Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Модуль первый. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Черюкина Г.Л.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по истории русской литературы 19 века (последняя треть) для студентов факультета филологии и журналистики
Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс разработан кандидатом филологических наук, доцентом кафедры истории русской литературы Г.Л. Черюкиной
Ответственный редактор ст. преп. Е.С. Жак
Печатается в соответствии с решением кафедры истории русской литературы факультета филологии и журналистики ЮФУ, протокол № 5 от 25 февраля 2010 г.
Курс «История русской литературы 19 века (последняя треть)» читается студентам следующих отделений и специализаций: отечественная филологии, отечественная и международная журналистика, этнолингвистика, реклама, тележурналистика, PR. Итоговая форма контроля – экзамен. Данный курс является продолжением в изучении студентами русской литературы и завершает общий курс истории русской литературы 19 века. Этим обусловлен итоговый характер курса и его специфика. Хронологические рамки, традиционно сложившиеся в учебной программе (1870-е – 1890-е годы), остаются достаточно условными, так как в систему курса входит изучение произведений ряда писателей, чье творчество не ограничивается обозначенными годами и представляет собой сложное явление с точки зрения как биографической обусловленности, так и тесной связи с историко-литературным процессом. В связи с этим речь идет как о преемственности, так и о новаторстве в творчестве художников слова, их тесной связи с культурным контекстом эпохи и общественным движением, авторском стиле и методе, эволюции мировоззрения и творчества. В ряд таких писателей входят Ф.М. Достоевский, начавший литературную деятельность в 40-е годы, Л.Н. Толстой, творчество которого выходит за рамки обозначенных хронологических рамок, Н.С. Лесков, активно вступивший в литературную борьбу в 60-е г.г., А.П. Чехов, В.Г. Короленко и др. Вышесказанным обусловлены цели и задачи курса – изучение творчества писателей, наиболее значимых в истории русской и мировой литературы, понимание их авторского своеобразия и концепции творчества во взаимосвязи с культурно-исторической эпохой, биографическим контекстом, внутрилитературными отношениями, явлениями общественной жизни и литературным процессом в целом. Для понимания типологических связей творчества разных авторов предполагается усвоение родовых и жанровых различий и особенностей литературы данного периода, обнаружение закономерностей и литературного генезиса. Неминуемо расширение терминологического аппарата и оперативных понятий, необходимых для полноценного анализа художественного текста. В связи с жанровым укрупнением и усложнением проблематики изучаемых текстов, нарастанием публицистичности и отходом от сложившихся констант в литературе первой половины 19 века необходимо выработать четкое представление о таких составляющих, как психологизм, историзм, философичность, мифологизм по отношению к писателям обозначенного периода. Помимо произведений, включенных в список для обязательного прочтения, студент должен ознакомиться с учебной и научной литературой в целях расширения и систематизации полученных знаний и навыков в восприятии и анализе художественных текстов, в понимании тесной взаимосвязи поэтики и проблематики произведения и его месте и роли в контексте творчества конкретного писателя.
Модуль первый. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского
Цели и задачи: Дать системное представление о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского в контексте общего историко-литературного процесса. Ознакомить с основными положениями трудов ведущих достоевсковедов.
Традиции натуральной школы в раннем творчестве писателя. Проблема периодизации творчества Ф.М. Достоевского. «Записки из подполья» как рубежное произведении в становлении писателя-психолога. Понятия «фантастического реализма» и «реализма в высшем смысле» по отношению к творческому методу писателя. Концепция человека в творчестве Достоевского. Особенности психологизма в произведениях позднего периода творчества. Герой-идеолог как самый яркий психологический тип в творчестве писателя (проблема генезиса и типологии). Творчество послекаторжного периода. Сатирические произведения конца 1850-х – начала 60-х г.г. «Пятикнижие» Ф.М. Достоевского». Художественная система религиозно-философских взглядов писателя. Эволюция жанров в творчестве Достоевского. Итоговый характер романа «Братья Карамазовы». Жанрово-тематическое своеобразие моножурнала «Дневник писателя». Творчество Ф.М. Достоевского в оценке современников. Достоевский в русской философской мысли. Изучение Ф.М. Достоевского в отечественном и зарубежном литературоведении. Список литературы: 1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. 2. Белопольский В.Н. Достоевский и философия: Связи и параллели. Ростов-на-Дону, 1998. 3. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. 4. Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977. 5. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. Л., 1985. 6. Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М., ИМЛИ РАН, 2004. 7. Кашина Н.В. Эстетика Достоевского. М.,1989. 8. Кунильский А.Е. «Лик земной и вечная истина». О восприятии мира и изображении героя в произведениях Ф.М. Достоевского. Петрозаводск, 2006.Назиров Р.Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов, 1983. 9. Осмоловский О.Н. Достоевский и русский психологический роман. Кишинев, 1981. 10. Сараскина Л.И. «Бесы» – роман-предупреждение. М., 1990. 11. Степанян К.А. «Сознать и сказать». «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. М., 2005. 12. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л., 1964. Проектное задание: Осветить концепцию человека в творчестве Ф.М. Достоевского. Дать характеристику героя-диалога Достоевского как литературного типа. Вопросы: 1.Творчество Ф.М. Достоевского. Особенности поэтики Достоевского. М.М. Бахтин о Достоевском. 2.Периодизация творчества Ф.М. Достоевского. Переход от «натуральной школы» к «реализму в высшем смысле». «Записки из подполья» как опыт углубленного психологического изображения. 3.Ранние произведения Ф.М. Достоевского. Жанровые особенности и специфика гуманизма. Тематика и проблематика ранних произведений писателя. Проблема интертекстуальности. 4.Творчество Ф.М. Достоевского как опыт художественной антропологии. Концепция человека. Экспериментальная основа произведений писателя. 5.Литературные типы и их развитие в творчестве Ф.М. Достоевского. Идеолог как самый яркий тип в зрелом творчестве Достоевского. Проблема типологии героя-идеолога. Двойничество как основной прием в изображении героя-идеолога. 6.Романы «пятикнижия» Ф.М. Достоевского как художественная целостность. Сюжетно-композиционные особенности поздних романов писателя. Проблемно-тематический диапазон. Система художественных образов. 7.Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как один из самых сложных романов «пятикнижия». Философская основа романа. Система художественных образов. Развитие в романе уже созданных литературных типов и их трансформация. Художественные открытия Достоевского. 8.Ф.М. Достоевский как христианский писатель. Религиозный идеал Достоевского. Поиск «положительно прекрасного» героя. Роман «Идиот» в свете положительных идей Достоевского. 9.Роль и место женских образов в романах Достоевского. Их значение в раскрытии и понимании авторского замысла. 10. Система образов в романе Достоевского «Бесы» (или «Подросток»). Отличительные черты и характеристики романа в системе «пятикнижия». Образ рассказчика (хроникера) и его роль в романе. 11.Детские образы в творчестве Достоевского. Тема детского страдания и проблема теодицеи. Связь детских образов с образами других персонажей и их значение в разрешении основных сюжетных и идейных коллизий. 12.Проблема семьи и семейных отношений в творчестве Достоевского. Развитие семейной темы в процессе эволюции творчества. Усложнение системы образов и расширение идейно-тематической основы в связи с обозначенной проблемой. 13. Итоговый характер романа «Братья Карамазовы». Система персонажей. Проблема главного героя в романе. Нравственно-философский контекст романа и его религиозный характер. Образ старца Зосимы и его значение в романе. Критерии оценки: В зависимости от полноты ответа студент получает от 1 до 10 баллов.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 246; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |