплощения образов реальных исторических лиц. Большинство композиторов работает в разных жанрах. В 70-80-е гг. появляются новые типы музыкальных и танцевальных коллективов (вокально-инструментальные ансамбли "Песняры", "Верасы", "Сябры", фольклорно-хореографический ансамбль "Хорошки").

Государство способствует массовому развитию самодеятельного художественного творчества: многие любительские коллективы стали известны далеко за пределами республики. В 1983-1985 гг. в БССР было создано 652 коллектива художественной самодеятельности, объединявших 18 тысяч участников.

В годы "оттепели" начали свою работу талантливые художники А.Кишчанка, Я.Шчамялёв, Г.Вашчанка, У.Стальмашонак, М.Савицкий. Расширяется так называемый "суровый стиль", который правдиво отражает жизнь (М.Савицкий - цикл "Цифры на сердце" и др.. Работы). Преобладает военная (М.Данцыг, В.Грамыка) и историческая (А.Марочкин, Я.Шчамялёв) тематика. Создаются целые серии портретов знаменитых людей Беларуси (З.Павловски, У.Стальмашонак, И.Ахрэмчык, В.Сахненка). В 50-60 гг. приобретает популярность новый жанр городского пейзажа (П.Масленикав, М.Данцыг), развивается натюрморт (В.Жалток, Я.Радяловская, С.Каткова). Но некоторые художники, не согласные с стереотипность в живописи, вынуждены были покинуть страну и приобрели широкую известность за ее пределами (В.Бабров, А.Исачов, Н.Павловски, г.Хацкевич). В изобразительном искусстве закрепилась система творческих заказов, что, безусловно, снижало уровень художественных произведений. Белорусский графика этого времени представлена ​​сериями по истории и современности, с использованием различных приемов (работы У.Басалыги, С.Геруса, В.Шаранговича).

Значительные изменения происходят в это время в архитектуре. Начинается массовое строительство жилья; разрабатываются генпланы застройки городов, в которых планируется место под целые жилые районы и микрорайоны. Распространяется крупнопанельное строительство. Быстрые темпы, стремление к снижению стоимости жилья привели к типизации застройки; города потеряли свое особенное лицо. В 70-е гг. постепенно преодолевается жесткий рационализм, используются новые проекты на основе блок-секционных методов. Внешний вид городов определяют крупные промышленные комплексы. Новым объектом для белорусских строителей становится столичный метрополитен (с 1977 г.). Архитекторы работают над созданием мемориальных ансамблей и комплексов (монумент "Минск - город-герой", комплексы "Хатынь", "Брестская крепость-герой", "Прорыв").

В то же время в середине 50-х гг. усилилась политика конфронтации государства в отношении религии и верующих, что связано с идеей построения в течение одного поколения в стране коммунизма, где религии нет места. После постановления СМ СССР (1961 г.) началась кампания по массовому закрытию и даже уничтожении храмов, репрессии в отношении служителей культов.

Культура БССР середины 50-80 гг. была тесно связана с культурами союзных республик и стран социалистического лагеря. Проводились недели и декады культуры Беларуси в других странах, фестивали искусств ("Дружба народов", "Белорусский музыкальная осень" и др.)., На гастроли выезжали знаменитые белорусские творцы, укреплялись связи творческих союзов и художественных коллективов.

Неотъемлемой частью общей белорусского культуры является культура белорусского зарубежья. Далеко от родины работают талантливые ученые и творцы: нобелевский лауреат, ученый И.Прыгожын, литераторы Н.Арсеннева, М.Сяднёв, М.Галина (родной брат Я.Коласа), У.Дудицки, Р.Жук-Гришкевич, архитектор и художник М.Навумович, историки Я.Запрудник, В.Жук-Гришкевич, литературовед З.Кипель, директор Белорусского института науки и искусства в Нью-Йорке В.Кипель и многие другие.

Таким образом, белорусский культура периода 40-80 гг. прошла очень сложный и трудный путь через чрезмерное партийно-советское руководство, классовый подход. Ограничивалась свобода творчества, и, что наиболее трудно для национальной культуры, вытеснение белорусского языка было введено в ранг государственной политики. Культура, наука и образование не получали достаточного финансирования, что серьезно сказалось на их уровне и качестве. В то же время весь мир знает наших ученых, литераторов, художников, актеров, что свидетельствует о глубине и высоком профессиональном уровне культуры.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Экономика БССР во второй половине 80-х годов, реформы хозяйственной системы | ТЕМА двадцать первой БЕЛАРУСЬ - НЕЗАВИСИМАЯ ГОСУДАРСТВО

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 694; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.