Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Значение принятого законодательства для общего процесса развития правовых институтов Молдавского государства

Общая характеристика правовых источников и политико-правовых отношений в образованном к середине 14-го века Молдавском государстве в целом показывает, что господарь Молдовы был верховным судьей государства. К тому, в духе византийской традиции, «адаптированной к новым географическим, социальным, политическим, национальным, экономическим, религиозным и культурным реалиям», средневековые господари считались владельцами всей страны. В данном правовом контексте, высшим административно-политическим институтом Молдовы на протяжение всего периода существования государства (1359 – 1859/1862 гг.) было господарство (domnia). Во главе находился господарь и высшие сановники, подчинявшиеся ему. Руководителем государства, предводителем Страны Молдавской был господарь, который в документах того времени назывался «господар» или, реже, «господин, dux»…

Если на протяжении второй половины XIV-го - первой половины XVI-го веков главы Молдавского государства – господари становились традиционно, в соответстии с молдавским законодательством, избирательно-наследственным путем, то следующие почти два столетия, начиная с рокового 1538 года извне было навязано право обязательного их утверждения турецким султаном. С начала же XVIII – го века Османская империя вообще лишила Молдовы законным правом избирать своих господарей и впредь сама назначала во главе вассального ей государства чужеземных правителей.

В общем, согласно законодательству, молдавский господарь был инициатором и творцом государственной политики: улаживал конфликты с соседями, подписывал договоры и заключал союзы, объявлял войну и организовывал ответные экспедиции. Только господарь мог подписывать документы Государственной канцелярии. Однако гарантами правления господаря все были бояре. Во всех грамотах за их подписью правители Молдовы полагались на веру молдавских бояр, а также, начиная с времён формирования страны и до второго господарства Петра Рареша (1541 – 1546 гг.), правление господарей и митрополия составляли единую систему управления страной. Митрополит был второй по значению фигурой, после господаря, в правящей иерархии Молдавского государства.

Господарь Молдовы был также и верховным судьей государства, а во время отправления судопроизводства он должен был руководствоваться обычаем земли/законом страны. В результате дополнения и адаптации волошского права к новым социально-политическим реалиям, после основания Молдавского государства, появилось молдавское право – нормы обычного феодального права, применяемые в первые века существования самого государства. Тем самым, напомним, что еще господарь Роман I (1392–1394) называл себя самодержавным «правителем Молдовы от гор и до моря». Заметим при этом, что господарь Роман I являлся великим и самодержцем, но Божьей милостью.

В целом, обобщения специалистов относительно волошского права и молдавского права, а также документальные свидетельства, приведённые выше, описывают законодательные принципы, которыми руководствовалось молдавское общество на протяжении веков. Этими были традиционные своды законодательных норм, «Правила Василе Лупу», различные запрещающие акты и привилегии, и др. На основании изучения историко-правовых источников, видно, что от начала и до современной эпохи Молдова была разделена на цинуты (слово латинского происхождения). На границе восемнадцатого и девятнадцатого веков, например, в Молдове насчитывалось 34 цинута, но «они никогда все одновременно не принадлежали Молдавскому государству» из-за периодического захвата территорий другими странами.

Молдавское законодательство предусматривало, что в социальной структуре местные бояре делились на «великих» и «малых». Великие бояре составляли разряд крупных землевладельцев, малые бояре, или боярнаши, были средними и мелкими феодалами. Все они владели вотчинами с правом передачи их по наследству, освобождались от податей и повинностей, могли занимать государственные должности. Великие бояре, обладая общими феодальными правами, имели ряд особых прав. Например, право на подсудность только господарскому суду, и т.д.

Правовое положение крупного боярства в XVI - XVII вв. заметно изменилось по сравнению с предшествующим временем. В этот период боярству удалось усилить свое экономическое и политическое господство. Война с турками в XVI в. значительно ослабила центральную власть и усилила власть крупных феодалов. Страной фактически управляла боярская олигархия - представители 75 наиболее влиятельных боярских фамилий, перечисленных Д. Кантемиром в его произведении «Описание Молдавии», законченном на латыни в 1716 г. и в 1789 г. переведенном на русский язык. Усиление боярской олигархии привело к усилению феодальной эксплуатации социальных низов, а это неизбежно сказалось на обострении классовых противоречий в Молдавии[8].

Также, в общем правовом контексте, господарь Дмитрий Кантемир писал: «Для того чтобы вершить справедливость среди жителей Молдовы, в каждом городе или тырге были назначены особые судьи, называющиеся в некоторых местах обычно пыркэлабами, в других – ворниками и кэмэрашами». Причем, Д. Кантемир уточняет: «В Хотине, Черновцах, Нямце и Сороке (Роман, Крэчуна, Орхей, Четатя Албэ) есть по два пыркэлаба, так как это самые важные крепости в Молдове». Молдавско-славянские летописи, документы придворной канцелярии Молдовы, молдавские летописи Гр. Уреке, М. Костин, исторические произведения Михаила Садовяну и др. содержат сотни славных страниц, описывающих деятельность пыркэлабов городов Килия, Сучава, Четатя Албэ, Нямц, Крэчуна, Хотин. К. К. Джуреску, например, писал: «В некоторых приграничных цинутах Молдовы, а именно в Путне, Текуче, Хотине, Нямце, Черновцах, Сороке пыркэлабы назывались старосты, по примеру подобных сановников в Польше».

Необходимо отметить, что с XVII века, в законодательно-правовом отношении, например, к гербу Молдавии стали добавлять регалии господаря: буздуган (булаву) и меч. В качестве примера приводим герб Молдавии времён сына молдавского воеводы Антиоха Кантемира (1708–1744 гг.). Кстати, литеры по сторонам герба расшифровываются следующим образом: "Ио Антиох Кантемир воевода божьей милостью господарь земли Молдавской". В данном правовом контексте, господарь Дмитрий Кантемир писал: «Для того чтобы вершить справедливость среди жителей Молдовы, в каждом городе или тырге (происходит от славянского слова «торг» - А.Р.) были назначены особые судьи, называющиеся в некоторых местах обычно пыркэлабами, в других – ворниками и кэмэрашами».

* В XVI веке оно частично было записано в Галичине, где существовали молдавские поселения, пользовавшиеся «волошским» правом.

 

Тема 9. Изменения в государственно-правовом устройстве Молдовы после установления фанариотского режима (XVIII - й век)

1. Дмитрий Кантемир и Петр Великий в истории государства и права XVIII - го века.

2. Установление турецко-фанариотского режима в Молдавском государстве. Правовые особенности и специфика.

3. Влияние новых исторических реалий на общественно-государственном строе. Тенденции модернизации молдавского правоведения.

4. Реформы господаря Константина Маврокордата и их значение в эволюции государства и права Молдовы.

 

1. Дмитрий Кантемир и Петр Великий в истории государства и

права XVIII –го века.

Заметные изменения в системе молдавского государства и права произошли на рубеже XVII – го и XVIII – го вв. Их предпосылки зародились в ходе начатой польско-турецкой войны, которая развернулась на территории Молдавского княжества. Так как велись крупномасштабные военные действия, молдавские бояре поддерживали то одну, то другую воюющую сторону. В таких условиях господарь Молдовы, вместе с прорусски настроенными боярами во главе с митрополитом Досифеем, начал переговоры о переходе в русское подданство. В начале 1674 г. в Москву прибыл игумен Фёдор, просивший защиты от турок. Молдавское обращение нашло в России лишь словесную поддержку. Затем, в 1683 г. была предпринята вторая попытка перехода в русское подданство и господарь сформировал новое посольство в Москву. Но Посольство не пустили дальше Киева, Дософтея и других бояр наградили и вернули назад. Ситуация изменилась лишь после прихода на молдавский престол Константина Кантемира, правившего восемь лет. Он тайно поддерживал связи с Россией и прорыв смог состояться в 1693 г. с избранием господарем 20-летнего Дмитрия Кантемира, но султан не признал его избрание. После правления его брата Антиоха Кантемира, желавшего создать антиосманский союз, с 1703 году турецкий султан вообще стал самолично назначать и смещать с должности молдавского господаря греков-фанариотов, основной целью которых являлся сбор налогов и регулярная выплата дани султану.

В 1710 году молдавским господарем был назначен султаном Дмитрий Кантемир. Для истории государства и права важна и сама церемония его возведения на престол Молдавского государства. Так, она произошла 23 ноября 1710 г. в присутствии турецкого султана Ахмеда III, непосредственно в Богдан-сарае (т.е. молдавской официальной резиденции того времени ) в столице Османской империи. Однако, не оправдав надежд султана на свою верность, молдавский господарь сразу же направил в Россию своего тайного посла Штефана Луку, вступившего в переговоры с Петром I. 2/13 апреля 1711 г. в Луцке он заключил с Петром Великим трактат (Луцкий договор). Договор содержал 17 пунктов и в основных положениях повторял соглашение, подписанное митрополитом Гедеоном в 1656 г. Согласно договору, Молдавское княжество должно было вступить в русское подданство, сохраняя статус независимого государства и прежних обычаев, свое законодательство, внутри страны; господарский престол закреплялся за династией Кантемиров; Молдове возвращались земли, захваченные Турцией и превращённые в райи и страна освобождалась от турецкой дани.

В правовом контексте Молдова сохраняла автономию, переходя в русское подданство. По существу, написанный Дмитрием Кантемиром и подтверждённый Петром I «Диплом и пункты» – Молдавско-русский военно-политический договор, предусматривал, между прочим, следующие положения: «никогда лишено да не будет..., чтоб княжество Волоское (= Молдавское) к нашему царскому величеству надлежати должно было» (Пункт 13); Пкт. 16 устанавливал: «Обязуемся, что мы и нашего царского величества наследники сии пакты свято сохранить и ненарушимо подтвердить и вечно содержать должны быти иметь». Итак, эти «пункты» были написаны Д.Кантемиром, а русская сторона подтвердила – «мы и нашего величества наследники» – поклялась «свято сохранить».

Вкратце, в целях восстановления всей полноты картины личности этого видного государственного деятеля, можно обратиться к творчеству выдающего русского ученного того же времени – М. В. Ломоносова, вся деятельность которого была порождена бурной эпохой преобразования, связанной с личностью Петра Первого[9].

Однако, реализовать договор снова не удалось и с 1711 г. молдавская знать вообще лишилась права избирать своих господарей. Впредь турецкое правительство через каждые три года стало назначать господарями чуждых Молдове людей из числа греческой аристократии и эта незаконная практика которая продолжалась более 100 лет. В частности, после вынужденного ухода в Россию Дмитрия Кантемира и всей его свиты государственных, военных и других молдавских руководителей, в июле 1711 года, Молдовой временно правили назначенные султаном каймаканы: Лупу Констаки, великий ворник, Максут, постельник, Антиох Жора, хатман и Георге Апостол, великий вистиерник. Впоследствии, еще около полутора месяцев в качестве каймакана правил драгоман (переводчик) Иоан Маврокордат (с 26 сентября по8 ноября 1711 г.), после чего султаном был назначен на молдавский престол первый фанариотский господарь.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Разнообразие источников молдавского средневекового права | Установление турецко-фанариотского режима в Молдавском государстве. Особенности и специфика

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 396; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.