Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Учение Сократа

Сократ (469-399 г.г. до н.э.), сын каменотеса Софроникса и повивальной бабки Фенареты. Бедный афинянин. Боец. Свободный гражданин. Смерть Сократа: ее загадочность и смысл. Воспоминания Аристофана, Ксенофонта, Платона. Образец философа.

а). Принцип Сократа. В противовес софистам Сократ убежден в наличии абсолютного добра, истины, красоты. Основной тезис Сократа: добродетель и знание есть одно и то же. Тезис «Я знаю, что я ничего не знаю».

б). Метод Сократа.Метод Сократа – это его знаменитая «диалектика», состоящая, во-первых, из «иронии», т.е. индукции или искусства наведения (иногда практически неотличимого от софистики), и, во-вторых, из «майевтики», т.е. искусства определения. Гипотетико-дедуктивный метод Сократа.

Конечно, при этом Сократ остается в рамках тех же неглубоких определений сущности вещей, добываемых перебором мнений, и даже воздерживался от окончательных определений. Но сам метод был принципиально иным, направленным на «родовспоможение» или «рождения человека в истине». Экзистенциальный смысл метода Сократа.

в). Критерии истины.Истина – абсолютна и всеобща. Вещи относительны. Но из относительности вещей и субъективности их чувственных свойств Сократ делает отличный от софистов вывод.

1). Истина не есть относительное, но абсолютное, а значит – всеобщее. Отдельные знания – единичны, особенны, но истины носит всеобщий характер. Общее не сводимо к отдельным его проявления, к единичному.

2). Всеобщее может быть открыто только умом. Следовательно, истина содержаться не в вещах, как их признак, а в уме.

Позже это приведет Платона к идеалистическому противопоставлению идей вещам, точнее – постулированию царства идей как царства истины.

г). Этика Сократа.Этика Сократа исходит из его принципа: добродетель есть знание. Стремление людей к благу предполагает знание этого блага, нравственные поступки предполагают критерий нравственности. Пытаясь выйти из этого логического круга, Сократ связывает нравственность с разумом. Добродетель состоит в знании добра и действии в соответствии с этим добром. (Отличие от этики Протагора).

Отношение к законам « по установлению». Есть два пути для человека в общественной жизни.

· Первый путь есть точное соблюдение общественных законов и полное им подчинение.

· Второй путь есть подчинение «божественным» законам, точнее подчинение «божественному разуму», между которым и человеческим разумом нет противоречия.

«Деймон» Сократа. Путь самого Сократа. Проблема «греха» или преступления в этике Сократа. Проблема решения своей жизни.

Вывод: Во-первых, Сократ – это диалектическое отрицание софистики. Включив софистику в свой метод «иронии», он исключает последнюю своим требованием искать однозначную, абсолютную и всеобщую истину. Во-вторых, жизнь Сократа есть образец воплощенной философии. Новый культурный образец. В-третьих, Сократ – «начало» высокой классики, ибо с него открывается проблематика не «фюзиса», а мышления бытия как человеческого бытия.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
В. Проблема «естественного» и «искусственного» у софистов | Сократические школы

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 196; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.