Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Сократические школы
Сократические школы фактически синтезировали сократизм и софистику, т.е решали сократовские проблемы софистическими методами. А. Киники.Основатель школы Антисфен (ок. 444 –368 г.г. до н.э.), ученик софиста Горгия, а затем Сократа. Другой известный философ кинийской школы – Диоген из Синопы. а). Основная идея киников состоит в том, что философия есть жизненная мудрость, не нуждающаяся в отвлеченном знании. Логика бесполезна. б). Примат чувственного над рациональным, текучесть сущего ведут к относительности истины и относительности общественных установлений. Отсюда – односторонний эмпиризм, т.е. ограничение познания простым описанием вещей. в). В этике этот принцип ведет к тому, что утверждается собственность человека. Но собственность – это не вещи, а внутренняя свобода, которую никто не может отобрать у человека. Отсюда противопоставление общественным установлениям – природы как свободы человека. Отказ от следования общественным ценностям и бытие вопреки им. «Следуй только своей природе!» Б. Киренаики.Основатель школы Аристипп (род. ок. 435 г. до н.э.). а). Основной тезис киренаиков тот же, что и у киников: бесполезность и ненужность теоретического знания. б). В теории познания это утверждение того, что человек пассивен, он «осажден» чувственными ощущениями и собственными аффектами. Ощущения – не восприятия внешних вещей, а наших собственных восприятий. Отсюда познание невозможно. в). Но возможно получение удовольствия. Поэтому киренаики провозгласили целью человеческой жизни – гедонизм (hedone – удовольствие, наслаждение), стремление к удовольствиям, а не калокогатию (стремление к добродетели). Человек стремится к удовольствиям и испытывает отвращение от страданий. г). Однако, этика киренаиков не примитивна. Наибольшее удовольствие человек получает от разумного поведения. Мудрость заключается именно в разумном поведении. А разумность поведения заключается не в погоне за удовольствиями, а в их разумной мере и даже в воздержании от них. Отсюда требования полной свободы от внешних благ и требование спокойствия духа. д). Таким образом, требование свободы от внешних благ оборачивается у киренаиков тем же, что и у киников: отвержением от общественных ценностей и презрением к миру ради внутренней свободы. Цинизм поведения. В. Мегарики. Основатель школы друг Сократа Евклид. Школа просуществовала до III в. до н.э. и постепенно переродилась в скептицизм. а). Существует единое, названное разными именами. Но это противоречие: ибо назвав одно разными именами, мы как будь-то считаем, что они означают нечто сходное. Поэтому сравнение как форма мысли невозможна. б). Открытие мегариками большого ряда логических парадоксов. Мегарики использовали дословно все аргументы Зенона и придумали множество своих софизмов. Говоря о софизмах древних мыслителей, можно сказать, что они открыли следующие противоречия: · Диалектические противоречияединства и множества, делимости и неделимости и т.п. · Логические и семантические парадоксы, содержащие скрытое противоречие, подлежащее устранению. · Собственно софизмы, т.е. ошибочные умозаключения, логически неправильные, но выдаваемые за правильные. в). Элидо-эритрейская школа была близка к мегарской по своим логическим исканиям. Были блестящими спорщиками.
Литература: 1. Платон. Апология Сократа. – Платон. Сочинения. Т.1. С. 70-97. 2. Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 348-350. Дополнительная: 1. Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1976. 2. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991. С. 178-186.. 3. Гуссейнов А.А., Иррлиц Г. Краткая история этики. М., 1987. С. 69-82.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 152; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |