Первобытнообщинная формация в истории человечества
Учения о первобытнообщинной формации были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом
ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ - первая форма бытия человеческого общества и соответственно первая стадия его исторического развития. первобытнообщинный строй охватывает время от появления самых первых людей до возникновения классового общества, что по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком. Самый длинный период, что было обусловлено медленными темпами развития общества.
2-2,5 млн. лет назад появились человекоподобные существа . Человек отделился от животного мира. Появляется человек умелый. Затем появляется человек разумный (40-35 тыс л.д.н.э). Общепринято разделение этого периода по основным материалам, из которых изготавливались орудия труда: каменный век (самый длительный, включал в себя палеолит, мезолит, неолит), меднокаменный век (унеолит), бронзовый век, ранний железный век. Ранний палеолит –время становления человека. В железном веке началось складывание этнической карты нашей страны.
Критерии формации:
1.Присваивающее хозяйство, т.е. когда человек, не производя, присваивал созданное природой. В этой ситуации человек как часть природы приспосабливается к условиям обитания, не изменяя природную среду. Пропитание добывалось собирательством и охотой, часто на крупного зверя. От собирательства диких плодов и кореньев человек перешел к их культивированию и разведению, а от охоты – к ловле животных и их приручению. 2. Натуральное хозяйство - тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). 3. Коллективная собственность, коллективный труд ( отсутствие частной собственности!),Коллективное потребление и производство, вызванное неразвитостью производительных сил. 4.Люди жили племенами (родоплеменной строй). Общество делится на родовую общину (150-300 чел .родственников, общее верование и хозяйство) и племенную общину. 5. отсутствие классов- отсутствие имущественного неравенства. 6. Самоуправление, высшим органом общины было народное собрание (вече). Система обычного права (суд по обычаю). 7. язычество (ранняя форма религиозных верований), которому характерно обожествление животных, многобожие (политеизм).
Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой, которую вели совместно, и собирательством. Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной оседлости. Важнейшим этапом в развитии человека стало появление языка. Применение языка привело к возможности обучать потомство словами, а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т.д. Сначала первобытные люди пользовались огнем, получаемым при пожарах, от ударов молний и т.д. Поскольку добывать огонь они ещё не умели, огонь приходилось постоянно поддерживать, но со временем первобытные люди научились добывать огонь сами. Любая добыча делилась между всем коллективом людей. Орудия же труда, бытовая утварь, украшения находилась в пользовании отдельных людей, но хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой мог взять чужую вещь и пользоваться ею без спроса. Содержится предположение, что первоначально половые отношения между людьми внутри коллектива были беспорядочными. Однако эта идея не является. Так или иначе, неконтролируемое проявление полового инстинкта, даже когда оно не вело к открытым столкновениям между соперниками, мешало единству формирующейся общины. Коллективная охота требовала сплоченности всех её участников. Поэтому возник запрет на половые отношения между членами коллектива в период, предшествовавший охоте, и самой охоты. Со временем сформировалась сложная система регулирования половых связей - женщины рода А, например, имели право иметь детей только от мужчин рода Б, а женщины рода Б - только от мужчин рода В. Так каждая праобщина превратилась в род, а группа родов с традиционными брачными отношениями, общим языком на разной хозяйственной жизнью, стала племенами. Естественным кормильцем человека была его мать — вначале она его вскармливала своим молоком, затем вообще брала на себя обязанность обеспечивать его пищей и всем нужным для жизни. Эту пищу должны были добывать на охоте мужчины — братья матери, принадлежавшие к её роду. Так стали образовываться ячейки, состоявшие из нескольких братьев, нескольких сестер и детей последних. Они жили в общинных жилищах. Лишь затем возникла парная семья — образование постоянных пар на более или менее продолжительный срок. Она превратилась в моногамную семью — пожизненное единобрачие отдельных пар.
С изобретением лука охота усовершенствовалась, была приручена собака, ставшая помощником человека на охоте. Постепенно охота привела к приручению животных — появилось первобытное животноводство. Из собирательства выросло земледелие: семена диких растений, собранных людьми и не использованных полностью, могли давать всходы около жилищ. Результатом того, что средства к существованию стали более обеспеченными, стал существенный рост общей численности населения. Позже люди овладели плавкой металлов (сначала меди, затем и железа), что позволило создавать более совершенные металлические орудия труда. Изменение экономики с чисто присваивающей на производящую привело и к изменению общества. У земледельческих племен типом поселения стала деревня в которой проживала одна община, которая из родовой превращалась в соседскую. Собственность на землю была коллективной — внутри коллектива отдельные люди или семьи владели участками земли, которые можно было обрабатывать, но нельзя передать другому в пользование. Орудия труда, жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, хозяйственный инвентарь находились в частной собственности, но пережитки общинного пользования сохранялись до нашего времени. Сначала вожди были влиятельны благодаря своим личным качествам, а затем власть вождей стала передаваться по наследству. Результатом этих процессов стало появление привилегированных слоёв общества — вождей, жрецов, а также наиболее удачливых в хозяйственной деятельности. Возникло имущественное неравенство. Вожди начали требовать приношений себе от рядовых общинников. Захваченные в войнах между племенами пленные становились рабами. Сначала соседние роды и племена обменивались тем, что им давала природа: солью, редкими камнями и т. п; это явление получило название дарообмена. Для самозащиты и защиты подданных от набегов конкурентов строились укреплённые города. Последним этапом догосударственного развития общества стала так называемая военная демократия.
Стали возникать вождества — политические единицы, включающие в себя несколько деревень или общин, объединённых под постоянной властью верховного вождя. Племена стали объединяться в союзы племен, которые постепенно стали преобразовываться в народности. Народности росли за счёт естественного прироста населения, за счёт дальнейшего объединения с соседними племенами и за счёт завоеваний чужих земель и покорения других племён и народностей.
Но целый ряд племён продолжал жить родовым строем ещё очень продолжительное время. Даже в настоящее время существуют такие племена.
Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу.
С эпохи неолита возникают сложные религиозные культы. Религиозные убеждения в этот период обычно состояли в поклонении Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам. У первобытных племён не было специальных служителей культа; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари, шаманы и т. п.). С развитием социальной дифференциацией выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами.