Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Правовое положение Молдавского государства в период правления Александра Доброго (Александру чел Бун)

 

Господарь Молдовы Александр Добрый (1400 – 1432 гг.), сын Романа I и племянник основателя прославленной Мушатинской династии Петра Первого, последовательно проводил политику укрепления централизованной господарской власти. Первый документ от его имени, в статусе господаря, датируется 29 июня 1400 года. Это самое продолжительное, после Петра I Мушата правление, которое охватило более трёх десятилетий. Он последовательно проводил политику укрепления центральной власти, оказывал поддержку ремёслам, внутренней и внешней торговле. Таким образом, уже в 1408 г. он предоставил особые льготы львовским купцам, торговавшим в Молдове.

Александр Добрый благополучно также разрешил многолетний конфликт с Константинопольской Патриархией, в результате чего Молдавская Православная Церковь сохранила свою автономию, а Митрополит Молдовы – своё особое положение. В данном общем контексте сформировалась и укрепилась в 15-м веке Митрополия Молдовы. Например, канонический статус первого митрополита – Иосифа, было признано Константинополем в 1401 г., когда в своем послании к господарю Молдовы Александру Доброму, патриарх Матфей дал полномочия «истинным епископам и законным митрополитам Молдовы». Таким образом, Константинопольский патриарх согласился с установлением в Молдавии особой традиции – избрание своими иерархами, с одобрения господаря, своего митрополита, а Молдавская митрополия добровольно вошла под юрисдикцию Константинопольского Престола на правах автокефальной церкви (своеобразной автономии). Тем самым, Молдавское Государство к началу XV-го в. имело свою Православную Церковь, хорошо организованную и обладающую канонической структурой, со своим креслом митрополита. Впоследствии молдавские иерархи выбирались своим же духовенством, утверждались в должности своим господарем и его советом, где митрополит был главным советником. Зависимость Молдавской Церкви от Патриархата была только номинальной. Нередко бывало, что о посвящении своих епископов митрополиты Молдовы лишь уведомляли патриарха.

Об иллюзорности зависимости Молдавской Церкви от Константинополя свидетельствует и господарь Молдовы Дмитрий Кантемир, который писал в третьей части «Описания Молдавии» («О религии молдаван. О церковной иерархии»): «Митрополит Молдавский имеет в Восточной Церкви особливую перед всеми другими честь. Он, хотя не носит титула Патриарха, именуясь митрополитом Молдовы и архиепископом Сучавы, не подчиняется ни одному Патриарху. Несмотря на то, что благословление приемлет от Константинопольского Патриарха, не может он ни быть им избранным и не обязан как другие митрополиты, ожидать псифона (утверждения) от Великой Церкви; он имеет такую же великую власть в своей митрополии, как и Патриарх в своей».

Усердием Александра Доброго, из Четатя Албэ - Белгорода в Сучаву были привезены мощи мученика Святого Иоанна Нового, что способствовало консолидации Молдавской Православной Церкви.

В целом, молдавский господарь энергично осваивал и заселял особенно Пруто-Днестровские земли, которые на протяжении 14-го века опустошались массовыми набегами татаро-монголов, устанавливая в этих районах структуры центральной власти. На всей территории страны также на базе молдавского законодательства и под руководством центральных властей создавались местные органы власти и правосудия.

Александр Добрый одновременно возобновил вассальную присягу польскому королю, вследствие чего молдавские воины неоднократно приходили на помощь полякам, отличившись в битве при Грюнвальде (1410 г.) и при осаде крепости Мариенбург (1422). В 1429 г. по поручению господаря Гавриил Урик создал «Тетраевангелие монастыря Нямц».

На протяжении первых 3-х десятилетий 15-го века, при созидательном правлении господаря Александра Доброго, молдавское право определяло правовые основы строительства и упрочения средневекового государства. В соответствии с ним, молдавский господарь был не только главой государства, но также и руководителем государственной администрации, верховным предводителем армии, но и верховным судьёй страны. Так, если обвиняемый был недоволен судебным решением какого-либо сановника, он мог искать справедливости лишь у господаря. Жалоба рассматривалась в присутствии высших сановников, в первую очередь – членов Господарского совета и высших иерархов церкви.

Молдавский господарь был не только руководителем государства, но и главой правительства: он назначал или снимал с должности главных сановников, в т.ч. в его компетенции было назначение ворников Верхней Страны и Нижней Страны (после происшедшего разделения в 1436 г.), правителей цинутов, начальников (пыркэлабов) крепостей. Тем самым, в административно-территориальном плане Молдова разделялась на края – цинуты, которые состояли из околов (округов), а те – из сёл и слобод.

Управители более мелких подразделений, например околов (округов), назначались вышестоящими придворными чиновниками. Вместе с тем, приказы и распоряжения господаря были окончательными и не подлежащими обжалованию не только для мелких придворных, но и для высших должностных лиц. Молдавский господарь Штефан II (1442–1447 гг.), например, своей грамотой от 1.08.1444 года освобождает от всевозможных налогов монастырь Хородник и близлежащее село и отдаёт распоряжение, чтобы «ни один боярин, ни ослухарь (исполнитель княжеских приказов) или посадник (сборщик посады), ни глобник (который собирает штрафы), ни илишар (который собирает налог с зерновых), ни кто-либо другой из наших слуг не имел никакого дела в этом селе».

Всего, на протяжении первого века существования Молдавского государства Господарь, как высший судья, руководствовался нормами обычного права, т.е. набором традиционных неписаных правил. Однако, после смерти Александра Доброго, Молдова переживает времена тяжёлых испытаний. Борьба между разными претендентами на трон, которых поддерживали соперничающие группировки бояр, заметно уменьшила внутреннюю сплочённость общества и оборонную способность страны во внешнеполитическом плане. Опасность развала страны, потери независимости усиливалась по причине многочисленных вторжений Венгрии и Польши, постоянной угрозы нападения со стороны татар и турок. В течение 25 лет, до прихода к власти Штефана Великого, на троне Молдовы сменилось 9 господарей. Некоторые из них, изгоняя один другого, властвовали по три раза (случай малолетнего Александрела и др.). Другие, когда им не удавалось завоевать полную власть, правили попеременно, или разделив страну на две части. Например, два сына Александра Доброго – Илиаш и Штефан II, с 8-го марта 1436 г. и до августа 1442 г. правили одновременно, разделив Молдову на Верхнюю и Нижнюю.

Как правило, господарей, сменявших один другого, заботила единственная цель – накопить денег, чтобы подкупить бояр и заплатить наёмным солдатам. Изгнанные господари одалживали деньги, чтобы потом выжимать их из крестьян бесчисленными налогами – ведь надо было платить наёмному войску, которое бы привело их к власти. Практически, ни у кого из них не было времени заботиться о государстве, об экономическом развитии страны, укреплении правовых отношений, за исключением разве что господаря Богдана II (12 октября 1449 г. - 15 октября 1451 г.), которого убил Петру Арон.

1. Осуществление реформ и упрочение государственно-правовых структур в Молдове при Штефане Великом (Штефан чел Маре).

Господарь Молдовы Штефан III Великий, правил больше всех других государственных деятелей в истории молдавского права (с 14 апреля 1457 г. по 2 июля 1504 года). Он пришел на престол Молдавского государства законным путем, будучи избранным Великим Собранием страны (названным и расширенным Господарским советом) 14 апреля 1457 г. Уже в одном из первых сохранившихся документов эпохи Штефана чел Маре (от 12 августа 1457 г.), выпущенном Канцелярией Молдовы на славянском языке, Штефан III величал себя так: Стефан воевода, Господарь Земли Молдавской, и подписал его, опираясь на веру своих высоких придворных, на веру «всех наших молдавских бояр, великих и малых». Тем самым, и спустя почти полвека, в другой, уже одной из последних господарских грамотах, продиктованных и подписанных Штефаном III Великим, господарь называет себя Stephanus palatinus Dei gracia Terre Moldavie (октябрь 1503 г.), опираясь на веру omnium boiarorum nostrorum moldaviensium. Рожденный, по преданию, в селе Борзешть, что было на реке Тротуше, в сердце исторической Молдовы, Штефан III Великий судил подданных по закону страны – молдавскому праву. Затем, в господарской грамоте от 5.01.1477 г. величает себя Stephanus Dei gracia Wayvoda Moldovanie – Молдаванин, воевода всех молдаван.

Анализируя текст другого послания Штефана Великого королю Польши Александру (от 22 ноября 1503 г.), например, академик И. Богдан из Румынии заключает: «Оригинал «буката земли» показывает, что послание было отредактировано молдавским дьяком (diac moldovan)». Тот же историк высказался относительно документа от 14.07.1499 г., подчеркивая: «Видно, что перевод был сделан молдавским редактором (redactor moldovan)...». Более того, на полях вассальной грамоты, представленной Штефаном Великим польскому королю Казимиру (от 16.09.1485 г.), имеется «интересное дополнение» сделанное, кем-то из поляков: «hec inscripsio ex valahico in latinum versa est...». «Что означает, – заключает И. Богдан, – что латинский текст договора был переведен с молдавского».

Примечательно, что еще в то далекое время господарь защищал и права молдаван (особенно, документами от 1498, 1499 годов), находящихся в других краях: «Господар мой Стефан воевода велел твоей милости говорити: у вашей милости суть люди волохове, что от его Земли, от Земли Молдавское, и ваша милость вы есте тых людей у вас не держали, але до его Земли отослали по прысечах и по записех што маете ваша милость промежи вами». Ссылаясь на перевод данного документа, румынский академик и издатель И. Богдан настойчиво подчеркивал: «Нельзя говорить «волохи из Земли Молдавской» или «румыны из Земли Молдавской», а молдаване из Земли Молдавской; как и «воевода Молдовы», т.к. Wolochy на польском языке означает «молдаване».

Всего, за весь период свыше 47 – летнего правления из господарской канцелярии Штефана Великого вышли около 450 документов на славянском, латинском, итальянском и немецком языках. Однако, как отмечал академик Н. Корлэтяну, молдавский язык широко проникает в господарские грамоты уже во времена правления Александра Доброго (1400–1432 гг.), количество которых увеличивается в документах, подписанных Штефаном Великим.

Также результатом административно-юридических реформ господаря Штефана Великого явилось определение места православной церкви и соответственно, молдавской митрополии, в системе властных структур. Так, согласно традиции, митрополит был второй по важности фигурой в иерархии молдавского государства. Уже во второй известной господарской грамоте, подписанной 13 февраля 1458 г. в Сучаве Штефаном III Великим, последний гарантирует, что власть этой жалованной грамоты зиждется на «вере нашего господства вышеписанного Штефана воеводы и вере митрополита нашего кир Теоктиста», после чего следует «вера бояр наших Маноила, Влайкула, Петра пыркэлаба, Гояна дворника... вера всех бояр наших молдавских, великих и малых». Напомним, что в «Путнянской летописи» (вариант 1) говорится, что «после того как победил Штефан воевода (под Орбиком, 14.04.1457 г.) Петра Арона с Божьей помощью, то собрал всю страну (Собрание страны) с преподобным митрополитом Теоктистом и был помазан на престол, на реке Сирет, в месте, которое и сегодня называется Дерептате. И принял скипетр Земли Молдавской».

Совместные действия правительства страны и молдавской митрополии, взаимная поддержка усилий митрополита Молдовы и молдавского господаря, с целью сохранения неприкосновенности страны и защиты своих подданных, напоминает «симфонию в отношениях между Церковью и государством, которая зародилась в Византии», от которой её переняла и Молдова. Суть этих отношений в том, что «Церковь заботится о делах Всевышнего, а государство – о делах земных, но государство должно заботиться о Церкви, поддержании её догм и чести святых отцов». А святые отцы, наряду с государством, «направляют всю общественную жизнь по пути, угодному Богу».

Будучи ответственным государственным деятелем и в целях отстаивания независимости страны, молдавский монарх в письме, как отмечалось в нем, «составленном в Сучаве, 25 января, год 1475 от Рождества Христова», обращаясь ко всем европейским государям, сообщал о своей победе над турками в битве при Васлуе. Прося их поддержки в борьбе против османской экспансии, против наступления мусульманства на христианство Европы в целом, глава Молдавского государства писал следующее: «Обращаемся к венгерскому королю и ко всем, к кому дойдет это послание с пожеланием здравствовать. Мы, Штефан Воевода, господарь Молдовы милостью Божьей, обращаемся ко всем, кому пишем, сообщаем, что неверный император турок давно угрожал и угрожает христианскому миру и все его мысли направлены на то, чтобы подчинить и уничтожить христианство страны... Если эти врата в христианский мир будут завоеваны неверными - избави, Боже, нас от такой участи - то тогда все христианские страны окажутся в опасности. Поэтому мы просим Вас направить к нам Ваших военачальников для оказания помощи в борьбе против общего врага христиан. … Мы, со своей стороны, даем обет в том, что, верные христианским идеалам, мы будем держаться на ногах, пока нас не сразит смерть». Однако и этот призыв, впрочем, как и другие, остался без ответа, т.к. европейские государи того времени имели другие приоритеты.

Одновременно, глава Молдавского государства принимает срочные меры и внутреннего характера. Он приступает к немедленному укреплению своей армии и границ страны. Например, среди прочих существенно укрепил крепость Нямц, возвысив старые стены до 20 м, построил 4 бастиона внешнего двора и длинный полукруглый мост, поддержанный 11 столбами, а также появился и крепостной ров. Благодаря этим изменениям крепость в следующем 1476 году и смогла выстоять перед нашествием турецких войск Мохамеда II, что подтверждается из записей секретаря султана, который писал об упорной обороне именно этой молдавской крепости. Среди прочих, в июле 1479 года при участии самого господаря началось строительство крепости Килия. Факт возведения Килии отмечен в Молдавско-нямецкой летописи: «1479 год, месяц июль, день 22, воевода (Штефан III – А.Р.) начал поднимать каменные стены вокруг Килии и завершил в том же году с 800 каменщиками и 17 000 рабочих». Штефан Великий расширил и обновил оборонительные возможности Четатя Албэ, а также крепостей Сучава и Нямц. На левом берегу реки Сирет, на границе с Валахией, возле города Роман, Штефан III воздвиг новую крепость, названную – Четатя Ноуэ. Всего, стратегическую оборонительную систему Молдовы составляли 9 крепостей.

Все же, после похода в 1484 году османского султана Баязида II на Молдову, южная часть Пруто-Днестровского междуречья – Буджак, был включен в Силистрийский санджак Османской империи. К тому, часть его земель была пожалована султаном крымскому хану, который поселил здесь своих новых подданных – ногайцев, прикочевавших из предкавказских степей (к ним в XVII веке присоединились и ещё одна большая волна ногайцев, бежавших из Прикаспия от нашествия калмыков).

О практическом применении правосудия свидетельствует случай, когда в одном из документов отмечалось, что один из владельцев земли «предстал перед судом господаря с просьбой выдать жалованную грамоту» на две деревни, «вместо грамоты, потерявшейся во время турецкого вторжения» (имея ввиду кровавые события 1475 или в 1476 гг.). Заслушав тяжбу, Штефан чел Маре 17.04.1480 г. постановил следующее: «Мы с нашими боярами и Советом (радой) изучили, как того требует Земское право, ему прийти к нам со своими соседями из окола (административной единицы), чтобы они признали и засвидетельствовали что это так есть. И он привел к нам всех своих соседей из окола и признали и подтвердили и они что так есть. И мы увидели их свидетельства, мы также выдали и нашему слуге Мирче жалованную грамоту на его законную отнину, деревни Оргоешть и Нягомирешть...». Показателен также в этом отношении «очень важный документ для истории старинного молдавского права», проливающий свет на «правовое положение закрепощённых татар». 18.02.1470 г. Штефан Великий выдаёт «грамоту татарину Оанэ и его детям, чтобы находился в нашей стране, он и его дети, свободно и добровольно и без какой-либо службы, как находятся и живут в нашей стране все молдаване по их молдавскому праву».Тем самым, документы господарской канцелярии подтверждают, что защита социальных и национальных прав всех жителей Молдавского государства, независимо от происхождения, стало неписаным правилом ещё во времена великого правителя.

При правлении Штефана Великого Молдова в своих исторических границах была не маленькой страной и господарь не мог рассматривать все судебные тяжбы, даже крупные. Поэтому, согласно источникам, правом вершить суд обладали также ворник, старосты (главные должностные лица в приграничных землях), а также правители других цинутов – пыркэлабы (термин венгерского происхождения), государственные и даже избранные сановники в городах – шолтузы (главы городского совета) и пыргары (члены городского совета) (оба слова были германского происхождения).

О большом количестве сановников, имеющих право вершить суд, свидетельствует, например, грамота Штефана Великого от 30.08.1479 г. В ней отмечалось следующее: «…милостью Божиею Штефан воевода, господарь Молдавской Земли..., соблаговоляет моё величество... в целях укрепления и расширения прав и возможностей нашей Святой Церкви Митрополии в Рэдэуць... ни один из наших бояр, ни старост, ни шолтузов и пыргаров в Сучаве, ни шолтузы и пыргары города Сирета, ни ворники обоих этих городов, глобники из цинута Сучава не имели дела к нашим людям в Рэдэуць, из деревни нашей Митрополии, ни судить их, ни взимать с них глобу ни за малое, ни за большое, ни за смерть человека, ни за похищение девушки, совершённые там, в деревне Рэдэуць. Только за стычки на рынке и воровство, обнаруженные на месте, пусть судят ворники, а за что-либо другое чтобы не вмешивались, а должен судить кир Иоаникие (епископ в Рэдэуць)».

Этот фрагмент особенно ценен тем, что он сообщает нам сведения о неприкосновенности церкви, о категориях сановников, крупных и мелких, которые имели право вершить суд. Документ также раскрывал определённые прерогативы молдавского господаря как самовластного правителя. Даже будучи «господарём Молдовы милостью Божьей», господарь решительно защищает не только «наших людей» (господаря), но и «нашу святую церковь Митрополию в Рэдэуць», распространяя свою власть и на нее. В грамоте от 30 августа 1479 г. господарь предстаёт перед нами не только как верховный судья Молдавского государства, но и как законодатель: своей волей лишает защиты закона, наделяет полномочиями светского судьи высшего служителя церкви. Однако ошибочно было бы считать, что господарь, как верховный судья, не был ограничен в процессе рассмотрения судебных тяжб.

Тем самым, официальный титул воеводы страны означал, что господарь Молдовы был также и главнокомандующим войсками, не составляя лишь план какого-то сражения, как Штефан Великий в битвах при Бае и Васлуе, но и вел свое войско в бой, принимал непосредственное участие в битвах. Однако были и некоторые исключения: участие молдавского войска в сражениях под Грюнвальдом, Мариенбургом, битве при Ленцештах, где молдавская армия во главе лишь с ворником Болдуром победила польских захватчиков.

В целом же, следствием реализации глубоких административно-правовых реформ на протяжении 15 – начале 16 - го веков прославленными господарями Александру Добрым и Штефаном Великим, в Молдавском государстве упрочилась стройная структура государственно-правовых органов. Данные руководители Молдавского государства благотворно повлияли на все области политической, социальной, экономической, административной и духовной жизни. При поддержке крестьян, мелкого боярства, горожан, торговцев и служилых, а также нейтрализации любой попытки непослушания со стороны крупного боярства, они сумели утвердить Молдавское государство в ряду авторитетных европейских стран. В государственно-правовом плане это заложило хорошую основу для последующего развития молдавского права на всем протяжении средневековья[7].

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 6. Развитие молдавского права в период правления Александра Доброго и Штефана Великого | Тема 7. Государственно-правовые институты Молдовы в период турецкого а политического господства

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 567; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.