Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Предмет исторической науки. Диалектика объективного и субъективного в историческом знании. Виды исторических источников

Во-первых, любая наука – это форма общественного сознания, которая определяет закономерности, и поскольку объективная реальность существует как бы в двух измерениях, это природа и творчество. Поэтому науки делятся на гуманитарные науки и естественные. История относится к наукам гуманитарным. Историческая наука является постоянно-развивающимся организмом.
Главные задачи истории:
1)гностическая ( познавательная)
2)воспитательная ( на примерах прошлого общество строит систему ценностей)

Каждая наука имеет объект исследования.
Объект исторической науки – совокупность всех явлений и процессов в прошлом и настоящем человечества. Это та сфера, которую историки изучают. Но ее изучают и социологи, и политологи и культурологи. Поэтому каждая наука имеет свой предмет.

Предмет исторической науки – целенаправленная планомерная человеческая деятельность. И в связи с этим возникает очень важная проблема в историческом знании: существует объективная и субъективная.
В исторической науке важна проблема диалектики. Для любой науки важно соотношение объективного и субъективного. То, что существует в голове людей – субъективно. А то, что обнаружено – объективно.

Любое изменение влияет на ход исторического процесса. Люди сами творят историю. Это значит, что исторический процесс субъективен. В чистом виде не бывает объективного и субъективного. Под объективным в обществе подразумеваются факторы,, существующие независимо от воли и желаний людей.- Скажем, экономический фактор является объективным фактором, так как,без него просто немыслима жизнь человека. Чтобы он мог» физически выжить, ему необходимо, создавать средства ,существования: пищу, одежду, жилье и т.д. К объективному фактору следует отнести и ту часть природы, которая находится в постоянном взаимодействии с обществом и выступает как естественное условие его существования и развития. К объективным условиям принадлежат и семейно-бытовые отношения, связанные с воспроизводством человека. Под субъективным следует понимать то, что зависит от самих людей, от их сознательности, уровня культуры, дисциплинированности, ответственности и т.д. Приоритет принадлежит объективному. Оно в конечном счете детерминирует субъективное. Так, например, люди несвободны в выборе своих производительных сил, составляющих основу всей их истории, поскольку они им достались от предыдущих поколений. Но они могут их максимально эффективно использовать или же наоборот даже потерять то, что уже имели. История человечества свидетельствует, что при одних и тех же средствах производства можно жить как хорошо, так и плохо. То же самое касается природного фактора.

Имея одинаковые природные и климатические условия, можно жить по- разному. Здесь все зависит от субъективного фактора. Поэтому люди должны учитывать возможности объективного фактора и, исходя из этого, действовать в соответствии со своими возможностями, традициями, оби- чаями, менталитетом и т.д.

Если брать человечество в целом, то по мере его продвижения по пути социального прогресса возрастает роль субъективного фактора. Можно сказать, что становление человечества есть становление собственно человеческой истории. Первобытное общество —это социум, который с некоторыми оговорками ближе к Природе, чем к подлинной истории людей. Почти все отношения между индивидами регулировались не социальными, а естественными связями. Даже орудия производства создавались с учетом естественных условий. Совсем иначе выглядит эпоха рабства, люди уже начинают делать настоящую собственную историю. Во-первых, социальные связи стали доминировать над природными, и взаимоотношения индивидов регулируются выработанными юридическими законами и нормами, а также нравственными принципами. Во-вторых, появилась письменность, давшая возможность фиксировать мысли, создавать духовные ценности и оставлять их потомкам. Сама духовная деятельность приобрела самостоятельный характер. В-третьих, сознательно строились государственные и межгосударственные отношения и т.д.

В XX веке роль субъективного фактора резко возросла. Все социальные силы общества — классы, группы, коллективы, индивиды —принимают активное участие в творении истории. Они, производят ценности, делают политику, создают различные политические партии, спортивные организации и учреждения, объединяющие в своих рядах миллионы людей не на базе кровнородственных связей, а на основе профессиональных и иных интересов. Порой складывается впечатление, что воля людей сильнее объективных обстоятельств и что история как бы приобретает субъективно-волюнтаристский характер, когда все можно менять по своему усмотрению. Делаются иной раз даже попытки все сломать и вернуться к прошлому. При этом совершенно забывают, что в истории нет абсолютной повторяемости, что нельзя вернуться к прошлым временам не только потому, что изменились объективные обстоятельства, но и потому что субъективные условия тоже резко изменились. Новое .поколение никогда не захочет отказаться от приобретенных ценностей, от производительных сил, от жизненного комфорта и других позитивных моментов, оставленных предыдущими поколениями. У него другая психология, другой уклад жизни и другие интересы. Насильственно можно навязать, но только временно, людям мысль о необходимости повторить пройденный путь, но это будет означать трагедию,, ибо нельзя насиловать логику истории и ее объективный ход по восходящей линии.

Специфичность истории как науки заключается в том, что материал ее изучения – факты из прошлого. Историк не может восстановить события, поэтому главным образом знания получают из исторических источников.

По форме трансляции источники делятся на:

1. вещественные (артефакты, строения, предметы быта)

2. письменные (вид моложе, чем вещественные, это все, что написано –письма, рекламации, наскальные надписи)

3. изобразительные (живописные изделия, рисунки, граффити, кино и фото документы)

4. фонетические (фольклор, аудиозаписи).

Необходимо знать адрес источника и его цель. Репрезентативность исторического источника – правдивость.

По своим способам передачи источники могут быть различны, но любой источник должен быть подвергнут историческому анализу. Этим занимается источниковедение (когда произведен источник, какой эпохи, кем произведен, географическое расположение, адресность его).


 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подводя общий итог, следует отметить, что советский период развития отечественной системы органов внутренних дел (1917-1991 гг.) - это достаточно | Первобытнообщинная формация в истории человечества

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 225; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.