Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Феодализм, как общественно-экономическая формация. Периодизация феодализма

В Европе наступает с 5-6 веков, на территории России с 11 века.

К характерным чертам можно отнести:

1. господство феодальной собственности на землю. Самой классической формой феодальной собственности является феод. Земля хотя и передается по наследству, но также появляются и право на аренду.

Феодальная собственность. Первая часть Домен - это владения феодалов, там его усадьба, его угодья. Остальное раздается крестьянам за аренду. Доход платят феодалу.В России это также имело место и называлось Вотчина.

Вторая форма феодального землевладения была "церковная земля", или "монастырское землевладение". Она не передавалось по наследству, т.к. принадлежала коллективу монахов. Тоже есть домен, и тоже земля - монастырским крестьянам за аренду. Монастырская земля появляется с начала 11 века, когда появляются первые монастыри.

И третья форма землевладения, характерная только для Росси - это поместье. Структура такая же. Но отличается тем, что это не наследственная собственность. Эту землю помещик получал за службу. Т.е. если он уходил со службы, то земля возвращалась прежнему владельцу.

Держатели земли назывались дворянами (про поместья). Это было до 19 века. До 18 века на Руси называли дворянами не тех, у кого высокородное происхождение, а тех, кто служил, дворяне - дворовые люди. Своих дворян могли иметь монастыри, князья и бояре.

С Петра I все феодалы были объявлены дворянами. А Екатерина II делает дворян господствующим классом. Слово дворянин становится равнозначным аристократу.

Поместья просуществовали с 14 века и до Петра первого (18 век). Дольше всех просуществовала монастырская земля, до 1764 года.

2. наличие самостоятельного мелкого крестьянского хозяйства. Феодальный крестьянин имеет свое хозяйство, свои орудия труда, дом, скот, семью. Но крестьянин не имеет земли. Крестьяне пользуются землей за ренту. Рента - доход, получаемый феодалами, не связанный с предпринимательской деятельностью.

Типы ренты :

· Натуральный оброк.

· Отработочная рента. Барщина (в России). С 12 века.

· Денежная рента. Денежный оброк (в России). С 14 века, господствующей становится в 18 века.

3. натуральный характер хозяйства. Экономика имеет аграрный уклон. Феодальное общество – это общество аграрное (90% проживали в сельском местности). Товарное общество (2-3% от общества) живет в городах.

90 процентов занимаются сельским хозяйством и ведут натуральное хозяйство. Экономически замкнуто, однако существует торговля, и даже интенсивно. Но сельское хозяйство свыше 90 процентов и лишь 10 процентов - ремесло и торговля.

4.рутинная техника. Техника имеет примитивный, отсталый характер. Объясняется не тем, что люди были глупы, и не было инженеров, а тем, что значительную часть произведенного продукта крестьяне отдавали за аренду, и средств на развитие не было. И как только появляется прибавочный продукт, общество взрывается и происходит переход к капитализму.

Надстроечные черты феодализма:

5.сословная организация общества. Это большие группы людей, отличающиеся объемом прав и привилегий, закрепленных законом. Представитель сословия может быть бедным, но при этом иметь привилегии.

6. монархии. Эти формы монархии свидетельствовали о том или ином этапе развития. "Варварские королевства" - ранние монархии. Киевская Русь была типичным примером на ранней стадии феодализма.

Следующая форма монархии - сословно-представительная монархия. Возникает на этапе перехода феодальной раздробленности, к созданию централизованного государства.

Следующая форма монархии - абсолютная монархия, возникает на позднем феодализме. В России существовала с18 века (с Петра I) до начала 20 века.

Ограниченная монархия, при феодализме - республики (Венеция, Генуя, Гамбург, и др). Дело в том, что республики существуют, но все остальное в этих обществах феодальное.

7.господство монорелигии Атеистов сжигали на кострах. С 5 до 17 века в Европе феод. отношения. С 11 века до середины 19 века – в России.

 

В европейской истории феодализма 3 периода:

1. V-XI века –переплетение предшествующей формации с зарождающейся. Начинается феод. история в Европе.

2. XII –XV – «Классический феодализм»; нет пережитка, господствуют только феодалические признаки. Дает начало денежным отношениям.1494г. - Колумб открыл Америку, эпоха географических открытий.

3. XVI – 1/2 XVII века – эпоха нового времени (начало с английской революции, зарождение капитализма, 1789-1794 – французская революция). Зарождаются буржуазные черты наряду с феодальными.

В России периодизация не совпадает с феодализмом. Феодальная история России начинается с XI века, а не с Vкак в Европе.

Периоды в России:

1. XI – ½ XV – до Ивана Грозного. В 1054 году Ярослав делит землю на пять частей между сыновьями и внуком . Во время нападения татаро- монголов феодалы погибают, поэтому так долго длился первый период. К 12 веку в России утверждается феодальная раздробленность. Но в 13 веке Русь подвергается нашествия татаро-монгольского ига, Руси пришлось объединиться. Потому что погибали в первую очередь князья. Резко поредел состав феодалов. Феодальные отношения приостанавливаются. В конце 13 века опять возрождается феодализм.

 

2. 2/2 XV– до конца XVIвека – классический феодализм (все признаки феод. формации господствуют)

 

3. XVII - ½ XIX века – прекращение служит отмена крепостного права в 1861 году, зарождается мануфактурное производство, элементы монархии.


 

16. Историческое своеобразие русского средневековья. Элементы восточного и европейского вариантов феодализма в русской истории.

Становление и развитие средневековой русской культуры неразрывно связано с формированием древнерусского государства. Таким образом, понятие "средневековая русская культура" включает в себя создание и накопление духовных и материальных ценностей в России IX - первой половины XVII вв.: с объединения князем Олегом всего пути "из варяг в греки" от Новгорода до Киева и образования мощного военно-политического союза восточно-славянских и неславянских племен до царствования Алексея Михайловича Романова, при котором укрепилась самодержавная Россия.
Как в Западной Европе, так и на Руси средневековая культура сформировалась под влиянием христианского миропонимания и с предельной полнотой выразила его во всех своих главных феноменах. Самобытность Русского средневековья определяется тремя главными факторами: этническими, национальными особенностями развития древней (дохристианской) восточно-славянской культуры; своеобразием социально-политической истории Руси в древний и средневековый периоды, ее геополитическим положением между Востоком и Западом; принятием христианства из Византии.
Русская культура XIV-XVII веков, хотя и не была чужда заимствованиям с Запада и Востока, в основном развивала собственные традиции предшествовавшего периода. История немало сделала, отыскивая аналоги таких эпохальных явлений Европы, как Возрождение и Реформация. Однако стоящая за такими поисками посылка, трактующая отсутствие данных феноменов как признак культурной отсталости, сомнительна. Русская средневековая культура в силу особенностей своего формирования была не просто региональным вариантом европейской культуры. Это была другая культура, основывающаяся на православии.
Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса средневековой Руси, следует отметить, что культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. Формирование русской культуры средневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия.
В историко-культурном процессе XII - XV веков выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до сер. XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры (в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, датских, шведских, литовских и польских феодалов). Второй период (вторая половина XIV - XV века) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Именно Московскому княжеству было суждено, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавить борьбу против Золотой Орды и к концу XV века завершить оба процесса созданием единого и независимого государства.

В первое столетие после нашествия Батыя, русский народ направил свои усилия на восстановление разрушенного хозяйства и на сохранение уцелевших от гибели культурных ценностей. Особо важную роль в сохранении культурного наследия сыграли Новгород и Псков, а также другие западные города, не подвергшиеся погрому. Здесь не прерывалось развитие письменности, архитектуры и живописи.
После исторической победы на Куликовом поле (1380 г) главенствующая роль Москвы в развитии русского искусства становится все более несомненной. В обстановке национального подъема искусство Руси переживает расцвет Предвозрождения. Москва становится художественным центром Руси.
Необходимо отметить, что XIV век в странах Европы был веком Предвозрождения, временем стремительного сложения элементов национальных культур. Этот процесс захватил и Русь. Национальные элементы отдельных культур, возникнув почти одновременно по всей Европе, в России получают реальную опору в организации собственного национального Русского государства. Вот почему национальное своеобразие русской культуры XIV - XV веков выражено особенно отчетливо.
В этот период крепнет единство русского языка. Русская литература строго подчинена единой системе государственного строительства. Русская архитектура все сильнее выражает национальное своеобразие. Распространение исторических знаний и интерес к родной истории вырастает до широчайших размеров.
Русская культура XIV - XV веков тесно связана с культурой Западной Европы, Востока и Средиземноморья. Из Византии в русские земли поступали произведения искусства и литературы, приезжали византийские художники. На Руси дорого ценились византийские иконы и книги. Близость языка позволяла русским пользоваться болгарской и сербской литературой. С сербских и болгарских оригиналов были переписаны некоторые русские летописи XIV - XV веков. С Западной Европой Русь была связана при посредстве Новгорода и Пскова. В этих двух культурных центрах греко-славянские традиции успешно сочетались с западноевропейскими. Влияние Востока проявлялось главным образом в области прикладного искусства[5].
В XIV - XV веках центрами летописания на Руси были крупные города - Новгород и Псков, Москва и Тверь, Ростов и Нижний Новгород, Рязань и Смоленск. Летописи стали служить своеобразным ориентиром в политической жизни городов, княжеств, а потом и Русского государства в целом. Следует отметить, что наряду с достоверными, объективными данными летописи отразили и местный сепаратизм, пристально возвеличивая одних деятелей, умалчивая о других и ниспровергая третьих. Тем не менее, они являются ценнейшими источниками по истории средневековой Руси.

 

Россия соединила две модели: азиатскую и европейскую.

В азиатской ,в отличие от европейской, преувеличена роль государства. В Европейской модели: «вассал моего вассала не мой вассал», т.е король не вмешивается. В Азии сохраняется община, Причина климатические условия: невозможно без государства создавать системы орошения, осушения, дороги ,поэтому преобладала гос. собственность, отсюда и гипертрофированность государства. В Европе с 12 века утверждается индивидуальное крестьянское хозяйство.

В России была постоянная внешняя угроза, поэтому роль армии была велика. Если высока роль государства, значит, роль личности мизерна. Функцией гос в России была защита территории В Европе, главной функцией государства была защита прав личности

Азиатская модель переплеталась с элементами рабства. В Азии нормы эксплуатации выше.

«Классовая борьба – поливальная бабка истории»-говорил Маркс.

В Европе традиции выше сеньора. В Азии нормы эксплуатации были выше, государство-монополист, иные способы классовой борьбы. Чтобы отстоять свои права нужно было возмущаться деятельности государства, он становился государственным преступником.

В отличие от Европы в Азии классовая борьба( классовый бандитизм!) не была малочисленной. и не несла положительный результат, потому что по численности Азия многолюдна. В 17 веке была война, в которой участвовало около 2 млн.чел. Во время смуты участвовало 7 млн.чел. В этих условиях невозможно руководить. Военные действия несли разрушительную силу и отбрасывали развитие общества назад ( в результате революции 1917 г. Россия была отброшена на несколько поколений назад). Европа осторожно вела военные действия.

За Средневековье Европа ушла вперед, Азия деградировала или стояла на месте. Причины:

1) Консервация осуществляется в форме ренты: в Европе быстро перешли на денежную ренту, в Азии долгое время сохранялась натуральная(произведено своим трудом). В условиях жесткого деспотизма натуральная рента снимала социальное напряжение, но не способствовала развитию хозяйства. Экономика развивается медленнее

2) Разный тип культуры. В Е культура имеет технократический характер. В А она более гуманистическая. в Европе наука была очень рано востребована, так как необходимо было выжить в сконцентрированной пространстве. В Азии наука была направлена на человека (порох для фейверков).

3) Соседство с кочевниками. На Европу напали в 6 веке последний раз. Никогда не попадали на Японию. На Россию постоянно ( примерно раз в 4 года) нападали кочевники, вплоть до середины 19 века Большие людские потери и разрушения.

 


 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Влияние татаро-монгольского ига на русскую историю | Возвышение Москвы. Политика первых московских князей

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 338; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.