Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
В. Проблема «естественного» и «искусственного» у софистов
а). Различение «природного» и «искусственного». Природное – то, что существует само по себе, вечное, неизменное, выражающее природу сущих вещей. Искусственное (thesis, techne) выражает то, что “по установлению”. Исходное искусственное – есть Язык. Искусственное, созданное людьми, противопоставляется божественному (легенда о Прометее). Однако, оценки этой антитезы у софистов разные. 1). Протагор: искусственное – это божественный дар, которым люди отличаются от животных. Следуй закону всегда, ибо в нем высказана сама “природа” 2). Антифонт: общественная жизнь – это искусство компромиссов. Следует соблюдать законы государства, живя среди людей. Однако же, поскольку они есть только искусственное, то, оставаясь без свидетелей, соблюдение этих законов не требуется. Обязательны только законы природы. (“Государство” Платона). Здесь нет двоемыслия, ибо “по природе” все люди одинаковы. 3). Относительность общественных установлений. Следование “природе” приводит к противоположным выводам: все несправедливо. Следование законам “по установлению” приводит к тем же выводам: все несправедливо. Справедливость – относительна. Изменчивость общественных институтов. Вывод: Софистика – это субъективное, одностороннее развитие диалектики как логики. Софизм в применении к общественной жизни выступил в своей двусмысленной форме: с одной стороны, демократизации общества, с другой стороны, возрастания элементов охлакратии и хаоса. «Все дозволено» как принцип анархии общественной жизни.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 137; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |