Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Источники права и попытки кодификации законодательства
Первоначально, после присоединения в 1812 году к России источники права в крае были как традиционное, молдавское законодательство, которое применялось на протяжение временного 6-летнего правления, так некоторые русские законодательные нормы, которые вводились настойчиво и целенаправленно. Этим двойственным положением предопределялось и разнообразие источников права, даже определенная их противоречивость. Естественно, что предпринимались уже и первые попытки по своеобразной кодификации существовавшей большой массы юридических источников. Начиная с первого этапа и впоследствии некоторое время, основным источником права стал Прохирон Константина Арменопола (названной и Книгой Арменопола), переведенный на молдавский язык с греческого Фомой Коррасом. Другим важным источником права того времени была Книга Донича, которая использовалась больше всего в юридической практике. Среди основных источников права и впредь были краткое собрание законов и Соборная грамота молдавского господаря Александра Маврокордата. Вместе с тем, Общие законы Российской империи действовали в тех случаях, когда местные законы оказывались недостаточными, т.е. в качестве вспомогательного источника права. Другим источником права была Книга Арменопола, которая в русском же переводе имела следующее официальное название: "Ручная книга законов, или так называемое Шестикнижие, собранное отовсюду и сокращенное достопочтенным Номофилактом и судьей в Фессалонике Константином Арменополом"). Настоящий правовой источник структурно состоял из двух частей и шести книг, разделенных на 80 титулов, которые содержали преимущественно светское законодательство. Кроме всего этого, относительно других источников права и юридического статуса следует напомнить, что после переселения в Бессарабию болгар, гагаузов, немцев и пр., началась разработка различных русских законоположений для установления взаимоотношений с местными молдавскими властями[12].
Тема 12. Сравнительная характеристика государственно - правовых институтов Молдавского княжества и Бессарабии в XIX веке
1. Государственное и общественное устройство Молдавского княжества после эпохальных событий 1812 года. 2. Административное устройство Бессарабии и Органический Регламент в Молдавском княжестве. 3. Участие государственных структур Молдавского княжества в составе институтов Страны Объединенных Княжеств (1859 – 1862 гг.).
1. Государственное и общественное устройство Молдавского княжества после эпохальных событий 1812 года.
Молдавское государство и его правовой статус, а также система административно-государственного устройства, претерпели коренные изменения на перекрестке XVIII-го и XIX-го веков. Это обуславливалось геополитическими изменениями в юго-восточной Европе данного периода и последовательным усилением влияния России. Отправной точкой в данном процессе стала аннексия указанных территорий, которые становятся составной частью Российской империи. Первоначально такую участь постигли населенные пункты Приднестровья. Хотя они фактически не входили в состав Молдавского государства, все же земли между Днестром и Бугом, как доказывал и академик В.Шишмарев, «давно начали постоянно заселяться волошским элементом» (т.е. молдавским). Тем самым, правильнее было бы назвать эти края Молдова Ноуэ. Относительно названия Новороссия известно, что императрица Екатерина II Великая склонялась к совету Гр. Потемкина создать в нынешней Транснистрии губернию Новая Молдавия (Молдова Ноуэ), которая, однако, по ходу была переименована в Новороссию. В 1793 г. Россия включила в свои пределы и другие большие западно-днепровские территории: Подольское, Брацлавское и Киевское воеводства. Административное устройство междуречья представляло собой поистине лоскутный характер, препятствуя экономическому развитию, да и, вообще, нормальному человеческому общению. На юге, между молдавской и мусульманской частями, находилась граница Халил – паши, то есть граница 2 – х часов, где никто не имел права поселяться. Таким образом, пустовала огромная территория. Это намерение было пресечено русско – турецкими войнами и уже после Кучук – Кайнарджийского мира 1774 г. и Айналы – Кавакской конвенции 1779 г. османской Порте пришлось уступить Молдавскому государству часть центрального междуречья, получившего название Хотарничанский цинут. Однако и после этого большая часть этой территории в состав Молдавского княжества не входила. Итак, четыре части – австрийская, турецкая, ногайская и молдавская управлялись разными администрациями и по разным законам. Причем турецкая часть делилась на северную (Хотинская рая) и южную (Аккерманская и Бендерская раи), между которыми также имелись некоторые отличия. По – существу, междуречье представляло собой чересполосицу, где турецкая часть сменялась молдавской, молдавская татаро – ногайской, а затем снова турецкой зоной. С точки зрения истории права Молдовы в начале 19-го века, параллельно, в общем контексте двух частей Молдавского государства, рассмотрим, с одной стороны принципы устройства этой новой области, присоединенной к России по Бухарестскому миру 1812 г., какие цели ставило тогда российское правительство и какие результаты удалось получить в первые несколько лет нахождения Бессарабии в составе Российской империи, а с другой стороны – Запрутской Молдовы. Между прочим, в историко-правовой литературе уже хорошо известен документ, хранящийся в российском Министерстве иностранных дел, где 8 мая 1807 г. министр иностранных дел России А. Будберг сообщал главнокомандующему русской армией на Дунае Михельсону, что император Александр I одобрил его представление относительно рай Бендерской, Аккерманской и Килийской и «соизволяет, чтобы оные также, как и Хотинская, отданы были в управление молдавского Дивана, а равным образом и вся часть Бессарабии, которая войсками нашими занимается…». Действительно, после того как на территории междуречья были прекращены военные действия, весь этот регион стал контролироваться русскими войсками и русской администрацией, во главе которой последовательно стояли русские чиновники С. Лошкарев, С. Кушников, а затем В. Красно - Милашевич. Непосредственное же руководство этими районами осуществлялось молдавским Диваном, назначавшим соответствующих исправников. Таким образом, молдавскому Дивану стали подчиняться и вновь созданные цинуты – Хотинский, Бендерский, Аккерманский и Томаровский, прежде называвшиеся Бессарабией или Буджаком, которые стали приносить в казну княжества определенные доходы. Русским военным властям было запрещено вмешиваться в дела гражданского управления. Примечательно, что инициатором перевода под управление молдавского Дивана бывших рая и ногайских поселений стало российское Министерство иностранных дел, поддержанное самим императором. Тем самым произошла молдовенизация этого края и ликвидация прежней чересполосицы, явно соответствовавшие тогдашним взглядам российского правительства. Историческая Молдова (т.е в ее исторических границах), таким образом, с тех пор состояла из трех частей. Но именно это междуречье по территории стало наиболее значительным, составляя, как уже указывалось, площадь в 45, 8 тыс. кв. км., тогда как Запрутское Молдавское княжество со столицей в Яссах имело площадь в 38 тыс. кв. км., а Буковина, главным городом которой стали Черновицы, только 10 тыс. кв. км. Забегая несколько вперед, отметим, что к Бессарабии по Адрианопольскому миру 1829 г. будет присоединена также дельта Дуная и ее площадь станет еще более значительной. Пруто – Днестровское междуречье в 1812 г. еще не имело своего главного города и лишь несколько позднее им стал город Кишинев. Он им становится не без дискуссий, поскольку среди русских чиновников были такие, которые считали, что пальму первенства следует отдать Бендерам. Видный русский дипломат Ф.П. Пален даже составил специальную «Записку о преимуществе города Бендер перед Кишиневом». Однако митрополит Гавриил Бэнулеску - Бодони, переехавший в новую провинцию уже в конце сентября 1812 г. и устроивший в Кишиневе центр своей епархии, привел более весомые доказательства в пользу Кишинева, указывая прежде всего на центральное его положение в крае. Вообще, в административном устройстве Бессарабской области митрополиту Гавриилу принадлежит весьма заметная роль, что уже давно отмечено в литературе. По молдавским обычаям митрополит занимал по своему положению второе место после господаря, а при отсутствии последнего, даже первое, т.е. митрополит ведал не только церковными, но и светскими делами. Так оно получилось и при образовании новой области. Среди представителей местного боярства не было фигуры более крупной и авторитетной нежели митрополит Гавриил. Он стал основателем новой митрополии с центром в Кишиневе и способствовал ликвидации церковной раздробленности в междуречье. Получилось так, что северные ее приходы подчинялись Рэдэуцкому епископу, центральные – Хушскому, а приходы южной части, управлявшиеся турками и ногайцами, подчинялись Проиловской епархии, не входившей в Молдавскую митрополию и напрямую связанную с Константинопольским патриархом. После создания новой митрополии в Кишиневе все эти три части составили в церковном плане единое целое, и кроме того ей подчинили приходы по левому берегу Днестра, южнее реки Ягорлык – его левого притока, в том числе и г. Тирасполь и даже Одессу. Церковная унификация способствовала и территориальной унификации. Таким образом, создается новая административная единица, над управлением которой задумались сразу после подписания Бухарестского мира 1812 г. Тем более, что в 1812 – 1830 гг. Бессарабия находилась между двумя таможнями и, тем самым, сформировался бессарабский внутренний рынок. Изначально новые власти не собирались превращать эту новую провинцию в губернию, предполагая учесть местные особенности и состав населения. Было решено предоставить ей значительную автономию, которая привлекла внимание многих исследователей.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 275; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |