Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Для общения характерны две стороны

       
   


Отношения - Активно-положительный - Пассивно-положительный - Ситуативный - Пассивно-отрицательный - Активно-отрицательный Взаимодействие (стиль руководства)   - Авторитарный - Демократический - Либеральный
Стили общения - Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью - Общение на основе дружеского расположения - Общение-заигрывание - Общение-дистанция - Общение-устрашение

1.Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – устойчиво-положительное отношение педагога к делу и к детям, стремление совместно (демокритично) решать вопросы организации деятельности. Увлеченность совместным творческим поиском – наиболее продуктивный для всех участников процесса стиль общения. На этой основе зарождались многие новаторские педагогические технологии (КТД, ШКВАЛИЩе).

С.Л. Соловейчик: «Чтобы дело шло хорошо, следуя Макаренковской традиции, у школьников и педагогов должны быть одни, общие заботы. Педагоги не управляют школьниками, а вместе с ними заботятся о делах школы. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством».

2.Стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. В этом стиле – предпосылка успешности совместной воспитательной деятельности, он подготавливает к предыдущему (описанному ранее) стилю. Дружеское расположение – стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога и школьников. Увлеченность общим делом (учебным или воспитательным)– источник дружественности, а дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск (Макаренко). Срок этого стиля не долог, т.к. он неизбежно перерастает в другие, более продолжительные: или более эффективный – на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, или менее эффективный – общение-заигравание.

3.Стиль общение-дистанция. Суть его в том, что в системе взаимоотношений с учащимися используется дистанция-ограничитель: «вы не знаете – а я знаю», «слушайте меня, я старше, имею опыт, наши позиции несравнимы». У такого педагога может быть и положительное отношение к детям, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю, снижает общий творческий уровень, уровень самостоятельной работы учащихся. Дистанция возникает как показатель ведущей роли учителя, строится на его авторитете. Начинающие учителя считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, но такое средство самоутверждения педагога иногда становится источником первых педагогических неудач. Авторитет завоевывается не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, взаимоуважение и, прежде всего, через совместную творческую деятельность.

4.Стиль общение-устрашение соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. У начинающих учителей употребление этого стиля связано с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Это трудно и, выбирая путь наименьшей трудности, педагог предпочитает запугать учеников, т.к. те, кто боятся, будут лучше слушаться. Это крайнее проявление общения-дистанции при отношении полного неуважения к ученикам. Такое общение для творческой педагогической деятельности вообще бесперспективно, лишает его дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, которое так необходимо для сотрудничества и сотворчества.

5.Общение-заигрывание возникает при либеральном стиле руководства и при пассивно-положительном стиле отношений. Такой стиль вызван стремлением завоевать дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Проявление этого стиля - попытка установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, с другой стороны отсутствием общей культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта. Дети приучаются к панибратству в отношениях, учатся лукавить для достижения своих целей, теряют веру и уважение к учителю.

Кан-Калик отмечает, что данные стили не исчерпывают всего многообразия и практический опыт дает возможность конкретизировать их, выделяя наиболее типичные модели общения педагога с учащимися:

- Монблан (педагог подобно горной вершине возвышается над классом, мало интересуется личностью ребенка, свои функции видит лишь в сообщении информации, отсутствует психологический контакт, формализует всю систему педагогического процесса);

- Китайская стена (педагог устанавливает дистанцию с классом, подчеркивая свое превосходство, выбирает снисходительно-покровительственные отношения, утверждает ситуацию безусловной «ведомости» учеников );

- Локатор (отношения учителя избирательны, внимание концентрируется на группе только сильные, только слабые, только девочки и т.д.);

-Робот (действует на основе задуманной программы, не обращая внимания на обстоятельства, условия, состояния детей, и -нет результата),

- Я сам (сам инициатор и исполнитель процесса, инициатива ребят пресекается, их действия строго регламентированы);

- Гамлет (постоянные сомнения педагога в правильности своих действий, озабоченность не содержанием общения, а отношением к себе);

- Друг (преобладание дружеских отношений, но теряется деловой контекст);

- Тетерев (педагог слышит только себя, поглощен своими размышлениями, не чувствует детей, как партнеров по общению).

Однако, и эти модели не исчерпывают всего многообразия проявлений личности. Личность каждого учителя глубоко индивидуальна, откладывает отпечаток на его стиль общения. Зная в теории наиболее яркие стиля, следует на практике работать над составлением своего индивидуального педагогического стиля. Он может заимствовать отдельные черты различных стилей и соответствовать особенностям личности педагога и особенностям педагогических ситуаций.

 

5. Индивидуальный стиль общения педагога.

Овладение основами профессионально-педагогического общения должно происходить на индивидуально-творческом уровне. Все компоненты профессионально-педагогического общения своеобразны и неповторимо проявляются в деятельности каждого педагога. Поиск индивидуального стиля педагога должен вестись систематически.

Система формирования индивидуального стиля педагога.

1.Изучение своих индивидуальных особенностей.

2.Устранение недостатков в личном общении. Работа по преодолению стеснительности, скованности (см.В.Л. Леви «Искусство быть другим»,).

3.Овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей.

4.Овладение техникой педагогического общения (см. «Основы педагогического мастерства» / Зязюн И.А. и др.)

5.Участие в реальной педагогической деятельности для закрепления индивидуального стиля педагогического общения.

6.Соотнесение своих индивидуальных качеств с индивидуально-типологическими особенностями детей.

Верно выбранный стиль педагогического общения (общий, характерный для всего коллектива и индивидуальный), способствует тому, что

- педагогическое воздействие становится адекватным личности педагога;

- облегчается процедура налаживания взаимоотношений;

- повышается эффективность передачи и усвоения учебной информации;

- создается эмоционально благополучный психологический климат, общение с классом становится приятным и для педагога, и для детей.

Педагогическое общение пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, эффективность которого зависит от мастерства педагога, его желания и умения самосовершенствования.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | Культура общения педагога

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 163; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.