Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 7. Государственно-правовые институты Молдовы в период турецкого а политического господства

1. Характеристика основных изменений в государственно-правовом строе Молдовы в 16 – 17 вв.

2. Упрочение Молдавского государства и права в период правления Петру Рареш и Василия Лупу.

3. Последствия иностранного господства (1484 – 1775 гг.) над изменениями государственного и общественного строя в Молдове.

 

1. Характеристика основных изменений в государственно-правовом строе

Молдовы в 16 – 17 вв.

После длительного правления Штефана Великого в Молдавском государстве до начала 16 – го века, в последующем наиболее заметными и эффективными в политико-правовом отношении, как для внутреннего развития и совершенствования молдавского права, так и особенно во внешнеполитическом отношении, было господарство Петру Рареш, Александру Лэпушняну и Василе Лупу.

Однако, в общем плане, Молдова в это время все теряет из своего международного престижа и все ослабевает ее внутреннее положение. Отсутствие, после завоевания в 1484 году Османской империей причерноморского побережья Молдавского государства, своего морского флота поставило под угрозу торговлю, а также общее экономическое развитие страны. Происшедшая затем трагедия, после первого правления господаря Петру Рареш, привела к тому, что Молдова попала под политическим влиянием Османской империи, оказавшейся в таком состоянии в течении следующих около 300 лет.

О том, что стало с престолонаследием в новых исторических условиях можно судить по двум примерам:

- Первый, после того как Пётр Хромой покинул страну (1591г.), престол оставался вакантным. Из всех претендентов, которые пресмыкались перед султаном, самым хитрым оказался некий Арон, внебрачный сын Александра Лэпушняну, а значит представитель династии Мушатинов. Однако этот настоящий купец «уплатил за молдавский престол невероятную сумму – более 400 000 золотых». Но с самого начала своего правления он начал жесточайший грабёж крестьян, клира и бояр. Как следствие, восстали жители Орхея и Сорок (1592). Хотя Арон водэ добился от Порты продолжения правления, вскоре все же был низвергнут, его отправили в заключение в Трансильванию, где затем и отравили;

- Второй пример, впоследствии, 4 февраля 1619 г. на престол Молдовы взошел Гаспар Грациани, хорватский католик из Боснии. Будучи драгоманом (переводчиком) при дворе турецкого султана, получил в качестве вознаграждения молдавский трон. Однако господарь Г. Грациани был чужд Молдавскому государству, не зная языка, права и обычаев народа. Так как он игнорировал традиции страны, его начинают ненавидеть и бояре, и народ. Вспыхивает мятеж в цинуте Орхей, и хотя впоследствии он сбежал ночью с поля боя, желая перейти в Трансильванию, был пойман и обезглавлен своими же хатманом Шептилич и боярином Гойя 20 сентября 1620 года.

Молдавское право в целом все же получает дальнейшее развитие. Так, уже в шестнадцатом веке распространяются наказания за причинение увечий (отрезание носа, губ, уха или ушей вообще и т. д.). Молдавское право предусматривало также и конфискацию имущества.

Например, в следующем веке такому суровому наказанию был подвергнут, среди известных личностей центральных государственно-правовых структур, великий спафарий Молдовы Николае Милеску-Спафарий. Будучи обвиненным в т.н. хиклении,т.е. государственной измене за участие в заговоре против господаря, к нему была применена мера наказания т.н. отрезание носа (впоследствии за границей подвергся пластической операции и бывший государственный чиновник очень результативно трудился в Посольском Приказе в Москве, возглавив затем и первое посольство России в Китай).

Государственное судопроизводство в молдавском средневеком праве под названием вотчинный суд (наследственного имущества) все больше заменяли общинный суд – остатки волошского права. Судебная неприкосновенность феодалов в то время была уже весьма ограничена. В конце шестнадцатого – начале семнадцатого веков впервые также ограничиваются и права священнослужителей.

Итак, высшей судебной инстанцией считался суд господаря и Господарского совета (дивана, названного так затем вследствие усиления роли личного представителя султана в совете – диван-ефенди). Долгое время сохраняется институт присяги (свидетелей под присягой) и одновременно увеличивается также роль свидетелей на месте преступления. Вместо третины появляется ферия, имевшая неизменный размер (12 или 24 злотых). Появляется также в это время и т.н. чубота – плата исполнителю судебного решения. Так как в те времена Молдова в своих исторических границах была не маленькой страной, господарь не мог рассматривать все судебные тяжбы, даже крупные. Поэтому, согласно источникам, правом вершить суд обладали также ворник, старосты (главные должностные лица в приграничных землях), правители других цинутов – пыркэлабы, государственные и даже избранные сановники в городах – шолтузы (главы городского совета) и пыргары (члены городского совета).

Владения господаря на границе четырнадцатого и пятнадцатого веков, да и впоследствии, включали все незаселённые территории, а также освоенные земли, хозяева которых ещё не обладали жалованной господарской грамотой. Владения господаря при этом пополнялись:

— в результате конфискации имений бояр, обвинённых в хиклении (государственной измене), и тех, кто восставал против власти господаря;
— в случае смерти владельца имения/деревни, не оставившего наследников;
— в случае, если владелец не платил налоги.

Во всех грамотах за их подписью правители страны полагались на веру молдавских бояр. В Молдове со времён формирования страны и до второго господарства Петра Рареша (1527–1538 и 1541 – 1546 гг.) правление господарей и митрополия составляли единую систему управления страной. Митрополит был второй по значению фигурой в правящей иерархии Молдавского государства.

Закон страны, обычай земли, а позднее - молдавское право, регламентировали отношения между всеми социальными группами, начиная с престолонаследием Молдовы и до самых обыденных вопросов жизнедеятельсности. Например, на самом высшем уровне господарь Молдовы, так сказать, распоряжался жизнью и смертью своих подданных, будь то крестьянин либо боярин, малый или великий. Судя по документам, выданным Государственной канцелярией Молдовы, вся власть в государстве сосредотачивалась в руках господаря, которого назначали или избирали пожизненно из числа знати. Передача трона происходила путём наследования и избрания, то есть правитель избирался Великим Собранием страны или Господарским советом, состоящим из великих бояр, но должен был иметь «господарскую кость» – быть сыном господаря, пусть и незаконнорожденным. Обобщения специалистов относительно волошского права, а затем и молдавского права вообще, а также документальные свидетельства, приведённые выше, описывают законодательные принципы, которыми руководствовалось молдавское общество на протяжении веков.

Чрезвычано важным юридическим актом стало составление, по поручению господаря Петра Хромого Катастифул бирничилор (регистр налогоплательщиков), разделенный на фискальные категории. Это самый древний статистический, демографический и фискальный источник в Молдове – Катастиф Петра Хромого. Кстати, он стал единственным господарем, который в 1591 году добровольно оставил молдавский престол и покинул Молдову, окончательно обосновавшись в Тироле.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Правовое положение Молдавского государства в период правления Александра Доброго (Александру чел Бун) | Упрочение Молдавского государства и права в период правления Петру Рареш и Василия Лупу

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 265; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.