Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Влияние православия на русскую историю
В Х в. язычество господствовало среди большинства населения, верховным был бог войны — громовержец Перун. Язычество не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества и создания прочного государства, к которому стремились киевские князья. Вера в племенных божеств не способствовала укреплению государственной власти. Это заставило князя Владимира вести поиски религии, отвечавшей новым потребностям древнерусского государства. Предпочтение любой из религий являлось для Руси большим шагом вперед в духовном развитии. Это был выбор между язычеством и мировыми религиями: восточными (иудаизм, ислам) и западными (христианство) вариантами великих религий; восточным (православие) и западным (католичество) вариантами христианства. В результате ислам, иудаизм и католичество были отвергнуты, а православный вариант христианства принят в 988 г как государственная религия. (до татарского нашествия пили слабые алкогольные напитки(пиво и меды),заморские вина. Конец 10 века- время складывания государства, переход от военной демократии ( князь зависел от дружины)отношения с князем строились либо пир(сидлеи, разговаривали, пили из одной чащи, но не «напивались»), либо военный поход. Поэтому чтобы не быть зависимым принимает не ислам, а христианство.) Этот факт явился избранием цивилизационной альтернативы, стоявшей перед Русским государством. Вера, как духовная основа единства общества, определила общее направление развития культуры, особенности политического и экономического строя, государства и национально-государственной идеологии. Христианство в отличие от язычества дало прочную основу государственной власти. Великий князь нес на себе Божье благословение и являлся наместником Бога, воплощавшим его волю на земле, содействующим соединению повседневности и духовного начала. Права верховной власти гарантировались религией и религиозной общиной. Религия заставляла народ примирительно относиться к неизбежному в государстве социальному угнетению, считая это следствием несовершенности и греховности человека. Религия укрепляет общество и государство в критические для них периоды. Большая часть истории России имела «критический», кризисный характер, поэтому влияние религиозного самоопределения на ее цивилизационное развитие было значительно. Царь в православных Византии и России считал себя и царем, и иереем – носителем церковной власти, а свою волю – возведенной в закон. Он являлся фактически главой Церкви. В подобных условиях не могло быть речи о диалоге власти и населения. Все общество считалось «общиной», ради которой необходимо жертвовать своими интересами. В стране господствовал государственный контроль «сверху вниз». В России Православная Церковь сохранила роль согласительного органа общества, она добивалась примирения враждующих князей и групп населения. Византийское православие способствовало становлению Русского государства X–XV веков, укреплению России как централизованного государства XVI–XVII веков и легло в основу идеологии самодержавной власти Российской империи. Принятие византийского православия означало для Древней Руси вхождение в круг христианских стран, открывало путь для политических контактов с Европой. Большие возможности давали особенности христианства как духовной основы цивилизации, общие для Западной Европы, Византии, Руси. Христианство помогло создать стабильные формы общества и государства. Церковь объединила сословия в общество, группы населения –в народ, создала духовную основу для этого единства, явилась прочной основой государственной власти, утверждая принцип «несть власть не от Бога». Она стремилась к стабильности общества, осуждая одновременно как социальный протест, бунты и восстания, так и чрезмерное накопление богатств и угнетение народа. Выбор восточного христианства, византийского православия Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития российской цивилизации. Постепенно в стране складывались политические, экономические и культурные установления, подобные византийским: авторитарная государственная власть, господствующая над Церковью и обществом; использование религии для поучения человека, а не для объяснения мира; стремление воплотить в мирской жизни божественный идеал. Христианство явилось духовной силой, которая сделала возможным существование и развитие европейской цивилизации, стало исходным пунктом становления современной мировой цивилизации. Принятие христианства имело для Руси огромное значение: церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва); принятие христианства уравняло Киевскую Русь с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними странами; церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения; принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, при монастырях открывались школы, библиотеки; христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев. Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов. В центре стоит человек. Внимание уделялось духовному миру человека. Православная церковь огромное внимание уделяла душе верующего. Смысл православной веры - приготовить свою душу к загробной жизни, считалось, что все материальное в мире - это гробница души. Поэтому все сущее не имеет смысла. Для католика и протестанта, Папа Римский - главный свет веры. Что касается православия - то святых людей нет - церковь сама свята, Человек может быть приобщен к церкви, для подготовки своей души. Последствия христианизации: Раннефеодальная монархия = князь-вече-боярство. Не было аппарата управления. Князь великий среди равных—статус одинаковый, вассалитет по типу государства – федерация с элементами конфедерации ( каждый держит свою вотчину сам, а защищают вместе),старался удержать федерацию Владимир Мономах. Начиная, с конца 11 века уже окончательно конфедерация. Родовой (лестничный признак) лестница Ярослава – переход от старшего брата к меньшему брату. Законодательство: Русская правда- комплекс из трех документов: Правда Ярослава, правда Ярославича, устав Мономаха
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 238; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |